Сократ в «Диалогах» Платона




Образ Сократа сформировался благодаря дошедшим до нас «Диалогам» Платона. К сожалению, теперь трудно отделить философию Сократа и идеи самого Платона, высказанные в диалогах. Мысли Сократа послужили основой для развития большинства последующих философских школ. В своих беседах Сократ не отвечает на вопросы, он ставит их, искусно побуждая собеседника к самостоятельному поиску истины.

 

Сократ в «Пире»

 

Фактически, у "Пира" нет вступления - мы сразу врываемся в бурный поток действий и диалогов. Действие начинается с беседы некоего Апполодора (из Фалера) и его друга. Друг просит рассказать о том пире у Агафона, где были Сократ, Алкивиад и другие, и узнать, что же это за речи там велись о любви.

Присутствующие на «пире» (Агафон, Сократ, Алкиавид, Федр, Эриксимах, и др.) сходятся с мыслью о том, чтобы допьяна не напиваться, а пить лишь для собственного удовольствия, а также провести беседу и "как можно лучше сказать похвальное слово Эроту * " (прим. в древнегреческой мифологии – бог любви).

В диалоге содержится семь речей, в каждой из которых трактуются разные аспекты одной темы – темы любви. Эта тема истолковывается участниками по-разному. Некоторые считали что "Эрот - древнейший бог", другие - "что он молод и юн". Одни - что он "беден и бос", другие – что он, наоборот, "безгранично богат".

Речь Сократа занимает в пире особое, если не сказать, почётное место. Она имеет свою особенность, так как он сразу говорит, что скажет об Эроте правду. Получается, что все остальные говорили неправду.

В начале беседы Агафон, соглашаясь с одним из замечаний Сократа, говорит: «Я не в силах спорить с тобой, Сократ». На что Сократ отвечает: "Нет, милый мой Агафон, ты не в силах спорить с истиной, а спорить с Сократом дело нехитрое".

Далее Сократ переключает свой речь об Эроте на рассказ о женщине по имени Диотима, чьи речи очень нравились Сократу. Сократ соглашается с Диотимой, считая, что цель Эрота - овладение благом, но не каким-либо отдельным, а всяким благом и вечное обладание им. А так как вечностью нельзя овладеть сразу, возможно только овладевать ею постепенно, т.е. зачиная и порождая вместо себя другое, значит, Эрот есть любовь к вечному порождению в красоте ради бессмертия, а ради него и существует любовь. Люди одержимы желанием сделать громким своё имя. Другой способ достичь бессмертия – оставить потомство телесное, то есть размножить себя. Многие говорят: "Я живу ради своих детей", эти люди стремятся утвердить себя в генах и мыслях, ради этого и существует любовь.

Несмотря на наличие разных версий, все сходятся в том, что путь любви – это стремление к прекрасному.

 

Сократ в «Федре»

В «Федре» показана философская беседа Сократа с Федром, частым собеседником Сократа. В этой беседе Сократ отвергает ложное красноречие и доказывает, что риторика должна быть ценной только при условии, что она опирается на истинную философию.

В диалоге Сократ выступает против египетского бога Тевта (Тота), которому египтяне приписывают изобретение письменности. Сократ высказывается против письменности: письменность делает знание внешним, мешает глубокому внутреннему усвоению; письмена мертвы, сколько их ни спрашивай, они твердят одно и то же, благодаря письменности знания доступны всем и всякому. Сократ предпочитал записанному монологу живой разговорный диалог.

Диалог разворачивается в окрестностях Афин. Федр зачитывает Сократу речь Лисия о том, что влюбленные дурны, поскольку ревнивы, назойливы и дают много пустых обещаний. Сократ соглашается, однако остановленный своим «демоном» осознает, что тем самым он богохульствует против Эрота. Отсюда Сократ произносит речь в защиту любви, видя в ней род божественного неистовства, влекомого идеей красоты. Раскрывается значение истинной любви, изображение любви связывается с рассмотрением природы души.

 

Платон и его Академия

Платон - древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля. Настоящее имя — Аристокл. Платон — прозвище, означающее «широкий, широкоплечий».

Платоновская Академия - древнегреческая философская школа (основанная Платоном около 387 — 385 гг. до н. э. в Афинах). Была названа так по имени мифического героя Академа.

 

Платон подразумевал под политикой не только воспитание способных государственных деятелей, но и просто благородных и справедливых людей, потому что обязанность философа заключается в том, чтобы действовать. А для подобного воспитания была необходима интеллектуальная и духовная общность, на которую возлагалась задача формировать новых людей, сколько бы времени это ни потребовало. Члены Академии составляли сообщество людей свободных и равных, ибо они равно стремились к добродетели и к совместным исследованиям.

 

Убежденный в том, что достойную жизнь можно вести только в совершенном государстве, Платон создает для своих учеников условия идеального государства, чтобы пока за неимением возможности управлять каким-либо реальным государством — они управляли согласно нормам идеального государства самими собой.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: