В результате замены одного материала другим изменяется не только количество потребленных материалов на единицу продукции, но и их стоимость. Чтобы установить, как изменились в связи с этим материальные затраты на единицу продукции, нужно разность между удельным расходом заменяющего материала (УР1) и удельным расходом заменяемого материала (УР0) умножить на цену заменяемого материала (Ц0), а разность между ценой заменяющего материала (Ц1) и ценой заменяемого материала (Ц0) — на удельный расход заменяющего материала (УР1) и результаты затем сложить [15]:
(2.1.) |
Если на предприятии имеются покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты, то можно определить, насколько выгодна для предприятия кооперация. Для этого сравнивают цену приобретения и себестоимость изготовления изделия на предприятии. Если цена приобретения ниже себестоимости изготовления, то выгоднее покупать изделие или полуфабрикат. Для пересчета плановых затрат на фактический выпуск продукции используется следующая формула:
(2.2.) | ||
где Зск — затраты, скорректированные на фактический выпуск продукции; | ||
Зпл — плановая сумма затрат по статье; | ||
∆ТП% — перевыполнение (недовыполнение) плана по выпуску товарной продукции, %; | ||
Кз — коэффициент зависимости затрат от объема производства продукции. |
Общая сумма амортизации зависит от количества машин и оборудования, их структуры, стоимости и норм амортизации. Стоимость оборудования может измениться за счет приобретения более дорогих машин и их переоценки в связи с инфляцией. Средняя норма амортизации может измениться за счет структурных сдвигов в составе фондов.
|
Чем больше продукции выпущено на данных производственных мощностях, тем меньше амортизации и других постоянных затрат приходится на единицу продукции.
Эксплуатационные расходы зависят от количества эксплуатируемых объектов, времени их работы и удельных расходов на 1 станко-час работы.
Затраты на капитальный, текущий и профилактический ремонт зависит от объема ремонтных работ, их сложности, степени изношенности основных фондов, стоимости запасных частей и ремонтных материалов, экономного их использования.
Расходы на внутреннее перемещение грузов зависит от вида транспортных средств, полноты их использования, степени выполнения производственной программы, экономного использования средств на содержание и эксплуатацию подвижного состава.
На сумму износа МБП влияют объем производства продукции и уровень расходов на одно изделие, который в свою очередь зависит от того, насколько рационально и экономно используются инструменты, малоценный инвентарь, налажен ли действенный контроль над их сохранностью и исправностью.
Анализ цеховых (общепроизводственных) и общехозяйственных расходов имеет большое значение, так как они занимают большой удельный вес в себестоимости продукции [12].
Для анализа цеховых и общезаводских расходов по статьям затрат используют данные аналитического бухгалтерского учета. По каждой статье выявляют абсолютное и относительное отклонение от плана и их причины.
В процессе анализа должны быть выявлены непроизводительные затраты, потери от бесхозяйственности и излишеств, которые можно рассматривать как неиспользованные резервы снижения себестоимости продукции.
|
Непроизводительными затратами следует считать потери от порчи и недостачи сырья (материалов) и готовой продукции, оплату простоев по вине предприятия, доплаты за это время и в связи с использованием рабочих на работе, требующих менее квалифицированного труда, стоимость потребленных энергий и топлива за время простоев предприятия и др.
Анализ общепроизводственных и общехозяйственных расходов в себестоимости единицы изделия производится с учетом результатов, полученных при анализе их в целом по предприятию. Эти расходы распределяются между отдельными видами изготовленной продукции пропорционально прямым затратам за исключением покупных материалов.
Сумма этих расходов, приходящаяся на единицу продукции, зависит от изменения:
- общей суммы цеховых и общезаводских расходов;
- суммы прямых затрат, которые являются базой распределения накладных;
- объема производства продукции.
Для расчета влияния этих факторов используется способ цепной подстановки [13].
Коммерческие расходы включают [15]:
расходы по доставке товаров покупателям — зависят от расстояния перевозки, веса перевезенного груза, транспортных тарифов за перевозку грузов, вида транспортных средств;
расходы по погрузке и выгрузке — могут изменяться в связи с изменением веса отгруженной продукции и расценок за погрузку и выгрузку одной тонны продукции;
расходы на тару и упаковочные материалы — зависят от их количества и стоимости; количество, в свою очередь, связано с объемом отгруженной продукции и нормой расхода упаковочных материалов на единицу продукции; экономия на упаковочных материалах не всегда желательна;
маркетинговые расходы (реклама, исследование рынка и т. д.).
В заключение анализа косвенных затрат подсчитываются резервы возможного их сокращения и разрабатываются конкретные рекомендации по их освоению [17].
Планирование себестоимости продукции