1) Информационные
§ сформированность представления о мире профессий;
§ знание места каждого их градообразующих предприятий в истории города;
§ знание основных направлений производств города, особенностей технологий;
§ знание о возможностях получения специального профессионального образования в городе.
2) Исследовательские
§ участие в проектной деятельности по изучению социальных, экономических и психологических сторон профессий;
§ участие в проектах краеведческо-профориентационной направленности, изучающих возможности трудоустройства в г.Долгопрудном;
§ изучение путей овладения избранными профессиями
3) Практические
§ сформированность ценностных ориентаций, стойких профессиональных интересов и мотивов выбора профессии;
§ готовность к самоанализу своих основных способностей и склонностей;
§ определение профессиональных планов и намерений учащихся;
§ развитие способностей через углубленное или расширенное изучение отдельных предметов;
§ участие в профпробах;
§ знание функций и задач городского центра занятости.
Формы контроля.
a. Диагностика знаний, умений, навыков учащихся в результате текущего, промежуточного и итогового контроля;
b. презентации проектов учащихся;
c. фоторепортажи учащихся;
d. деловые игры;
e. анкетирование.
Методами выявления результатов стали:
§ изучение исходного уровня профориентационных знаний путем анкетирования и индивидуальных бесед;
§ анкетирование по вопросам
o выявления интереса к профориентационной работе и его мотивации,
o определения личностной самооценки школьников,
o чтению специальной литературы;
§ результаты участия школьников в научно-практических ученических конференциях, исследовательских проектах, играх, праздниках;
§ написание сочинений «Если бы я был мэром», «Моя будущая профессия», «Долгопрудный: 100 лет спустя» и др.;
§ контрольные срезы уровня усвоения профориентационной информации.
Анкетирование является одним из основных методов выявления результатов. При отборе материалов для предлагаемого респонденту диагностического опросника следует руководствоваться следующими принципами:
§ тезисы опросника прежде всего должны быть направлены на выявление динамики развития личности респондента;
§ формулировки вопросов должны быть понятными для респондентов и требующими однозначного ответа;
§ постановка вопроса должна побуждать респондента демонстрировать свое отношение к миру, к другим людям, к самому себе;
§ респондент должен иметь право анонимного заполнения анкеты;
§ формулировка тезисов не должна провоцировать респондента на заведомо общественно одобряемый ответ;
§ опросник должен включать вопросы, играющие роль своеобразного балласта.
10. Тематическое планирование курса «Профориентация» (68 часов).
№ | Тема занятия | Количество часов |
Программа 10 класса. | ||
Вводное занятие. Многообразие мира профессий. | ||
Я и выбор профессии. | ||
Социальные проблемы труда: | 10 (6ч теория / 4 ч практика) | |
Разделение труда | ||
Профессии и специальности | ||
Классификации профессий | ||
Мотивы выбора профессии | ||
Здоровье и выбор профессии | ||
Анализ профессий. Современный рынок труда и его требования к профессионалу. | 5 (3ч теория / 2ч практика) | |
Профессиональная перспектива. Составление резюме. | 2 (1ч теория / 1ч практика) | |
Социально – экономические условия современной России. | ||
Основы экономических знаний. | 8 (6 ч теория / 2ч практика) | |
Рынок образовательных услуг. | 2 (1ч теория / 1ч практика) | |
Резервное время | ||
Программа 11 класса. | ||
Основы технологической культуры. | 16 (12 ч теория/ 4 ч практика) | |
Сущность и содержание технологической культуры. | ||
Технологическая культура – основа прогрессивного развития производства и общества. | ||
Технологии основных видов жизнедеятельности человека | ||
Технологическая культура и профессиональная деятельность. | ||
Личный профессиональный план. | 6 (2 ч теория / 4 ч практика) | |
Готовность к выбору профиля, профессии. | 4 (1 ч теория/ 3 ч практика) | |
Подготовка и защита профориентационных проектов (профессиограммы, профпробы) | 6 (практика) | |
Резервное время | ||
Экскурсии на предприятия города по плану профориентационной работы школы. Встречи с представителями разных профессий (родительская общественность, социальные партнеры школы). | В течение учебного года | |
Общее количество часов Резервное время | 68 (38 ч теория/ 27ч практика) 3 ч |
Содержание занятий по программе факультативного курса «Профориентация».