Сократ «Познай самого себя», «Я знаю, что ничего не знаю»




Предмет философии

Философия означает «любовь к мудрости» (с греч.)

Как устроен мир в целом? Есть ли первоначала и первопричины бытия и в чем они состоят? Существует ли истина и возможно ли ее познание? В чем назначение человека и почему его жизнь столь сложна

и противоречива? Возможно ли построение справедливого общества, где все были бы счастливы? На эти вопросы человек пытается дать ответы, и именно этот круг вопросов составляет предмет философии.

Этим вопросам соответствуют основные разделы философии:

 

· онтология – учение о бытии

· гносеология – учение о познании,

· антропология – учение о человеке,

· социальная философия – учение об обществе,

· философия истории – учение об основных закономерностях развития истории,

· аксиология – учение о ценностях,

· этика – учение о морали,

· эстетика – учение о красоте.

Место и роль философии в культуре

 

 

Философия и нравственное учение Будды

 

Основателем буддизма считается Будда.

Он был царевичем из рода Шакьев, при рождении ему было предсказано «стать вселенским царём, или святым, постигшим абсолютную истину». Опасаясь второго варианта развития событий, отец поселил его в роскошном замке, сделав наследным принцем.

До 29 лет жил во дворце, пока не осознал, что в мире господствует страдание, болезнь и смерть и что они неизбежны.

Он становится странником, борется с искушениями и достигает просветления (бодхи), в последствии стал Буддой (просветленный, пробужденный). Став Буддой, продолжал проповедовать своё учение.

Умер в 80 лет (согласно буддийскому учению отошёл в нирвану).

 

Буддизм – учение о духовном пробуждении. В основе буддизма лежит учение о благородных истинах.

 

Страдание

Рождение - страдание, болезнь – страдание, жизнь – страдание. Человек вовлечен в процесс, предполагающий страдание.

О происхождении страдания

Причина страдания в жажде (желании), которая приводит к круговороту рождения и смерти. Источник страдания – привязанность и ненависть. Все остальные эмоции рождаются от них.

 

Об освобождении от страдания

Это путь освобождения от желания. Устранение в себе загрязнений разума – привязанности, ненависти, зависти и нетерпимости.

О прекращении страдания

Пусть прекращения страданий = путь достижения нирваны

Философия и нравственное учение Конфуция.

 

Основателем конфуцианства является Конфуций (Кун Фу-цзы – «учитель Кун»).

Родился в царстве Лу в 551 г. до н.э. С раннего возраста много работал. Служил мелким чиновником, но, осознав невозможность повлиять на политику государства, видя продажность и алчность чиновников, ушёл в отставку.

 

Конфуций считал, что гуманность и нравственность, достижимое в процессе образования («знания должны быть применимы») – наиболее ценное качество как отдельной личности, так и общества в целом. Хотя конфуцианство часто и называют религией, в ней нет, как такового, института церкви. В конфуцианстве строго соблюдается золотое правило нравственности «Никогда не делай человеку то, чего не желаешь себе». Идеал конфуцианства – создание гармоничного общества, построенное на идеях преданности и лояльности.

Милетская школа

Представители: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.

 

Фалес – древнегреческий ученый из города Милета (отсюда и название школы). Он предпринял попытку объяснить мир в целом, выяснить первооснову всего сущего. За причину всего сущего Фалес принимал воду. Но она для него употребляется скорее в метафорическом смысле, как нечто жидкое, текучее, из чего рождается всё сущее.

Ближайшим учеником и последователем Фалеса был Анаксимандр. Он ставит вопрос о начале всех вещей, и считает, что это начало дало некое невидимое глазу первовещество, которое находится в вечном движении.

Анаксимен называет в качестве беспредельного первоначала воздух. Воздух менее определен, чем вода, но и не так не определен как первовещество. Он лишен формы и границ, не имеет тела и потому невиден. Разряжаясь, воздух становится огнем, сгущаясь — ветром, облаками, землею, камнем.

 

 

Элейская школа

 

Представители: Ксенофан, Парменид, Зенон.

 

В центре учения этой школы – учение о бытии. Предметом мышления может быть только бытие, небытие немыслимо («мыслить и быть одно то же»).

Истина о бытии познается разумом, а чувства формулируют лишь мнение, не всегда точно отражающее истину.

 

Ксенофан был приверженцем единобожия. Отрицал представление греков о богах. Впервые именно Ксенофан осуществил разделение видов знания, сформулировав проблему соотношения «знания по мнению» и «знания по истине». Показания чувств дают не истинное знание, а лишь видимость.

 

Парменид - центральная фигура Элейской школы. Он родился в знатной семье и провел молодость в забавах и роскоши, однако вскоре пресыщение удовольствиями подсказало ему о ничтожестве наслаждений. В центре его учения– идея о единстве и неподвижности бытия. Считал, что движение в мире отсутствует, оно нам только кажется.

Нет пустого пространства, все наполнено бытием.

 

Зенон – представитель Элейской школы, поддерживал точку зрения Парменида. Знаменит своими апориями.

Апории Зенона.

 

Зенон – древнегреческий философ. Он утверждал, что движение и время - относительны, разделяя точку зрения Парменида. Его работы дошли до нас в изложении Аристотеля.

Ахиллес и черепаха.

Ахиллес никогда не догонит черепаху, даже если черепаха находится впереди на некотором расстоянии от него. Допустим, Ахиллес бежит в 10 раз быстрее черепахи и находится от нее на расстоянии 1 км. За время, пока Ахиллес пробежит 1 км., черепаха проползёт 100 метров. Так, Ахиллес не сможет догнать черепаху.

 

Стрела

Летящая стрела неподвижна, т.к в каждый момент времени она занимает равное себе положение, т.е находится в состоянии покоя. А если она находится в состоянии покоя, то не существует времени, в котором она совершает движение.

 

Дихотомия (деление пополам)

Чтобы преодолеть путь, нужно сначала преодолеть половине пути. А чтобы преодолеть половину, нужно преодолеть половину половины и так до бесконечности.

 

 

Философия Гераклита

 

Объясняя сущность и развитие мира как единого целого, Гераклит первоначалом всего сущего считал огонь. По Гераклиту мир представляет собой упорядоченный Космос. Он не создан ни богами, ни людьми, а всегда был, есть и будет вечноживым огнем, закономерно воспламеняющимся и затухающим. На основе превращений огня строится космология Гераклита. Все предметы и явления природы рождаются из Огня и исчезая, вновь превращаются в огонь.

 

Гераклит открыл новую картину мира и явился родоначальником диалектической идеи о противоречиво-парадоксальной природе вещей, о единстве и борьбе противоположностей как источнике бытия всякой вещи и всеобщего становления, движения и изменения. Афоризмы «в одну реку не войти дважды», «всё течёт, все изменяется».

 

 

Атомизм Демокрита

 

Главным достижением философии Демокрита считается учение об «атоме» (идея атомизма) — неделимой частице вещества, обладающей истинным бытием. Атомы - вечны и неизменны. Согласно этой теории, они движутся в пустом пространстве хаотично, сталкиваются и вследствие соответствия форм, размеров, положений и порядков либо слепливаются, либо разлетаются. Образовавшиеся соединения держатся вместе и таким образом производят возникновение сложных тел. Само же движение — свойство, естественно присущее атомам. Тела — это комбинации атомов. Разнообразие тел обусловлено как различием слагающих их атомов, так и различием порядка сборки, как из одних и тех же букв слагаются разные слова.

Сократ и его «демон»

 

Сократ (469-399 гг. до н.э) – современник Демокрита. Родился в Афинах.

 

Основное содержание cократовских суждений посвящено проблемам морали: что такое добро и зло, справедливость и несправедливость. Философия, с точки зрения Сократа – это есть подлинный способ познания

добра и зла. Это познание Сократ осуществляет в процессе своих бесед. Сам Сократ ничего не писал, был близким народу мудрецом, философствовал на улицах и площадях, всюду вступал в философские споры. Сократ применял так называемое повивальное искусство, именуемое майевтикой –способ рождения нового знания через противоречия. С помощью искусно задаваемых вопросов он выделял ложные определения и находил правильные. Развивая своё учение, ссылался я на особый внутренний голос, якобы наставлявший его в важнейших вопросах,- знаменитый 'демон' Сократа. Сократ исходит из умопостигаемого факта, что процесс мышления и постижения истины предполагает существование в разуме - душе человека некоего внутреннего человека или демона, позволяющего данному человеку смотреть на себя со стороны и потому оценивать свои поступки. Сократ не только осознает присутствие в себе демона, но и живо его представляет, чувствует и переживает как некую высшую реальность, как «божественный голос», звучащий в нем самом, исходящий из глубин его души, его разума и совести. «Божественное» в душе и есть, согласно Сократу, - демон.

В спорах Сократ стремился доказать целесообразность и разумность как мира, так и человека. Он совершил поворот в развитии философии, впервые поставив в центр своего философствования человека, его сущность, внутренние противоречия его души.

Сократ и софисты

 

Во второй половине 5 в. до н.э. в Греции появились софисты (греч. - мудрость). Их цель - обучить учеников использовать приобретенные знания в дискуссиях и спорах. Софисты были первыми среди философов, кто стал получать гонорары за обучение.

Софисты считали, что объективный мир непознаваем. Они требовали проверки на прочность всякого утверждения. Софистика выступала против всего, что жило в сознании людей без удостоверения его законности.

Сократ, в отличие от софистов не считал себя "мудрым", а был только философом – «любящим мудрость». Считал, что человек приобретает добродетель путем познания и самопознания. Главная цель его философии – восстановить авторитет знания, поколебленный софистами. Знание, отделенное от добродетели, представляет плутовство, а не мудрость. Безнравственный поступок Сократ считает плодом незнания истины: если человек знает, что именно хорошо, то он никогда не поступит дурно - таково убеждение греческого философа. Дурной поступок отождествляется здесь с заблуждением, с ошибкой, а никто не делает ошибок добровольно, полагает Сократ. И поскольку нравственное зло идет от незнания, значит, знание - источник нравственного совершенства.

Сократ «Познай самого себя», «Я знаю, что ничего не знаю»

В центре внимания Сократа - человек, человеческое сознание. Для Сократа знания и человеческие поступки неразрывны. Более того, настоящие знания и мудрость неотделимы от справедливых дел и других проявлений добродетели. Знание, отделенное от добродетели, представляет плутовство, а не мудрость. Взгляд Сократа на знание, как высшую человеческую ценность, особенно заметно проявляется в его отношении к самопознанию, в неизменном следовании принципу «познай самого себя». Сократ говорит о необходимости познания человеком своего внутреннего мира, призывал к воспитанию благородных нравственных качеств, осознанию того, что гармония души и тела, достижение добра и счастья составляют основу добродетельной жизни.

 

«Я знаю, что ничего не знаю»

По свидетельству философа Платона, так говорил великий мыслитель Древней Греции Сократ. И пояснял эту мысль так: люди обычно полагают, будто они что-то знают, а оказывается, что они не знают ничего. Таким образом, получается, что, зная о своем незнании, я знаю больше, чем все остальные.

 

Смысл выражения: чем глубже, обширнее знания человека, чем он мудрее и образованнее, тем яснее он сознает, сколь малы и условны все его познания.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: