Объект и предмет исторического познания. Постановка исследовательской задачи.




Измерение исторических событий

Измерение — это познавательная операция, в которой производится процедура сравнения какой-либо величины с другой величиной, принятой за эталон. В широком смысле измерение понимается как метод познавательной деятельности, в результате которого определённые объекты получают количественные характеристики по тем или иным свойствам.

В практической деятельности и в научном исследовании имеют место различные типы измерительных процедур. Особенности этих процедур определяются природой измеряемых объектов, которым подчиняются измеряемые объекты. В основе операции измерения лежит сравнение объектов по каким-либо сходным свойствам, характеристикам, признакам. Учитывая, что многие величины функционально связаны между собой, удаётся на основе знания одних величин косвенным путём устанавливать другие.

 

В научной практике количественное знание изучаемых величин может быть получено как непосредственно в виде прямого измерения, так и косвенного, то есть выполненного путём расчёта. На этой основе складывается представление о прямом и косвенном измерении.

 

Прямое выступает как сравнение некоторого измеряемого свойства с эталоном. Эталон -точный образец установленной единицы измерения. Постоянство эталона является наиболее важным условием процедуры измерения, так как если эталон оказывается подвержен изменению, это неизбежно приводит к ошибкам.

 

В процессе проведения прямых измерений применяются специальные измерительные инструменты, или приборы, которые позволяют через ряд шагов сравнивать измеряемую величину с эталоном. Качество измерения определяется точностью, чувствительностью и надёжностью применяемого инструмента. Точностью инструмента называется его соответствие существующему в данной области стандарту или эталону.

Косвенные измерения развиваются на основе прямых измерений. Их сущность состоит в том, что они позволяют получить значение измеряемой величины на основе математической зависимости, не прибегая к сравнению с эталоном. Таким путём наука получает численные значения величин в условиях, когда процесс прямого измерения сложен, а также в условиях, когда прямое измерение принципиально невозможно.

 

Косвенные и прямые измерения взаимодействуют между собой в ходе развития науки, уточняя и проверяя друг друга. В частности, точность прямых измерений возрастает благодаря поправкам, вносимым за счёт применения косвенных измерений.

 

 

Шкала измерений

 

Шкала измерений – это совокупность значений, позволяющих количественно или качественно отобразить свойства объекта измерений. Различают четыре основных типа измерительных шкал: шкала наименований; шкала порядка; шкала интервалов; шкала отношений.

 

Шкала наименований, или номинальная шкала, используется только для обозначения принадлежности объекта к одному из нескольких непересекающихся классов. Приписываемые объектам символы, которые могут быть цифрами, буквами, словами, представляют собой только метки соответствующих классов. Характерной особенностью номинальной шкалы является принципиальная невозможность упорядочить классы по измеряемому признаку — к ним нельзя прилагать суждения типа «больше — меньше», «лучше — хуже» и так далее. Единственным отношением, определённым на шкале наименований, является отношение тождества: объекты, принадлежащие к одному классу, считаются тождественными, к разным классам — различными. В частности, к ним нельзя применять действия арифметики. Частным случаем шкалы наименований является дихотомическая шкала, с помощью которой фиксируют наличие у объекта определённого качества или его соответствие некоторому требованию. По установившейся традиции при измерении дихотомических показателей применяют следующие обозначения: 0 — если объект не обладает требуемым свойством, 1 — если обладает.(например, население города разделяют на мужчин и женщин 0-1)и т.д

 

Шкала порядка позволяет не только разбивать объекты на классы, но и упорядочивать классы по возрастанию (убыванию) изучаемого признака. Принцип измерения состоит в распределении объектов по тому или иному признаку. Однако в силу того, что различия в значениях признака точному измерению не поддаются, к шкалам порядка, также как к номинальным шкалам, действия арифметики не применяют. Исключение составляют оценочные шкалы, при использовании которых объект получает (или сам выставляет) некоторые оценки, исходя из определённого числа баллов, поэтому для них считается вполне допустимым рассчитывать, например, средний балл. Другим частным случаем шкалы порядка является ранговая шкала, применяемая обычно в тех случаях, когда изучаемый признак заведомо не поддаётся объективному измерению или когда порядок объектов более важен, чем точная величина различий между ними. В силу того, что символы, присваиваемые объектам в соответствии с порядковыми и номинальными шкалами, не обладают числовыми свойствами, даже если записываются с помощью цифр, эти два типа шкал получили общее название качественных в отличие от количественных шкал интервалов и отношений.

 

Шкала интервалов и шкала отношений имеют общее свойство, отличающее их от качественных шкал: они предполагают не только определённый порядок между объектами или их классами, но и наличие некоторой единицы измерения, позволяющей определять, на сколько значение признака у одного объекта больше или меньше, чем у другого. Другими словами, на обеих количественных шкалах, помимо отношений тождества и порядка, определено отношение разности, к ним можно применять арифметические действия сложения и вычитания.

 

 

Единица измерения

Важнейшим моментом в процедуре измерения является выбор его единиц. Единицы измерения, как и само измерение, — категории исторические. Они вырабатывались в процессе длительного опыта. Многие единицы измерения, искусственные и условные, в результате продолжительного использования стали привычными и кажутся вполне «естественными». Так, возникший еще в древности способ измерения длины ступней взрослого мужчины (мера эта получила название «фута») действует до настоящего времени и представляется при его условности вполне естественным. Такими же условными были применявшиеся много столетий древнерусские меры длины — сажень, локоть, пядь, перст, ноготь.

По мере роста потребности в измерении и его точности расширялась и совершенствовалась система единиц измерения и вырабатывались предъявляемые к ним требования.

Наиболее развернутая и стабильная система эталонных единиц измерения сложилась в естественных науках (метр, килограмм, секунда и т. д.). Некоторые из них применяются и при измерении общественных явлений. Выбор их производят, исходя из природы изучаемых объектов.

При измерении общественных явлений, характеризуемых количественными признаками, широко применяются различные натуральные и метрические единицы измерения. Но поскольку и будучи однотипными, измеряемые объекты могут сильно различаться по свойствам, постольку натуральные единицы измерения могут быть очень приближенными, а то и вовсе объединять в сущности разнородные объекты. Например, нефть, добываемая на разных промыслах, может отличаться по качеству, автомобили или самолеты разных марок неодинаковы по мощности и другим данным и т. д. Поэтому измерение добычи нефти только тоннами, а самолетов или автомобилей — штуками весьма приближенно. Чтобы добиться большей точности, применяют либо двойные единицы измерения (например, число товарных вагонов в штуках и в тоннах грузоподъемности, количество скота в головах и в живом весе и т. д.) либо условно-натуральные или приведенные единицы измерения. Такой единицей обычно выступает одна из разновидностей того или иного типа продукции. К этой разновидности через определенные коэффициенты, учитывающие различия свойств, приводятся все ее другие виды. Применяются приведенные меры массы (молоко с учетом жирности,)

Натуральные и метрические единицы широко применяются и при характеристике народонаселения, трудовых ресурсов и других демографических явлений

Широко применяемой интегральной единицей измерения разнородных по содержанию количественных признаков являются индексы. Их построение представляет собой достаточно сложную процедуру, основанную на применении математических методов обработки количественных данных.

Таким образом, единицы измерения количественных признаков общественных явлений и процессов — весьма многообразны и усложняются с возрастанием неоднородности и масштабов измеряемых объектов.

Несмотря на то, что совокупность количественных признаков весьма обширна, еще более широк круг присущих им качественных, атрибутивных признаков. Эти признаки измеряются посредством номинальной и порядковой шкал. Шкалы и получаемые показатели не имеют количественных единиц измерения. Измерение здесь качественное. В этой связи возникает важная проблема выработки количественных методов измерения качественных признаков (т. е. их измерения по интервальной и пропорциональной шкалам) с применением определенных единиц измерения. Простейшим методом измерения любых, т. е. простых и сложных, атрибутивных признаков, является определение численности объектов с каким-то свойством в соответствующей совокупности объектов посредством счета. Так, можно сосчитать количество на том или ином предприятии рабочих, имеющих то или иное образование, владеющих той или иной специальностью и т. д.

 

 

Объект и предмет исторического познания. Постановка исследовательской задачи.

 

Объект познания - то, на что направлена познавательная деятельность субъекта познания. Объект познания исторической науки - вся совокупность явлений общественной жизни на протяжении всей истории общества. Таким образом, историческая наука по сравнению с другими конкретными общественно-гуманитарными науками выступает как наука комплексная, интегральная. Она имеет дело со всеми общественными явлениями, которые изучаются этими науками. В любом историческом исследовании историк предстает в двух или даже нескольких ролях. Если, к примеру, изучаются процессы социально-экономические, то он - и историк и экономист. А если же освещается какой-либо исторический период в целом, то историк должен быть и историком, и экономистом, и юристом, и искусствоведом и т.д. Историк должен профессионально владеть теорией, методологией и методами научного познания не только исторической науки, но и тех наук, которые специально изучают исследуемые им явления и процессы. Предмет познания - это определенная целостная совокупность наиболее существенных свойств и признаков объекта познания, которая подвергается изучению. Очевидно, что если объект познания представляет собой независимую от познающего субъекта реальность, то предмет познания - это выделенная субъектом или привлекающая его внимание часть этой реальности. По мере углубления знания предмет познания расширяется. Это хорошо видно на примере развития исторической науки.

Превращение исторических знаний в науку было связано с переходом в объяснении явлений общественной жизни с провиденциалистских позиций на рационалистические. Суть этого перехода в том, что характер и ход общественного развития стали объяснять не воздействием потусторонних, божественных сил, а деятельностью самих людей, умственными и психологическими чертами тех из них, которые имели возможность оказывать наибольшее влияние на общественную жизнь. Понятно, что таковыми оказались царствующие особы и выдвигаемые ими крупнейшие государственные деятели сановники. Им как бы было передано то, что раньше приписывалось потусторонним силам. Поэтому в течение длительного времени предметом исторической науки являлось описание политической истории, а говоря точнее, истории империй, династий, царствований и княжений. Лишь в эпоху крушения феодализма и утверждения капитализма усилиями представителей передовых направлений исторической мысли этот предмет был расширен в результате включения в сферу исторических исследований изучения хода социально-экономического развития, истории народных масс и их борьбы.

 

13.Всю историческую реальность охватить не под силу отдельному историку и даже многим. Поэтому надо определить исследовательскую задачу, направленную на решение научной проблемы. Проблема выделяет неизвестное в объекте познания в форме вопросов, на которые должен ответить исследователь. Исследовательская задача определяет не только круг явлений, но аспекты и цели исследования. В ходе работы историка все эти компоненты исследовательской задачи могут уточняться.

При постановке задачи исследования необходимо учитывать, что ее формулировка не тождественна задаче дидактического характера. Прежде всего она должна быть осознана исследователем. Он же формулирует ее условие. При этом неплохо было бы выяснить у исследователя, для чего проводится данное исследование, почему оно должно быть интересно другим.

При постановке исследовательских задач не должно быть заданности на подтверждение или опровержение каких-то ранее полученных результатов, так как это может повести по неправильному или ограниченному пути. Например, неправильно звучит формулировка: «Доказать ухудшение положения крестьян ». В таком случае, еще, не проведя исследования, автор уже дает оценку изучаемому процессу, в то время как ответ на поставленный вопрос могут дать только источники.

Чтобы исследовательская задача не просто восполняла существующие пробелы или продолжала намеченные линии исследования, но и допускала возможность получения новых результатов, она должна ориентироваться на привлечение новых источников или извлечение из известных источников новой информации, и использование новых подходов и методов изучения.

Часто начинающие исследователи, не понимая назначения данного раздела введения, в качестве задач ставят необходимость «прочитать литературу по теме», «ознакомиться с основными проблемами темы», «изучить источники» и т.п. Это неправильно. Правильно сформулированные задачи в дальнейшем должны помочь исследователю при отборе информации по теме из источников и литературы.

 

 

Восполнение пробелов

В исторической науке, как и в других науках, применяются различные методы восполнения пробелов в используемых данных. Само по себе такое восполнение вполне допустимо. Практически оно осуществляется путем временной или пространственной экстраполяции известных свойств и состояний аналогичных явлений на явления исследуемые. Восполнение пробелов по аналогии в лучшем случае является приблизительным либо вообще может быть необоснованным. Такого рода опасность особенно велика, когда для характеристики тех или иных явлений определенной эпохи используют свойства и значения, присущие этим явлениям в значительно более поздний период вплоть до современности. Поэтому требуется некий общий принцип, на основе которого можно оценивать корректность восполнения пробелов в имеющихся сведениях.

Обычно исходят из того, чтобы восполненные данные не противоречили имеющимся фактам об изучаемом событии или процессе. Но такой подход возможен только в тех случаях, когда известен характер связи восполняемого признака с другими признаками, присущими изучаемой реальности как определенной системы. А это требует определенных знаний о структуре данной системы, что достигается на уже сравнительно высоком уровне познания рассматриваемой реальности.

Следует иметь в виду и то, что любой системе наряду с определенной устойчивостью и гармоничностью присущи и внутренние противоречия. Поэтому согласованность восполняемых данных с имеющимися может иметь как прямую, так и обратную взаимосвязь либо вообще не быть.

Еще более сложное положение возникает в тех случаях, когда данные источников, которые можно использовать для реконструкции, оказываются разрозненными, неоднозначными и противоречивыми. Здесь целесообразнее всего воздерживаться от детальной реконструкции изучаемых явлений и процессов путем восполнения пробелов в источниках и ограничиться общей характеристикой их сути на основе теоретического обобщения имеющихся фактов, ибо попытка конкретизации при ограниченности и неоднозначности исходных данных может дать столько вариантов, что выбор одного из них будет всецело субъективным. Подчеркивать же данный момент приходится потому, что применение в исторических исследованиях математических методов и ЭВМ породило у некоторых математиков ошибочное представление о возможности посредством имитационного моделирования конкретизации исторических явлений и процессов на основе крайне ограниченных и разрозненных исходных данных вплоть до детальной “реконструкции” динамики исторических явлений, опирающейся на отрывочные статические сведения. Практическая цель имитации усматривается здесь в том, чтобы, создав целый набор “состояний” объекта изучения, дать возможность историку выбрать один из вариантов.

Однако как метод реконструкции прошлого имитация может применяться с большой осторожностью и в весьма ограниченных пределах.

При использовании математических методов эти пределы могут быть выражены количественно.

Таким образом, реконструкция изучаемой исторической реальности, формирование представительной системы научных фактов, отражающих факты действительности, являются чрезвычайно ответственным и сложным процессом на эмпирической стадии исторического исследования.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: