Лекция 2. АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ
1. Источники информации
2. Анализ динамики и выполнения плана производства и реализации продукции
3.
1. Источниками информации для анализа производства и реализации продукции служат бизнес-план предприятия, оперативные планы-графики, отчетность ф. № 1-п (годовая) "Отчет по продукции", ф. № 1-п (квартальная) "Квартальная отчетность промышленного предприятия (объединения) о выпуске отдельных видов продукции в ассортименте", ф. № 1-п (месячная) "Срочная отчетность промышленного предприятия (объединения) по продукции", ф. № 2 "'Отчет о прибылях и убытках", ведомость № 16 "Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация" и др.
2. Анализ динамики и выполнения плана производства и реализации продукции
Объем производства и реализации промышленной продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных измерителях. Обобщающие показатели объема производства продукции получают с помощью стоимостной оценки. Основными показателями объема производства служат товарная и валовая продукция.
Условно-натуральные показатели, как и стоимостные, применяются для обобщенной характеристики объемов производства продукции. Например, на консервных заводах используется такой показатель, как тысячи условных банок, на ремонтных предприятиях — количество условных ремонтов, в обувной промышленности — условные пары обуви, исчисленные на основе коэффициентов их трудоемкости и т.д.
Валовая продукция — это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство. Выражается в сопоставимых и действующих ценах.
|
Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включают остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот. По своему составу на многих предприятиях валовая продукция совпадает с товарной, если нет внутрихозяйственного оборота и незавершенного производства.
Объем реализации продукции определяется или по отгрузке продукции покупателям, или по оплате (выручке). Может выражаться в сопоставимых, плановых и действующих ценах.
этап анализа: изучение динамики выпуска и реализации продукции, расчета базисных темпов роста и прироста.
Динамика производства и реализации продукции в сопоставимых ценах
Год | Объем производства продукции, тыс. руб. V п | Темпы роста, %, Т | Объем реализации, тыс. руб. V р | Темпы роста, % Т | ||
базисные б | базисные | |||||
ххх1 | 90 000 | 100,0 | 89 500 | 100,0 | ||
ххх2 | 92 400 | 102,7 | 92 600 | 103,4 | ||
ххх3 | 95 800 | 106,4 | 94 300 | 105,4 | ||
ххх4 | 94 100 | 104,5 | 93 500 | 104,4 | ||
ххх5 | 100 800 | 112,0 | 96 600 | 107,9 |
Т 2 = V п2 *б1 / Vп1 и т д
Из таблицы видно, что за пять лет объем производства возрос на 12%, а объем реализации — на 7,9%. Если за предыдущие годы темпы роста производства и реализации примерно совпадали, то за последний год темпы роста производства значительно выше темпов реализации продукции, что свидетельствует о накоплении остатков нереализованной продукции на складах предприятия и не оплаченной покупателями.
Среднегодовой темп роста (прироста)выпуска и реализации продукции можно рассчитать по среднегеометрической или среднеарифметической взвешенной.
|
Исчислим его по среднегеометрической:
= = = = 1,0287 = 102,87 %,
= 102,87 – 100 = 2,87 %,
= = 1,079, Тпр = 101,92 – 100 = 1,92 %.
В приведенном примере среднегодовой темп прироста выпуска продукции составляет 2,87%, а реализации продукции — 1,92%.
2 этап. Динамика производства и реализации продукции за период с xxx 1 по ххх 5 год
Оценка выполнения плана по производству и реализации продукции за отчетный период (месяц, квартал, год) производится по методике, приведенной в табл. 2.
Из таблицы видно, что за отчетный год план по выпуску готовой продукции перевыполнен на 5%, а по реализации — только на 1,42%. Это свидетельствует о росте остатков нереализованной продукции.
Таблица 2- Анализ выполнения плана по выпуску и реализации продукции предприятием за 20_ _ год
Изделие | Объем производства продукции в плановых ценах, тыс. руб. | Реализация продукции в плановых ценах, тыс. руб. | ||||||
план | факт | +, - | к плану, % | план | факт | +, - | к плану,% | |
А | 28 800 | -3600 | -12,5 | 28 500 | 24 250 | -4250 | -14,9 | |
В | 33 600 | -336 | -1,0 | 33 600 | 31 800 | -1800 | -5,35 | |
С | 19 200 | 22 176 | +2976 | + 15,5 | 21 350 | +2450 | + 13.0 | |
D | 14 400 | 20 160 | +5760 | +40,0 | 19 200 | +4950 | +34,7 | |
И т.д. | ||||||||
Итого | 96 000 | +4800 | +5.0 | 95 250 | 96 600 | +1350 | +0,42 |
Ф* 100 % / П – 100 %
3 этап анализ выполнения договорных обязательств по поставкам продукции.
Недовыполнение плана по договорам для предприятия оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций.
Цель анализа - определяется выполнение плана поставок за месяц и с нарастающим итогом в целом по предприятию, в разрезе отдельных потребителей и видов продукции, выясняются причины недовыполнения плана и вырабатываются корректирующие меры по выполнению договорных обязательств.
|
Анализ выполнения договорных обязательств по отгрузке продукции за март, тыс. руб.
Изделие | Потребитель | План поставки по договору | Фактически отгружено | Недопоставка продукции | Зачетный объем в пределах плана |
А | |||||
-50 | |||||
В | |||||
-150 | |||||
И т.д. | |||||
Итого | 8000 (ОПпл) | -800 |
Процент выполнения договорных обязательств рассчитывается делением разности между плановым объемом отгрузки по договорным обязательствам (ОПпл)и его недовыполнением (ОПн)на плановый объем (ОПпл):
Кд.п = = = 0,9 или 90%.
Из табл. видно, что за отчетный месяц недопоставлено продукции по договорам на сумму 800 тыс. руб., или на 10%.
Недопоставка продукции отрицательно влияет не только на итоги деятельности данного предприятия, но и на работу торговых организаций, предприятий-смежников, транспортных организаций и т.д. При анализе реализации особое внимание следует обращать на выполнение обязательств по госзаказу, кооперированным поставкам и по экспорту продукции.