ОПИСАТЕЛЬНЫЕ И КОЛЛИЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ В ИСТОРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ.




При научном изучении любых объектов, явлений и процессов мы стремимся раскрыть их сущность посредством качественного анализа. Качественный анализ всегда основывается на определенных теоретических посылках. Он играет ведущую роль на всех этапах научного исследования.

На основе качественного анализа происходит выбор объекта и предмета изучения и ставится исследовательская задача. Посредством качественного анализа определяется круг тех признаков и свойств рассматриваемых явлений и процессов, которые должны быть учтены и изучены, чтобы была решена исследовательская задача. На нем базируется выбор необходимых источников и методов исследования, а также выявляется соответствующая система фактов.

Поскольку объектом исторического познания является прошлое, информация извлекается из исторических источников. К ним относится вся совокупность вещественных, письменных, изобразительных и фонических памятников и материалов, в которых так или иначе отражено прошлое.

Существует два способа выражения информации об объективной реальности — описательный и количественный.

Описательные методы являются вполне правомерной и наиболее широко распространенной формой исторических исследований. Подавляющая часть сохранившихся письменных источников имеет описательный характер.

Описательные методы позволяют выделить многие существенные черты исторических явлений и процессов, раскрыть их качественное своеобразие и причинную обусловленность, показать типичные и специфические формы их проявления и т. д.

Плюсом описательных методов является возможность последовательного и детального отражения явлений общественной жизни, яркой характеристики исторической эпохи, присущих ей настроений, убеждений и устремлений, а также массовых и индивидуальных исторических персонажей.

Сущность количественного анализа состоит не в том, что исследователь оперирует определенными количественными, цифровыми показателями, как нередко полагают. Те или иные количественные показатели могут использоваться и при описательном анализе. Количественный анализ — это выявление и формирование системы численных характеристик изучаемых объектов, явлений и процессов, которые, после определенной математической обработки, создают основу для раскрытия количественной меры соответствующего качества.

Количественный анализ позволяет установить абсолютную и относительную меру рассматриваемых черт и свойств объектов и явлений и выявить степень или силу их проявления.

Количественный анализ, как и описательный, имеет сферы, в которых без него просто невозможно обойтись и где он может дать наибольший эффект. К таким сферам в историческом развитии относятся прежде всего всякого рода массовые явления и процессы. Они представляют со­бой различные экономические, демографические, социальные, политические, культурные и другие системы с присущими им структурами, включающими большие совокупно­сти объектов, обладающих многообразными свойствами.

Наряду с этим и количественные методы анализа исторических явлений и процессов имеют свои минусы. Главный из них состоит в том, что широко применяемое при количественном анализе усреднение данных и отвлечение от частных черт и свойств исследуемых объектов сопряжено с потерей информации и может привести к чрезмерному абстрагированию.

Количественные методы значительно более трудоемки и сложны в применении и понимании, чем методы описа­тельные. Это требует дополнительных усилий от исследователей. Впрочем, они многократно окупаются теми результатами, которые получаются при их применении.

В целом количественные методы являются несомненно более мощными, чем описательные методы анализа исторических явлений и процессов, ибо создают основу для более глубокого раскрытия их внутренней, качественной сущ­ности.

Таким образом, и описательные, и количественные методы исследования исторических явлений и процессов представляют собой вполне правомерные и равнонеобходимые формы исторических исследований. Каждый из этих методов имеет свою сферу, в которой его применение явля­ется непременным или наиболее эффективным. Сильная сторона описательных методов — их конкретность и образ­ность, а количественных — глубина и точность. Эти методы не противостоят один другому, а дополняют друг друга. Поэтому неправомерна абсолютизация того или иного из них и их противопоставление. В практике научных иссле­дований наибольший успех достигается тогда, когда оба эти метода гармонично сочетаются.

КОНТЕНТ-АНАЛИЗ.

Контент-анализ — формализованный метод изучения текстовой и графической информации, заключающийся в переводе изучаемой информации в количественные показатели и ее статистической обработке. Характеризуется большой строгостью, систематичностью.

Сущность метода контент-анализа состоит в фиксации определенных единиц содержания, которое изучается, а также в квантификации полученных данных.

Объектом контент-анализа может быть содержание различных печатных изданий, радио- и телепередач, кинофильмов, рекламных сообщений, документов, публичных выступлений.

Контент-анализ начал использоваться в социальных науках начиная с 30-х гг XX в. в США. Впервые этот метод был применен в журналистике и литературоведении. Основные процедуры контент-анализа были разработаны американскими социологами X. Лассуэллом и Б. Берелсоном.

Г. Лассуэлл его использовал в конце 1930-х годов для исследований в сфере политики и пропаганды. Лассуэл модернизировал контент-анализ, ввел новые категории и процедуры.

Развитие средств массовой коммуникации вызвало увеличение контент-аналитических исследований в этой области. Во время второй мировой войны контент-анализ применялся некоторыми государственными учреждениями США и Англии для изучения эффективности пропаганды в разных странах, а также в разведывательных целях.

После обобщений, сделанных Б. Берелсоном, в США появилось много исследований, в которых контент-анализ применяется в различных научных направлениях. Наиболее интересной методической новацией была методика «связанности символов» Ч. Осгуда (1959), которая позволяла выявить неслучайно связанные элементы содержания.

К базовым процедурам контент-анализа относятся выявление смысловых единиц и выделение единиц счета.

1. Выявление смысловых единиц контент-анализа

Смысловыми единицами могут быть:понятия, выраженные в отдельных терминах;темы, выраженные в целых смысловых абзацах, частях текстов, статьях, радиопередачах и т. п.;имена, фамилии людей;события, факты.

Единицы контент-анализа выделяются в зависимости от содержания, целей, задач и гипотез конкретного исследования.

2. Выделение единиц счета

Единицы счета могут совпадать либо не совпадать с единицами анализа. В 1-м случае процедура сводится к подсчету частоты упоминания выделенной смысловой единицы, во 2-м — исследователь на основе анализируемого материала сам выдвигает единицы счета, которыми могут быть: физическая протяженность текстов; площадь текста; число строк (абзацев, знаков, колонок текста);длительность трансляции по радио или ТВ.

Метод контент-анализа широко применяется как вспомогательное средство в психологии, социологии и др. науках при анализе ответов на открытые вопросы анкет, материалов наблюдений, результатов психологического тестирования. Контент-анализ может использоваться для исследования большей части документальных источников, однако лучше всего он работает при относительно большом количестве однопорядковых данных.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: