Требования к уровню подготовки учащихся.




Баранова Оксана Владимировна, учитель истории МОУ СОШ №1,

Организатор профориентационной работы,

Терентьева Елена Геннадьевна, заместитель директора по учебной работе МОУ СОШ №1, руководитель городской экспериментальной площадки «Преподавание учебных дисциплин

На краеведческой основе».

 

Пояснительная записка

Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы.

Проблема подготовки подрастающих поколений к труду — извечная проблема человеческого общества. Однако в различных общественно-экономических формациях она решалась по-разному, каждый раз наполняясь новым содержанием и обретая новые формы реализации на практике.

В жизни каждого человека появляется момент, когда он вынужден задумываться о своём будущем после окончания школы. И вопрос о поиске, выборе профессии является одним из центральных, и в этом смысле судьбоносным, так как задаёт «тон» всему дальнейшему профессиональному пути.

Стремительный переход российского общества к новым формам хозяйственной деятельности привел к возрастанию потребности общества в инициативных, предприимчивых, компетентных и ответственных специалистах. В подготовке таких специалистов важная роль принадлежит общеобразовательной школе, поэтому профессиональное самоопределение школьников - социально-значимый раздел обучения.

Актуальность курса определяется значимостью формирования у школьников профессионального самосознания и осознанного профессионального намерения, осознанию интереса к будущей профессии. За краткостью слов «выбор профессии» стоит планирование, проектирование, обдумывание профессионального жизненного пути, «профессионального старта». Правильно сделанный выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем. Профессиональное самоопределение является начальным звеном профессионального развития личности.

Старшекласснику для принятия решения, выбора «старта в профессию» нужно хорошо знать мир профессий, их требования к человеку и рейтинг на рынке труда, он должен правильно и реально оценивать свои возможности, способности и интересы. По сути дела, он стоит перед решением сложной творческой задачи со многими неизвестными, а подготовить его к успешному решению этой задачи должна система школьной профориентации.

Успех профориентационной работы на уроке во многом зависит от умения учителя связать профориентационный материал с программным и краеведческим, сформировать положительное отношение у школьников к тому или иному виду деятельности, от его знаний и владения методами обучения.

Цели программы.

1. Актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет получения знаний о себе, о мире профессий, их соотнесения в процессе профессиональных проб.

2. Сформировать готовность учащихся к обоснованному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учетом своих способностей, возможностей и полученных знаний по экономике, современной хозяйственной деятельности и о современном рынке труда.

3. Развить у учащихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.

Главной целью профориентационного образования на всех ступенях обучения в школе авторы видят формирование поколения, способного к профессиональному самоопределению в условиях рыночных отношений, когда познавательный интерес, понимание научных основ человеческого труда, а не мода становятся основой профессионального выбора.

Задачи программы.

· Образовательные задачи:

1.Обобщение знаний о сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере.

2.Формирование знаний по основам экономики, представлений о хозяйственной деятельности, знакомство со спецификой профдеятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров.

3.Формирование знаний о системе учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, их требованиях к выпускникам школы.

4.Знакомство с «азбукой» трудоустройства и основами трудового права.

· Воспитательные задачи.

1.Уточнение профессиональных планов и адекватный выбор социально-деловой карьеры с учётом коньюктуры рынка труда и собственных профессиональных возможностей.

2.Приобретение практического опыта, соответствующего интересам, склонностям личности школьника и профилю дальнейшего обучения.

3.Формирование готовности выпускников школы к непрерывному образованию и труду с учетом потребностей нашего города, его развития и благополучия;

4.Формирование понимания социально-экономических особенностей и проблем развития г.Долгопрудного, перспектив развития регионального рынка труда, и, как следствие, желание учащихся жить и работать на благо своего города.

  • Развивающие задачи.

1.Развитие потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации.

2.Формирование положительного отношения к себе, уверенности в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии.

3.Формирование навыков коммуникативной и управленческой деятельности в процессе коллективной работы.

4.Развитие самостоятельности, ответственности, мобильности в принятии решений.

Особенности программы.

Пропедевтика курса «Профориентация» проводится в начальной и средней школе. На первой ступени обучения профориентационная работа со школьниками ведется на уровне профинформации. Ее можно интегрировать практически во все учебные дисциплины начальной школы. Основным направлением в работе по ранней профориентации школьников остается своевременное, на всём протяжении учёбы, расширение кругозора и интересов ребёнка, ознакомление его с разными видами деятельности и практическое приобщение к труду.

Программа курса даёт многостороннее освещение профессиональной деятельности человека. Она составлена таким образом, что учащиеся могут изучить проблему многосторонне: часть учебного материала учащиеся получают в форме теоретических знаний, другая часть материала направлена на практические работы в форме дискуссий, диагностических процедур, сочинений, развивающих процедур, деловых игр. Существенное уплотнение информационной насыщенности учебного материала достигается путём самостоятельного изучения: составление карты интересов, анализ личного профессионального плана, анализ газет, объявлений, справочников, получение информации из компьютерных сетей, составление собственного резюме. Для развития мотивации к изучению курса в содержании делается акцент на самоопределение.

Программа факультативного курса «Профориентация» является составной частью целевой программы развития МОУ СОШ № 1 «Наш край». Апробирована как элемент внеклассной работы в рамках работы городской экспериментальной площадки «Преподавание учебных дисциплин на краеведческой основе», являющейся составной частью программы «Дети Подмосковья». Программа имела положительные результаты согласно мониторингу уровня овладения краеведческими знаниями, умениями и навыками. Наблюдается динамика позитивных изменений в формировании профориентационных знаний краеведческой направленности через повышение информированности (различными способами) школьников об истории и современной экономической жизни родного города и Подмосковья

5. Место предмета в базисном учебном плане.

Курс «Профориентация» рассчитан на 68 часа (по 1 часу в неделю на протяжении двух лет).

Изучение курса предусматривается в школьном компоненте федерального базисного учебного плана.

6.Принципы и подходы, лежащие в основе программы.

Программа реализует личностный подход в обучении и воспитании учащихся, интеграцию научных знаний и образовательных технологий.

Кроме того ей присущи практическая направленность и творческий подход, а также принципы доступности и гуманизации.

Социальными партнерами школы выступают учреждения дополнительного образования, культуры (музеи, выставочные залы, библиотеки, театры).

Требования к уровню подготовки учащихся.

Учащиеся должны знать:

§ значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана;

§ правила выбора профессии;

§ определение профессии и профессиональной деятельности;

§ понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии;

§ понятие темперамента, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сферы, интеллектуальных способностей, стилей общения;

§ значение творческого потенциала человека, карьеры;

§ требования современного общества к профессиональной деятельности человека;

§ понятие рынка профессионального труда и образовательных услуг;

§ возможности получения образования по избранному профилю;

§ перспективы, психологические основы принятия решения в целом и выбора профиля обучения в частности.

Учащиеся должны уметь:

§ находить выход из проблемной ситуации, связанной с выбором профиля и пути продолжения образования;

§ объективно оценивать свои индивидуальные возможности в соответствии с избираемой деятельностью;

§ ставить цели и планировать действия для их достижения;

§ выполнять пробы выбора профиля обучения, позволяющие приобрести соответствующий практический опыт;

§ использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;

§ анализировать профессиограммы, информацию о профессиях (по общим признакам профессиональной деятельности), а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка;

§ пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: