Действующий механизм исчисления и уплаты НДС




2.1.Содержание и назначение НДС

По источникам уплаты налоги предприятий и организаций можно классифицировать по следующим признакам:

1. Налоги взимаемые с выручки от реализации продукции (работ, услуг);

2. Налоги, включаемые в себестоимость продукции (товаров, услуг);

3. Налоги, относимые на финансовые результаты;

4. Налоги, уплачиваемые из чистой прибыли.

Налог на добавленную стоимость (НДС) взимается с выручки от реализации продукции (работ, услуг). НДС введен всеми развитыми странами, за исключением США, как косвенный налог и играет важнейшую роль в мобилизации доходов бюджета и регулировании товарного спроса.

До 1992 года в России действовал налог с оборота (представлял собой разницу между фиксированными государством розничными и оптовыми ценами), который должен быть реорганизован в процессе развития рыночных отношений. В новых условиях исключалась возможность формирования бюджета в значительной степени за счет налога с оборота. В тоже время государство должно было иметь стабильные источники доходов бюджета, что и предопределило введение в Российской Федерации с 1 января 1992 года налога на добавленную стоимость. Тем самым в процесс формирования бюджета вовлекались все хозяйствующие субъекты, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Основная функция НДС – фискальная. Удельный вес НДС в 1998 году в общей сумме налоговых доходов федерального бюджета составил около 45%.

Налог на добавленную стоимость представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

2.2.Плательщики налога

Плательщиками налога на добавленную стоимость являются все организации осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность;

а) независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, имеющие статус юридических лиц,

б) предприятия с иностранными инвестициями,

в) индивидуальные частные предприятия,

г) филиалы, отделения и другие обособленные подразделения организаций, находящиеся на территории Российской Федерации, самостоятельно реализующие товары;

д) международные объединения и иностранные юридические лица на территории Российской Федерации.

2.3.Объекты налогообложения

а) обороты по реализации на территории Российской Федерации товаров, выполненных работ и оказанных услуг;

б) товары, ввозимые на территорию Российской Федерации в соответствии с таможенными режимами, установленными таможенным законодательством Российской Федерации.

При реализации товаров объектом налогообложения являются обороты по реализации всех товаров как собственного производства, так и приобретенных на стороне.

В целях налогообложения товаром считается: продукция, в том числе производственно - технического назначения; здания, сооружения и другие виды недвижимого имущества; электро- и теплоэнергия, газ, вода.

При реализации работ объектом налогообложения являются объемы выполненных строительно - монтажных, ремонтных, научно - исследовательских, опытно - конструкторских, технологических, проектно - изыскательских, реставрационных и других работ.

При реализации услуг объектом налогообложения является выручка, полученная от оказания:

а) услуг пассажирского и грузового транспорта, включая транспортировку газа, нефти, нефтепродуктов, электрической и тепловой энергии, услуг по погрузке, разгрузке, перегрузке товаров, хранению;

б) услуг по сдаче в аренду имущества и объектов недвижимости, в том числе по лизингу;

в) посреднических услуг;

г) услуг связи, бытовых, жилищно - коммунальных услуг;

д) услуг физической культуры и спорта;

е) услуг по выполнению заказов предприятиями торговли;

ж) рекламных услуг;

з) инновационных услуг, услуг по обработке данных и информационному обеспечению;

и) других платных услуг, кроме сдачи в аренду земли.

К оборотам, облагаемым налогом, относятся также:

а) обороты по реализации товаров внутри организации для собственного потребления, затраты по которым не относятся на издержки производства и обращения, а также своим работникам;

б) обороты по реализации товаров в обмен на другие товары;

в) обороты по передаче безвозмездно или с частичной оплатой другим организациям или физическим лицам, включая работников предприятия;

г) обороты по реализации предметов залога, включая их передачу залогодержателю при неисполнении обеспеченного залогом обязательства.

2.4.Определение облагаемого оборота

Для определения облагаемого оборота принимается стоимость реализуемых товаров исчисленная:

- исходя из свободных цен и тарифов, без включения в них налога на добавленную стоимость;

- исходя из государственных регулируемых оптовых цен и тарифов, без включения в них налога на добавленную стоимость;

- исходя из государственных регулируемых розничных цен и тарифов, включающих в себя налог на добавленную стоимость.

При исчислении облагаемого оборота по товарам, с которых взимаются акцизы, в него включается сумма акцизов.

В облагаемый оборот включаются также любые получаемые организациями денежные средства, если их получение связано с расчетами по оплате товаров, работ, услуг, в том числе суммы авансовых и иных платежей, поступившие в счет предстоящих поставок товаров или выполнения работ на счета в учреждения банков, либо в кассу, и суммы, полученные в порядке частичной оплаты по расчетным документам за реализованные товары.

Налогом на добавленную стоимость облагаются суммы авансовых платежей, полученные российскими организациями от иностранных и российских лиц в счет предстоящего экспорта товаров, работ и услуг. После подтверждения реального экспорта товаров, работ и услуг в установленном порядке налог на добавленную стоимость с авансов, полученных российскими организациями, подлежит зачету.

При реализации приобретенной продукции в ее себестоимость включаются стоимость приобретения, расходы по доставке, хранению, реализации и другие аналогичные расходы. По основным средствам, иному имуществу, по которым начисляется износ, принимается их остаточная стоимость.

Суммы налогов и иных платежей в бюджет, относимые в соответствии с действующим законодательством на себестоимость продукции, не подлежат исключению из налогооблагаемого оборота при расчете налога на добавленную стоимость.

Для строительных, строительно - монтажных и ремонтных организаций облагаемым оборотом является стоимость реализованной строительной продукции,

Работы, выполненные хозяйственным способом, стоимость которых не относится на издержки производства, облагаются налогом в общеустановленном порядке по мере выполнения и отнесения их на счет 08 "Капитальные вложения.

Под реализованной строительной продукцией следует понимать объемы реализации, отражаемые по кредиту счета 46 "Реализация продукции исходя из метода определения выручки от реализации продукции, устанавливаемого организацией при принятии учетной политики на отчетный год.

2.4.Объекты, освобожденные от уплаты налога:

· внутризаводской оборот;

· обороты угледобывающих и углеперерабатывающих предприятий;

· средства учредителей, вносимые в уставные фонды;

· средства, полученные в виде пая в натуральной и денежной форме при ликвидации или реорганизации организаций в размере, не превышающем их уставный фонд;

· бюджетные средства, предоставляемые на возвратной и безвозвратной основе из бюджетов различных уровней на финансирование целевым программ и мероприятий, а также доходы, полученные бюджетами различных уровней за предоставление бюджетных средств;

· средства, передаваемые в благотворительных целях организациям на нужды малоимущих, социально незащищенных категорий граждан;

От налога на добавленную стоимость освобождаются в частности:

· экспортируемые за пределы государств - участников СНГ товары, работы, услуги;

· товары и услуги, предназначенные для официального пользования иностранных дипломатических и приравненных к ним представительств, а также для личного пользования дипломатического и административно - технического персонала этих представительств, включая членов их семей, проживающих вместе с ними;

· услуги городского пассажирского транспорта общего пользования,

· квартирная плата;

· стоимость выкупаемого в порядке приватизации имущества государственных и муниципальных предприятий, стоимость приобретаемых гражданами жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищного фонда (в порядке приватизации);

· операции по страхованию и перестрахованию, банковские операции, за исключением операций по инкассации.

· операции, связанные с обращением валюты, денег, банкнот, являющихся законными средствами платежа (кроме использования в целях нумизматики), а также ценных бумаг кроме брокерских и других посреднических услуг.

· продажа почтовых марок, лотерейных билетов;

· действия, выполняемые уполномоченными на то органами, за которые взимается государственная пошлина, все виды лицензионных, регистрационных и патентных пошлин и сборов, а также пошлины и сборы, взимаемые государственными органами, и другие виды платежей в бюджет и внебюджетные фонды, сбор за выдачу лицензий на осуществление отдельных видов деятельности и регистрационный сбор за выдачу документов, удостоверяющих право собственности граждан на землю;

· научно - исследовательские и опытно - конструкторские работы, выполняемые за счет бюджета;

· обороты казино, игровых автоматов, выигрыши по ставкам на ипподромах;

· ритуальные услуги;

· обороты по реализации конфискованных, бесхозяйных ценностей, кладов и скупленных ценностей, а также ценностей, перешедших по праву наследования государству;

· обороты по реализации для дальнейшей переработки и руды, концентратов и других промышленных продуктов, содержащих драгоценные металлы, лома и отходов драгоценных металлов;

· платные медицинские услуги для населения, лекарственные средства, изделия медицинского назначения, медицинская техника, а также путевки в санаторно - курортные и оздоровительные учреждения, учреждения отдыха, туристско - экскурсионные путевки; медицинские услуги для населения; лекарственные средства

· товары, работы, услуги, посреднических услуг, производимые и реализуемые организациями, в которых инвалиды составляют не менее 50 процентов от общей численности работников.

· обороты по реализации продукции средств массовой информации, книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой;

· пожарно - техническая продукция;

· обороты по реализации товаров магазинами беспошлинной торговли,

· работы и услуги по реставрации и охране памятников истории и культуры, охраняемых государством;

· товары по перечню, освобождаемых от налога на добавленную стоимость, в соответствии с Законом Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" является единым на всей территории Российской Федерации.

2.5.Ставки налога

Ставки налога на добавленную стоимость устанавливаются в следующих размерах:

а) 10 процентов - по продовольственным товарам (за исключением подакцизных) по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации и товарам для детей по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации.

10 процентов - по зерну, сахару - сырцу; рыбной муке, рыбе и морепродуктам, реализуемым для использования в технических целях, кормопроизводства и производства лекарственных препаратов;

б) 20 процентов - по остальным товарам, работам, услугам, включая подакцизные продовольственные товары.

При реализации товаров (работ, услуг) по ценам и тарифам, включающим в себя налог на добавленную стоимость по ставкам 20 процентов или 10 процентов применяются расчетные ставки соответственно 16,67 процента и 9,09 процента.

2.6.Порядок исчисления налога

Налог на добавленную стоимость на приобретаемые сырье, материалы, топливо, комплектующие и другие изделия, основные средства и нематериальные активы, а также работы (услуги), выполняемые сторонними организациями, используемые для производственных целей, на издержки производства и обращения не относится, за исключением реализации товаров (работ, услуг), освобожденных от налога на добавленную стоимость, по которым не производится возмещение (зачет) налога, уплаченного поставщикам.

Сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая внесению в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные им товары (работы, услуги), и суммами налога, фактически уплаченными поставщикам за приобретенные (оприходованные) материальные ресурсы (выполненные работы, оказанные услуги), стоимость которых относится на издержки производства и обращения.

Сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая внесению в бюджет заготовительными, снабженческо - сбытовыми, оптовыми и другими организациями (предприятиями), занимающимися продажей и перепродажей товаров, в том числе по договорам комиссии и поручения (за исключением организаций розничной торговли, общественного питания и аукционной продажи товаров), определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные товары (работы, услуги), и суммами налога, уплаченными поставщикам этих товаров и материальных ресурсов (работ, услуг), стоимость которых относится на издержки производства и обращения.

Суммы налога на добавленную стоимость у заготовительных, снабженческо - сбытовых, оптовых и других организаций (предприятий), занимающихся продажей и перепродажей товаров, по поступившим и оприходованным товарам, приобретенным для перепродажи, принимаются к зачету после их фактической оплаты поставщикам независимо от факта реализации этих товаров.

В случаях, когда в первичных учетных документах (счетах, счетах - фактурах, накладных, приходно - кассовых ордерах, актах выполненных работ и др.), подтверждающих стоимость приобретенных материальных ресурсов (работ, услуг), не выделена сумма налога на добавленную стоимость, то и в расчетных документах (поручениях, требованиях - поручениях, требованиях, реестрах чеков и реестрах на получение средств с аккредитива) исчисление ее расчетным путем не производится. Поэтому стоимость приобретенных материальных ресурсов (работ, услуг), включая предполагаемый по ним налог на добавленную стоимость, приходуется налогоплательщиком на балансовых бухгалтерских счетах 10 "Материалы" и др. на всю сумму предъявленного счета с последующим списанием в установленном порядке на издержки производства обращения.

2.7.Сроки уплаты налога и представления расчетов

Налог на добавленную стоимость уплачивается:

а) ежемесячно, исходя из фактических оборотов, по реализации товаров (работ, услуг) за истекший календарный месяц в срок не позднее 20 числа следующего месяца - организациями со среднемесячными платежами от 3000 тыс. рублей до 10000 тыс. рублей,

При этом организации со среднемесячными платежами более 10000 тыс. рублей уплачивают по срокам 15-го, 25-го и 5-го числа следующего месяца декадные платежи в размере одной трети суммы налога, причитающейся к уплате в бюджет по последнему месячному расчету с последующими перерасчетами по сроку 20-го числа месяца, следующего за отчетным, исходя из фактических оборотов по реализации.

Если исчисленная по месячному расчету сумма налога превысит сумму, исчисленную к уплате декадными платежами, сумма доплаты по результатам перерасчетов вносится плательщиком в бюджет не позднее срока, установленного для представления месячного расчета, т.е. 20 числа следующего месяца, а предприятиями железнодорожного транспорта и связи - 25 числа следующего месяца.

В случаях, когда сумма налога, исчисленная по месячному расчету, окажется меньше суммы, уплаченной подекадно, сумма разницы засчитывается в уплату предстоящих очередных платежей или возвращается плательщику по его письменному заявлению в 10-дневный срок;

ежеквартально, исходя из фактических оборотов, по реализации товаров (работ, услуг) за истекший квартал в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, - предприятиями со среднемесячными платежами налога до 3000 тыс. рублей.

Дополнительно начисленные суммы налога на добавленную стоимость и финансовые санкции перечисляются налогоплательщиками в бюджет в 5-дневный срок со дня вручения плательщику акта проверки (с начислением пени в общеустановленном порядке в случае образования задолженности бюджету на отдельные даты).

Плательщики в сроки, установленные для уплаты налога за отчетный период, представляют налоговым органам по месту своего нахождения расчеты.

Сроки представления месячного или квартального расчета, а соответственно и сроки уплаты налога за эти периоды, приходящиеся на выходной (нерабочий) или праздничный день, переносятся на первый рабочий день после выходного или праздничного дня.

При представлении налогоплательщиками расчетов (деклараций) по почте, датой представления следует считать дату сдачи расчета на почту.

Министерству финансов Российской Федерации предоставляется право устанавливать:

Для документального подтверждения льгот по налогообложению экспортируемых за пределы территорий государств - участников СНГ товаров как собственного производства, так и приобретенных, а также экспортируемых за пределы территорий государств - участников СНГ работ и услуг, налогоплательщики в срок не позднее 180 дней с даты оформления грузовой таможенной декларации на вывоз груза в режиме экспорта региональной таможней представляют в налоговые органы расчеты с приложением документов, подтверждающих реальный экспорт товаров.

До представления документов, подтверждающих законность применения льготы по налогообложению экспортируемых товаров и вышеуказанных услуг, налогоплательщики не отражают в своих налоговых декларациях указанные операции.

Налогоплательщики в течение 10 дней с даты выпуска товара в соответствии с таможенным режимом экспорта таможенным органом, производившим таможенное оформление товара, документально информируют налоговый орган, в котором они зарегистрированы, о вывозе товара в указанном режиме. Документ подписывается руководителем и главным бухгалтером организации (предприятия).

По истечении 180 дней с даты выпуска товаров региональными таможенными органами в режиме экспорта и неподтверждении реального экспорта товаров, работ и услуг указанные поставки товаров, выполненные работы и оказанные услуги не должны рассматриваться в режиме льготирования, и подлежат обложению налогом на добавленную стоимость с соответствующим отражением указанных операций в налоговых декларациях.

Суммы НДС должны быть отражены в налогооблагаемом обороте на день, следующий по истечении 180 дней, и включены в налоговый расчет текущего отчетного периода.

Если по истечении 180 дней налогоплательщиком предоставляются документы, обосновывающие право на получение экспортной льготы, доначисленные и взысканные в бюджеты суммы налога возвращаются указанным налогоплательщикам - экспортерам.

В этом случае несвоевременное включение налогоплательщиком в налоговый расчет сумм налога на добавленную стоимость является основанием для применения к налогоплательщикам ответственности3

2.8.Особенности исчисления налога на добавленную стоимость по транспортным перевозкам

Плательщиками налога по транспортным перевозкам являются:

а) управления железных дорог, производственные объединения железнодорожного транспорта. При этом подсобно - вспомогательные предприятия, не относящиеся к эксплуатационной (перевозочной) деятельности железных дорог, являются самостоятельными плательщиками налога на добавленную стоимость по осуществляемым ими видам деятельности;

б) авиакомпании, аэропорты, объединенные авиаотряды, авиационно - технические базы и другие организации (предприятия) гражданской авиации;

в) пароходства, порты, отряды аварийно - спасательных работ, бассейновые управления морских путей и другие предприятия морского и речного транспорта;

г) производственные предприятия и объединения автомобильного транспорта.

Обложению налогом подлежит выручка, полученная за перевозку грузов, пассажиров, багажа, грузобагажа и почты.

В облагаемый оборот по авиапредприятиям включаются средства от продажи авиабилетов только в части услуг по перевозкам грузов, пассажиров, багажа и грузобагажа, оказываемых собственными силами данных авиапредприятий.

Средства, вырученные от продажи авиабилетов других авиапредприятий по заключенным договорам, являются объектом налогообложения у авиапредприятий, непосредственно осуществляющих эти перевозки.

Налогом на добавленную стоимость облагаются также все виды платных услуг, оказываемые пассажирам на вокзалах, в поездах, портах, аэропортах (за предоставление постельных принадлежностей в поездах, проживание в комнатах отдыха, матери и ребенка, хранение багажа и грузобагажа, предоставление услуг по аренде грузовых и пассажирских вагонов, самолетов, вертолетов, помещений).

 

2.9.Особенности исчисления налога организациями, оказывающими платные услуги, в том числе и населению

По услугам, цены на которые устанавливаются с включением в них стоимости материалов и запасных частей, а также при выполнении услуг без оформления квитанций при договорных формах организации труда (ремонт и изготовление обуви, услуги парикмахерских, прачечных, химчисток и т.д.) облагаемый оборот определяется исходя из выручки, полученной от оказания этих услуг. Исчисление налога производится по ставке в размере 16,67 процента к облагаемому обороту.

 

2.10.Особенности исчисления налога на добавленную стоимость организациями розничной торговли, общественного питания и другими организациями, получающими доход в виде разницы в ценах, наценок, надбавок, вознаграждений и других сборов

У организаций розничной торговли облагаемым оборотом является:

а) по товарам, включая импортные, реализуемым по свободным розничным ценам, - сумма разницы между ценами реализации товаров и ценами, по которым они оплачиваются поставщикам, включая сумму налога. В таком же порядке исчисляется облагаемый оборот по товарам, реализуемым по регулируемым розничным ценам, сформированным исходя из отпускных цен промышленности с учетом налога и торговой надбавки;

б) по товарам, реализуемым по государственным регулируемым розничным ценам, приобретенным по ценам с учетом налога, за вычетом торговых скидок, - сумма торговых скидок. При реализации товаров, по которым производится дотирование из бюджета, облагаемым оборотом является также сумма торговых скидок.

Исчисление налога производится по расчетным ставкам в размере 16,67 процента и 9,09 процента к указанному выше облагаемому обороту.

Торговая надбавка (скидка) применяется к ценам, включающим в себя налог на добавленную стоимость.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет этими организациями, определяется в виде разницы между суммами налога, исчисленными с реализованного торгового наложения по соответствующим расчетным ставкам, и суммами налога, уплаченными поставщикам материальных ресурсов, стоимость которых относится на издержки обращения.

При наличии раздельного аналитического учета товаров в разрезе установленных ставок налога на добавленную стоимость исчисление и уплата налога производятся исходя из полученного дохода от реализации товаров каждого вида по соответствующим расчетным ставкам.

В случае отсутствия аналитического учета по видам реализуемых товаров исчисление и уплата налога на добавленную стоимость производятся с полученного дохода по ставке 16,67 процента.

Биржи определяют сумму налога:

а) по ставке в размере 16,67 процента и 9,09 процента с дохода, полученного в виде комиссионного сбора со сделок, совершаемых на биржевых торгах;

б) по ставке в размере 20 процентов облагается плата за предоставление на ограниченный срок брокерских мест, за право участия в торгах, стоимость информационно - коммерческих и других платных услуг.

2.11.Особенности исчисления налога на добавленную стоимость по операциям, осуществляемым финансово - кредитными учреждениями.

Сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая взносу в бюджет банками и кредитными учреждениями за отчетный период, должна определяться как разница между суммами налога, полученными по облагаемым данным налогом операциям и услугам, и суммами налога, уплаченными предприятиям и организациям по товарам работам, услугам, стоимость которых включается в состав расходов кредитного учреждения по основной деятельности в части, приходящейся на облагаемые обороты. Такой порядок расчета налога на добавленную стоимость применяется при ведении бухгалтерского учета как облагаемых, так и необлагаемых операций.

2.12.Особенности исчисления налога на добавленную стоимость по основным средствам и нематериальным активам

Суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные при приобретении основных средств и нематериальных активов, в полном объеме вычитаются из сумм налога, подлежащих взносу в бюджет, в момент принятия на учет основных средств и нематериальных активов.

2.13.Ответственность плательщиков и контроль налоговых органов

Ответственность за правильность и своевременность уплаты налога в бюджет возлагается на плательщиков и их должностных лиц.

Контроль за полнотой, правильностью и своевременностью внесения налога осуществляется налоговыми органами в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Налогоплательщик имеет право самостоятельно до проверки налоговых органов внести исправления в ранее представленные налоговые расчеты.

По суммам налога, дополнительно подлежащим уплате в бюджет, налогоплательщик представляет в соответствующие налоговые инспекции дополнительные налоговые расчеты отдельно за каждый налоговый период, в котором производятся уточнения. В этих налоговых расчетах по соответствующим строкам указывается только сумма выявленной разницы, по сравнению с ранее представленными расчетами.

2.14.Порядок составления плательщиками расчетов по налогу на добавленную стоимость

Расчеты по налогу на добавленную стоимость составляются на основании журналов - ордеров, ведомостей, машинограмм и других регистров бухгалтерского учета по заготовке материальных ценностей, реализации продукции и других активов, а также данных об оборотах по реализации продукции, отраженных на счетах 46 "Реализация продукции (работ, услуг)", 47 "Реализация и прочее выбытие основных средств", 48 "Реализация прочих активов".

В указанных выше регистрах бухгалтерского учета по заготовке материальных ценностей и по реализации продукции должны содержаться помимо других необходимых реквизитов данные по оборотам исходя из применяемых цен на основании расчетных документов, реестров и первичных учетных документов (счетов, счетов - фактур, накладных, актов выполненных работ), товарно - транспортных накладных и других отгрузочных документов, а также в отдельной графе показываются суммы налога на добавленную стоимость.

Подсчет этих документов производится в сроки, установленные для уплаты налога на добавленную стоимость.

При этом должен быть обеспечен раздельный учет по товарам облагаемым по различным ставкам и не облагаемым налогом на добавленную стоимость.

2.16.Счета – фактуры

Счета - фактуры являются обязательным документом для всех плательщиков налога на добавленную стоимость при совершении операций по реализации товаров как облагаемых налогом на добавленную стоимость, так и не облагаемых налогом, на основании которых осуществляется контроль налоговых органов за правильностью и полнотой уплаты налога в бюджет.

Как исключение, не составляют счета - фактуры физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, малые предприятия, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, нотариусы, в том числе занимающиеся частной практикой, поскольку все эти категории не являются плательщиками налога на добавленную стоимость.

С введением счетов - фактур утвержденной формы сохраняются все действующие формы расчетных и первичных учетных документов.

Особое внимание следует обращать на правильность заполнения и ведения книги продаж.

В книге продаж должны быть четко зафиксированы все обороты, отраженные в главной книге по кредиту счетов 46, 47, 48, а также журналах - ордерах и ведомостях.

При реализации организациями товаров по ценам ниже себестоимости или по ценам фактической себестоимости счет - фактура выписывается по цене фактической реализации товаров. При этом одновременно для целей налогообложения на сумму разницы между рыночной ценой данного товара и фактической ценой реализации выписывается счет - фактура в единственном экземпляре с отражением сумм недополученного налога на добавленную стоимость и регистрируется в книге продаж с указанием по графе 1 "доплата за реализацию ниже себестоимости".

Если российское предприятие уплачивает налог на добавленную стоимость за иностранное предприятие - нерезидента. В этом случае счета - фактуры составляются в двух экземплярах российскими предприятиями - покупателями, уплачивающими в бюджет НДС за счет средств, перечисляемых иностранным предприятиям, одновременно с составлением платежных документов на перечисление выручки иностранным предприятиям - поставщикам согласно заключенным договорам. Оформление счетов - фактур с пометкой "уплата за иностранного поставщика - нерезидента" российским предприятием - покупателем осуществляется на полную сумму выручки за реализуемые иностранным предприятием - нерезидентом товары с выделением налога. Второй экземпляр составленного счета - фактуры хранится у российского предприятия, как у поставщика, в журнале учета выдаваемых счетов - фактур (как основание для начисления НДС) и подлежит регистрации у него в книге продаж с пометкой "уплата за иностранного поставщика - нерезидента" в момент фактического перечисления средств иностранному предприятию.

Первый экземпляр составленного им же счета - фактуры хранится у российского предприятия, как у покупателя, в журнале учета получаемых счетов - фактур и является основанием для зачета (возмещения) НДС в порядке, установленном налоговым законодательством Российской Федерации.

При составлении счетов - фактур при реализации товаров по договорам комиссии или поручения, следует иметь в виду следующее.

Собственник товаров (комитент) при передаче товаров комиссионеру составляет счета - фактуры с указанием цены, по которой товары принимаются на забалансовый учет у комиссионера.

Полученные от комитента счета - фактуры по переданным для реализации товарам хранятся у комиссионера в журнале учета получаемых счетов - фактур. При отгрузке товара, принятого на комиссию, комиссионер должен составить счета - фактуры от своего имени с указанием полной цены продажи товара, включая комиссионное вознаграждение.

После перечисления собственнику товара причитающейся ему суммы выручки за реализованный товар комиссионер делает соответствующую запись в книге покупок на основании счета - фактуры, ранее полученного от комитента.

Особое место занимают транспортные транзитные перевозки. Счета - фактуры по транспортным расходам, не включаемым в отпускную цену продукции заводов - изготовителей, возмещаемым перевозчику за счет получаемой от покупателя выручки, должны выписываться непосредственно поставщиками услуг (перевозчиками) на имя покупателя этих транспортных услуг, поскольку оплата их потребителем производится сверх согласованных отпускных цен.

Регистрация счетов - фактур, полученных от поставщиков, в книге покупок производится с целью определения суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей зачету (возмещению) в порядке, предусмотренном действующим законодательством, и предполагает подведение итогов за каждый отчетный налоговый период, являющихся контрольными суммами при заполнении расчета (декларации) по налогу на добавленную стоимость. При этом следует обратить внимание на то, что суммы налога на добавленную стоимость по приобретенным и оплаченным товарам принимаются к зачету (возмещению) у покупателя только при наличии счетов - фактур, подтверждающих стоимость приобретенных товаров, и соответствующих записей в книге покупок.

В целях предотвращения необоснованных выплат из бюджета по фальшивым счетам - фактурам не допускается применение их факсимильных копий. В качестве официального подтверждения подлинности выписываемого счета - фактуры является оригинальный оттиск печати организации, зарегистрированной в установленном порядке.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: