Большое влияние на результаты хозяйственной деятельности оказывают ассортимент (номенклатура) и структура производства и реализации продукции.
При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции предприятие должно учитывать:
1 спрос на данные виды продукции,
2 наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении.
Система формирования ассортимента включает в себя следующие основные моменты:
1 определение текущих и перспективных потребностей покупателей;
2 оценку уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;
3 изучение жизненного цикла изделий и принятие своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции и изъятие из производственной программы морально устаревших и экономически неэффективных изделий;
4 оценку экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции.
Оценка выполнения плана по ассортименту продукции производится с помощью одноименного коэффициента,
К = общий фактический выпуск продукции, зачтенный в выполнение плана по ассортименту / на общий плановый выпуск продукции
(продукция, изготовленная сверх плана или не предусмотренная планом, не засчитывается в выполнение плана по ассортименту).
Из табл. 6 видно, что план по ассортименту продукции выполнен на 95,9% (92 064 / 96 000 × 100).
Таблица 6 - Выполнение плана по ассортименту продукции
Издание | Объем производства продукции в плановых ценах, тыс. руб. | Процент выполнения плана | Объем продукции, зачтенный в выполнение плана по ассортименту, тыс. руб. | |
план | факт | |||
А | 87,5 | |||
В | 33 600 | 33 264 | 99,0 | 33 264 |
С | 22 176 | 115,5 | 19 200 | |
D | 20 160 | 140,0 | ||
Итого | 96 000 | 105,0 | 92 064 |
|
Причины недовыполнения плана по ассортименту могут быть как внешние, так и внутренние.
К внешним относятся конъюнктура рынка, изменение спроса на отдельные виды продукции, состояние материально-технического обеспечения, несвоевременный ввод в действие производственных мощностей предприятия по независящим от него причинам.
Внутренние причины — недостатки в организации производства, плохое техническое состояние оборудования, его простои, аварии, недостаток электроэнергии, низкая культура производства, недостатки в системе управления и материального стимулирования.
Увеличение объема производства (реализации) по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры, т.е. соотношения отдельных изделий в общем их выпуске. Выполнить план по структуре — значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированные соотношения отдельных ее видов.
Этап
Изменение структуры производства оказывает большое влияние на все экономические показатели: объем выпуска в стоимостной оценке, материалоемкость, себестоимость продукции, прибыль, рентабельность. Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостном выражении возрастает, и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельной и соответственно при уменьшении доли низкорентабельной продукции.
Расчет влияния структуры производства на уровень перечисленных показателей можно произвести способом цепной подстановки (табл. 12.7), который позволяет абстрагироваться от всех факторов, кроме структуры продукции:
|
ВПусл 1 = ∑ (Vф.общ × Удinл × Uinл) = 98 500 тыс. руб.,
ВПусл 2 = ∑ (Vф.общ × Удiф × Uinл) = 1000 800 тыс. руб.,
∆ ВПсmρ = ВПусл 2 - ВПусл 1 = 100 800 - 98 500 = +2 300 тыс. руб.
Данные графы 7 получены следующим образом:
ВПусл 1 = ∑ (Vф.общ. × Удiпл × Цiпл)= 98 500 тыс. руб.
Т а б л и ц а 12.7
Анализ структуры произведенной продукции
Изделие | Оптовая цена за 1 туб, руб. | Объем производства продукции, туб | Структура продукции, % | Стоимость выпушенной продукции в ценах плана, тыс. руб. | Изменение товарной продукции за счет структуры, тыс. руб. | ||||
план | факт | план | факт | план | факт при плановой структуре | факт | |||
А | 35.95 | 30.66 | 28 800 | 29 550 | 25 200 | -4350 | |||
В | 34.95 | 33.72 | 33 600 | 34 475 | 33 264 | -1211 | |||
С | 17,12 | 19,27 | 19 200 | 19 700 | 22 176 | +2476 | |||
D | 11,98 | 16,35 | 14 400 | 14 775 | 20 160 | +5385 | |||
Итого | - | 16 023 | 16 440 | 96 000 | 98 500 | 100 800 | +2300 |
Эти же данные можно получить умножением показателя графы 6 по каждому виду продукции на коэффициент выполнения плана по выпуску продукции в целом по предприятию в условно-натуральных единицах (можно в трудозатратах) Квп:
Квп = 16 440 / 16 023 = 1,026025.
Если бы план производства был равномерно перевыполнен на 102,6025% по всем видам продукции и не нарушилась запланированная структура, то общий объем производства в ценах плана составил бы 98 500 тыс., руб. При фактической структуре он выше на 2300 тыс. руб. Это значит, что увеличилась доля более дорогой продукции в общем ее выпуске.
|
Такой же результат можно получить и более простым способом, а именно способом процентных разностей. Для этого разность между коэффициентами выполнения плана по производству продукции, рассчитанными на основании стоимостных (Кст = 100 800/ 96 000 = 1,05) и условно-натуральных показателей (можно в нормо-часах) (Кн = 16 440 / 16 023 = 1,026025) умножим на запланированный выпуск валовой продукции в стоимостном выражении:
∆ВПсmρ = (Ксm- Кн)× ВПnл = (1,05 - 1,026025) × 96 000 тыс. руб. = +2300 тыс. руб.
Для расчета влияния структурного фактора на объем производства продукции в стоимостном выражении можно использовать также способ абсолютных разниц. Сначала необходимо определить, как изменится средний уровень цены 1 туб Δ за счет структуры (табл. 12.8):
= .
Т а б л и ц а 12.
Расчет изменения средней цены изделия за счет структурного фактора
Изделие | Оптовая цена 1 туб, руб. | Структура продукции % | Изменение средней цены за счет структуры, руб. | ||
план | факт | +, – | |||
А | 35,95 | 30,66 | -5,28 | -264,0 | |
В | 34,95 | 33,72 | -1,23 | -73,8 | |
С | 17,12 | 19,27 | +2,15 | + 150,5 | |
D | 11,98 | 16,35 | +4,16 | + 327,3 | |
Итого | - | - | + 140,0 |
Затем, умножая полученный результат наобщий фактический объем производства продукции в условно-натуральном выражении, узнаем изменение объема товарной продукции в стоимостном выражении:
∆ВПсmρ = ∆ × Vф.общ = 140 руб. × 16 440 туб = +2300 тыс. руб.
Расчет влияния структурного фактора на изменение выпуска продукции в стоимостном выражении можно произвести и с помощью средневзвешенных цен (если продукция однородная). Для этого сначала определяется средневзвешенная цена при фактической структуре продукции, а затем при плановой и разность между ними умножается на фактический общий объем производства продукции в условно-натуральном выражении:
∆ = – ,
= = 6131 руб.,
= = 5991 руб.,
∆ВПсmρ = ∆ × Vф.общ = +140 руб. × 16 440 = +2300 тыс. руб.
Аналогичным образом определяется влияние структуры реализованной продукции на сумму выручки (табл. 12.9).
Т а б л и ц а 12.9
Расчет влияния структуры реализованной продукции на сумму выручки
Изделие | Оптовая цена 1 туб, тыс. руб. | Объем реализации продукции, туб | Выручка по плановым ценам, тыс. руб. | Изменение выручки за счет структуры продукции, тыс. руб. | |||
план | факт | план | фактически при плановой структуре | факт | |||
А | 5,0 | 28 500 | 24 250 | -4000 | |||
В | 6,0 | 33 600 | 33 305 | -1505 | |||
С | 7,0 | 21 350 | +2615 | ||||
D | 7,5 | 14 125 | + 5075 | ||||
Итого | - | 95 250 | 96 600 | +2185 |
Приведенные данные показывают, что за счет изменения структуры продукции выручка от ее реализации увеличилась на 2185 тыс. руб. Это свидетельствует об увеличении удельного веса более дорогих изделий С и D в общем объеме продаж.
Используя описанные выше приемы, можно определить влияние структуры продукции и на другие показатели деятельности предприятия: трудоемкость, материалоемкость, на общую сумму затрат, прибыль, рентабельность и другие экономические показатели, что позволит комплексно, всесторонне оценить эффективность ассортиментной и структурной политики предприятия.