Формальные количественные оценки организационной структуры управления




РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1.Менеджмент играет важную роль в организации и решает многоплановые задачи. В этой связи менеджмент организаций следует рассматривать как особый вид деятельности по целенаправленной координации действий участников процесса совместной деятельности. Кроме функциональной направленности менеджмента, отвечающей на вопросы, что и как делать в сфере управления организацией, очень важными аспектами исследования являются такие, как взаимосвязь менеджмента и системы отношений в организации, менеджмент и внешняя среда организации, лидерство.

Специфика решаемых задач менеджмента организаций предопределяет преимущественно умственный, творческий характер управленческого труда, в котором постановка целей, разработка способов и приемов их достижения, а также организация совместной деятельности составляют главный смысл и содержание труда управленцев.

Требования к профессиональной компетенции менеджеров включа­ют:

умение обосновывать и принимать решения в ситуациях, для которых характерны высокая динамичность и неопределенность;

понимание природы управленческого труда и процессов менеджмента;

знание должностных и функциональных обязанностей менеджеров, способов достижения целей и повышения эффективности работы организации;

высокую информированность по вопросам развития отрасли, в которой работает предприятие;

состояние техники, технологии, конкуренции, динамика спроса на продукцию и услуги и другие факторы макро- и микросреды;

способность управлять ресурсами, планировать и прогнозировать работу предприятия;

умение использовать современную информационную технологию, средства коммуникации и связи.

1.2. Целью данной курсовой работы является формирование профессионального мышления у будущих специалистов-менеджеров, закрепление теоретических знаний в области менеджмента организаций, а также овладение прикладными навыками и умениями в сфере управления организацией.

Курсовая работа является самостоятельной работой студентов. Основное направление курсовой работы – это диагностика системы менеджмента в организации конкретных видов деятельности, размеров, формы.

Объектом исследования является реально существующее предприятие, на котором студенты проходили практику или работает (студенты заочного отделения).

 

РАЗДЕЛ 2. ОБЪЕМ И СТРУКТУРА КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Титульный лист

Задание на курсовую работу

Реферат

Содержание

Введение

1. Общая характеристика организации.

2. Анализ внешней среды (рынка) и положение на нем организации.

3. Анализ системы управления организации.

4. Анализ внутренней среды (состояния) организации.

5. Анализ стратегической направленности организации.

6. Рекомендации по совершенствованию системы управления организацией.

Заключение

Список использованной литературы

 

Объем курсовой работы: минимальный -35 стр.; максимальный 45 стр.

 

РАЗДЕЛ 3. СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ РАЗДЕЛОВ

3.1. Во введении раскрывается сущность и значение менеджмента организации, работающей в рыночных условиях, основные направления предстоящих исследований, объект исследования, цель курсовой работы и задачи, которые необходимо решить для её достижения.

3.2. В разделе «Общая характеристика организации» студент обязан:

дать предысторию развития организации;

указать юридический адрес, страну регистрации; номер регистрации; номер телефона, факса, адрес электронной почты (E-mail) и адрес страницы в Интернете (URL);

охарактеризовать организационно-правовую форму предприятия, особенности создания и функционирования организации (см. табл.1);

описать профиль и определить виды деятельности организации;

определить форму собственности предприятия;

описать организацию как кибернетическую систему (необходимо раскрыть сущность системного подхода к менеджменту организаций, дать характеристику основных системных требований – вход, выход, процесс, обратная связь, субъект и объект управления – для исследуемой организации);

должна быть разработана графическая схема организации как кибернетической системы с отражением реальных ресурсов и продукции (или услуг), с описанием субъекта и объекта управления данного предприятия.

 

Таблица 1

Характеристика организации

Параметр Содержание и особенности Основные отличия от других организаций Законодательная база создания и функционирования организации Участие в ВЭД
Организационно-правовая форма предприятия       (Следует отразить, если это есть на предприятии – выделена и разрешена внешнеэкономическая деятельность, есть ли структурное подразделение ВЭД, какими законами и акта регламентируется ВЭД на предприятии)  
Профиль предприятия      
Виды деятельности        
Форма собственности      

 

3.3. В разделе «Анализ внешней среды (рынка) и положение на нем организации» студенту следует:

описать факторы внешней среды организации прямого и косвенного воздействия, проанализировать их влияние (конкретно для предприятия, на котором студент (ка) проходил (ла) практику);

исследовать внешнюю среду и построить её профиль (СТЕП (PEST) – анализ).

анализ сильных и слабых сторон в их взаимодействии с угрозами и возможностями внешней среды (SWOT – анализ) см. табл. 2;

анализ конкурентных позиций, занимаемых организацией (доля рынка, количество конкурентов, характеристика основных конкурентов);

анализ сегментов рынка;

анализ конкуренции и конкурентоспособности организации.

выводы по разделу.

 

Таблица 2

SWOT – анализ организации

Внутренние факторы     Внешние факторы Сильные стороны организации +
Слабые стороны организации - 1. 2. 3.
Возможности внешней среды + 1. 2. 3.   ++ Поле потенциального успеха!!! Как использовать сильные стороны организации для максимального извлечения выгод внешней среды? -+ Как преодолеть слабости и устранить недостатки для того, чтобы повысить возможности внешней среды?
Угрозы внешней среды - 1. 2. 3.   + - Как использовать свои сильные стороны для нейтрализации внешних угроз? -- Проблемное поле!!! Что нужно сделать, чтобы решить проблемы?

 

3.4. В разделе «Анализ системы управления организации» следует сделать:

анализ системы целей организации и стратегий их достижения (описать существующие цели, провести GAP – анализ целей, уточнить или сформировать новую миссию организации (см. табл. 3 и 4), уточнить главную цель с критериями SMART, провести декомпозицию миссии и целей с помощью «дерева целей», оформить в виде спецификации целей (см. рис. 1 и табл. 5);

анализ организационной структуры управления (ОСУ): определить тип и вид ОСУ, провести графический анализ ОСУ с целью определения первичных количественных характеристик: количество уровней управления, численность управленческих работников, норма управляемости, номенклатура должностей, количество структурных единиц, существующая норма управляемости, и определения качественных характеристик с использованием экспертных оценок и при помощи пяти по выбору количественных показателей ОСУ (см. прил.1), описать основные звенья управления, построить функциональную модель организации и сопоставить её со структурной схемой ОСУ, т.е. представить в виде агрегированной организацинно-функциональной модели организации (см. рис. 2). В рамках данного анализа следует выявить проблемные зоны и узкие места ОСУ, провести оценку соответствия организационной структуры управления системе целей, технологии, размерам предприятия, состоянию внешней среды;

анализ бизнес-процессов организации: провести идентификацию, описать и проанализировать основные и вспомогательные бизнес-процессы, построить систему (сеть) бизнес-процессов, определить приоритетность бизнес-процессов на основе экспертной оценки (см. табл. 6 и 7);

анализ структуры информации: провести структурирование и анализ, функционирующей в организации информации (документации), проанализировать коммуникации и коммуникационную структуру организации;

анализ организационной культуры – анализ субъективных элементов (символы, отношения, лозунги и т.д.) и объективных элементов организационной культуры (характеристика имиджа организации, логтип, фирменная одежда, удобство офисного помещения и т.д.; при анализе организационной культуры следует выяснить: насколько сильна культура (по сравнению с формальной структурой и процессам), поддерживает ли культура систему целей организации, поддерживает ли культура формальную структуру и процессы организации, определить тип организационной культуры, какие используют в организации методы поддержания организационной культуры и т.д.

выводы по разделу.

Таблица 3

 

Анализ формулировки миссии на основе вопросов проблемного поля

Формулировка миссии Вопросы проблемного поля формулирования миссии
Кто мы? (Идентификация организации) Чем организация отличается от других? Что мы делаем? (Чем занимается организация?) Куда она направляемся в своей деятельности? (Что желает достичь?)
Содержание формулировки Сформулируйте и охарактеризуйте с позиции организации Приведите важнейшие отличия от других организаций Вид деятельности Перспективы развития
Уточненный вариант миссии с учётом проблемных вопросов Содержание уточненной формулировки миссии организации

 

Таблица 4

Анализ формулировки миссии с позиции основных требований

Формулировка миссии Основные требования, предъявляемые к формулировке миссии
Должна отражать смысл и общественную полезность Должна вдохновлять Быть простой как воспоминание или образ Заслуживать доверие Должна содержать ориентиры, которые могут служить основой для разработки стратегии
Пример: «Быть международно признанным лидером в менеджмент-образовании и научных исследованиях в области менеджмента»   -   +   +   +   + + +
Конечный вариант миссии Содержание конечного варианта миссии

- не отражено; + - слабое отражение; ++ - среднее отражение; +++ сильное отражение.

 

 

 
 

 

Рис. 1 «Дерево целей»

 

Таблица 5

Спецификация целей (в соответствии с «Деревом целей»)

 

Номер уровня Номер цели Наименование цели
     
     
     

 


Рис. 2 Агрегированная организационно-функциональная модель организации

 

Таблица 6

Оценка важности и состояния бизнес-процессов

Процессы Ключевые факторы успеха Количество ключевых факторов успеха, подверженных влиянию бизнес-процесса Оценка состояния бизнес-процесса
Высокое качество продаваемых товаров Разнообразие ассортимента Быстрота реакции на изменение состояния рынка Низкие затраты
Пример: «Закупка товара» Х Х Х Х    
«Управление ассортиментом»   Х Х Х    
«Сбыт»       Х    
«Сервис»     Х Х      

Таблица 7

Определение приоритетных бизнес-процессов

Число ключевых факторов, подверженных влиянию бизнес-процессов          
         
         
         
           
Состояние бизнес-процесса  

3.5. В разделе «Анализ внутренней среды (состояния) организации» проводится управленческое обследование сильных и слабых сторон орга­низации. Анализ внутреннего состояния организации основан на ком­плексном обследовании его различных функциональных зон. Для управленческого обследования рекомендуется включить семь функциональных зон: маркетинг, финансы, производство, персонал, научно-технический потенциал, организация, организационная культура.

Выявив с помощью внутреннего аудита компетенцию и недостатки предприятия, студент взвешивает факторы по степени важности. Оценка производится по пятибалльной шкале (табл. 8).

 

Таблица 8

Оценка сильных и слабых сторон предприятия

Функциональная зона Слабая Средняя Сильная
Маркетинг Х        
Расширение ассортимента продукции   Х      
Позиция на рынке     Х    
Производство          
Качество продукции     Х    
Длительность производственного процесса       Х  
Научно-технический потенциал         Х
Потоки новой продукции       Х  
Исследовательский потенциал         Х
Финансы     Х    
Задолженность       Х  
Уровень запасов          
Персонал     Х    
Стимулирование   Х      
Лояльность     Х    
Организация          
Гибкость ОСУ Х        
Четкость распределения функций   Х      
Организационная культура     Х    
Система ценностей       Х  
Имидж       Х    

 

 

3.6. При выполнении раздела «Анализ стратегической направленности организации» используются полученный результаты предшествующих разделов в соответствии со следующей логической схемой (см. рис.3). Анализ стратегических альтернатив и выборов стратегии. В этом разделе студент (ка) анализирует возможные стратегии развития предпри­ятия, а также функциональные стратегии, и обосновывает свой выбор.

Выводы по разделу.

 

 
 

 

Рис. 3 Используемая информация для анализа стратегических альтернатив.

 

 

3.7. Рекомендации по совершенствованию управления организации.

3.7.1. В данном разделе предлагаются конкретные предложения по устранению причин (недостатков), которые были определены на всех этапах диагностики. Можно предлагать рекомендации в разрезе ключевых этапов диагностики.

3.7.2. Рекомендации по реализации стратегии. При описании реализации стратегии студент (кА) придерживается следующей последовательности (рис. 4):

 


3.7.2. Оценка и контроль. В этом разделе студент (ка) описывает показа­тели производственно-хозяйственной деятельности предприятия, характе­ризующие конечные результаты его работы, и методы контроля за выполнением разработанной стратегии.

3.8. «Заключение». В заключение приводятся основные причины (недостатки) управления, которые были определены при диагностики, а также основные выводы и рекомендации (не более 3 стр.). "Заключение" - последний раздел пояснительной записки курсовой работы, в котором характеризуется степень выполнения поставленной перед студентом задачи и делается обобщение о приобретенных знаниях и навыках.

З.9. "Список использованной литературы" должен включать перечень литературы, используемой при подготовке курсовой работы.

 

Приложение 1

Формальные количественные оценки организационной структуры управления

     
Структурный коэффициент централизации Ксц = Nцп / Nоп Nцп –количество структурных подразделений, управляемых из одного центра; Nоп –общее количество структурных подразделений одного уровня.
Количественный коэффициент централизации Ккц = Nцч / Nоч Nцч –численность работников подразделений, управляемых из одного центра; Nоч- общая численность работников;
Объемный коэффициент централизации Кок = Оц / Оо Оц –объем работ, выполняемый централизованными подразделениями; Оо –общий объем работ предприятия.
Коэффициент централизации управления Кцу =Nуц / Nуо Nуц –количество работников центрального управления; Nуо –общее количество работников управления.
Коэффициент централизации функций Кцф = Чцц / (Чцц + Чцп) Чцц –численность работников по централизованной функции в центральном аппарате; Чцп –то же, в аппарате подразделений и филиалов.
Коэффициент централизации отдельных функций Кц = Тт / (Тт + Тц) Тт –затраты труда работников аппарата управления по данным функциям, чел. – дн.; Тц –суммарные затраты труда.
Уровень специализации Yспец = Nспец/ N Nспец -число специализированных подразделений (бизнес-единиц); N –общее число подразделений.
Уровень формализации отношений подчиненности и процессов делегирования полномочий Кф = Чдоо Чдо –количество формализованных должностей (существуют должностные обязанности, регламентирующие вопросы подчиненности, распределения прав и обязанностей); Чо –общее количество должностей по штатному расписанию.
Коэффициент сложности управления Ксл = Чс Чс –количество должностей; Ч –общая численность работников предприятия.
Коэффициент структурной напряженности Ксн = N/d N –общее число подразделений, находящихся в подчинении данному аппарату управления; d -удельный вес работников аппарата управления в % от общей численности работников.
Коэффициент соблюдения норм управляемости Купр = Чфн Чф, Чн –соответственно фактическая и нормативная численность работников, подчиненных одному руководителю.

 

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Воронкова А.Э. Методические указания к выполнению курсовой работы на тему "Разработка системы менеджмента в организации" по Менеджмент организаций" для студентов специальности 7.050201 "Менеджмент организаций". – Луганск: ВНУ, 2004.

2. Долятовский В.А., Долятовская В.Н. Исследование систем управления: Учебно-практическое пособие. – М.: ИКЦ «Март», Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 2003. – 256 с.

3. Карлоф Б. Деловая стратегия: пер с англ.. – М.: Экономика, 1991. – 239 с.

4. Ладико І.Ю., Сумцрв В..Г. Загальний менеджмент. Навчальний посібник. – Луганськ: Вид-во Східноукраїнського університету імені Володимира Даля, 2004. – 282 с.

5. Мордас А.Н., Мордас О.А. Организационный менеджмент. – СПб.: Питер, 2003. – 336 с.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: