Если в курсовой работе употребляются новые обозначения и символы, специальная терминология, малораспространенные сокращения, аббревиатуры - то их перечень может быть представлен ввиде отдельного списка, помещаемого перед введением. Перечень должен располагаться столбцом, в котором слева (в алфавитном порядке) приводят условное обозначение, справа - его расшифровку, например:
АД - артериальное давление;
ЛГ - лечебная гимнастика;
ОРУ – общеразвивающие упражнения;
ССС – сердечно-сосудистая система;
ФУ – физические упражнения.
Если сокращения повторяются менее трех раз, перечень не составляют, а расшифровывают в тексте при первом упоминании, например: ишемическая болезнь сердца (ИБС).
1.4. Во введении (до 2 - х страниц) обосновывается выбор темы, актуальность (например, социальная значимость - возможно указание распространенности данного заболевания, процент инвалидизации, потери трудоспособности и др.) и степень ее разработанности (возможно некоторые аспекты проблемы недостаточно изучены и показывается необходимость проведения исследований в этой области). Формулируются цель и задачи исследования, определяется его объект и предмет, указываются методы, с помощью которых будут решаться поставленные задачи. Также во введении дается общая характеристика работы и указывается ее объем: количество глав, точное количество таблиц, схем, рисунков, приложений и использованных источников.
Цель курсовой работы – определенный результат (теоретический, практический), который должен быть достигнут в ходе исследования. Для формулировки цели используются глаголы: обосновать, раскрыть, изучить, установить, доказать, обобщить, выявить, проанализировать, разработать и (или) обосновать (при выполнении работ экспериментального характера) и т. д.
|
Задачи курсовой работы – это программа, направленная на достижение цели. Для формулировки задач (не более 3 - 4, особенно для курсовой работы) используются глаголы: изучить, определить, описать, раскрыть, охарактеризовать, апробировать (при выполнении работ экспериментального характера) и т. д.
Объект исследования – та часть реального мира, которая познается, исследуется, преобразуется. Объектомпедагогического исследования может быть, например: больной (группы больных, студентов) со всеми особенностями функционального состояния их организма; лечебно-профилактический процесс, лечебно-воспитательным процесс, учебно-организационный и тренировочный процесс; комплексное использование средств ЛФК в процессе занятий; функциональное состояние организма занимающихся.
Предмет исследования — это те процессы, которые в этом объекте получают научное объяснение, стороны и свойства, отношения объекта, исследуемые с определенной целью в данных условиях.
По мере развития знаний об объекте открываются новые его стороны, корые становятся предметом познания. Таким образом, предмет является более узким понятием, чем объект. Цель и задачи исследования определяют границы предмета исследования.
Например, объектом исследования в теории физического воспитания может быть процесс обучения физическим упражнениям в целом, а предметом могут быть только методы или отдельный метод обучения и т.д.
Предметом исследования могут выступать: динамика показателей функционального состояния организма занимающихся в процессе занятий ЛФК; прогнозирование, совершенствование и развитие лечебно-профилактического процесса; формы и методы педагогической деятельности; факторы совершенствования дозированной тренировки; характер психолого-педагогических требований и взаимодействий между методистами (педагогами) и занимающимися (учащимися).
|
Например. Тема: «Врачебно-педагогический контроль в процессе физического воспитания школьников в спецмедгруппах».
Объект исследования — процесс физического воспитания школьников, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. Предмет исследования — организация и содержание врачебно-педагогического контроля в процессе физического воспитания школьников спецмедгрупп.
Методы исследования:
– метод теоретического анализа литературных источников (для реферативных работ);
– метод анализа документов (как дополнение к методу теоретического анализа литературных источников в целях его уточнения, расширения, доказательства научности (ненаучности); метод обобщения, сравнения.
При выполнении работ экспериментального характера, помимо вышеназванных методов могут применяться также:
– медико-биологические методы исследования (например, функциональные пробы и тесты, характеризующие динамику деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем лиц, занимающихся физическими упражнениями - индекс Руфье, проба Штанге и др.);
– психологические методы исследования (например, для оценки эмоциональных состояний в период физической и психической нагрузки – методика САН: С-самочувствие, А-активность, Н-настроение);
|
– методы педагогического наблюдения и опроса (беседа, анкетирование);
– метод эксперимента (лабораторный, естественный, констатирующий и (или) формирующий – когда развиваются определенные качества испытуемых);
– методы математической статистики (обработка экспериментальных данных) и др.
Общая характеристика работы (структура и объем).
Курсовая работа изложена на __ страницах печатного текста, из них __ страниц – приложения. Состоит из введения, __ глав, заключения, списка использованной литературы (__ источников, из них __ на иностранных языках) и __ приложений. Работа иллюстрирована __ рисунками и содержит __ таблицы.
Данная работа носит экспериментальный (реферативный) характер.
1.5. В основной части курсовой работы (главах и разделах) необходимо логично и аргументировано излагать методику и результаты исследования. При написании глав и разделов исследователь обязан делать ссылки на источники из которых он заимствует материал и затем анализирует его.
Содержание структурных частей работы должно соответствовать цели и задачам исследования.
Глава 1. Состояние вопроса по данным литературы
Раздел должен содержать анализ состояния проблемы по данным отечественной и зарубежной научно - методической литературы с обязательным освещением вопросов по всем аспектам темы исследования. Дается краткое описание результатов исследователей, работавших в этом направлении, анализируются различные подходы к решению исследуемой проблемы.
Студент должен подробно изучить и дать краткую (не более ¼ объема работы) характеристику заболевания (этиология и патогенез, основные клинические симптомы, методы комплексного лечения), различные методики ЛФК, применяемые для лечения, включая содержание комплексов ФУ на разных этапах медицинской реабилитации. Кроме того, необходимо найти новые направления в методике ЛФК, а также меры и способы профилактики, предотвращающие развитие заболевания и его возможные осложнения.
Глава 2. Методы и организация исследования (при выполнении работ экспериментального характера)
В данной главе должны быть изложены методы, которые были использованы при проведении педагогического исследования (анализ научно-методической литературы, медико-биологические методы и т.д.). В педагогическом исследовании должны принять участие не менее 10-20 занимающихся. Контролировать их функциональные показатели необходимо в динамике (до начала и конце периода применения ЛФК).Кроме того, должны быть получены результаты влияния конкретного занятия ЛФК на организм пациента.
В данном разделе работы описывается организация исследования (база, сроки проведения исследования, характеристика контингента (возраст, пол, диагноз и др.)), методика проведения занятий по предложенному комплексу оздоровительных мероприятий.
При использовании известных методик необходимо делать ссылки на авторов. При разработке собственных методик желательно дать их описание.
Глава 3. Результаты исследования
В данном разделе излагаются результаты собственных исследований. Проводится анализ показателей функционального состояния различных систем организма, показателей физического состояния, особенностей психологического состояния пациента, до и после проведения оздоровительных мероприятий. Проводится оценка эффективности предлагаемого комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий. В тексте оперируют только статистическими показателями, полученными в результате обработки цифрового материала, который оформляют в виде таблиц, графиков, рисунков, диаграмм.
1.6. Заключениe – это логически стройное изложение основных результатов исследования и сделанных на их основе выводов (соответствующих задачам, поставленным в работе). В нем должны быть подведены итоги исследования по проблеме, оно может содержать 3-5 крупных обобщений, подводящих итоги выполненной работы. А также могут быть практическиерекомендации по применению упражнений, методике лечебной гимнастики и т. п., полученные в ходе исследований.
1.7. Список использованной литературы – это перечень (и только тех) литературных источников и других материалов, на которые в курсовой работе приводятся ссылки. Библиографический список оформляется в соответствии с требованием ²Инструкции по оформлению диссертации, автореферата и публикаций по теме диссертации². Образцы оформления приведены в Приложении 4. Ссылки на литературу в тексте курсовой работы приводятся цифрой в квадратных скобках [5] – ссылка на источник, [5, с. 8] – ссылка с указанием страницы процитированной работы, [3; 5; 24] – ссылка на несколько работ. Например: «Критерием эффективности лечебного применения средств ЛФК является положительная динамика функциональных показателей...» [5;18].
Номер литературного источника в ссылке должен соответствовать его номеру в библиографическом списке. Названия литературных источников в библиографическом списке необходимо размещать в алфавитном порядке.
Количество литературных источников зависит от степени разработанности темы исследования и составляет для курсовой работы – не менее 15 - 20 источников, в своем большинстве они должны быть последних десяти лет издания.
Для выполнения курсовых работ рекомендуется использование не только учебников, методических и учебных пособий, но и источников, содержащих первичную научную информацию, отражающую новые научно-исследовательские сведения: тематические сборники научных конференций с публикациями собственных исследований авторов, монографии (индивидуальные и коллективные), диссертации, статьи, научные отчеты.
1.8. Приложения включают графические, статистические и иные материалы по результатам исследования, а также дополнительные и вспомогательные материалы (анкеты, рисунки, таблицы, методические рекомендации, схемы процедур ЛГ, план - конспекты уроков, комплексы физических упражнений и т.п.), необходимые для полноты восприятия курсовой работы, оценки ее практической значимости.
В тексте курсовой работы делаются ссылки на соответствующие приложения. Не допускается включение в приложение материалов, на которые отсутствуют ссылки в тексте работы. Каждое приложение оформляется на отдельных листах, в правом верхнем углу указывается его порядковый номер: Приложение 1, Приложение 2 и т. п., располагая их в порядке появления ссылок в тексте. Приложение должно иметь содержательный заголовок, который размещается с новой строки по центру листа.