Лекция по обществознанию на тему «РЕЛИГИЯ»




(по учебнику Важенина А.Г. Обществознание для СПО)

 

 

Религия — это форма мировоззрения, одна из сфер духовной жизни общества, социальных групп, индивидов.

Вера — это способ существования религиозного сознания, особое настроение, переживание, характеризующие его внутреннее состо­яние. Внешней, социально значимой формой проявления веры служит культ — система твердившихся ритуалов, обрядов, религиозных специфических действий. Веру, культ и другие элементы религии объединяет религиозное сознание - совокупность взглядов, теорий, представлений, религиозных чувств, традиций, от­ражающих отношение верующих к сверхъестественным силам.

Важнейшую роль в религии выполняют религиозные организа­ции, или объединения. В традиционных религиях выделяют две ос­новные организации — церковь и секту. Церковь в переводе с гре­ческого — Дом Господа.

Секта возникает как оппозиционное течение по отношению к тем или иным религиозным направлениям. Для нее характерна претензия на исключительность своей роли, избранность, а не­редко — и тенденция к изоляционизму. Институт священства в секте отсутствует, подчеркивается равенство всех членов секты, провозглашается принцип добровольности объединения.

В вопросе происхождения религии можно выделить два проти­воположных подхода: богословско-теологический и научно-материалистический.

Согласно богословско-теологическому подходу человек быт со­творен Богом и изначально находился с ним в полном единении. После грехопадения, совершенного первыми людьми Адамом и Евой, этот непосредственный контакт нарушился. Но человек не утратил своего богоподобия, не утратил способности познавать Бога. Стремление и действия человека по восстановлению еди­нения, контакта с Богом и есть религия.

Материалистическая теория следующим образом объясняет воз­никновение религии. Первые религиозные верования появились в эпоху каменного века на относительно высокой ступени развития первобытного общества. Однако низкий уровень развития производительных сил в этот период обусловил постоянную зависимость людей от природы. Они всегда были во власти грозных сил, непод­властных и непонятных им. Реальных средств, чтобы противостоять силам природы у древних людей не было, и они вынуждены были обращаться к иллюзорным, воображаемым средствам. Таким обра­зом, религиозные первобытные верования возникли в связи с прак­тическим бессилием людей перед природой, их неспособностью найти реальные средства улучшения своего положения.

Ранними формами религии были тотемизм, магия, фетишизм и анимизм.

Тотемизм — вера в сверхъестественное родство между человеческими группами (родами), животным и растительным миром, яв­лениями природы и неодушевленными предметами. Тотем — растение или животное — воспринимался как реальный предок, от кото­рого магическим образом зависели жизнь и благополучие рода в целом и каждого его члена в отдельности.

Магия — это действия и обряды, совершаемые с целью повлиять сверхъестественным путем на явления природы, животных или че­ловека. Исполнителями магических обрядов обычно становятся зна­хари, гадатели, колдуны, ведуны, ведьмы.

Фетишизм — это поклонение неодушевленным предметам, ко­торым приписываются сверхъестественные свойства. Объектами поклонения - фетишами - могут быть любые предметы есте­ственного или искусственного происхождения.

Анимизм (от лат. anima — душа) — вера в духовные сущно­сти, заключенные в предметах или существующие отдельно от них. Наиболее ранней формой анимизма была вера в духов. Высшей формой развития анимизма является вера в существование души, которая может переселяться в других людей, животных, расте­ния, предметы.

В период древней истории господствующей формой религии было язычество, представлявшее собой обожествление сил приро­ды. Язычество — это политеизм, т.е. многобожие. Каждый бог счи­тался покровителем какой-либо сферы жизнедеятельности чело­века. На смену язычеству пришли монотеистические мировые ре­лигии (монотеизм — единобожие).

Мировые религии — понятие, которое применяется по отно­шению к буддизму, христианству и исламу. Они появились в пери­оды формирования «мировых империй», когда возникла потреб­ность сплочения входящих в их состав многочисленных наций.

Исповедующим такую религию свойственен сильно выражен­ный прозелитизм, т.е. стремление обратить в свою веру лиц друго­го вероисповедания, горячая преданность вновь принятой вере и пропагандистская активность. Их проповеди носят межэтнический характер и обращены к представителям разных социальных групп. Мировые религии проповедуют идею равенства и братства лю­дей. что и обусловило их широкое распространение.

Самая древняя из трех мировых религий — буддизм, возник­ший в Индии в VI в. до н.э., основателем которой был Будда. Этим именем назвался царевич Гаутама. В 29 лет он ушел из дома и стал отшельником. Шесть лет он бродил по долинам реки Ганг, беседовал с мудрецами и проповедниками, вел аскетический об­раз жизни. К 35 годам у Гаутамы появилось предчувствие близкого открытия истины, и он погрузился в медитацию, в которой пре­бывал без еды и питья, по разным версиям, от четырех до семи недель. В процессе медитации он достиг просветления и стал Буд­дой, которому были открыты все законы мироздания. Впослед­ствии Будда в течение 45 лет ходил по стране и проповедовал свое учение. Умер он в возрасте 80 лет.

Согласно учению Будды жизнь есть дар природы, а бесценным даром природы является сознание. Поэтому жаль человека, кото­рый из-за своего незнания тратит жизнь на преодоление трудно­стей и обстоятельств, им же созданных, на погоню за материаль­ными благами.

Эти идеи Будды были сформулированы в виде четырех ос­новных положений его учения:

1) сущность жизни есть страдание;

2) причина страданий — желания, привязанности, страсти;

3) чтобы избавиться от страданий, надо с корнем вырвать желания, привязанности и страсти;

4) для этого необходимо жить по законам правильного поведения и нравственного знания, через которое достигается нирвана.

Нирвана в переводе с санскрита означает «затухание», «угаса­ние». Этим понятием обозначается полное исчезновение, осво­бождение от земных уз, высшее состояние духа, в котором все земные привязанности преодолены, нет никаких желаний и стра­стей. В этом состоянии угасают все чувства человека, а вместе с ними и окружающий мир. «Мудрые, — говорил Будда, — угаса­ют, как лампады».

В буддистском учении в процессе его развития появилась идея о двух путях спасения: хинаяна и махаяна.

Хинаяна — монашеская форма буддизма: Будда почитается не как божество, а как человек — великий учитель, указавший лю­дям путь к спасению: состояние нирваны может достигнуть толь­ко монах в процессе монашеской жизни.

Основная идея махаяны заключается в том, что спастись (до­стичь нирваны) может не только монах, как утверждает хинаяна, но и любой мирянин, стремящийся к духовному совершенству, соблюдающий обеты, возносящий молитвы, прибегающий к по­мощи монахов и одаривающий их.

Христианство возникло в I в. н. э. Основу христианства состав­ляет учение о богочеловеке Иисусе Христе сыне божьем, спаси­теле мира, который сошел с неба на землю, принял страдание и смерть за грехи человеческие, воскрес и вознесся на небо. В буду­щем, по христианскому учению, произойдет второе пришествие Христа для суда над живыми и мертвыми.

Основная идея христианства — спасение человека от того, что порождает несчастья, страдания, болезни, войны, все зло в мире. Причиной зла в христианстве считается грех, т.е. акт личности, направленный против совести Бога, против нравственного зако­на, который дан только человеку среди мира живых существ.

Одни из основных догматов христианства — учение о троице. Его суть заключается в том, что Бог — не только личное суще­ство, но и духовная сущность. Он выступает в трех лицах (ипоста­сях) — Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Дух Святой. Все три лица состав­ляют единую Святую Троицу, нераздельную в своей сущности. Бог-Отец не рождается и не исходит от другого лица. Им из ниче­го созданы мир видимый и мир невидимый, первый человек Адам и из его ребра первая женщина Ева. Сотворив человека, Бог рас­пространил на него свой промысел, свою заботу. Творец сохраня­ет людей, пресекает зло. Он предопределил спасение людей через своего Сына, воплощенного в богочеловека Иисуса Христа. Христос — тоже истинный Бог, существующий «прежде всех век». Тре­тьей ипостасью является Дух Святой. Он вместе с Отцом и Сыном породил духовную жизнь человека, внушил людям страх Божий, даровал благочестие и вдохновение, способность познания и муд­рость.

Вероучение христианства изложено в Библии, которая состоит из двух частей — Ветхого Завета, или Священного писания, и Нового Завета. В них представлена история человечества, начиная с сотворения мира и человека и кончая описанием конца света в Апокалипсисе. Граница между Ветхим и Новым Заветами — рож­дение Иисуса Христа. Это событие положило начало Новой эре.

Разновидности христианства составляют православие, католи­цизм и протестантизм.

Хотя все христианские вероисповедания основываются на Биб­лии, понимание ее учения в целом различно у христианских вет­вей. Критерием верного понимания Священного писания для ка­толиков выступает в конечном счете слово Папы, для протестан­тов — убеждение основателя данной конфессии, для православ­ных — Священное предание.

В отличие от православия, которое признает решения только первых семи Вселенских Соборов, католицизм продолжал разви­вать свою догматику на последующих Соборах. Поэтому основу учения католической церкви составляет не только Священное писание, но и Священное предание, которое образуют постанов­ления 21 собора, а также официальные документы главы католи­ческой церкви — Папы Римского.

Важной чертой католицизма, отличающей его от православия, выступает догмат об исхождении Святого Духа не только от Бога-Отца, но и от Бога-Сына. Православное учит, что души людей в загробном мире попадают в рай или ад. Католическая церковь сфор­мулировала догмат о чистилище, в которое попадают души греш­ников, не получившие прощения в земной жизни, но и не отя­гощенные смертными грехами. Они горят там в очищающем огне.

С догматом о чистилище связано учение о запасе добрых дел. Согласно ему церковь располагает запасом «добрых дел». Этот за­пас накопился у церкви за счет деятельности Иисуса Христа, Богоматери и святых Римско-католической церкви. Церковь рас­поряжается этим запасом «добрых дел» по своему усмотрению и распределяет их среди тех, кто в них нуждается. На основе этого учения в Средние века была широко распространена практика продажи индульгенций — папских грамот об отпущении грехов.

Специфической особенностью католицизма выступает также положение о главенстве Папы Римского над всеми христианами. Он провозглашается наместником Христа на земле, преемником апостола Петра, который, по христианскому преданию, был пер­вым римским епископом. В развитие этих положений на I Вати­канском соборе (1870 г.) был принят догмат о непогрешимости Папы Римского. Иначе говоря, во всех официальных документах, в публичных выступлениях устами Папы говорит сам Бог.

Протестантизм возник в Северной Европе в начале XVI в. в ходе Реформации, в рамках которой антифеодальные выступле­ния широких народных масс и движение нарождающейся буржу­азии приобрели религиозную окраску. От католицизма откололась значительная часть верующих, образовавших новое направление западного христианства. Протестанты отвергают догмат о спаса­ющей роли церкви и настаивают на личной связи человека и Бога. Поэтому они отрицают роль священников как посредников между человеком и Богом. Единственным источником учения в протестантизме признается Священное писание. Авторитет Свя­щенного предания отвергается. Библия, по мнению протестан­тов, должна переводиться на национальные языки. Самостоя­тельное чтение и толкование Библии считается обязанностью каждого верующего.

Одним из принципов протестантизма является положение о всеобщем священстве. Каждый христианин, будучи крещенным, получает посвящение на общение с Богом, право проповедовать, совершать богослужение. Служитель культа в протестантизме ли­шен права исповедовать и отпускать грехи. Большинство протес­тантских церквей не признает поклонения святым, почитания мощей, икон, скульптурных изображений.

Важный принцип протестантизма - положение о том, что спа­сение человека достигается не добрыми делами, а только исклю­чительно личной верой в Бога.

Ислам — самая молодая из всех мировых религий, возникшая в конце VI в. в Аравии. Одним из важнейших хозяйственных и духовных центров Аравии того времени была Мекка, в которой располагалась святыня, почитавшаяся большинством племен — языческий храм Кааба, окруженный изваяниями различных пле­менных богов. Именно в Мекке были произнесены первые пропо­веди новой религии — ислама — его основателем пророком Мухаммедом. В 610 г. он выступил с проповедью учения о едином боге, которое назвал исламом (в переводе с арабского — «покор­ность», «предание себя богу»). Последователи ислама — мусуль­мане — «покорные». Мухаммед провозгласил, что существует лишь один великий Аллах и что все должны быть покорны его воле, служить ему в ожидании конца мира, судного дня и установления царства справедливости и мира на Земле.

При жизни пророка его высказывания, воспринимаемые как прямые слова Аллаха, передавались устно. Лишь спустя два деся­тилетия после смерти Мухаммеда было собрано и переписано то, что говорилось им в проповедях. Это и составило текст священной книги мусульман Корана.

Несколько позднее Корана появились хадисы — рассказы о деяниях и высказываниях Мухаммеда и его сподвижников, соста­вившие сборники под названием «Сунна». На основе Корана и Сунны мусульманские богословы разработали шариат — свод норм мусульманского права, морали, религиозных предписаний и ри­туалов. призванный охватить всю жизнь мусульманина от рожде­ния до смерти. В нем встречаются нравственные нормы общечеловеческого значения: не убивай, не прелюбодействуй, не лги, будь честным, добрым, чти отца и мать. Однако есть наставления чисто исламские, проповедующие покорность Аллаху и власти, ибо она от бога.

В исламе наиболее последовательно проводится принцип мо­нотеизма, чем в других мировых религиях. Вера в единого бога Аллаха — основа ислама. Аллах сотворил все сущее, он — выс­ший, всемогущий, мудрый.

В исламе проповедуется бессмертие души. После смерти она покидает тело и воскресает в день страшного суда. Как и в христи­анстве, утверждается существование ада и рая в загробном мире. Ислам утверждает веру в божественное предопределение. Все под­чинено воле Аллаха.

Основные культовые требования ислама выражены в пяти «стол­пах веры». Каждый правоверный мусульманин обязан их неукосни­тельно соблюдать. Первое культовое требование (предписание) — произнесение краткой формулы, которая содержит основную суть ислама: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед — пророк его». Второе — ежедневная пятикратная молитва (намаз). Третье — со­блюдение поста (уразы) в течение месяца по лунному календарю в месяц рамазан. Четвертое — закят. Первоначально это была добровольная благотворительность во имя Аллаха. Затем она превра­тилась в обязанность для очищения грехов. В настоящее время за­кят — это уплата налога, взимание которого предписано по Кора­ну. Пятое культовое требование — паломничество в Мекку (хадж).

Основные направления ислама — суннизм и шиизм. Суннизм — наиболее многочисленное направление в исламе. Основу религи­озной и общественной практики суннитов кроме Корана состав­ляет Сунна. Верховная власть в халифате (государстве мусульман), по мнению суннитов, должна принадлежать халифам, избирае­мым всей общиной. Шииты же признают законной лишь наслед­ственную передачу власти потомкам пророка Мухаммеда по ли­нии его двоюродного брата Али.

Ислам распространен среди значительной доли населения на­шей страны. При этом подавляющая его часть — сунниты. Они объединены в несколько самостоятельных духовных управлений с центрами в крупных городах России.

 

Вопросы и задания

1. Что такое религия? Каковы ее элементы?

2. В чем состоит разница между богословско-теологическим и научно- материалистическим подходами к происхождению религии?

3. Охарактеризуйте ранние формы религии. В чем их отличие от мировых религий?

4. Как возник буддизм? Каковы его основные положения?

5. Когда возникло христианство? С какими событиями связано его возникновение?

6. Каковы основные положения христианского учения?

7. В чем состоят различия между православием, католицизмом и протестантизмом?

8. Когда и как возникло учение ислама? Каковы его основные положения?

9. В чем состоят различия суннизма от шиизма?

10. Сравните два приведенных ниже высказывания В чем состоят различия взглядов авторов на религию? Чем объясняются эти различия? Л.Н.Толстой: «Религия — это упрошенная и обращенная к сердцу мудрость. Мудрость — это разумом оправданная религия». К. Маркс: «Религия — это опиум для народа».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: