Платон, его учение об эйдосах




Центральное место в философском творчестве Платона занимает учение об «идеях», или «эйдосах». В своем философском учении мыслитель противопоставляет два мира: чувственный мир (мир вещей) и мир идей. «Мир вещей»- мы его видим, ощущаем. «Мир идей» можно постичь только умом. Именно «Идея» есть причина вещей. «Идеи» - вечны, неизменны и бестелесны. Число их велико, но не бесконечно. Их должно быть столько же, сколько существует вещей, явлений. Но не всякие явления, предметы будут иметь свою «идею». Те же, у которых она есть, представляют иерархически организованную систему наподобие пирамиды. На вершине иерархии господствует «Высшая Идея». По Платону, это и есть «Благо».

 

Учение Аристотеля о государстве

Аристо́тель (384 до н. э., Стагир — 322 до н. э., Халкида, о. Эвбея) — древнегреческий философ и учёный. Ученик Платона. С 343 до н. э. — воспитатель Александра Македонского.

Аристотель разработал оригинальное социально-политическое учение. Аристотель предпочитал говорить о таком политическом устройстве, которое может иметь у себя большинство государств. При исследовании социально-политической жизни он исходил из принципа: «Как и всюду».

Идеальное государство возникает как общность трех социальных групп. Этими группами являются правители - философы, стратеги - воины, задача которых стоять на страже безопасности государства, и производители-земледельцы и ремесленники, которые обеспечивают удовлетворение жизненных потребностей. Трем основным сословиям соответствуют также три из четырех основных добродетелей. Мудрость является добродетелью правителей и философов, храбрость - добродетель воинов, а умеренность - добродетель народа. Четвертая добродетель-справедливость- не относится к отдельным сословиям, но является "надсословной", некоей "державной" добродетелью.

Наилучшее государство — это такое общество, которое достигается через посредство среднего элемента (то есть «среднего» элемента между рабовладельцами и рабами), и те государства имеют наилучший строй, где средний элемент представлен в большем числе, где он имеет большее значение сравнительно с обоими крайними элементами. Аристотель считал политию наилучшей формой правления. Она встречается крайне «редко и у немногих». В частности, обсуждая возможность установления политии в современной ему Греции, Аристотель пришёл к выводу, что такая возможность невелика. В политии правит большинство в интересах общей пользы. Полития — «средняя» форма государства, и «средний» элемент здесь доминирует во всём: в нравах — умеренность, в имуществе — средний достаток, во властвовании — средний слой. «Государство, состоящее из средних людей, будет иметь и наилучший государственный строй».

 

Этика Аристотеля

 

Для обозначения совокупности добродетелей характера человека как особой предметной области знания и для выделения самого этого знания Аристотель ввёл термин «этика». Отталкиваясь от слова «этос» (др. греч. ethos) Аристотель образовал прилагательное «этический» для того, чтобы обозначить особый класс человеческих качеств, названных им этическими добродетелями. Этические добродетели являются свойствами характера темперамента человека, их также называют душевными качествами.

 

Аристотель выделяет 11 этических добродетелей:

мужество, умеренность, щедрость, великолепие, великодушие, честолюбие, ровность, правдивость, любезность, дружелюбие, справедливость.

Последняя — самая необходимая для совместной жизни.

 

Разумные (добродетели ума) — развиваются в человеке благодаря обучению.

Нравственные (добродетели характера) — рождаются из привычек-нравов: человек действует, приобретает опыт и на основе этого формируются черты его характера.

 

Нравственный человек, по Аристотелю, тот, кто руководит разумом, сопряженным с добродетелью.

 

Киники. Диоген

Кинизм – одна из наиболее значительных сократических философских школ.

 

Основателем школы был Антисфен Афинский, который, развивая принципы учителя (Сократа), стал утверждать, что наилучшая жизнь заключается не просто в избавлении от условностей и искусственностей, в свободе от обладания лишним и бесполезным, — Антисфен стал утверждать, что для достижения блага жить следует «подобно собаке», то есть сочетая в себе:

 

* простоту жизни, следование собственной природе, презрение к условностям;

* умение с твердостью отстаивать свой образ жизни, стоять за себя;

* верность, храбрость, благодарность.

 

Киники добровольно отказывались от всяческих жизненных благ, а также от законов, принятых в обществе.

 

Диоген Синопский (ок. 408–323 до н.э.) – древнегреческий философ.

 

Приехав в Афины, он стал ревностным последователем Антисфена, который сначала гнал его, но потом отдал должное его острому языку и радикализму. Через некоторое время Диогену показалось, что слова учителя часто расходятся с делом. Он решил показать всем, что такое настоящий киник. К этой цели он шел с прямолинейностью, часто граничившей с непристойностью. Желание опроститься приняло у него гротескные формы. Он жил на улице в бочке, и считал что «Человек должен жить так, как пёс».

 

Стоицизм


Эта философская школа образовалась в конце IV века до н.э. Школа получила свое название от знаменитой художественной галереи Stoa Picelis («Расписанная Стоя»), портика на холме в Афинах.

Основателем этой школы считается Зенон из Кития с острова Кипр (336 — 264 гг. до н.э.), который проводил свои занятия под сводами этой галереи.

Это школа объединяла в себе разные философские направления. Место и роль наук в учении стоиков определялись ими следующим сравнением: логика — это ограда, физика — плодоносная почва, этика — ее плоды. Главная задача философии — в этике; знание — лишь средство для приобретения мудрости, умения жить сообразно Природе. Таков идеал истинного мудреца.

 

Физика стоиков занималась изучением законов и явлений микро- и макрокосмоса.

Логика была своего рода психологией, изучала скрытые механизмы человеческого мышления, что давало возможность познавать и понимать видимые и невидимые явления в Природе и в Космосе.

Этика являлась философией жизни, или практической мудростью, то есть учением о морали.

 

Стоики признают четыре основных добродетели: разумность, умеренность, справедливость и доблесть. Главной добродетелью в стоической этике является умение жить в согласии с разумом.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: