Отличался он полностью закрытой обшивкой фюзеляжа, включая хвостовую балку, имел два кресла пилотов, полное двойное управление и две новинки: фенестрон, или встроенный хвостовой винт, и жесткий несущий винт фирмы Bolkow.
Опытный экземпляр вертолета SA.341 Gazelle, который был оснащен в соответствии с требованиями, предъявленными к нему армией Великобритании, был собран во Франции и после этого переправлен в Англию компании Westland. Данная машина впервые поднялась в воздух 28 апреля 1970 года. 14 мая 1970 года был изготовлен первый опытный экземпляр SA 341. Данный вертолет сумел установить 3 рекорда скорости для вертолетов своего класса. Этот факт вызвал к новому вертолету достаточно большой коммерческий интерес, который воплотился в многочисленные иностранные заказы. Французский вариант данного вертолета обозначался SA 341.1001 (совершил первый полет 6.08.1971), вертолет обладал увеличенной хвостовой частью, удлиненной кабиной, более мощным двигателем. На вооружение французской армии машина была принята под индексом SA.341F Gazelle.
SA.342 Gazelle - многоцелевой легкий ударный вертолет, разработанный французской фирмой Aerospatiale (теперь Eurocopter France) на базе многоцелевого вертолета SA.341 Gazelle. Вертолет отличается от предшественника ГТД Astazou XIV и двумя узлами подвески для размещения оружия. Вертолет принят на вооружение в 1977 году.
В 1972—73 году Югославия приобрела во Франции первую партию из 21 вертолета Аэроспатьяль SA.341Н «Газель», в дальнейшем данные вертолеты SA.341H Partizan производились по лицензии компанией SOKO на заводе в Мостаре (всего было построено 132 вертолета). С 1982 года данный завод перешел на производство вертолетов SA.342L (произведено еще 100 вертолетов). Легкие ударные вертолеты SA.342L производились в 2-х основных модификациях. Так вертолет огневой поддержки, который назывался SA.342L GAMA, предназначался для борьбы с бронетехникой противника и вооружался четырьмя ПТУР «Малютка-2» советского производства.
|
Aerospatiale SA-341 Gazelle
Aerospa tiale SA-342 Gazelle
Особенности строения
Конструктивной особенностью машины был жесткий трехлопастный несущий винт, который был спроектирован совместно с немецкой компанией Boelkow, а также многолопастный рулевой винт, который был смонтирован в туннельном канале в специальном вертикальном оперении, называемом (фенестрон). Вертолет отличался обтекаемым фюзеляжем корпуса типа полумонокок и обладал большой площадью остекления кабины пилотов, находившейся в его передней части. В кабине помимо экипажа, который состоял из 1-2 пилотов, могли свободно разместится еще 3-4 пассажира или же небольшой груз массой до 270 килограммов.
Вертолет был спроектирован и выполнен по одновинтовой схеме с рулевым винтом типа «фенестрон», машина оснащалась одним газотурбинным двигателем (ГТД) и лыжным шасси. На лыжное шасси могли быть в случае необходимости установлены колеса или надувные баллоны. Фюзеляж вертолета был цельнометаллическим. На хвостовой балке машины, выполненной из алюминиевого сплава, было смонтировано вертикальное оперение с рулевым винтом, а также стабилизатор. В кабине вертолета находились сидения: спереди – для членов экипажа, сзади – общее сидение для 3-х пассажиров. Для удобного доступа в кабину с каждой из сторон были расположены двери, которые открывались наружу. Сразу за ними находилась дополнительная грузовая дверь, которая открывалась вовнутрь. В полу кабины имелись специальные узлы крепления для фиксации перевозимых грузов.
|
Доступ в багажное отделение вертолета осуществлялся через вспомогательную дверь с правой стороны фюзеляжа или через заднюю перегородку. Кабина вертолета была оснащена системой вентиляции, также была предусмотрена возможность (в случае необходимости) установки систем обогрева кабины. При этом конструкция планера вертолета рассчитана на использование в достаточно широком диапазоне температур окружающего воздуха от -35 до +50°С. В военном варианте вертолета, кабина экипажа бронируется.
· Вертикальное оперение стреловидное с несимметричным профилем, установленным под углом к продольной оси хвостовой балки, создает боковую силу в полете для уравновешивания реактивного крутящего момента.
· Стабилизатор прямоугольной формы в плане с перевернутым профилем, размахом 1.93м и площадью 1.8м2. На концах стабилизатора установлены шайбы, имеющие стреловидность по передней кромке.
· Шасси лыжное крепится к фюзеляжу с помощью изогнутых стальных труб. Стойки лыж снабжены обтекателями. В задней части каждой лыжи может быть установлено колесо. Предусмотрена возможность установки поплавкового шасси. Колея шасси 2м.
· Несущий винт трехлопастный с полужестким креплением лопастей. Втулка выполнена за одно целое с валом несущего винта, имеет горизонтальные и осевые шарниры (вертикальные шарниры отсутствуют). Колебания лопастей в плоскости вращения ограничены упругими элементами, имеющими слоистую конструкцию из металла и силиконового эластомера. Лопасти прямоугольной формы в плане, выполнены из КМ и включают лонжерон, обшивку и сотовый заполнитель; могут вручную складываться для хранения.
|
· Рулевой винт типа "фенестрон", с жестким креплением лопастей, установлен в кольцевом канале в вертикальном оперении. Фенестрон имеет 13 цельнометаллических лопастей, штампованных из легкого сплава. Нагрузки от центробежных сил воспринимаются торсионами.
· Силовая установка. Двигатель установлен сверху фюзеляжа позади кабины и закрыт обтекателем. На сопле двигателя установлен дефлектор, уменьшающий тепловое излучение вертолета. Сухая масса двигателя ≈ 160кг.
· Топливная система включает два топливных бака общей емкостью 545л (один расположен под багажным отсеком). Предусмотрена установка дополнительного бака емкостью 200л в задней части кабины в перегоночном варианте.
· Система управления гидравлическая, с давлением 3.9Мпа, включает три гидроусилителя несущего винта, и гидроусилитель рулевого механического винта. В случае отказа гидроусилителей используется обычная механическая система управления.
· Электронное оборудование. Дополнительное связное оборудование включает приемопередатчики дециметрового, метрового и коротковолнового диапазонов, переговорные устройства и приемники сигналов. Дополнительное навигационное оборудование включает радиокомпас, радиовысотомер и всенаправленный УКВ-маяк. Могут быть установлены оборудование для полетов по приборам и автопилот. На противотанковом варианте AS.342M автономная система навигации "НАДИР", доплеровский радиомаяк и оборудование для ночных полетов.