Основы государственного устройства Российской Федерации




План

 

Введение

. Основы государственного устройства Российской Федерации

. Общая характеристика субъектов Российской Федерации

. Федеративный договор от 31 марта 1992 г.

Заключение

Список использованной литературы


Введение

 

Российская Федерация - это федеративное государство, созданное по воле ее многонационального народа. Ее правовой статус определяется Конституцией РФ, Декларацией о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г., Федеративным договором от 31 марта 1992 г.

Конституционно-правовой статус Российской Федерации характеризуется прежде всего, тем, что, она является суверенным государством, обладающим всей полнотой государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти на своей территории, кроме тех полномочий, которые в соответствии с Конституцией РФ находятся в ведении органов власти ее субъектов.

Российская Федерация имеет свою Конституцию которая устанавливает в частности основы конституционного строя государства, форму государственного устройства России и взаимоотношения Федерации с ее субъектами.

Основная цель работы рассмотреть национально-государственное и политико-территориальное устройство России. Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть следующие вопросы:

основы государственного устройства Российской Федерации;

общая характеристика субъектов Российской Федерации;

федеративный договор от 31 марта 1992 г.


 

Основы государственного устройства Российской Федерации

 

Конституция как основной закон государства закрепляет основы конституционного строя, одним из элементов которых выступает форма государственного устройства.

Проблемы территориальной организации государства традиционно находились в центре внимания отечественных и зарубежных исследователей. На сегодняшний день в силу ряда субъективных и объективных факторов, возникших в отдельных странах мира (разрушение СССР, раскол Югославии и др.), актуальность учения о формах государственного устройства приобрела новое звучание. Что, в свою очередь, способствовало обострению интереса современных исследователей к теоретическим и практическим проблемам территориальной организации государства и привело к появлению самых разнообразных подходов к определению понятия и классификации формы государственного устройства.

В конце XX в. в литературе усилился критический подход к определению понятия "форма государственного устройства", взамен которого современные исследователи предлагали понятия "территориальное устройство государства", "национально-государственное устройство", "территориальная организация государства", "территориальная организация публичной власти", "территориально-политическая организация государства", "система разделения властей по вертикали" и многие другие.

Однако в целом авторы признавали, что для обозначения системы взаимоотношений между центральной государственной властью и действующими в территориальных составных частях органами публичной власти полностью адекватный обобщающий термин еще не найден. Практически все существующие на сегодняшний день подходы подвергаются критике, так как многие из перечисленных терминов не лишены недостатков. Например, понятие "государственное устройство" является весьма неопределенным, не отражает существа обозначаемого им института, т.е. не акцентирует внимание на территориальном аспекте организации государственной власти. В.Е. Чиркин допускает использование данного термина лишь в силу преемственности.

Термин "национально-государственное устройство" не является универсальным: им можно обозначать устройство только тех многонациональных государств, население которых исторически сгруппировано в пространстве по этническому принципу.

По мнению В.В. Лазарева и С.В. Липеня, термин "государственное устройство" кроме употребления в узком специально-юридическом смысле может использоваться и более широко - как характеристика в целом государственного строя страны. Именно это обстоятельство и предопределяет его не вполне удачное применение в узком смысле.

Другие авторы, напротив, используют в своих работах привычный термин "форма государственного устройства". Так, например М.Н. Марченко под формой государственного устройства понимает "внутреннее деление государства на составные части - административно-территориальные единицы, автономные культурные, политические образования или суверенные государства".

Форма государственного устройства - это не некое застывшее, установившееся в данный момент явление, а постоянно развивающееся, изменяющееся в связи с изменениями экономических и социально-политических условий жизни общества явление.

Российская Федерация - государство с уникальной государственной структурой. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов России (ч. 1, 3 ст. 5 Конституции).

До подписания Федеративного договора Российская Федерация строилась по национальному принципу. Субъектами Федерации были республики, автономные области и автономные округа. Российская Федерация после принятия Конституции 1993 г. образована по территориально-национальному принципу, что предопределяет некоторые особенности статуса различных субъектов Федерации.

В сравнении с Конституцией РСФСР 1978 г. число субъектов Российской Федерации значительно возросло. Изменились их наименования и правовой статус. В число субъектов Российской Федерации вошли 49 областей и шесть краев, а также два города федерального значения. Статус республики, кроме 16 бывших автономных республик, приобрели четыре автономные области - Адыгейская, Карачаево-Черкесская, Горно-Алтайская и Хакасская, и из автономных областей осталась только одна - Еврейская. В 1992 г. Чечено-Ингушская Республика была разделена на Чеченскую Республику и Ингушскую Республику.

апреля 1992 г. Постановлением Съезда народных депутатов РФ Федеративный договор был включен в Конституцию (Основной закон) Российской Федерации как ее составная часть. В новую Конституцию РФ, принятую всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., Федеративный договор не включен. В соответствии с ее заключительными положениями в случае несоответствия положений Федеративного договора положениям Конституции РФ действуют положения Конституции РФ. 15 февраля 1994 г.

До подписания Федеративного договора РСФСР не была федеративным государством в общепризнанном смысле этого слова. Автономные республики, автономные области и автономные округа не были решающим фактором, определявшим федеративный характер страны. Края и области, в которых проживало более 80% населения, оставались административно-территориальными единицами, отсутствовало разграничение предметов ведения и полномочий между ними и центром.

Летом 2001 г. ряд регионов выступили с инициативой расторжения договоров о разграничении полномочий, заключенных ими с федеральным центром.

Видовой состав субъектов Федерации предопределяется в ч. 1 ст. 5 Конституции. В юридическом смысле это означает, что членами Российской Федерации могут быть образования только установленной формы - республика, край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ. Наименования субъектов Федерации в Конституции Российской Федерации даны в том виде, как они определены ими самими, т.е. в конституциях республик, в уставах других субъектов Федерации или в иных нормативных актах.

Таким образом, на март 2008 г. в состав Российской Федерации входят 84 субъекта, в том числе: 21 республика; девять краев (изменился состав Красноярского края, появились Камчатский край и Забайкальский край), 46 областей, два города федерального значения, одна автономная область, пять автономных округов (Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономный округ и Эвенкийский автономный округ вошли в состав Красноярского края, Камчатская область и Корякский автономный округ объединились в Камчатский край).

Самые крупные по численности населения субъекты Российской Федерации - города федерального значения Москва (более 9 млн. человек) и Санкт-Петербург (более 5 млн. человек), а также Московская область (почти 7 млн. человек) и Краснодарский край (более 5 млн. человек) - входят в состав Российской Федерации наряду с такими относительно малочисленными субъектами, как Республика Тыва - 307 тыс. человек, Республика Калмыкия (Хальмг Тангч) - 328 тыс. человек, Камчатская область - 473 тыс. человек.

Особенности субъектов не влияют на конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации. Практика изменения конституционно-правового статуса субъектов РФ пока отсутствует. В настоящее время республики, автономную область и автономные округа по-прежнему отличают особенности национального состава населения, быта и культуры. Именно поэтому республики, где данные особенности выражены наиболее рельефно, наделяются некоторыми специфическими правами. Вместе с тем независимо от государственно-правовой формы все члены Российской Федерации объединены одним понятием - "субъект Российской Федерации"; они равноправны в этом качестве (ч. 1 ст. 5 Конституции РФ), а также равноправны между собой во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти (ч. 4 ст. 5 Конституции России).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: