Понятие и система мирных средств разрешения споров
Мирное разрешение споров осуществляется в соответствии с международными договорами и международными обычаями.
Договоры:
Конвенция о мирном решении международных столкновений 1899 г. (пересмотренная в1907 г.);
Парижский пакт 1928 г. (Пакт Бриана-Келлога) - Договор об отказе от войны в качестве орудия национальной политики;
Устав ООН;
Статут Международного суда ООН;
Европейская конвенция о мирном урегулировании споров 1957 г. и др.
Международные обычаи отражены в актах:
Декларация о принципах международного права 1970 г.;
Манильская декларация о мирном разрешении международных споров 1982 г. и др.
Различают спор и ситуацию.
При споре одно государство предъявляет претензии, а другое государство отвергает эти требования.
При ситуации претензии не предъявляются, но есть напряженность (например, концентрация войск одного государства на границах другого).
Различие между спором и ситуацией имеет юридическое значение.
При рассмотрении спора в Совете Безопасности ООН государство, участвующее в споре должно воздержаться от голосования (в соответствии с общим принципом права «никто не может быть судьей в собственном деле»). При рассмотрении спорной ситуации воздержания от голосования не требуется.
Принцип мирного разрешения международных споров закреплен в п. 3 ст. 2 Устава ООН.
В ст. 33 Устава ООН названы средства, к которым могут обратиться государства по своему выбору: переговоры, обследование, посредничество, примирение, арбитраж, судебное разбирательство, обращение к региональным органам или иные мирные средства.
Средства разрешения международных споров делятся на
|
- согласительные (разрешение спора зависит от самих сторон);
- судебные (решение суда, арбитража является обязательным);
- средства, используемые в рамках международных организаций (сочетание согласительных и судебных процедур).
Согласительные средства разрешения международных споров
Переговоры – прямой контакт спорящих сторон. Это самое простое, эффективное и распространенное средство разрешения споров. Дипломатический путь – лучший способ улаживания конфликтов.
Переговоры могут быть двусторонними и многосторонними, устными и письменными. Переговоры могут проходить на уровне глав государств, правительств, министров иностранных дел. Как разновидность переговоров рассматривают консультации. На основе договора государства обязуются периодически (например, ежегодно) консультироваться друг с другом для устранения возможных разногласий.
В науке и практике обсуждался вопрос, обязаны ли государства обратиться к переговорам в случае возникновения спора.
Общей обязанности - обратиться к переговорам - в международном праве нет. Когда государству предъявляются необоснованные претензии особенно со стороны могущественной державы, прямые переговоры могут привести к несправедливому решению спора. В таких обстоятельствах у более слабого государства должна быть возможность обратиться в международную организацию или к третьим государствам.
Но конкретные международные договоры могут закреплять обязанность государств обращаться к переговорам в случае возникновения спора (Соглашение между Правительством РФ и Правительством Армении о защите инвестиций 2001 г.)
|
Международные суды могут установить обязанность вступить в переговоры (Решение МС ООН по делу о континентальном шельфе Северного моря 1969 г.)
Добрые услуги – деятельность третьей стороны (государство, международная организация, частное лицо), направленная на установление контакта между спорящими сторонами.
Она не участвует в переговорах. Не предлагает условий решения спора, её задача – облегчить взаимодействие сторон.
СССР предоставил свою территорию для встречи Индии и Пакистана для переговоров по Кашмиру.
Посредничество – деятельность третьей стороны, направленная на выработку варианта разрешения спора. Посредничество осуществляется по инициативе одной из сторон или самого посредника. Посредничество может сочетаться с оказанием добрых услуг. Посредник самостоятельно участвует в переговорах. Он может вносить предложения, вариант решения спора, который стороны могут принять или отвергнуть.
Ваттель:
Россия выступила посредником между Азербайджаном и Арменией по Нагорному Карабаху 1994 г. и сейчас.
Между Израилем и Палестиной США, Египет
Расследование (обследование) – деятельность следственной комиссии, направленная на установление фактов.
Расследование комиссией производится в состязательном порядке. Стороны в установленные сроки предоставляют документы, список свидетелей, экспертов. По окончании следствия комиссия составляет доклад, который ограничивается установлением фактов. Стороны могут использовать доклад комиссии по своему усмотрению.
Пример.
Появлению следственных комиссий МП всецело обязано Ф.Ф. Мартенсу.
Примирение – деятельность согласительной комиссии, направленная на выработку варианта урегулирования спора.
Постоянная согласительная комиссия образуется из пяти членов: по одному представителю от спорящих сторон, три члена избираются из третьих стран. Согласительная комиссия предлагает возможное решение спора, не обязательное для сторон.
К концу ХХ века имелось 564 договора, предусматривающих применение согласительной процедуры.