Привилегии иностранцев приезжающих в Россию




Московский государственный университет им. Ломоносова

Исторический факультет

Доклад по теме

«Население Немецкой слободы во второй четверти XVIII века»

Работа студентки 1 курса, гр.1051

Корочкиной М. С.

Руководитель семинара

Д.и.н., проф. Козлова Н.В.

Москва, 2012


Содержание

 

Введение

Источники

Историография

Основная часть

Привилегии иностранцев приезжающих в Россию

Продолжительность жизни иноземцев в России

Национальный состав

Вероисповедание

Семейное положение

Основные занятия

Заключение

Список литературы


Введение

 

Первые упоминания о немцах на Руси встречаются задолго до образования иноземных слобод. Немецкие слободы были во многих русских городах. Одни из красивейших в архитектурном плане - Архангельска и Петербурга. Но именно в Москве находилась древнейшая из слобод.

В Москве и в России издавна селились иностранные торговцы из разных стран. Но только с середины пятнадцатого столетия отмечается их значительный приток в страну. Появление московской Немецкой слободы принято связывать с правлением Ивана Грозного.Затянувшаяся Ливонская война ознаменовалась огромным наплывом пленников для Московского государства. Часть из них царь отселили в отдельную область, они-то, вероятно, и образовали там первую иноземную слободу, которая находилась на правом берегу реки Яузы.

Иностранцем разрешили производить и продавать вино, этим промыслом и занималась большая часть населения. К концу века слобода представляла собой крупный район. Но жили её жители достаточно замкнуто. Дело в том, что отношение русских к приверженцам иной веры было весьма настороженным. Считая тех нечистыми в вере и в законе, русские люди предпочитали мыть руки после общения с иноземцами, выметать сор, порой чистить платье. Территорию слободы обязательно огораживали, а в 1652 году было принято решение о выселение иностранцев за пределы города.На востоке от их нового местожительства протекала всё та же Яуза, а на западе - ручеёк Кукуй. От него слобода получила свое второе название.

Новую жизнь вдохнули в жизнь Немецкой слободы реформы Петра I, искренне полюбившем её в детстве. Там он предпочитал проводить и досуг и решать дела государственной важности. Приближенные Петра I начали скупать близлежащие земли к слободе. И ко второй половине XVIII столетияНемецкая слобода приобрела совершенно иной облик, неразрывно слившейся с московской жизнью.

Культурный вклад жителей Немецкой слободы огромен в общую сокровищницу наследия России. Но её заслуга не ограничивается только этим. В свое время слобода, будучи оплотом всего диковинного и иностранного посреди русской Москвы, послужила для неё«окошком» в Европу.

В своем докладе я бы хотела исследовать тех, кто создавал слободу такой, какой она стала для России - её жителей. Посредством содержания доклада я постараюсь воссоздать полную картину жизни населения Немецкой слободы. Для этого, нужно выполнить следующие задачи. Выяснить условия проживания иноземных жителей, определить их возрастной состав и степень оседлости, рассмотреть национальный состав и вероисповедания, а также дать характеристику их семейного положения и основным занятиям.


Источники

В этой главе мне хотелось бы дать характеристику источникам, на материалах которых построен доклад. Ведь источник - это своего рода фундамент, на который опирается исследователь, и от которого он отталкивается, формулируя свои предположения.

Всего в моем докладе было задействовано два источника: первый и основной -переписная книга Немецкой слободы 1747 года, второй - Полное собрание законов Российской империи (ПСЗРИ).

Для ознакомления с переписными материалами я воспользовалась публикацией в третьем приложении к книге «Материалы для истории московского купечества» от 1891 года. Оно включает отрывочные документы первой половины восемнадцатого столетия - данные окладных книг и переписи.

Перепись 1747 года была не первой, проводившейся в Немецкой слободе. До этого Земским Собором была произведена перепись в 1665 и 1702 годах. В сущности, рассматриваемая перепись содержит данные в диапазоне 1743-1748 (январь) годов, и даже с одной ссылкой на 1757 год.

Что же представляет собой эта переписная книга? Так как её целью было выявление налогооблагаемого населения, то в неё вносились сведения о лицах мужского пола. Всего перепись включает в себя 215 сказок по дворам Немецкой Слободы. Её материалы позволяет установить следующие сведения: возраст на момент переписи (но не год рождения), фамилию, имя, место рождения, национальность, наличие детей (мальчиков) и семейное положение (холост или отсутствие таковой записи), наличие проживающих родственников в доме с указанием их возраста, имени и фамилии, физические недостатки (безногий, не в уме).

Следует оговорить, что не для каждой души перечислен весь перечень сведений. А так как первые два листа вовсе утеряны, то имя автора первой сказки не сохранилось. (Правда, после анализа некоторых листов из министерства юстиции сделалось возможным заключить, что она была подана от «сказанного лекаря Калдервода»).Тем не менее, источник заключает в себе огромное количество ценной и достоверной информации. Официальный документ лаконичен и не обременен личной оценкой её составителя.

Второй источник тоже представляет собой официальный документ - наиполнейший свод законодательных актов в пятнадцати томах (позже был добавлен шестнадцатый). Он был подготовлен к изданию выдающимся государственным деятелем своего времени Михаилом Михайловичем Сперанским.

В докладе я использовала три документа из этого источника: «О вызове иностранцев в Россию, с обещанием им свободы вероисповедания» (том IV), «О принятии и употреблении к делу нанятых овчаров и суконных мастеров» (томV) и «О выписывании фабрикантам из чужестранных Государств для своих фабрик рисовальных и красильных мастеров самим и на своем коште» (том XIII).

Первый документ датируется 1702 годом, второй -1716. Они приходятся на правление ПетраI.Последний 1753-м и относится соответственно к елизаветинской эпохе.

В них представлена информация о процедуре въезда и выезда, правах иноземцев, условиях работы и оплате труда. В них очень подробно разбираются вышеупомянутые аспекты, и этот источник также заслуживает доверия на предмет истинности предлагаемой информации.


Историография

Множество работ посвящено исследованию жизни иноземцев в России, многочисленные архивные материалы доступны нам благодаря публикациям как отдельных историков, так и сообществ.

Дореволюционная историография большей частью сконцентрирована на изучении роли иностранцев, их юридического и религиозного положения в допетровское время. Однако сами иноземцы не являлись непосредственным объектом научных изысканий. Такой подход можно объяснить развернувшейся в восемнадцатом и девятнадцатом веках дискуссией в рамках вопроса о характере «европеизации» России. Существовали абсолютно полярные точки зрения на степень участия и значение, оказанное иностранными гражданами. Хотя в нашем докладе не были задействованы все материалы нижеуказанных авторов, нам видится важным упомянуть некоторых из них.

В своих монументальных исследованиях С.М. Соловьев обосновал неоценимый вклад иноземцев в преобразованиях Петра I. Позиции Н.М. Карамзина и А.И. Герцена же неоднозначны: если изначально они говорили о логичном и преемственном ходе нововведений (то есть о неизменной положительности заграничного примера), позже перешли к критике такого рода методов. Правовые аспекты чужестранцев в Москве раскрыли В. Лешков, И.Е. Андреевский и А.С. Мулюкин, религиозные - наиболее обширно Д.В. Цветаев.

Особенно можно выделить очерк В.В. Нечаева, написанный в 1910 году, в котором автор описал жителей Ново-Немецкой слободы, указав их занятия и вероисповедания.

Советская историография представлена двумя статьями, напрямую связанными с изучением московской Немецкой слободы. Их авторы, С.К. Богоявленский и Е. Звягинцев, постулировали весьма отличное видение от их предшественников. В их работах делается упор, на малочисленность жителей Немецкой слободы. Их культурный и торговый вклад оспаривается в общепринятом понимании как исключительного и сводится к незначительному минимуму. Возможно, такие оценки обусловлены временем выпуска статей - первой половиной двадцатого века. В этот же период появляется ряд новых работ касательно экономического развития России. Но, вновь и вновь, достижения иноземцев или отрицаются вовсе, или умаляются. (Это утверждает и В.А. Ковригина).

Советскими историками М.М. Богоявленским и А.И. Озерским, напротив, в лучших традициях прошлых исследований, иностранное участие в формировании культуры и производства определяется как чрезвычайно значительное. Сюда же можно отнести обширный ряд работ отечественных (Б.И. Краснобаев, Е.И. Заозерская, Павленко Н.И.) и зарубежных (Е. Зоммер, Э. Винттер, И. Тетцнер, Э. Амбургер) авторов, в которых приводятся неоспоримые свидетельства огромного вклада иноземцев в различные сферы жизни. В них, однако, подчеркнем, говорится о вкладе, а не о конкретной деятельности жителей иностранных слобод.

С огромным вниманием следует отнестись и к книге В.А. Ковригиной, тщательно проработавшей и обобщившей все имеющие материалы предшественников. Наиболее красочно её позицию можно выразить следующей цитатой. «Участие жителей московской Немецкой слободы в различных сферах материальной и духовной жизни Москвы… являлись воплощением на практике контактов России с Западом…».

На этой чудесной фразе мы поставим точку и перейдем к следующей главе нашего доклада.


Основная часть

Привилегии иностранцев приезжающих в Россию

В первой главе мне хотелось бы рассмотреть условия, на которых предполагалось жить иноземцам, приезжающим в Россию в XVIII веке. Эта глава будет построена на материалах второго источника - законах Российской империи.

В начале столетия рьяно взявшись за преобразования всех сфер жизни страны на западный маневр, Петр Iостро нуждался в опытных наставниках для своего государства и поданных. Где же было их найти, если своих учителей в России не было? Выписать и заманить из чужеземных стран,где требуемые специалисты имелись.

На привлечение иностранцев и была ориентирована серия предписаний молодого царя. В манифесте «О вызове иностранцев в Россию, с обещанием им свободы вероисповедания» от 16 апреля, кроме предметов, обозначенных в названии, также затрагиваются вопросы о суде и свободной отставке. Сейчас же разберем более тщательно каждый из аспектов.

«Мыдавно …уничтожили древний обычай, посредством которого совершенно воспрещался иноземцам свободный въезд в Россию»- гласит манифест. Что же подразумевалось под свободным въездом того времени?

Я думаю, лучше всего процитировать этот отрывок: «каждый, имеющий намерение сюда ехать, для поступления на службу в Наше войско и запасшийся наперед новыми свидетельствами от Нашего Генерала Комиссара в Германии…если он объявит о себе, первому пограничному Губернатору или Наместнику, с имеющеюся при нем свитою и багажом, оттуда до Нашей столицы безденежно подводами снабден был, и вместе всякую безопасность на пути своем имел».

Въезд для иноземцев был не только упрощен с бюрократической точки зрения, но даже с физической. Государственным подданным вменялось не только бесплатно доставить иноземца в Россию, но всячески обезопасить его от невзгод путешествия, оказывая при этом радушное гостеприимство.Следует обратить внимание, что речь идет о военной службе, и ни о какой другой.

Следующим пунктом в манифесте, говорится о свободном отправлении богослужения «с Нашею Церковию несогласных Христианских сект» как в одиночестве, так и в группах и о разрешении на постройку иноверческих церквей в различных местах. Возведение церквей, конечно же, способствовало образованию оседлого контингента вокруг прихода. Государство наделяло иноземцев привилегиями, назначенными удержать их в России на длительное время.

Кроме того, делами иноземцев ведал специально созданный орган из «иноземцев, искусных в делах военнаго штата» - Тайная военного совета Коллегия.В её компетенции находилась также «расправа» - наказание - всех иноземцев, несущих службу, не зависимо от занимаемого чина. Благодаря таким мерам, иностранцы были предупреждены от произвола, чинимого русскими судьями из-за неприязни или предубеждений к заморским гостям. Вопросы, связанные с выпиской заграничных мастеров, были подотчетны Коллегии иностранных дел.

И в качестве последней льготы, в манифесте, утверждается право за иностранцами уходить в отставку со службы. В этом случае «таким образом поступлено будет, как то обыкновенно водится у других Европейских Монархов».

Кладезем информации являются договора, заключаемые при принятии на работу иноземцев. В них оговаривается дополнительно некоторые права иностранцев, а также размер назначаемого жалования. В частности, в одном из таких контрактов устанавливается испытательный срок - он составляет три года.

По его истечении, нанимаемый работник может вернуться к себе на родину. Причем возвращение осуществляется также как и въезд «на свободных подводах».

На примере этого же договора, оценим обещанное жалование: «каждому суконщику давать помесячно по 5 рублев, а потом провиантом», далее идет подробный нормированный перечень выдаваемого. Кроме того, работодатель обязывается предоставить «свободную квартиру и дрова».

Попробуем разобраться, много ли составляет установленная плата. В 1761 году за 7 рублей можно было приобрести дом с двором и другим недостроенным домом. А на базаре Переяслава в 1764 году пуд сена стоил 4-5 копеек, воз дров - 30 копеек, баранина 400гр - 2копейки.По-моему на такое жалование было возможно вести умеренный образ жизни.

Итак, юридически за приезжими иностранцами, закреплялся ряд преимуществ. Права их гарантировались на всем отрезке их пребывания в России, начиная приездом и кончая уходом со службы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: