Изучение особенностей адаптации пятиклассников к новым социально-педагогическим условиям обучения
Одним из приоритетных направлений работы школьного психолога является процесс сопровождения пятиклассников, так как переход ребят из начального в среднее звено школы считается одним из наиболее сложных школьных периодов.
Динамическое состояние детей в этот непростой период можно сравнить с процессом пересаживания растений. Пересаженное растение часто в первый период вянет, чтобы потом вновь подняться или погибнуть совсем.
В непростой ситуации, подобной растению, оказываются ребята, покинувшие мир начальной школы и пришедшие в сентябре в новый мир среднего звена. Понятно, что пятиклассникам нужно время, чтобы приспособиться, прижиться, иначе говоря, адаптироваться к средней школе.
В литературе, посвященной данной теме подчеркивается, что психологическое сопровождение пятиклассников предполагает психолого-педагогическую поддержку в новой социально-педагогической ситуации, выявление трудностей, испытываемых детьми в обучении, поведении и психическом самочувствии и оказание помощи ребятам, которые испытывают сложности.
Первым шагом на пути осуществления данных задач является изучение актуального состояния и развития ребят. По результатам диагностики определяются группы детей, нуждающихся в той или иной психолого-педагогической помощи, а так же разрабатываются конкретные рекомендации, как для педагогов, так и для родителей и детей для создания оптимальных условий дальнейшего развития и обучения.
А на заседаниях школьного ПМПк всеми участниками учебно-воспитательного процесса разрабатываются стратегии индивидуальной и групповой психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям, нуждающимся в ней.
Анализ комплексного психодиагностического обследования учащихся 5-х классов.
В октябре 2008 года мною было проведено психодиагностическое обследование учащихся 5-х классов МОУ "СОШ №84" г. Кемерово, в котором приняло участие 50 человек, из них: 25 учащихся 5 "А" класса, 25 учащихся 5 "Б" класса.
Целью психодиагностического обследования этих учащихся являлось изучение степени и особенностей приспособления учащихся к новым социально-педагогическим условиям обучения, выявление актуальных трудностей детей.
Задачи исследования:
Изучение школьной мотивации и познавательной активности детей;
Изучение развития познавательных процессов (внимания, памяти, мышления);
Изучение актуального психоэмоционального состояния и комфортности обучения;
Выявление наиболее актуальных для детей трудностей для дальнейшего оказания им педагогической и психологической помощи;
Подготовка рекомендаций для учителей и родителей по созданию оптимальных социально-педагогических условий для успешного обучения и адаптации пятиклассников.
В ходе обследования были применены следующие диагностические методики:
Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г.Лускановой.
Корректурная проба. Методика направлена на изучение внимания и темпа работы учащихся.
10 слов. Методика направлена на изучение оперативной словесной памяти.
Аналогии. Направлена на изучение словесно-логического мышления.
Тест школьной тревожности Филипса.
Методика получения обратной связи от учащихся 5-х классов В. Кореневской "Встреча".
Количественные и качественные данные, полученные в ходе обработки психодиагностики и психолого-педагогические рекомендации.
Школьная мотивация и познавательная активность.
Учащимся предлагалось ответить на 10 вопросов анкеты Н.Г. Лускановой, выбирая из предлагаемых вариантов наиболее соответствующий им.
По результатам исследования было установлено 5 основных уровней школьной мотивации, по которым распределились учащиеся 5-х классов, что отражено в таблице:
Уровень | 5 "А" | 5 "Б" |
Высокий уровень | 3 чел. - 12% | 4 чел. - 16% |
Средний уровень | 4 чел. - 16% | 2 чел. - 8% |
Ниже среднего уровня | 7 чел. - 28% | 10 чел. - 40% |
Низкий уровень | 6 чел. - 24% | 7 чел. - 28% |
Очень низкий уровень. | 5 чел. - 20% | 2 чел. - 8% |
Высокий уровень развития, как видим из таблицы, имеют 7 человек (14% пятиклассников). У этих детей положительное отношение к школе, есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Как правило, эти ребята легко усваивают учебный материал; полно овладевают программой, прилежны; внимательно слушают указания учителя; выполняют поручения без внешнего контроля; проявляют интерес к самостоятельной работе, всем предметам; поручения выполняют охотно; занимают благоприятное статусное положение в классе.
Средний уровень - хорошая школьная мотивация, наблюдается у 6 учащихся 5-х классов (12%). При средних показателях школьной мотивации ребенок положительно относится к школе; понимает учебный материал; усваивает основное в программе; самостоятельно решает типовые задачи; внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний, но требует контроля; сосредоточен по интересу, готовится к урокам, поручения выполняет; дружит со многими детьми в классе.
Ребята, показавшие развитие школьной мотивации ниже среднего уровня (17 человек в параллели, что составляет 34%), имеют положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.
Низкая школьная мотивация была выявлена у 13 ребят (26% пятиклассников). Эти дети относится к школе отрицательно или безразлично, посещают школу неохотно. На уроках часто занимаются посторонними делами, отвлекаются, нарушают дисциплину, а как следствие фрагментарно усваивают учебный материал.
Таким образом, дети с низким уровнем по данному тесту находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. Им требуется контроль и помощь взрослых.
Для ребят с очень низким уровнем учебной мотивации характерно негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Таких ребят в параллели 5-х классов выявлено 7 человек (14%) и они составляют "группу риска".
Эти дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения.
Рекомендации: Учитывая, что собственно познавательные мотивы в основном формируются в младшем школьном возрасте, рассчитывать на то, что они будут сформированы позже, довольно сложно. Поэтому с ребятами с низким уровнем познавательной активности и учебной мотивации рекомендуется вести работу по нахождению личностных смыслов обучения, по переосмыслению уже имеющейся в наличии ситуации. Для повышения и поддержания учебной мотивации и устойчиво-положительного отношения к школе, учителям и родителям нужно учитывать и воздействовать на те составляющие, от которых в большой степени зависит учебная мотивация:
- Интерес к информации, который лежит в основе познавательной активности;
- Уверенность в себе;
- Направленность на достижения успеха и вера в возможность положительного результат своей деятельности;
- Интерес к людям, организующим процесс обучения или участвующим в нем;
- Потребность и возможность в самовыражении,
- Принятие и одобрение значимыми людьми;
- Актуализация творческой позиции;
- Осознание значимости происходящего для себя и других;
- Потребность в социальном признании;
- Наличие положительного опыта и отсутствие состояния тревожности и страха;
- Ценность образования в рейтинге жизненных ценностей (особенно в семье);
Поскольку негативное отношение к школе и обучению часто формируется по причине неадекватных педагогических и/или родительских ожиданий и связанных с ними негативных оценок личности ребенка, взрослым рекомендуется проанализировать свои педагогические установки. Если негативное отношение к школе связано с нарушениями в межличностных отношениях с одноклассниками, то необходимо развивать у детей навыки общения и разрешения конфликтных ситуаций. В качестве рекомендаций для педагогов и родителей по формированию и поддержке учебной мотивации у детей можно применить составленную нами памятку " Формирование и поддержка учебной мотивации детей" - Приложение 1