Проблема администрирования крупнейших налогоплательщиков и пути ее решения




 

Целесообразно обратить внимание на проблему администрирования крупнейших налогоплательщиков в межрайонных инспекциях. Налоговые поступления от крупнейших налогоплательщиков составляют большую долю в сумме всех поступлений в консолидированный бюджет. И пробелы в вопросе администрирования крупнейших налогоплательщиков влияют, в первую очередь, на качество, достоверность и полноту прогнозирования налоговых поступлений.

В процессе создания и функционирования в системе налоговых органов специализированных инспекций, осуществляющих налоговое администрирование крупнейших налогоплательщиков, проведена определенная работа по формированию нормативно-правовой базы, регулирующей их деятельность:

утверждены критерии отнесения организаций к крупнейшим налогоплательщикам;

утвержден порядок постановки на учет данных плательщиков;

утвержден порядок документооборота между инспекциями по крупнейшим налогоплательщикам и УФНС России перешедшим на работу в условиях ЕКС (единого казначейского счета).

Но в ходе анализа практики применения нормативно-правовых актов, регламентирующих администрирование крупнейших налогоплательщиков, выявлена необходимость уточнения отдельных направлений совершенствования системы администрирования.

В чем это заключается:

Действующими нормативными актами установлено, что постановка на налоговый учет в межрегиональной инспекции по крупнейшим налогоплательщикам осуществляется всей организации в целом, с учетом каждого обособленного подразделения по всем видам налогов. Однако фактически администрирование налогов и сборов данными инспекциями осуществляется не по полному перечню налогов, а выборочно.

В настоящее время у всех межрегиональных инспекций по крупнейшим налогоплательщикам различные подходы к администрированию, несмотря на нормы, закрепленные в действующих нормативных правовых актах. Так например, МИ ФНС РФ по КН №1 считает налогоплательщика поставленным на налоговый учет истребовав документы по всем налогам только из налогового органа по месту нахождения налогоплательщика (документы по обособленным подразделениям этого же налогоплательщика из других налоговых органов не истребованы к передаче), МИ ФНС РФ по КН №2 считает налогоплательщика поставленным на налоговый учет истребовав документы только по федеральным налогам и только по месту нахождения налогоплательщика (документы по обособленным подразделениям этого же налогоплательщика из других налоговых органов не истребованы к передаче).

Однако наряду с этим, Межрайонные же инспекции по КН принимают на налоговый учет плательщиков по всем основаниям и всем видам налогов. На мой взгляд, подход по администрированию крупнейших налогоплательщиков должен быть единым по всей России.

ФНС по налогам и сборам РФ необходимо урегулировать взаимоотношения между налоговыми органами при постановке налогоплательщика в Межрегиональные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам и передаче необходимой документации в указанные инспекции. В реальности каждый из указанных налоговых органов по своему «волеизъявлению» организует администрирование крупнейшего налогоплательщика, не принимая во внимание приказы и инструкции ФНС России.

В результате в ХМАО по месту нахождения обособленных подразделений крупнейших налогоплательщиков не закрыты и продолжаются вестись карточки лицевых счетов по земельному налогу, регулярным платежам за пользование недрами, отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы прошлых лет, налогу на имущество и т.д. Более того, крупнейшие налогоплательщики, такие как Сибнефть-Ноябрьскнефтегаз, ООО Тюментрансгаз, ООО Сургутгазпром продолжают представлять налоговые декларации и изменения в них в налоговые органы ХМАО и даже требовать зачета и возврата.

Соответственно с учетом показателей по этим предприятиям формируется налоговая статистическая отчетность, которая используется передающей стороной для объективной оценки налогового потенциала данного налогоплательщика.

В настоящее время Управлением ФНС России по ХМАО проводится работа по сбору информации от инспекций ФНС России ХМАО у которых была не истребована и не передана документация по крупнейшим налогоплательщикам (с учетом обособленных подразделений) по всем налогам. После этого карточки лицевых счетов будут в одностороннем порядке закрыты и сальдовые остатки переданы в налоговые органы по крупнейшим налогоплательщикам, во избежание необоснованных действий со стороны налоговых органов ХМАО (зачеты, возвраты, привлечение к налоговой ответственности, начисление пени, принятие налоговых деклараций и т.д.). ФНС РФ при этом в обязательном порядке будет поставлено в известность, также как и соответствующие налоговые органы по крупнейшим налогоплательщикам.[18]

При условии передачи КЛС не по всем видам налогов и наличии в них недоимки, показатель недоимка в отчете искусственно увеличивается. Погашение недоимки по платежам по необоснованно ведущимся в территориальных инспекциях КЛС возможно только в силу мер принудительного взыскания задолженности, хотя на данную отчетную дату у головного предприятия может быть переплата.

Для проведения зачета недоимки в счет имеющейся переплаты необходимо делать запрос в МИ КН с просьбой выписать заключение. И наоборот, для проведения зачета или возврата переплаты МИ КН необходимо делать запрос в ИФНС по месту нахождения плательщика о наличии задолженности, а это время на прохождение и исполнение запроса.

Длительная переписка приводит к не соблюдению законодательно установленного срока проведения возврата, и как следствие, начислению процентов за каждый день просрочки. Кроме того, зачастую запросы о представлении информации о наличии задолженности МИ КН не направляются и возврат наверняка производится без учета сведений о состоянии недоимки по налогам, карточки лицевого счета по которым ведутся в Инспекциях по месту нахождения плательщика.

Кроме того, МИ КН составляет отчет только по тому перечню налогов и той группе обособленных подразделений администрирование которых осуществляет. В свою очередь налоговые органы по месту нахождения крупнейшего плательщика осуществляют составление отчета по перечню налогов, по которым в них в настоящее время продолжается ведение карточек лицевых счетов. Однако, не имея информации о том, какие плательщики и по каким налогам состоят на учете в МИ, по КН налоговые органы по месту нахождения плательщика не имеют возможность провести анализ обоснованности включения данных КЛС в отчет. В связи с чем, высока вероятность дублирования отчетных данных как по поступившим суммам, так и по суммам начислений, если плательщик представляет налоговую декларацию в 2 экземплярах одновременно в оба налоговых органа. По данной причине возможно задвоение начисленных сумм в отчете. В итоге отчеты не дают реальной картины и их использование при прогнозировании налогов и сборов в тот же территориальный бюджет. Считаю, что в отчетах должны выделяться показатели по крупнейшим налогоплательщикам, состоящим на учете в МИ КН.

Письмом УФНС № ФС-6-11/1457@ от 20.09.02 установлены сроки составления и подписания протоколов передачи задания по налогам в части федерального бюджета - в течение 10 дней со дня передачи лицевых счетов. Однако ни одним нормативным актом УФНС не утверждена методика их составления не только по видам налогов, но и в целом. В результате отсутствия унифицированной методики расчета передающей и принимающей задание сторонам зачастую трудно достичь согласия относительно передаваемых объемов. Позиция УФНС по ХМАО такова, что передаче должны подлежать объемы рассчитанные исходя из данных о налоговой базе предприятия с учетом коэффициента собираемости закладываемого УФНС при расчете прогнозных показателей. Позиция МИ по КН - принятию подлежит объем предполагаемых поступлений за вычетом переплат возможных к зачету. В итоге согласование задания может затянуться на несколько месяцев. [21]

Поскольку передача предприятий в любую из МИ по КН фактически произведена не по полному перечню налогов и не по всем обособленным структурным подразделениям, то и передача задания по мобилизации так же производится не в полном объеме. В МИ КН №1 в большинстве случаев передаются только налог на прибыль, НДС, акцизы на нефтепродукты, НДПИ, только по головному предприятию. База по иным платежам (задолженность по плате за добычу, акцизам на углеводородное сырье) в протоколы передачи заданий не включается.

Можно привести два примера: при согласовании протоколов передачи задания с МИ по КН №2 по ООО Тюменьтрансгаз сумма передаваемого задания по НДС в апреле 2008 года составила 273,5 млн. руб., фактически по состоянию на 23.04.2008 поступило 332,5 млн. руб., по ООО Сургутгазпром сумма передаваемого задания по НДС в апреле 2008 года составила 217 млн. руб., фактически по состоянию на 23.04.2008 поступило 392 млн. руб.

Отсутствие полной информации о налоговой базе и состоянии расчетов по всем видам налогов по плательщику в целом в налоговых органах по месту администрирования плательщика и по месту его фактического нахождения, несогласованность действий налоговых органов вызывают значительные затруднения не только в работе налоговых органов, но и работе местных органов исполнительной власти. Так территориальные налоговые органы участвуют в работе над составлением проекта консолидированного бюджета субъекта федерации и предоставляют ожидаемую оценку поступлений по видам доходов в разрезе муниципальных образований. Территориальные налоговые органы составляют прогноз только по перечню плательщиков состоящих на налоговом учете в налоговых органах округа. По плательщикам, состоящим на учете в МИ по КН №1 и в МИ по КН 2 данный прогноз может быть составлен только указанными инспекциями. [18]

Подводя итоги, еще раз обозначу наиболее важные проблемы, связанные с передачей плановых показателей по мобилизации налогов и сборов в бюджет при передаче предприятий на налоговое администрирование в МИ КН:

приведение в МИ КН порядка постановки на учет в соответствие с действующими нормами права (организация должна встать на учет в целом, включая все обособленные подразделения, по всем видам налогов, таким образом, ведение КЛС организации должно осуществляться с заданными показателями ИНН, КПП, КБК, ОКАТО);

ФНС России рассмотреть вопрос о формировании налоговой отчетности для прогноза налоговых поступлений с выделением показателей по крупнейшим плательщикам.


Заключение

В работе рассмотрены теоретические и методологические аспекты проведения налогового планирования и прогнозирования. Описаны существующие типы, виды и модели налогового прогнозирования и планирования. Произведен сравнительный анализ представленных моделей применительно к прогнозированию налоговых поступлений как в бюджетную систему страны, так и при прогнозировании отдельных видов налогов.

Для успешной работы налоговых органов необходим достаточно точный прогноз налоговых поступлений в бюджетную систему страны, а именно текущий регулярный прогноз, используемый при формировании месячных заданий подчиненным территориальным инспекциям. Построение прогнозов налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации предпочтительнее осуществлять на основе эконометрических моделей с одной переменной (ВСС, АКМА и др.), а при прогнозировании отдельных видов налогов и сборов использовать более сложные модели (ЯЕМ-модели и др.).

Прогнозы налоговых поступлений с использованием нескольких переменных (ЯЕМ-модели) создаются потому, что информация в таком многомерном временном ряде может улучшить качество прогноза исследуемого показателя. В частности, при прогнозе налога на прибыль в качестве переменных, связанных с налоговой базой, можно использовать зарплату, прибыль, ставку процента.

При рассмотрении особенностей по расчету поступлений налогов и сборов в федеральный бюджет выявилf, что обязательным условием расчета является выстраиваемый сопоставимый динамический ряд: фактические показатели начислений и поступлений за предшествующие периоды, оценка текущего периода и краткосрочный перспективный прогноз (месяц, квартал и т. д.).

При налоговом планировании используются фактические объемы ВВП, его оценка и прогноз на перспективу, разработанные специалистами Минэкономразвития России.

Таким образом, можно прийти к выводу, что составлении прогнозов и планировании поступлений необходимо применять различные подходы и показатели в совокупности.

 


Список использованной литературы

Нормативно-правовая база

. Налоговый кодекс Российской Федерации: Части первая и вторая.- М.: Проспект, КноРус, 2010, 736с.

. Федеральный закон от 29.07.2009г. №95-ФЗ “О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) РФ о налогах и сборах”.

. Федеральный закон от 20.07.2009г. №65-ФЗ “О внесении изменений в часть вторую НК РФ

Учебники и учебные пособия

. Анализ и планирование налоговых поступлений: теория и практика./ А.Б.Паскачев, Ф.К.Садыгов, В.И.Мишин и др.под ред. Садыгова Ф.К.-М;2004

. Замков О.О., Толстопятенко А.В., Черемных Ю.Н., Математические методы в экономике - М., 2001

. Кадочников П., Луговой О. Оценка налогового потенциала и расходных потребностей субъектов Российской Федерации - М., 2004

. Колчин С.П. Налоги в Российской Федерации: Учеб. пособие для вузов/ С.П. Колчин. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

. Налоги налогообложение: Учеб. пособие для вузов/ И.Г. Русакова, В.А. Кашин, А.В. Толкушкин и др.; Под ред. И.Г.Русаковой, В.А. Кашина. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2005. - 495 c.

. Налоги налогообложение: Учебник/ Д.Г. Черник и др.// 2-е изд., доп. и перераб. - М.: ИНФРА-М, 2003.

. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации /В.Г. Пансков: Учебник для вузов. - 6-е изд., доп. и перераб. - М.: Международный центр финансово-экономического развития, 2006.

. Паскачев А.Б. налоговый потенциал экономики России - М., 2005

. Петров А.В., Толкушин А.В. Налоги и налогообложение /А.В. Петров, А.В. Толкушин: Учебное пособие.-3-е изд., перераб. и доп.- М.: Юрайт-Издат, 2007.-670с.

. Российский статистический ежегодник: статистический сборник - М., 2008

. Проблемы налоговой системы России: теория, опыт, реформы / С.Синельников, Л.Анисимова, С.Паткибеков, В.Медоев, - М., 2006

. Черник Д.Г. Налоги и сборы в Российской Федерации/ Д.Г. Черник. М.: Международный центр финансово-экономического развития, 2002.

. Четыркин Е.М. Статистические методы прогнозирования, М., 2001

Интернет-ресурсы

17. Гарант - Законодательство (кодексы, законы, указы, постановления) РФ, аналитика, комментарии, практика - <https://www.garant.ru/>

. Федеральная налоговая служба РФ - <https://www.nalog.ru>

. Журнал «Налоги и платежи» - <https://www.nalogi.com.ru/>

. Журнал «Российский налоговый курьер» - <https://www.rnk.ru>

. Новое в налогообложении: обзор законодательных и нормативных

документов - <https://www.tax.ru>

. Статьи / Оптимизация налогообложения. Налоговое планирование. - <https://www.pravcons.ru/bibliotekaFin.php>

. Управление Федеральной налоговой службы РФ по ХМАО-<https://www.nalog86.ru>



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: