этап Анализ ассортимента и структуры продукции




Большое влияние на результаты хозяйственной деятельности оказывают ассортимент (номенклатура) и структура производства и реализации продукции.

При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции предприятие должно учитывать:

1 спрос на данные виды продукции,

2 наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении.

Система формирования ассортимента включает в себя следующие основные моменты:

1 определение текущих и перспективных потребностей покупателей;

2 оценку уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;

3 изучение жизненного цикла изделий и принятие своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции и изъятие из производственной программы морально устаревших и экономически неэффективных изделий;

4 оценку экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции.

Оценка выполнения плана по ассортименту продукции производится с помощью одноименного коэффициента,

К = общий фактический выпуск продукции, зачтенный в выполнение плана по ассортименту / на общий плановый выпуск продукции

(продукция, изготовленная сверх плана или не предусмотренная планом, не засчитывается в выполнение плана по ассортименту).

Из табл. 6 видно, что план по ассортименту продукции выполнен на 95,9% (92 064 / 96 000 × 100).

Таблица 6 - Выполнение плана по ассортименту продукции

Издание Объем производства продукции в плановых ценах, тыс. руб. Процент выполнения плана Объем продукции, зачтенный в выполнение плана по ассортименту, тыс. руб.
план факт
А     87,5  
В 33 600 33 264 99,0 33 264
С   22 176 115,5 19 200
D   20 160 140,0  
Итого 96 000   105,0 92 064

 

Причины недовыполнения плана по ассортименту могут быть как внешние, так и внутренние.

К внешним относятся конъюнктура рынка, изменение спроса на отдельные виды продукции, состояние материально-технического обеспечения, несвоевременный ввод в действие производственных мощностей предприятия по независящим от него причинам.

Внутренние причины — недостатки в организации производства, плохое техническое состояние оборудования, его простои, аварии, недостаток электроэнергии, низкая культура производства, недостатки в системе управления и материального стимулирования.

Увеличение объема производства (реализации) по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры, т.е. соотношения отдельных изделий в общем их выпуске. Выполнить план по структурезначит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированные соотношения отдельных ее видов.

Этап

Изменение структуры производства оказывает большое влияние на все экономические показатели: объем выпуска в стоимостной оценке, материалоемкость, себестоимость продукции, прибыль, рентабельность. Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостном выражении возрастает, и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельной и соответственно при уменьшении доли низкорентабельной продукции.

Расчет влияния структуры производства на уровень перечисленных показателей можно произвести способом цепной подстановки (табл. 12.7), который позволяет абстрагироваться от всех факторов, кроме структуры продукции:

ВПусл 1 = ∑ (Vф.общ × Удinл × Uinл) = 98 500 тыс. руб.,

ВПусл 2 = ∑ (Vф.общ × Уд × Uinл) = 1000 800 тыс. руб.,

ВПсmρ = ВПусл 2 - ВПусл 1 = 100 800 - 98 500 = +2 300 тыс. руб.

Данные графы 7 получены следующим образом:

ВПусл 1 = ∑ (Vф.общ. × Удiпл × Цiпл)= 98 500 тыс. руб.


Т а б л и ц а 12.7

Анализ структуры произведенной продукции

Изделие Оптовая цена за 1 туб, руб. Объем производства продукции, туб Структура продукции, % Стоимость выпушенной продукции в ценах плана, тыс. руб. Изменение товарной продукции за счет структуры, тыс. руб.
план факт план факт план факт при плановой структуре факт
                   
А       35.95 30.66 28 800 29 550 25 200 -4350
В       34.95 33.72 33 600 34 475 33 264 -1211
С       17,12 19,27 19 200 19 700 22 176 +2476
D       11,98 16,35 14 400 14 775 20 160 +5385
Итого - 16 023 16 440     96 000 98 500 100 800 +2300

Эти же данные можно получить умножением показателя графы 6 по каждому виду продукции на коэффициент выполнения плана по выпуску продукции в целом по предприятию в условно-натуральных единицах (можно в трудозатратах) Квп:

Квп = 16 440 / 16 023 = 1,026025.

Если бы план производства был равномерно перевыполнен на 102,6025% по всем видам продукции и не нарушилась запланированная структура, то общий объем производства в ценах плана составил бы 98 500 тыс., руб. При фактической структуре он выше на 2300 тыс. руб. Это значит, что увеличилась доля более дорогой продукции в общем ее выпуске.

Такой же результат можно получить и более простым способом, а именно способом процентных разностей. Для этого разность между коэффициентами выполнения плана по производству продукции, рассчитанными на основании стоимостных (Кст = 100 800/ 96 000 = 1,05) и условно-натуральных показателей (можно в нормо-часах) (Кн = 16 440 / 16 023 = 1,026025) умножим на запланированный выпуск валовой продукции в стоимостном выражении:

∆ВПсmρ = (Ксm- КнВП = (1,05 - 1,026025) × 96 000 тыс. руб. = +2300 тыс. руб.

Для расчета влияния структурного фактора на объем производства продукции в стоимостном выражении можно использовать также способ абсолютных разниц. Сначала необходимо определить, как изменится средний уровень цены 1 туб Δ за счет структуры (табл. 12.8):

= .


Т а б л и ц а 12.

Расчет изменения средней цены изделия за счет структурного фактора

Изделие Оптовая цена 1 туб, руб. Структура продукции % Изменение средней цены за счет структуры, руб.
план факт +, –
А   35,95 30,66 -5,28 -264,0
В   34,95 33,72 -1,23 -73,8
С   17,12 19,27 +2,15 + 150,5
D   11,98 16,35 +4,16 + 327,3
Итого -     - + 140,0

Затем, умножая полученный результат наобщий фактический объем производства продукции в условно-натуральном выражении, узнаем изменение объема товарной продукции в стоимостном выражении:

∆ВПсmρ = ∆ × Vф.общ = 140 руб. × 16 440 туб = +2300 тыс. руб.

Расчет влияния структурного фактора на изменение выпуска продукции в стоимостном выражении можно произвести и с помощью средневзвешенных цен (если продукция однородная). Для этого сначала определяется средневзвешенная цена при фактической структуре продукции, а затем при плановой и разность между ними умножается на фактический общий объем производства продукции в условно-натуральном выражении:

= ,

= = 6131 руб.,

= = 5991 руб.,

∆ВПсmρ = ∆ × Vф.общ = +140 руб. × 16 440 = +2300 тыс. руб.

Аналогичным образом определяется влияние структуры реализованной продукции на сумму выручки (табл. 12.9).

Т а б л и ц а 12.9

Расчет влияния структуры реализованной продукции на сумму выручки

Изделие Оптовая цена 1 туб, тыс. руб. Объем реализации продукции, туб Выручка по плановым ценам, тыс. руб. Изменение выручки за счет структуры продукции, тыс. руб.
план факт план фактически при плановой структуре факт
А 5,0     28 500   24 250 -4000
В 6,0     33 600 33 305   -1505
С 7,0         21 350 +2615
D 7,5       14 125   + 5075
Итого -     95 250   96 600 +2185

Приведенные данные показывают, что за счет изменения структуры продукции выручка от ее реализации увеличилась на 2185 тыс. руб. Это свидетельствует об увеличении удельного веса более дорогих изделий С и D в общем объеме продаж.

Используя описанные выше приемы, можно определить влияние структуры продукции и на другие показатели деятельности предприятия: трудоемкость, материалоемкость, на общую сумму затрат, прибыль, рентабельность и другие экономические показатели, что позволит комплексно, всесторонне оценить эффективность ассортиментной и структурной политики предприятия.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: