Становление русского культурного мира.




ЛЕКЦИЯ 5

Восток и Запад: диалог культур

ПЛАН

  1. Концепции культурно-цивилизационного циклизма
  2. Восток и Запад как специфические культурные программы
  3. Русский культурный мир

Понятие «цивилизация» было введено в научный обиход в эпоху европейского Просвещения (18 век, Франция). К началу 19 века сложилось 3 взгляда на цивилизацию: унитарный, стадиальный, локально-исторический.

Понятие «цивилизации» выявляет общность черт и закономерностей в жизни разных народов, означает поиск единой, универсальной матрицы развития. Цивилизация - социальная организация жизни, совокупность материальных и социальных благ, доставляемых человеку развитием общественного производства. Как целостная система цивилизация включает разные элементы (религиозный, экономический, политический, социальную организацию, систему образования и пр.)

Среди значений:

1) историческая ступень общественного развития (дикость-варварство-цивилизация); признаки достижения ступени цивилизации: государственность, правовой кодекс, письменность, определенный уровень гуманизма и т.п.

2) уровень развития материальной и духовной культуры народа;

3) целостное масштабное наднациональное сообщество, объединенное общими духовными ценностями и идеалами;

4) цивилизация – alter ego культуры (концепция О.Шпенглера, Н.Бердяева и др.), противостоит ей как внешнее-внутреннему, материально-техническое - духовному, всеобщее – индивидуальному, «тело» - «душе». Развитие цивилизации губительно для культуры. Ценностные установки культуры: духовность, личность, творчество, уникальность. Ц енностные установки цивилизации – прогресс, рационализм, комфорт, польза, высокий жизненный стандарт, гражданские свободы.

Т.о., если культура характеризует меру развития человека, то цивилизация характеризует общественные условия этого развития, социальное бытие культуры. Цивилизация выражает нечто общее, рациональное, стабильное; представляет собой систему отношений, закрепленных в праве, традициях, способах делового и бытового поведения. Цивилизация не совпадает с социально-экономической формацией (феодальной, капиталистической и пр.), поскольку реализует как собственную преемственность во Времени и Пространстве, так и связь с другими цивилизациями.

ТИПОЛОГИЯ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

В историческом аспекте выделяют следующие этапы-цивилизации: аграрная, индустриальная, постиндустриальная-информационная.

На вопрос: сколько в мире существует цивилизаций и как их можно определить, до сих пор нет единого мнения.

В конце 19 века русский ученый Н.Данилевский выделил 4 типа цивилизаций:

первичные, подготовительные (Древний Мир);

одноосновные, представленные прежде всего одной стороной культурной деятельности (например, еврейская – религиозной идеей, греческая – искусством, римская – политикой);

двухосновные (например, романо-германская цивилизация с доминированием науки и экономики)

четырехосновные, еще не проявившиеся в полной мере. Здесь им отмечаются 4 культурные формы: религиозная сторона, политическая справедливость и свобода, наука и искусство). Таковой, по его мнению, должна стать Россия.

 

О.Шпенглер в работе «Закат Европы» (1914 г.)назвал 8 исторических типов цивилизации: египетская, индийская, вавилонская, китайская, греко-римская, майя, магическая (византийско-арабская), фаустовская (западноевропейская). 9-я, по его мнению, только зарождается. Речь шла, как не удивительно, о «русско-сибирской» цивилизации!?

А.Тойнби назвал 21 цивилизацию, из них ныне существующие – 8: западная, византийско-ортодоксальная!?, русская, арабская, индийская, дальневосточная!?, китайская, японо-корейская.

Американский социолог С.Хантингтон выделил 8 типов цивилизаций в современном мире: западная (европейская), конфуцианская (китайская), японская, исламская, латиноамериканская, африканская и православно-славянская.

Кроме того, нередко выделяют т.н. мировые цивилизации, связанные прежде всего с распространением мировых религий (христианства, буддизма, ислама), региональные – синтетические, определяемые замкнутостью географического региона и его локализацией (латиноамериканская, дальневосточная). Используют также понятие «глобальной цивилизации», характерной для современного этапа и характеризующейся возрастающей целостностью мирового сообщества.

ВОСТОК и ЗАПАД как 2 разные культурные программы:

 

ЗАПАД (Античность, европейская) ВОСТОК (Древняя Месопотамия, Древний Египет, Др.Китай, Др.Индия)
«Экстравертность» (открытость) культуры. Развитие качественными, прогрессивными рывками вперед Антропоцентризм. Человек – покоритель Природы. Природа - Материал Конфликт отцов и детей (периодическая переоценка культурных ценностей). Индивидуализм.   Устремленность в будущее Знание – общественная сила. Эвристика. Рационализм. Логика. Социальная активность. «Горизонтальные» социальные связи. Путь к демократическим формам правления. Власть как договор. Право как регулятор социальной жизни. Господство частной собственности. Постоянная стилистическая инновационность. «Интровертность» (закрытость) культуры. Застойность, инерционность исторического развития. Человек – часть Природы. Природа-Мать, поиск духовной гармонии с Космосом. «Принимать мир таким, каков он есть». Фатализм. Социоцентризм. «Вертикальные» социальные связи. Социальная неконфликтность. Принцип терпимости и послушания. Роль общины. Устремленность в прошлое. Мистика. Знание – тайна. Образно-символическое мышление. Социальная пассивность. «Вертикальные» социальные связи. Деспотия. Властецентризм. Господство корпоративных и государственных форм собственности Традиционализм

 

Становление русского культурного мира.

Культура, как уже отмечалось, является определяющим фактором формирования и развития этноса. Именно в народной культуре (в традиционном способе жизни и хозяйствования, в системе духовных, эстетических и этических ценностей, в языке и т.п.) находится «генетический код» этноса.

Становление русской и классической (малороссийской) украинской культуры преимущественно происходило в лоне восточно-славянского духовного пространства, непрерывно находясь при этом находилось на стыке разных культурных миров. Среди последних можно отметить роль норманнских, византийских, европейских, тюркских, татарских. Ф.М.Достоевский отмечал особенность славянской (русской) культуры: «всемирную отзывчивость» души, исключительную жизнеспособность и свойство любые внешние влияния переделывать на свой, славянский лад. Отечественной культуре свойственен своеобразный «протеизм», готовность перевоплощаться, осваивать новые культурные модели, делая их своими.

Перед отечественной культурой всегда будет стоять сложная драматическая проблема цивилизационного выбора (русский витязь всегда на перекрестке): своеобразное принятие и освоение (ассимилиция) одних, «внешних» культурных форм и жесткое неприятие, отталкивание иных, принципиально чуждых своему менталитету (культурный конфликт). Межцивилизационное положение между Востоком и Западом обязывало Русь быть открытой, восприимчивой, но оно же обуславливало хрупкость и проблематичность существования. Стремление к совмещению несовместимого в русской цивилизации не давало ей закостенеть, омертветь, но оно же предполагало постоянные метания, смуты, завершавшиеся «культурным взрывом», мощным выбросом творчества, гениальности. «Промежуточный» тип цивилизации дополняет неполноту, свойственную и Востоку, и Западу. Ранее эту роль играла Византия, после нее – только Русь.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: