В настоящее время в составе ВВС Сербии имеется вертолетная эскадрилья «Сенке» (Тени), которая летает на одном из самых красивых вертолетов мира – «Газели». С момента своего формирования в 1984 году, 714-я противотанковая эскадрилья, получившая название «Тени», отвечает на поле боя за уничтожение бронетехники противника и оказание непосредственной огневой поддержки сухопутным соединениям. В настоящее время на вооружении эскадрильи находятся вертолеты SA-341H и SA-342L большая часть в ударной версии, которая по сербской терминологии известна как «Гама».
Первые серийные вертолеты Газель сборки компании Westland появились в начале 1972г. Вертолеты принятые на вооружение французской армией обозначались SA.341F Gazelle.
Вертолет предназначен для разведки и наблюдения, связи, перевозки личного состава, эвакуации раненых и транспортировки малых грузов, а также для огневой поддержки войск. Вертолет разрабатывался совместно французской фирмой Aerospatiale и английской фирмой Westland на основании соглашения, заключенного в 1967 году правительствами Франции и Великобритании.
В июне 1982 сирийские SA.342 участвовали в боях с израильской армией, вторгнувшейся на территорию Ливана, и нанесли противнку тяжёлые потери. За пять дней боёв вертолёты уничтожили (по сирийским данным) 95 единиц техники, включая 71 танк, хотя эти цифры принято считать преувеличенными. Израильтянам удалось сбить лишь две сирийских «Газели»(одну огнём танка, вторую вертолётом «Кобра»), ещё две легко повреждённые машины совершили вынуждённую посадку и были захвачены
Для войны в Персидском заливе 30 вертолетов было переделано в модификацию SA 342M/Celtic с парой управляемых ракет MATRA Mistral класса "воздух - воздух" на левом борту и прицелом SFOM 80. Заключительная модель ряда - вертолет SA 342М/АТАМ. Это обозначение получили 30 модифицированных экземпляров с четырьмя ракетами Mistral и прицелом Т2000. Вертолеты SA-342М оснащались двигателями Astazou XIVM с автоматическим пуском и имели максимальную взлетную массу 1900 кг, увеличивающуюся в боевых условиях до 2000 кг. Авиационное электронное оборудование включает в себя автопилот, а также автоматическую навигационную систему Nadir.
|
Вертолеты Gazelle эксплуатировали более 25 военных организаций в мире. До прекращения производства в 1995-1996 годах было выпущено более 1260 экземпляров, без вертолетов югославского производства.
Заключение
Подводя итоги анализа и сравнения, следует отметить, что вертолеты МИ-34 и AS-341/342 не могут конкурировать между собой. Причиной служит то, что их сферы использования, масштабы производства, цена и сложность технического обслуживания кардинально различаются и не могут быть сопоставимы. Тем не менее, каждый из вертолетов имеет свои достоинства и недостатки. МИ-34 предполагался как спортивный вертолет для выполнения фигур высшего пилотажа и имел небольшой потенциал для выполнения других видов деятельности. На это повлияли скромные ЛТХ: низкая максимальная скорость, грузоподъемность, дальность полета, недостаточная мощность единственного двигателя. К плюсам МИ-34 можно отнести сравнительно малый вес, а значит и меньший расход топлива, более простое обслуживание, доступную цену и надежность компонентов трансмиссии. Время создания этого вертолета пришлось на нестабильный период в стране, из-за чего работы по нему велись с перебоями. Возможно поэтому в нем нет каких- либо особенностей и преимуществ перед конкурентами в своем классе, кроме его цены. К сожалению, серийный выпуск данной модели не начался до сих пор.
|
Если говорить о втором участнике сравнения - AS-341/342, то данный вертолет имеет широкий спектр возможностей и является эксплуатируемой моделью во многих странах. Он разрабатывался как многоцелевой и ударный вертолет, то есть создавался для военных и различных спецслужб. Поэтому в его проектирование и испытания были вложены большие финансовые ресурсы государства (Франции). Показав высокие результаты в испытаниях, он был взят на вооружение во многих европейских странах. Во многом его успех заключался в сочетании последних достижений инженерной мысли и накопленного опыта разработки летательных аппаратов. К преимуществам AS-341/342 можно отнести высокую максимальную скорость, высоту и дальность полета, мощность и возможность использования в различных погодных условиях. Но это существенно увеличивает стоимость вертолета и его технического обслуживания. На мой взгляд, главными плюсами данной модели являются его высокие аэродинамические характеристики, качество выполнения всех его агрегатов, внутренняя эргономика кабины, пассажировместимость и внешний вид. Возможно, эти параметры сделали вертолет популярным среди частных лиц, которые также используют его для комфортных полетов на дальние расстояния. AS-341/342 ничем не уступает своим ближайшим конкурентам(ЕС645 Т2 и т.д), а во многих показателях и качестве даже превосходит их.
Список использованной литературы
https://www.airwar.ru/enc/uh/mi34.html
https://avia.pro/blog/mi-34
https://kollektsiya.ru/vertoleti/620-mi-34-legkij-mnogotselevoj-vertolet.html
https://topwar.ru/21711-legkiy-udarnyy-vertolet-vvs-yugoslavii-sa342-gazelle.html
https://www.airwar.ru/enc/uh/sa341.html
https://www.airwar.ru/enc/ah/sa342.html