Субъектная структура эстетического объекта в поэтике эпохи синкретизма




Лекция 2.1

Поэтика эпохи синкретизма

Синкретизм как художественный принцип

· Понятие синкретизма

Термин Веселовского, от греческого «неразличение» Þпринцип мировидения и сознания от палеолита до 7-6 вв. до н.э. в Греции и первых веков нашей эры на Востоке. Веселовский опирался на современную ему этнографию, исследования в области мифологии и обрядности, используя данные фольклористики и психологии.

 

Самым фундаментальным отличием архаического сознания от современного является его нерасчленённо-слитная природа, которая пронизывает всю древнюю культуру от идеологических построений (мифы, религия, искусство) до чувственного восприятия.

 

Архаический человек J воспринимает данные разных органов чувств синкретически («идём смотреть грома»); не различает себя и природу, «я» и «другого», слово и предмет, ритуальное и бытовое действа, искусство и жизнь.

 

Синкретизм – выражение свойственного архаическому сознанию целостного взгляда на мир, ещё не осложнённого отвлечённым, дифференцирующим и рефлексивным мышлением. Идеи тождества и различия ещё не оформились в своей раздельности, а потому они не накладываются на воспринимаемые явления. Это не смешение, а отсутствие различий!

Формы проявления синкретизма в архаическом сознании и искусстве

Синкретизм понимается Веселовским как общий принцип художественного мышления, уходящий в глубины непосредственного, чувственного восприятия мира. Он проследил, как проявляется этот принцип в древнем искусстве слова и в ранней истории литературы, в формировании авторства. Выяснилось, что дольше всего синкретизм сохраняется в сфере поэтической образности.

 

После Веселовского большую роль в прояснении ведущего принципа архаического искусства сыграли труды О. М. Фрейденберг. По её мнению, в основе этого принципа лежит представление о развитии, исходящем из одного источника, а на самом деле источников – множество; архаическое сознание не моно, а полифонично. Закон: принцип семантического тождества при различии форм, причём различие есть лишь внешнее проявление внутреннего единства.

Цитата: «Все эти формы мифа настолько семантически едины, что производят впечатление неразрывных. Веселовский принимал этот кажущийся их характер за присущий им синкретизм. Но всё их своеобразие в том, что они совершенно различны и генетически независимы. Основная их черта объясняется тем, что первобытное мышление отождествляло все явления жизни и повторяло свои представления в поливариантных друг к другу формах. Генезис из одного комкообразного синкретического действа противоречил бы характеру мифотворческого сознания, которое повторяло одно и то же в разных формах, не связывая их причинной связью».

Синкретизм и генезис эстетического объекта

Сегодня наука приблизилась к пониманию того, что эстетический объект имеет синкретический статус не только в архаике, но в той или иной форме сохраняет его и на других стадиях развития поэтики. Þ Почему?

Мамардашвили заметил: «На каком-то уровне сознания – а на этом уровне решающие жизненные проблемы и существуют – всё дано в некотором синкретическом виде».

 

Литература выводит именно на этот уровень сознания, а потому синкретизм является не только её историческим лоном, но и архетипическим качеством, воспроизводящимся каждый раз по-новому.

 

Более поздние художественные принципы и формы искусства так или иначе соотносятся со своим архетипом, вырастая из него, отталкиваясь и возвращаясь к нему в иных обликах. Но генетическим «кодом» эстетического объекта всегда остаётся нерасчленимое целое.

 

 

Субъектная структура эстетического объекта в поэтике эпохи синкретизма

· Понятие субъектного синкретизма

 

Полинезийская песня:

 

И она спешит в свою большую спальню.

Я пришла взять масло, пахнущее сандаловым деревом.

Потом я намаслила своё тело и надушила волосы.

И я завернулась в синий шёлк.

И я погрузила волосы в мякоть сваренной кукурмы.

Вуа-ни-Мос-Уава встаёт.

 

Спонтанный переход: 3 лицо ® 1 лицо ® 3 лицо

 

Субъектный синкретизм – нечёткая расчленённость в фольклорном сознании субъектных сфер «я» и «другого», автора и героя; состоит в лёгкости перехода через ещё не успевшие окрепнуть субъектные границы.

 

· Истоки субъектного синкретизма

 

Веселовский: «хореический синкретизм». Хоровое и личное начало.

Хор – не только преобладающий способ исполнения в архаическом искусстве, но и свидетельство того, что первобытная поэзия сложилась в бессознательном сотрудничестве массы.

Личность ещё не выделилась из массы, не стала объектом себе и не зовёт к самонаблюдению. Её эмоциональность – коллективная: хоровые клики, возгласы эротического возбуждения в обрядовом действе.

Появление певца-корифея говорит о нарождающемся личном начале.

Таким образом, хор – это безличный автор, постепенно выделявший из себя автора личного.

 

Фрейденберг: отношение субъекта к объекту.

Первобытный человек не отделял субъект от объекта и не дифференцировал связанные с этим активный и пассивный статусы Þ это отразилось в рассказе-мифе, где рассказчик идентичен своему рассказу: он «автор» (= «действующий бог») и он же – герой (= «претерпевающий бог»).

 

Бог как активный субъект в функции действия ® станет автором

Бог в пассивной ипостаси, в функции претерпевания и умирания ® станет героем

 

В рассказе-мифе нет «различия между тем, кто рассказывает, что рассказывается, кому рассказывается»:

А) тот, кто рассказывает ® нерасчленённый автор – герой – бог

Б) слушающий ® это бог, а рассказ – молитва, обращённая к богу

В) то, что рассказывается ® «жертва, которую возлагают на алтарь, жертвенное животное»

 

Эта архаическая структура не была изжита даже в греческой литературе

 

Бахтин: отношение «я» к «другому».

Реальная форма существования человека – не «абстракция я», а двуединство «я-другой».

Эстетическое событие не может иметь лишь одного участника.

Двуединство «я-другой» предстаёт в форме «автора-героя».

На ранних стадиях рождающийся автор окутан и пронизан чужим сознанием – «хором других», а эстетический акт возможен только тогда, когда он нашёл «хоровое утверждение, поддержку хора».

Особенно явственно это проявляется в лирике: «я слышу себя в другом, с другими и для других».

 

· Субъектный синкретизм в отражении форм высказывания

ТРИ ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫВЫСКАЗЫВАНИЯ:

1) Пение: сакральная форма речеведения, построенная на перемене голоса. Несобственно-прямая речь, разыгрывающая голос не только поющего, но и «другого» - божества-духа, к которому обращена речь. «Персонологическое двуголосие»: говорит и автор, и герой.

2) Речь: первая форма рассказа, ещё не «повествование, но только замена его». Первоначальная форма – прямая речь, в которой автор и предмет рассказа не отделены друг от друга. По мере их обособления формируется косвенная речь.

3) Наррация (повествование) возникает уже за пределами древнегреческой литературы. «Греция ещё не умеет повествовать» (Фрейденберг).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: