Предмет, класс | Окружающий мир, краеведение 3-6 класс |
Тема учебного занятия | Метеориты |
Форма учебного занятия | Урок - исследование |
Цели занятия | личностные | метапредметные | предметные |
Развить интересы и способности учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной деятельности | Формирование информационной, коммуникативной и учебной компетентности учащихся Увидеть взаимообогащение разных областей знаний: географии, геологии и краеведения | выяснить отличительные черты метеоритов |
Задачи занятия | личностные | метапредметные | предметные | |||
Подержать в руках настоящий метеорит. Узнать отличия метеоров и метеоритов | 1.Совместное решение проблемной ситуации 2.Учиться формулировать выводы | научиться определять твердость и магнитность пород | ||||
Планируемые результаты | личностные | метапредметные | предметные | |||
Самоопределение: · рефлексивная самооценка учебной деятельности · профессиональная проба в роли исследователя Смыслообразование: · мотивация образовательной деятельности в процессе демонстрации опытов; · самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений Нравственно-этическое оценивание: · формирование ценностных отношений к родному краю, к друг к другу, к учителю | Коммуникативные: воспитание сдержанности, культуры взаимоотношений в процессе восприятия нового материала и выслушивании ответов сверстников Познавательные: · приобретение опыта самостоятельного поиска решений в жизненных ситуациях Регулятивные: · овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний · навыками отбора информации | Факты: Горные пор оды – составная часть литосферы Земли. В мире, в России, на Урале и в Пермском крае падали удивительные метеориты Умения: · Экспериментальные: умение определять твердость и магнитность пород · | ||||
Используемое оборудование, | Презентация к занятию,видеоролики о метеоритах,для каждой группы 7 образцов горных пород (включая метеорит). Шкала твердости, удочка на магните, лупа. Таблица для заполнения. 11 киндерсюрпризов с буквами, конфеты «Метеор» | |||||
План занятия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||
Орг.момент, введение в тему | Слайд 2 В космосе так здорово! Звёзды и планеты В чёрной невесомости Медленно плывут! Демонстрация модели Солнечной системы Видеоролик «Метеоры и метеориты» Слайд 5.. Где-то в космосе Летит Голубой метеорит. Ты идёшь, А он летит. Ты лежишь, А он летит. Ты заснул, Но всё летит В космосе Метеорит. Чем-то отличаются метеориты от земных камней? Видеоролик о Челябинском метеорите | Определяют особенность данного занятия Вспоминают строение Солнечной системы Выясняют отличия метеоров и метеоритов Называют отличительные особенности метеоритов | ||||
Объяснение нового материала | Слайд 6 Оханский метеорит Этот небесный посланец выпал в виде крупного каменного дождя в 12 часов 30 минут 30 августа 1887 года в бывшем Оханском уезде Пермской губернии. По показанию двух очевидцев, болид имел форму овсяного снопа бурого цвета Вскоре после падения небесного камня было собрано много экземпляров метеорита разной величины и веса Выпавший у села Таборинское в 1887 г. метеорит произвел на крестьян столь сильное впечатление, что на месте его падения была воздвигнута часовня Северо-Колчимскийметеорит был найден в 1965 г. во время геологического маршрута. Он лежал в покровных суглинках на глубине 10-15 см в корнях вывороченной ели. Опытный геолог обратил внимание при осмотре очередного обнажения на странный черный округлый камень, который сильно выделялся на фоне светло-серых осадочных пород. Отбив геологическим молотком небольшой кусок от черного камня, он определил, что это каменный метеорит – хондрит. Время падения этого метеорита неизвестно. Но есть предположение, что Северо-Колчимский метеорит упал около ста лет назад. Широковский 1 февраля 1956 года в 9 часов 10 минут утра в Уральскую комиссию поступило сообщение о том, что над Средним Уралом пролетел болид большой яркости. Метеорит упал почти в центр Широковского водохранилища, пробив лед. Когда математические и геологические данные о "приводнении" были обработаны, ученые пришли к выводу, что в Широковском водохранилище затонул железный метеорит. Размеры его были внушительны, вес около 250 килограммов. Достать часть метеорита со дна водохранилища удалось только в 2002 году в виде одного весом почти 136 кг и нескольких мелких фрагментов. Сл 14: Самый крупный из Найденных метеоритов- метеорит Гоба Обнаружен в Намибии, Его вес составил 60 т Сл 15:Аризонский кратер1200 км Вокруг Солнца вращаются другие небесные тела Какое роскошное диво! Почти занимая полсвета, Загадочна, очень красива Парит над Землёю комета. И хочется думать: - Откуда Явилось к нам светлое чудо? И хочется плакать, когда Оно улетит без следа. А нам говорят: - Это лёд! А хвост её - пыль и вода! | Работают с образцами пород,определяя метеорит по оплавленности, твердости, магнитности Работают с таблицами, занося + при обнаружении признаков метеорита Называют номер образца, под которым предполагаемый метеорит У группы №1 – Колчимский метеорит Какие? отгадывают Говорит участник занятия: Неважно, к нам Чудо идёт, А Чудо прекрасно всегда | ||||
Закрепление нового материала | Ответы на вопросы электровиторины | Ответы на вопросы электровикторины Разыскивают в музее 11 киндерсюрпризов, в каждом из которых буква. Собирают из букв название метеорита | ||||
Рефлексия | Подчеркните выбранный ответ 1.На занятии я работал активно/пассивно 2.Своей работой на занятии я доволен/не доволен 3.Занятие для меня показалось коротким/длинным 4.Мое настроение стало лучше/ хуже 5.Материал занятия мне был интересен/скучен | Получают конфеты «Метеор» | ||||
Литература к уроку:
1. География: занимательные материалы к урокам и внеклассным мероприятиям / сост. Касаткина Н.А. – Волгоград: Учитель, 2005.
2. Здорик Т.Б., Фельдман Л.Г. «Минералы и горные породы, т. Семёнов В. Б. Малахит: Камни Урала. В 2 томах. Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1987. Т. 1. 240 с.; Т. 2. 160
3. Максимов Н.А. Методическое пособие по физ. географии. – М.: Просвещение, 19971.
.