Лекция 2.1
Поэтика эпохи синкретизма
Синкретизм как художественный принцип
· Понятие синкретизма
Термин Веселовского, от греческого «неразличение» Þпринцип мировидения и сознания от палеолита до 7-6 вв. до н.э. в Греции и первых веков нашей эры на Востоке. Веселовский опирался на современную ему этнографию, исследования в области мифологии и обрядности, используя данные фольклористики и психологии.
Самым фундаментальным отличием архаического сознания от современного является его нерасчленённо-слитная природа, которая пронизывает всю древнюю культуру от идеологических построений (мифы, религия, искусство) до чувственного восприятия.
Архаический человек J воспринимает данные разных органов чувств синкретически («идём смотреть грома»); не различает себя и природу, «я» и «другого», слово и предмет, ритуальное и бытовое действа, искусство и жизнь.
Синкретизм – выражение свойственного архаическому сознанию целостного взгляда на мир, ещё не осложнённого отвлечённым, дифференцирующим и рефлексивным мышлением. Идеи тождества и различия ещё не оформились в своей раздельности, а потому они не накладываются на воспринимаемые явления. Это не смешение, а отсутствие различий!
Формы проявления синкретизма в архаическом сознании и искусстве
Синкретизм понимается Веселовским как общий принцип художественного мышления, уходящий в глубины непосредственного, чувственного восприятия мира. Он проследил, как проявляется этот принцип в древнем искусстве слова и в ранней истории литературы, в формировании авторства. Выяснилось, что дольше всего синкретизм сохраняется в сфере поэтической образности.
После Веселовского большую роль в прояснении ведущего принципа архаического искусства сыграли труды О. М. Фрейденберг. По её мнению, в основе этого принципа лежит представление о развитии, исходящем из одного источника, а на самом деле источников – множество; архаическое сознание не моно, а полифонично. Закон: принцип семантического тождества при различии форм, причём различие есть лишь внешнее проявление внутреннего единства.
Цитата: «Все эти формы мифа настолько семантически едины, что производят впечатление неразрывных. Веселовский принимал этот кажущийся их характер за присущий им синкретизм. Но всё их своеобразие в том, что они совершенно различны и генетически независимы. Основная их черта объясняется тем, что первобытное мышление отождествляло все явления жизни и повторяло свои представления в поливариантных друг к другу формах. Генезис из одного комкообразного синкретического действа противоречил бы характеру мифотворческого сознания, которое повторяло одно и то же в разных формах, не связывая их причинной связью».
Синкретизм и генезис эстетического объекта
Сегодня наука приблизилась к пониманию того, что эстетический объект имеет синкретический статус не только в архаике, но в той или иной форме сохраняет его и на других стадиях развития поэтики. Þ Почему?
Мамардашвили заметил: «На каком-то уровне сознания – а на этом уровне решающие жизненные проблемы и существуют – всё дано в некотором синкретическом виде».
Литература выводит именно на этот уровень сознания, а потому синкретизм является не только её историческим лоном, но и архетипическим качеством, воспроизводящимся каждый раз по-новому.
Более поздние художественные принципы и формы искусства так или иначе соотносятся со своим архетипом, вырастая из него, отталкиваясь и возвращаясь к нему в иных обликах. Но генетическим «кодом» эстетического объекта всегда остаётся нерасчленимое целое.
Субъектная структура эстетического объекта в поэтике эпохи синкретизма
· Понятие субъектного синкретизма
Полинезийская песня:
И она спешит в свою большую спальню.
Я пришла взять масло, пахнущее сандаловым деревом.
Потом я намаслила своё тело и надушила волосы.
И я завернулась в синий шёлк.
И я погрузила волосы в мякоть сваренной кукурмы.
Вуа-ни-Мос-Уава встаёт.
Спонтанный переход: 3 лицо ® 1 лицо ® 3 лицо
Субъектный синкретизм – нечёткая расчленённость в фольклорном сознании субъектных сфер «я» и «другого», автора и героя; состоит в лёгкости перехода через ещё не успевшие окрепнуть субъектные границы.
· Истоки субъектного синкретизма
Веселовский: «хореический синкретизм». Хоровое и личное начало.
Хор – не только преобладающий способ исполнения в архаическом искусстве, но и свидетельство того, что первобытная поэзия сложилась в бессознательном сотрудничестве массы.
Личность ещё не выделилась из массы, не стала объектом себе и не зовёт к самонаблюдению. Её эмоциональность – коллективная: хоровые клики, возгласы эротического возбуждения в обрядовом действе.
Появление певца-корифея говорит о нарождающемся личном начале.
Таким образом, хор – это безличный автор, постепенно выделявший из себя автора личного.
Фрейденберг: отношение субъекта к объекту.
Первобытный человек не отделял субъект от объекта и не дифференцировал связанные с этим активный и пассивный статусы Þ это отразилось в рассказе-мифе, где рассказчик идентичен своему рассказу: он «автор» (= «действующий бог») и он же – герой (= «претерпевающий бог»).
Бог как активный субъект в функции действия ® станет автором
Бог в пассивной ипостаси, в функции претерпевания и умирания ® станет героем
В рассказе-мифе нет «различия между тем, кто рассказывает, что рассказывается, кому рассказывается»:
А) тот, кто рассказывает ® нерасчленённый автор – герой – бог
Б) слушающий ® это бог, а рассказ – молитва, обращённая к богу
В) то, что рассказывается ® «жертва, которую возлагают на алтарь, жертвенное животное»
Эта архаическая структура не была изжита даже в греческой литературе
Бахтин: отношение «я» к «другому».
Реальная форма существования человека – не «абстракция я», а двуединство «я-другой».
Эстетическое событие не может иметь лишь одного участника.
Двуединство «я-другой» предстаёт в форме «автора-героя».
На ранних стадиях рождающийся автор окутан и пронизан чужим сознанием – «хором других», а эстетический акт возможен только тогда, когда он нашёл «хоровое утверждение, поддержку хора».
Особенно явственно это проявляется в лирике: «я слышу себя в другом, с другими и для других».
· Субъектный синкретизм в отражении форм высказывания
ТРИ ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫВЫСКАЗЫВАНИЯ:
1) Пение: сакральная форма речеведения, построенная на перемене голоса. Несобственно-прямая речь, разыгрывающая голос не только поющего, но и «другого» - божества-духа, к которому обращена речь. «Персонологическое двуголосие»: говорит и автор, и герой.
2) Речь: первая форма рассказа, ещё не «повествование, но только замена его». Первоначальная форма – прямая речь, в которой автор и предмет рассказа не отделены друг от друга. По мере их обособления формируется косвенная речь.
3) Наррация (повествование) возникает уже за пределами древнегреческой литературы. «Греция ещё не умеет повествовать» (Фрейденберг).