Плуговые и роторные снегоочистители: назначение, устройство и принцип работы.
Машины для очистки станций от снега.
Для очистки пути от снега применяют снегоочистители и струги-снегоочистители.
Снегоочистители бывают двух типов: плужные и роторные. Самыми распространенными являются плужные однопутные и двухпутные снегоочистители, обладающие большой скоростью и высокой маневренностью.
Снегоочистители двухпутные плужные СДП, СДП-М, СДП-М2 и однопутные плужные самоходные ТГМ-40С представляют собой прицепные машины вагонного типа, оборудованные отвальными снегоочистительными устройствами в форме плуга. Перемещаются снегоочистители локомотивом, который обеспечивает также сжатым воздухом пневматическую систему управления рабочими органами машин.
Снегоочистители двухпутные плужные предназначены для очистки путей от снежных заносов на двух- и многопутных линиях железных дорог. Они могут использоваться и на однопутных участках. Снег при движении двухпутного плужного снегоочистителя отбрасывается в одну сторону, как правило, в правую по направлению движения.
Снегоочистители СДП, СДП-М, СДП-М2 очищают путь от заносов глубиной до 1,0 м при рабочей скорости до 70 км/ч. Ширина захвата составляет 3,18 м при закрытых крыльях и 4,95 м при открытых. Снегоочистители ЦУМЗ очищают путь от заносов глубиной до 0,6 м, шириной от 3,2 до 6,1 м при рабочей скорости до 40 км/ч. Снегоочиститель однопутный плужный ТГМ-40С создан на базе маневрового тепловоза ТГМ-40 и предназначен для очистки путей от снега высотой до 1,0 м. Снегоочистительное устройство имеет ширину захвата 3,25 м без крыльев и 5,0 м с крыльями (приложение 1).
|
Основные технические характеристики плужных снегоочистителей приведены в табл. 3.1.
Струги-снегоочистители CC-1 и СС-1М, СС-3 используются для очистки от снега путей на станциях и перегонах, сколки льда на станционных путях, отвалки снега в местах его выгрузки, очистки кюветов от снега из выемок. Благодаря наличию снегоочистительных устройств с шарнирным соединением крыльев и переднего щита струг-снегоочиститель может производить очистку от снега на однопутных участках, как однопутный снегоочиститель, а на двухпутных участках, как двухпутных. При установке крыльев в виде скрепера можно использовать струг-снегоочиститель для удаления снега из выемок.
Таблица 3.1
Технические характеристики плужных снегоочистителей
Показатель | Двухпутные |
СДП (СДП-М, СДП-2М) | |
Толщина счищаемого снега, м, не более | до 1,0 |
Ширина захвата, м: при раскрытых крыльях при закрытых крыльях | 4,95 3,18 |
Заглубление ножа ниже уровня головки рельса, м | 0,05 |
Рабочая скорость, км/ч: оборудованных автоматическим тормозом не оборудованных автоматическим тормозом | |
Конструкционная скорость, км/ч | |
Скорость по стрелочным переводам, км/ч: по прямому пути по боковому пути | |
Минимальный радиус проходимым кривым, м: круговая кривая с прямой вставкой S-образная кривая |
Тяговой единицей струга-снегоочистителя является локомотив, который одновременно снабжает сжатым воздухом пневматическую систему управления струга.
Основные технические характеристики стругов-снегоочистителей приведены в табл. 3.2.
Таблица 3.2.
Технические характеристики стругов-снегоочистителей
|
Показатель | СС-1 | СС-1М |
Скорость, км/ч, не более: рабочая транспортная | ||
Скорость по стрелочным переводам, км/ч: по прямому пути по боковому пути | ||
Толщина счищаемого слоя снега, м, не более | 1,5 | 2,0 |
Ширина захвата с раскрытыми боковыми крыльями, м | 5,2 | 5,2 |
То же с закрытыми боковыми крыльями, м | 3,2 | 3,2 |
Предельное положение оси кюветной части от оси пути, м | 3,6 – 4,2 | 3,7 – 4,6 |
Предельное положение нижней точки кюветной части крыла от головки рельса, м | 1,9 | 1,8 |
Электрические роторные снегоочистители ЭСО-3, ЭСО-Щ,ФРЭС-2 предназначены для расчистки железнодорожных путей на перегонах от глубоких снежных заносов с отбрасыванием снега в правую или левую сторону от оси пути на значительные расстояния.
Главными рабочими органами роторных снегоочистителей являются роторы-питатели и выбросные роторы. Для увеличения ширины захвата снегоочистители оборудованы боковыми крыльями. Тяговой и электрической единицей роторных снегоочистителей является тепловоз с переоборудованной электрической схемой. Эта схема позволяет, кроме «поездного» режима, иметь «снеговой» режим движения.
Трехроторный снегоочиститель ЭСО-3 оборудован двумя роторами-питателями и выбросным ротором. Этим снегоочистителем расчищают снежные заносы глубиной до 4,5 м при плотности снега до 0,5 т/м3. Минимальная ширина счищаемого слоя составляет 3,425 м, максимальная поверху - 6,0 м и понизу - 5,0 м.
Максимальная дальность выброса снега до 50 м.
Трехрогорный снегоочиститель ФРЭС-2 в отличие от ЭСО-3 имеет на режущих барабанах спиралевидные лопасти вместо прямых лопаток, что обеспечивает более эффективную работу рабочих органов. Основные технические характеристики ЭСО-3 и ФРЭС-2 отличаются незначительно.
|
Двухроторный снегоочиститель ЭСО-Щ имеет ротор-питатель и выбросной ротор. Снегоочиститель может расчищать снежные заносы высотой до 3 м при плотности снега до 0,5 т/м3. Минимальная ширина очищаемого слоя 3,42 м, максимальная поверху -6,0 м, понизу -5,1 м. Дальность отброса снега до 50 м. При оборудовании ротора-питателя щетками снегоочиститель ЭСО-Щ можно использовать и для очистки станционных путей, стрелочных переводов и горловин станций.
Основные технические характеристики электрических роторных снегоочистителей приведены в табл. 3.3.
Таблица 3.3.
Технические характеристики электрических роторных снегоочистителей
Показатель | ЭСО-3 | ЭСО-Щ | ФРЭС-2 |
Производительность, м3/ч | |||
Скорость передвижения, км/ч: рабочая при максимальной высоте слоя снега транспортная | 0,5 | 0,8 – 1,0 | |
Скорость по стрелочным переводам, км/ч: по прямому пути по боковому пути | |||
Максимальная толщина счищаемого снега, м | 4,5 | 3,0 | 4,5 |
Ширина полосы счищаемого снега, м: поверху понизу без крыльев | 6,0 5,0 3,4 | 6,0 5,1 3,4 | 5,1 4,6 3,6 |
Максимальная дальность отброса снега, м | до 50 | до 50 | не менее 40 |
Плотность убираемого снега, т/м3 | до 0,5 | до 0,5 | 0,5 |
Организация работы снегоочистителей и обеспечение безопасности их движения.При подготовке путевого хозяйства к зиме определяют места стоянки снегоочистителей и снегоуборочных машин с учетом расположения заносимых мест железнодорожной линии и крупных станций, а также с учетом возможности обеспечения снегоочистительной техники локомотивами.
Заранее намечают участки обслуживания каждого снегоочистителя. У мест препятствий для работы снегоочистителей выставляют временные сигнальные знаки (рис. 3.1).
Работа снегоочистителей начинается в зависимости от состояния погоды, а также от количества снега, выпавшего на путь.
Особое внимание уделяют предупредительной очистке пути от снега на перегонах во время метелей и снегопадов, пропуская с работой снегоочистители без нарушения графика движения поездов.
В случае возникновения угрозы бесперебойности движения поездов из-за заносов своевременно вводят в работу путевой струг, струг-снегоочиститель, роторный снегоочиститель.
В местностях с затяжными сильными метелями снегоочистители пропускают «челноком»: в середине становится локомотив, а с обоих его концов - снегоочистители. Это дает возможность вернуться назад для расчистки образовавшегося заноса.
При работе плужных снегоочистителей или путевого струга на перегоне двухпутного участка поездам, проходящим по соседнему пути, выдаются предупреждения о том, что на перегоне работает путевой струг или снегоочиститель и что при следовании необходимо соблюдать особую бдительность, быть готовым в случае надобности к немедленной остановке и перед местами с плохой видимостью давать оповестительные сигналы.
При очистке пути роторным снегоочистителем на двухпутном участке, когда второй путь расчищен, поездам, следующим по расчищенному пути, выдаются предупреждения о проходе места работы снегоочистителя со скоростью 5 км/ч с посадкой у запрещающего сигнала работника дистанции пути (проводника), так как место работы этого снегоочистителя ограждается по соседнему пути сигналами остановки. К проходу поезда работу снегоочистителя прекращают и крылья закрывают.
Несамоходные снегоуборочные поезда СМ-2. Снегоуборочный поезд СМ-2 состоит из головной машины СМ-2 (СМ-2А, СМ-2Б, СМ-2М) и СМ-7Н одного или двух промежуточных и концевого полувагонов. Головная машина является уборочным агрегатом, а полувагоны - тарой для погрузки снега. Концевой полувагон, кроме того, имеет разгрузочное устройство.
Несамоходный снегоуборочный поезд перемещает локомотив. Для снабжения электроэнергией приводов рабочих органов на головной машине имеется дизель- электростанция.
В зимнее время снегоуборочный поезд применяют для очистки станционных путей и стрелочных переводов от снега высотой до 0,8 м. При профилактической очистке станционных путей высота снега может быть небольшой (до 100 мм). Ширина полосы, очищаемой от снега, при работе без крыльев составляет 2,45 м, а при работе с крыльями - 5,1 м. Рабочая скорость машины зависит от толщины и состояния снега (плотности, твердости и др.) и составляет 5-10 км/ч.
При глубоком снеге машина, при необходимости, может очищать путь и междупутья подрезным ножом и боковыми крыльями за один-два прохода. При этом щеточный барабан-питатель поднимают в верхнее положение и включают в работу, когда необходимо подталкивать снег на погрузочный транспортер. При уборке снега щеточным барабаном-питателем очистка междупутий производится боковыми крыльями или боковыми щетками. Машины, у которых боковые щетки смонтированы на боковых крыльях (впереди машины), обеспечивают очистку междупутья за один проход машины. Если боковые щетки смонтированы в базе головной машины СМ-2, очистка за один проход возможна лишь при обратном движении машины локомотивом вперед.
Снегоуборочные поезда СМ-2 всех модификаций могут также очищать путь от уплотненного снега и льда. Для этого необходимо два-три прохода снегоуборочного поезда по пути. При первом проходе производится сколка уплотненного снега или льда, при последующих - очистка междупутий и забор материала щеточным барабаном-питателем.
После заполнения полувагонов снегоуборочный поезд транспортируется на место разгрузки. Разгрузочные устройства концевого полувагона позволяют выгружать материал в любую сторону от оси пути на стоянке или при движении снегоуборочного поезда.
Основные технические характеристики несамоходных снегоуборочных поездов СМ-2 приведены в табл. 4.1.
Таблица 4.1.
Технические характеристики головной машины и полувагонов снегоуборочного поезда СМ-2
Показатель | Головная машина СМ-2 | Полувагоны |
Расчетная максимальная производительность заборного расчетного органа (при плотности снега 0,5 т/м3), м3/ч | - | |
Скорость, км/ч, не более рабочая транспортная | 10/10 | |
Максимальная толщина слоя убираемого снега, м | 0,8 | - |
Ширина полосы, очищаемой от снега, м: при работе без крыльев при работе с крыльями | 2,45 5,1 | - - |
Расчетная вместимость кузова, м3 | - | 125/90 |
Примечание. В числителе для промежуточного полувагона, в знаменателе - для концевого.
Самоходные снегоуборочные поезд и машина. Самоходный снегоуборочный поезд СМ-3, ПСС-1 и одновагонная самоходная машина СМ-5 предназначены для тех же целей, что и несамоходные снегоуборочные поезда.
Поезд СМ-3 состоит из головного полувагона, двух промежуточных полувагонов и концевого полувагона с приводной тяговой тележкой. В концевом полувагоне размещена силовая установка мощностью 500 кВт. Управление передвижением поезда СМ-3 осуществляется из кабин в головном и хвостовом полувагонах. ПСС-1 состоит из головной машины, одного или двух промежуточных полувагонов, полувагона промежуточного с конвейером поворотным, тяговой энергетической секции (приложение 2).
Машина СМ-5 представляет собой одновагонный снегоуборочный поезд с двумя кабинами управления, размещенными в голове и в хвосте поезда. Силовая установка, размещенная в хвосте поезда, имеет мощность 200 кВт. На СМ-5 разгрузка осуществляется посредством ротора с дальностью выброса до 35 м. Основные технические характеристики самоходных снегоуборочных поездов и машин приведены в табл. 4.2.
Таблица 4.2
Технические характеристики самоходных снегоуборочных поездов и машин
Показатель | СМ-3 | СМ-5 |
Расчетная максимальная производительность заборного органа (при плотности снега 0,4 т/м3), м3/ч | ||
Рабочая скорость, км/ч, не более | ||
Транспортная скорость, км/ч самоходом в составе поезда | ||
Максимальная толщина слоя убираемого снега, м | 0,8 | 0,8 |
Ширина полосы, очищаемой от снега, м: при работе без крыльев при работе с крыльями | 2,6 5,1 | 2,6 5,3 |
Расчетная вместимость кузова, м3 |
Для правильного маневрирования снегоуборочных поездов пути и стрелочные переводы каждого парка станции разбиваются на отдельные зоны.
Технологию уборки снега разрабатывают для каждого парка станции. Итоговые данные по каждому парку (группе путей) сводят введомость.
В сортировочном парке в первую очередь очищают и убирают снег с горочной горловины и сортировочных путей на расстоянии 150-200 м от башмакосбрасывателей в глубь парка.
Для этого снегоуборочный поезд направляется в сторону горки, а локомотив - в сторону парка.
По команде дежурного по горке или по сигналу руководителя работ снегоуборочный поезд подается с горки на очищаемый путь; после проследования стрелочных переводов включаются боковые щетки для забора снега с междупутья внутрь колеи; локомотив со снегоуборочным поездом по сигналу руководителя работ движется в глубину парка, осаживая после прицепки находящиеся на пути вагоны, пока голова снегоуборочного поезда не пройдет 150-200 м за башмакосбрасыватель.
По сигналу руководителя работ осаживаемые вагоны, отцепляют и машина в рабочем состоянии с включенными рабочими органами движется в сторону горки до предельного столбика. При отсутствии роспуска вагонов на данную группу путей по команде дежурного по горке снегоуборочный поезд продолжает двигаться за разделительную стрелку и переезжает на следующий путь; цикл повторяется до тех пор, пока не заполнится снегом весь состав.
По окончании уборки снега с участков тормозных позиций приступает к работе снегоуборочный поезд № 2, который убирает снег на путях сортировочного парка за пределами тормозных позиций.
Заезд для уборки снега на путях сортировочных парков производится со стороны горловины парка формирования. При движении машины в сторону горки включают боковые крылья и щетки для забора снега с междупутья внутрь колеи. Если на пути имеются отдельно стоящие вагоны, по указанию маневрового диспетчера или дежурного по горке они прицепляются к локомотиву и осаживаются на горку до тех пор, пока головная машина не встанет на начало очистки пути в сторону парка. Затем снегоуборочный поезд в рабочем состоянии движется в сторону горловины парка формирования и очищает снег. Вагоны подтягиваются к предельному столбику этой горловины и отцепляются. При большой группе вагонов на сортировочном пути в помощь локомотиву снегоуборочного поезда выделяется горочный локомотив. После очистки одного или нескольких путей парка до полной загрузки поезда снегом поезд отправляется под выгрузку, а затем возвращается к фронту уборки снега. Цикл повторяется до полной уборки снега с путей парка.
Для очистки и уборки снега с путей парка приема поездов снегоуборочный поезд, сформированный по схеме: локомотив, концевой полувагон, промежуточные полувагоны, головная машина, а вслед за ним и горочный локомотив, по команде дежурного по парку передвигаются по свободному пути в противоположную от горки горловину. Горочный локомотив, возвращаясь, заезжает под состав, подлежащий роспуску, и убирает его на путь надвига, а снегоуборочный поезд вслед производит уборку снега с освобожденного пути. По окончании очистки поезд по этому же пути возвращается обратно и заезжает на следующий путь, с которого горочный локомотив в том же порядке убирает состав.
При наличии в парке приема только одного свободного пути очистку можно также осуществлять способом перевалки снега. Струг-снегоочиститель при этом проходит последовательно по свободному пути и переваливает снег на соседний путь по мере его освобождения от состава вагонов, надвигающихся на горку. Применение такого способа работы возможно и в парке отправления.
В парке отправления уборка снега выполняется вслед уходящему на участок поезду. По отправлении поезда дежурный по станции (парку) разрешает заезд снегоуборочного поезда на освободившийся путь для очистки и уборки снега.
Не менее эффективным средством является перевалка снега стругом в сторону крайнего пути и под откос.
Перевалка снега стругом под откос производится в обе стороны от середины парка. Если нет возможности сбрасывать снег под откос, то его следует собирать в валы на выделенных путях и междупутьях с немедленной уборкой снегоуборочным поездом с тем, чтобы при возобновлении метели образовавшиеся валы не способствовали задержанию снега.
Образовавшиеся валы снега на междупутьях путей осмотра и ремонта вагонов в поездах подлежат немедленной уборке.
Стругом при помощи опущенной носовой части и одного раскрытого крыла очищают сразу один путь и междупутье с перевалкой снега на второе междупутье. После этого струг переходит на второй путь и таким же образом очищает снег со второго пути и междупутья, переваливая его через третий путь на третье междупутье и т.д.
Для перевалки снега стругом требуется последовательно освобождать на 20-30 мин с закрытием для движения поездов два соседних пути (первый путь занимается стругом, второй - его крылом).
После каждого рабочего прохода крыло и нож струга приводятся в транспортное положение для перехода на следующий путь.
В парках приема и отправления во время производства снегоуборочных работ пути должны занимать поезда и составы в соответствии с технологическим процессом механизированной очистки и уборки снега с таким расчетом, чтобы была возможность организовать работу снегоочистителей и снегоуборочных поездов без дополнительных маневров по перестановке составов.