Этап анализа: изучение динамики выпуска и реализации продукции, расчета базисных темпов роста и прироста.




Лекция 2. АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ

1. Источники информации

2. Анализ динамики и выполнения плана производства и реализации продукции

3.

 

1. Источниками информации для анализа производства и реализации продукции служат бизнес-план предприятия, оперативные планы-графики, отчетность ф. № 1-п (годовая) "Отчет по продукции", ф. № 1-п (квартальная) "Квартальная отчетность промышленного предприятия (объединения) о выпуске отдельных видов продукции в ассортименте", ф. № 1-п (месячная) "Срочная отчетность промышленного предприятия (объединения) по продукции", ф. № 2 "'Отчет о прибылях и убытках", ведомость № 16 "Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация" и др.

 

2. Анализ динамики и выполнения плана производства и реализации продукции

Объем производства и реализации промышленной продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных измерителях. Обобщающие показатели объема производства продукции получают с помощью стоимостной оценки. Основными показателями объема производства служат товарная и валовая продукция.

Условно-натуральные показатели, как и стоимостные, применяются для обобщенной характеристики объемов производства продукции. Например, на консервных заводах используется такой показатель, как тысячи условных банок, на ремонтных предприятиях — количество условных ремонтов, в обувной промышленности — условные пары обуви, исчисленные на основе коэффициентов их трудоемкости и т.д.

Валовая продукция — это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство. Выражается в сопоставимых и действующих ценах.

Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включают остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот. По своему составу на многих предприятиях валовая продукция совпадает с товарной, если нет внутрихозяйственного оборота и незавершенного производства.

Объем реализации продукции определяется или по отгрузке продукции покупателям, или по оплате (выручке). Может выражаться в сопоставимых, плановых и действующих ценах.

этап анализа: изучение динамики выпуска и реализации продукции, расчета базисных темпов роста и прироста.

Динамика производства и реализации продукции в сопоставимых ценах

Год Объем производства продукции, тыс. руб. V п Темпы роста, %, Т Объем реализации, тыс. руб. V р Темпы роста, % Т
базисные б   базисные    
ххх1 90 000 100,0   89 500 100,0  
ххх2 92 400 102,7   92 600 103,4  
ххх3 95 800 106,4   94 300 105,4  
ххх4 94 100 104,5   93 500 104,4  
ххх5 100 800 112,0   96 600 107,9  

Т 2 = V п2 *б1 / Vп1 и т д

Из таблицы видно, что за пять лет объем производства возрос на 12%, а объем реализации — на 7,9%. Если за предыдущие годы темпы роста производства и реализации примерно совпадали, то за последний год темпы роста производства значительно выше темпов реализации продукции, что свидетельствует о накоплении остатков нереализованной продукции на складах предприятия и не оплаченной покупателями.

Среднегодовой темп роста (прироста)выпуска и реализации продукции можно рассчитать по среднегеометрической или среднеарифметической взвешенной.

Исчислим его по среднегеометрической:

= = = = 1,0287 = 102,87 %,

= 102,87 – 100 = 2,87 %,

= = 1,079, Тпр = 101,92 – 100 = 1,92 %.

В приведенном примере среднегодовой темп прироста выпуска продукции составляет 2,87%, а реализации продукции — 1,92%.

2 этап. Динамика производства и реализации продукции за период с xxx 1 по ххх 5 год

Оценка выполнения плана по производству и реализации продукции за отчетный период (месяц, квартал, год) производится по методике, приведенной в табл. 2.

Из таблицы видно, что за отчетный год план по выпуску готовой продукции перевыполнен на 5%, а по реализации — только на 1,42%. Это свидетельствует о росте остатков нереализованной продукции.

Таблица 2- Анализ выполнения плана по выпуску и реализации продукции предприятием за 20_ _ год

Изделие Объем производства продукции в плановых ценах, тыс. руб. Реализация продукции в плановых ценах, тыс. руб.
план факт +, - к плану, % план факт +, - к плану,%
А 28 800   -3600 -12,5 28 500 24 250 -4250 -14,9
В 33 600   -336 -1,0 33 600 31 800 -1800 -5,35
С 19 200 22 176 +2976 + 15,5   21 350 +2450 + 13.0
D 14 400 20 160 +5760 +40,0   19 200 +4950 +34,7
И т.д.                
Итого 96 000   +4800 +5.0 95 250 96 600 +1350 +0,42

Ф* 100 % / П – 100 %

3 этап анализ выполнения договорных обязательств по поставкам продукции.

Недовыполнение плана по договорам для предприятия оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций.

Цель анализа - определяется выполнение плана поставок за месяц и с нарастающим итогом в целом по предприятию, в разрезе отдельных потребителей и видов продукции, выясняются причины недовыполнения плана и вырабатываются корректирующие меры по выполнению договорных обязательств.

Анализ выполнения договорных обязательств по отгрузке продукции за март, тыс. руб.

Изделие Потребитель План поставки по договору Фактически отгружено Недопоставка продукции Зачетный объем в пределах плана
А          
        -50  
           
           
В          
        -150  
И т.д.          
Итого   8000 (ОПпл)   -800  

 

 

Процент выполнения договорных обязательств рассчитывается делением разности между плановым объемом отгрузки по договорным обязательствам (ОПпл)и его недовыполнением (ОПн)на плановый объем (ОПпл):

Кд.п = = = 0,9 или 90%.

Из табл. видно, что за отчетный месяц недопоставлено продукции по договорам на сумму 800 тыс. руб., или на 10%.

Недопоставка продукции отрицательно влияет не только на итоги деятельности данного предприятия, но и на работу торговых организаций, предприятий-смежников, транспортных организаций и т.д. При анализе реализации особое внимание следует обращать на выполнение обязательств по госзаказу, кооперированным поставкам и по экспорту продукции.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: