Прогноз поступлений налогов в бюджет в 2012 г




 

В последних программных выступлениях политического руководства Российской Федерации, в провозглашенных ориентирах стратегии развития России до 2020 года определены главные направления развития: построение общества, которое задает высокие жизненные стандарты, создание экономики инновационного типа и радикальное повышение ее эффективности. Достижение этих целей требует построения мощной финансовой системы, способной обеспечить формирование необходимых финансовых ресурсов, сбалансированность бюджетных доходов и обязательств.

Большое значение для увеличения объемов государственных финансовых ресурсов имеют меры по совершенствованию законодательства о налогах и сборах, повышению эффективности налогового планирования и прогнозирования.

Планирование на макроуровне охватывает сферу налогового планирования в масштабе федерального, регионального и местного бюджетов. Территориальные бюджеты (бюджет субъектов РФ) формируются также за счет налоговых поступлений, доля которых составляет более 50 %, а неналоговые доходы формируют его на 8 - 12 %.

На практике налоговые поступления составляют высокую долю в доходах практически во всех консолидированных бюджетах субъектов РФ этого уровня. Поэтому любые сбои в мобилизации плановых объектов налогов, прежде всего федеральных в данных условиях, могут крайне отрицательно сказаться на исполнении расходной части бюджета любого уровня [1].

Основными налогами, определяющими особенности структуры доходов бюджета субъекта РФ, являются: налог на прибыль (доход) предприятий, налог на доходы с физических лиц, НДС и акцизы. То есть успешное функционирование и развитие экономики и инфраструктуры субъекта РФ, его социальной сферы в определяющей степени зависит от налоговой политики, разрабатываемой на федеральном уровне и уровне самого субъекта федерации, а также практических мер, форм и методов ее реализации руководством субъекта РФ.

Ниже представлено планируемое поступление налогов в Федеральный бюджет и бюджет ХМАО в 2012 году.

 


 

Налог Сумма, млн. руб. % от доходов бюджета в 2012г.
  Налог на прибыль организаций 371 906,9 3,2
  Налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации 1 870 088,3 15,8
  Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации 348 309,2  
  Налог на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации 818 704,5  
  Акцизы по подакцизным товарам (продукции), ввозимым на территорию Российской Федерации 55 554,5 0,4
  Налог на добычу полезных ископаемых 2 087 386,0 17,7
  Регулярные платежи за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции (в виде углеводородного сырья) 22 148,1 0,2
  Водный налог 3 186,3 0,02
  Сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов 400,0 0,003
  Поступления государственной пошлины 98 248,5 0,8
  Поступления ввозных таможенных пошлин 803 822,3 6,8
  Поступления вывозных таможенных пошлин 3 569 422,5 30,3
  Поступления таможенных сборов 35 344,1 0,3
  Таможенные пошлины, налоги, уплачиваемые физическими лицами по единым ставкам таможенных пошлин, налогов или в виде совокупного таможенного платежа 453,4 0,004
  ВСЕГО: 10 084 947 85,6

Таблица 1. Планируемое поступление налогов в Федеральный бюджет РФ на 2012 г.

 

Доля налоговых поступлений занимает 85,6 %. При этом предполагается постепенное снижение доли нефтегазовых доходов федерального бюджета в ВВП и увеличение доли не нефтегазовых доходов, которые должны расти в связи с прогнозируемым увеличением поступлений по налогу на добавленную стоимость и акцизам.


 

Рисунок 1. Структура прогнозируемых налоговых поступлений в 2012г. (РФ)

 

В структуре налоговых доходов на 2012 год поступления вывозных таможенных пошлин занимают наибольший удельный вес 35,3 %. Налог на добычу полезных ископаемых занимает второе место в составе и структуре налоговых доходов федерального бюджета. Его доля на 2012 год составила 20,7 %. Налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации в составе и структуре налоговых доходов третий. Его удельный вес составляет порядка 18,5 %. Наименьший удельный вес занимают сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов - 0,004%.

 

Таблица 2.Планируемое поступление налогов в бюджет Ханты-Мансийского автономного округа на 2012 г.

  Налог Сумма, млн.руб % от доходов бюджета в 2012г.
  налог на прибыль организаций 70 988,5 49,4
  налог на имущество организаций 33 813,3 23,5
  налог на доходы физических лиц 29 176,8 20,3
  остальные налоговые доходы 51 73,4 3,6
  ВСЕГО:   96,8

 

Доходы бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2012 год спрогнозированы с ростом к плану на 2011 год на 9 305,6 млн. рублей или на 6,9%. В сумме они составили 143 706,2 млн. рублей. В структуре доходов наибольший удельный вес, порядка 97%, занимают налоговые доходы. В бюджете автономного округа налоговые доходы спрогнозированы на 2012 год в объеме 139 015,1 млн. рублей.

 

Рисунок 2. Структура прогнозируемых налоговых поступлений в 2012г. (ХМАО)

 

В структуре налоговых доходов на 2012 год налог на прибыль организаций занимает наибольший удельный вес - 51,1%.Налог на имущество организаций занимает второе место в составе и структуре налоговых доходов бюджета автономного округа. Его доля на 2012 год составила 24,3%.Налог на доходы физических лиц в составе и структуре налоговых доходов третий. Его удельный вес составляет порядка 21,0%. Доля остальных налоговых доходов занимает в доходах бюджета автономного округа на 2012 год 3,6%.


3. Совершенствование налогового прогнозирования и планирования в действующих условиях

Группировка и анализ факторов, влияющих на организацию планирования и прогнозирования налоговых поступлений

 

Прогнозирование развития налоговой системы в России, а как следствие, и изменение динамики налоговых поступлений можно сгруппировать по отдельным показателям (блокам). В своей работе я освещаю преимущество таких блоков, выделенных ведущими авторами. В этих блоках включены по группам макроэкономические показатели, налоговый потенциал и уровень собираемости налогов по основным группам налогоплательщиков. Изучение всех этих показателей вместе увеличит качество прогноза налоговых поступлений.

Последовательность перечисления блоков вовсе не означает, что именно в таком порядке они подлежат разработке и изучению. Неизменными представляются лишь места первого и последнего блоков. Кроме того, следует иметь в виду, что при разработке одного из срединных блоков может возникнуть потребность корректировки уже разработанных в других блоках прогнозов (в том числе и сценарного характера) в силу значимости выявившихся факторов и условий. Важно только, чтобы при этом обеспечивался действительно системный подход и согласованность всех частей прогноза.[4]

Первый блок - общие принципы построения и функционирования хозяйственного механизма:

отношения собственности;

роль и место государства в управлении экономикой;

роль и место негосударственных корпоративных структур, малого и среднего предпринимательства, домашних хозяйств.

Применительно к современному развитию экономики особое значение приобретают сценарные условия, определяющие основные целевые параметры, приоритеты и направления экономической политики, ограничения и факторы социально-экономического развития.

Этот блок является определяющим для всех остальных. Необходимость его прогнозирования вытекает из существующих в обществе разных позиций относительно будущего развития национальной экономики.

Естественно, налоговые органы не могут и не должны брать на себя функцию разработки таких сценариев. Их задача - анализ и оценка наработок других структур, выбор наиболее вероятных вариантов с учетом стратегии, достаточно четко сформулированной властными органами, и определение сценариев, которые должны быть разработаны в последующих блоках прогноза.

Второй блок - макропоказатели и параметры социально-экономического развития экономики на перспективу: динамика и структура производимого и используемого ВВП с учетом инфляции, производство продукции (товаров, работ и услуг), промежуточное потребление в ценах производителей и основных ценах, объемы, структура и источники инвестиций, оборот розничной торговли и другие.

Этот блок также должен не разрабатываться, а критически оцениваться налоговыми органами. Кроме того, показатели прогнозов следует систематически сопоставлять со статистическими и оперативными данными в ретроспективном аспекте. Все это позволит отбирать наиболее вероятные сценарии на будущее.

Аналогично можно характеризовать третий блок (денежно-кредитная политика), четвертый (экспортно-импортные отношения) и пятый блок (консолидированный и федеральный бюджеты - объемы и структура доходов и расходов, источники доходов и основные направления их использования и т. д.). Одновременно эти блоки должны охватывать прогнозы инфляционных (или дефляционных) процессов, валютных курсов, движение ставок банковского кредита. Здесь важно подчеркнуть необходимость систематического обмена и совместного анализа информации с Минфином России, Центробанком России.

Шестой блок - доходы корпораций и населения. Ключевым моментом здесь являются достоверность информации, методы выявления и досчета скрытого и неформального производства, теневого оборота; группировка корпораций и населения по экономически однородным агрегатам, структура доходов и расходов, дифференцированная структура налоговой базы и т. д. Особого внимания заслуживают прогнозы динамики скрытого и неформального производства и теневого оборота, которые не только камуфлируют налоговую базу, но и серьезно искажают представления об истинном состоянии национальной экономики, ее масштабах, структуре, тенденциях развития. По оценке Госкомстата России и отдельных специалистов доля теневого оборота в добавленной стоимости отраслей составляет: в сельском хозяйстве - не менее 70%, в торговле и общественном питании - 50-70, в обшей коммерческой деятельности по функционированию рынка - 30-40, на грузовом транспорте - 10-20, в строительстве - 10- 15, в промышленности - 6-8%.

Седьмой блок - прогнозирование мотиваций и поведения корпораций и населения, входящих в каждый экономический агрегат, относительно налогов и сборов в зависимости от общей хозяйственной ситуации, а также исторически сложившегося менталитета различных слоев населения.

Восьмой блок - демографический прогноз: прогноз численности населения, его половозрастной структуры, масштабов и векторов миграционных процессов, уровня мобильности, профессиональной структуры трудоспособного и занятого населения, прогноз занятости, динамики и состава пенсионного контингента и т. п.

Девятый блок - прогноз изменения общей структуры налогов и сборов, изменений их ставок и порядка взимания, определения более эффективного порядка использования налогов и сборов.

Десятый блок должен включать в себя следующие данные:

прогноз налогового потенциала и уровня собираемости налогов по основным группам налогоплательщиков;

оценка эффективности мер по соблюдению налоговой дисциплины;

прогноз возможных мер по стимулированию и принуждению налогоплательщиков;

перспективная оценка платежеспособности различных групп корпоративных структур и физических лиц;

прогноз увеличения (сокращения) количества налогоплательщиков и, наконец, прогноз суммы налоговых поступлений в прогнозируемом периоде.

В основу налогового планирования должен быть заложен принцип минимизации потерь и выпадающих доходов бюджетной системы. Неотъемлемой частью налогового планирования должен стать анализ таких показателей, как налоговая база, использование налогового потенциала, уровень собираемости налогов и сборов, мониторинг налоговых платежей крупнейших и основных налогоплательщиков, прогнозирование показателей их экономической деятельности, налоговая нагрузка, мониторинг основных финансовых потоков и их соответствие товарно-материальным потокам, постоянная инвентаризация налоговых льгот, отсрочек и рассрочек по налоговым платежам и т. д. Ранее же господствующий в налоговом планировании метод «от достигнутого» должен быть исключен из практики.

Одиннадцатый блок - развитие инфраструктуры налоговых органов страны. Здесь приобретает важнейшее значение уровень информационно-технического оснащения налоговых органов и степень квалификации сотрудников.

Значительную роль играет четкое разграничение перечисленных выше блоков по горизонтам прогнозирования: краткосрочные прогнозы - на 1 - 1,5 года, среднесрочные - до 5 лет и долгосрочные - до 10 лет. Некоторые блоки, например прогноз инфраструктуры, могут охватывать все три горизонта, тогда как другие целесообразно ориентировать преимущественно на один из горизонтов. Это, в частности, относится к первому и девятому блокам. Эффективность налоговой системы во многом зависит от стабильности общих принципов ее функционирования, состава налогов и ставок налогообложения. Прогнозы указанных блоков должны отвечать этому условию, т. е. быть ориентированы на долгосрочную перспективу, стимулируя тем самым предсказуемые на длительный период интересы, мотивации и поведение налогоплательщиков.

В отличие от первого-шестого и восьмого блоков прогнозирование седьмого, девятого, десятого и одиннадцатого блоков должно осуществляться силами, главным образом, ФНС России и соответствующих внебюджетных фондов. При этом необходимо, чтобы такие разработки велись в региональном разрезе с учетом специфики субъектов Российской Федерации, которые имеют весьма существенные различия по многим определяющим параметрам.[16]

Прогнозные расчеты следует производить не только на федеральном уровне, но и в каждом субъекте Российской Федерации. Однако их целесообразно осуществлять по несколько сокращенной программе с предварительным получением из федерального центра некоторых, принятых им исходных параметров (в частности, данных первых восьми блоков общего прогноза).

налоговый бюджетный администрирование макроуровень



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: