Задание 1. Выберите правильный вариант ответа (возможен только 1 правильный из четырех предложенных).
1 А.В. Петровский и В.В. Непалинский выделяют следующие три разновидности дезадатированности личности:
А) временная дезадаптированность
Б) устойчивая ситуативная дезадаптированность
В) тотальная дезадаптированность
Г) общая устойчивая дезадаптированность
2 Периодически возникающие невротические реакции, заострение акцентуированных личностных черт характерны для:
А) неэффективной дезадаптации
Б) неустойчивой дезадаптации
В) временную дезадаптированность
Г) тотальная деадаптация
3 Понимание дезадаптации личности как повышенной готовности организма к возникновению того или иного заболевания, формирующегося под влиянием различных неблагоприятных факторов характерно для
А) педагогической психологии
Б) клинической психологии
В) психиатрии
Г) социальной психологии
4 Понимание дезадаптации как состояния несоответствия, внутреннего диссонанса, главным источником которого является потенциальный конфликт между установками "Я" и непосредственным опытом человека характерно для:
А) теории отношений
Б) бихевиористской теории
В) гуманистической психологии
Г) психоаналитической концепции
5 Дезадаптацию как «поломку» в механизмах психического приспособления при остром или хроническом эмоциональном стрессе, которые активизируют систему компенсаторных защитных реакций определяет:
А) Ю.А. Александровский
Б) Б.Ф. Ломов
В) С.А. Беличева
Г) Б.Н. Алмазов
6 Если личность не находит путей и средств адаптации в определенных социальных ситуациях (например, в составе тех или иных малых групп), хотя предпринимает такие попытки, то речь идет о:
|
А) неэффективной дезадаптации
Б) временной дезадаптированности
В) устойчивой ситуативной дезадаптированности
Г) общей устойчивой дезадаптированности
7 Если речь идет о состоянии фрустрированности, наличие которой активизирует становление патологических защитных механизмов, - это состояние
А) неэффективной дезадаптации
Б) временной дезадаптированности
В) устойчивой ситуативной дезадаптированности
Г) общей устойчивой дезадаптированности
8 Определение реабилитации в 1903 г. было дано:
А) IX международным конгрессом по реабилитации
Б) Ф.И.Р. фон Бусом
В) МКБ - 10
Г) М.М. Кабановым
9 Согласно принятому на IX международном конгрессе по реабилитации в основе социальной реабилитации лежит представление о человеке как о
А)homo sapiens
Б) биопсихосоциальном субъекте, который существует в конкретной социальной среде
В) пораженном в социальных правах гражданине
Г) существе биологическом
10 Понятие инвалидности в настоящее время тесно связано с
А) утратой трудоспособности
Б) утратой высших психических функций
В) социальной недостаточностью
Г) биологической недостаточностью
11 Предоставление материальных благ инвалиду (жилой площади, средств передвижения, средств по уходу) может рассматриваться как
А) комплексная реабилитация
Б) один из аспектов комплексной реабилитации
В) реабилитационное мероприятие
Г) коррекционная составляющая реабилитационного процесса
12 По мнению В.М. Сорокина, драма инвалидности состоит в конфликте
|
А) между потребностями духовными и материальными
Б) между самоотношением больного человека и отношением к нему окружающих
В) полноценных человеческих потребностей и ограниченными возможностями их реализации
Г) между социальным и юридическим статусом
13 Процесс реабилитации включает в себя следующие этапы:
А) реконвалесценцию
Б) ретардацию
В) реадаптацию
Г) ресоциализацию
14 Этап выздоровления с восстановлением нарушенных биологических и психологических функций организма – это этап
А) ретардации
Б) реконвалесценции
В) реадаптации
Г) ресоциализации
15 Понятия «здоровье» и «дезадаптация» соотносятся как:
А) часть и целое
Б) причина и следствие
В) взаимоисключающие понятия
Г) смежные понятия
16 Понятия «расстройство» и «дезадаптация» соотносятся как
А) часть и целое
Б) причина и следствие
В) взаимоисключающие понятия
Г) смежные понятия
17 Наиболее существенным признаком школьной дезадаптации является
А) наличие неспецифической задержки психического развития
Б) девиантные формы поведения
В) наличие минимальной мозговой дисфункции
Г) нарушения объективного и субъективного статуса ребенка, затрудняющие учебно-воспитательный процесс.
18 Личность не находит путей и средств адаптации в определенных социальных ситуациях (например, в составе тех или иных малых групп), хотя предпринимает такие попытки, это такой вид дезадаптированности, по мнению А.В. Петровского и В.В. Непалинского, как:
А) устойчивая ситуативная дезадаптированность;
|
Б) временная дезадаптированность;
В) общая устойчивая дезадаптированность;
Г) социально-функциональная дезадаптированность.
19 Дезадаптированность как результат фрустрированности, сформированных как некий деструктивный паттерн социально-психологического функционирования, это такой вид дезадаптированности, по мнению А.В. Петровского и В.В. Непалинского, как:
А) устойчивая ситуативная дезадаптированность;
Б) временная дезадаптированность;
В) общая устойчивая дезадаптированность;
Г) социально-функциональная дезадаптированность.
20 Основу развития устойчивой дезадаптированности составляет:
А) совокупность личностных свойств;
Б) стремительно меняющиеся условия социокультурного пространства;
В) конфликт личности с требованиями среды;
Г) психопатические личностные черты.
21 Когда появились первые формы государственных служб по уходу за немощными в России?
А) в период правления Петра I;
Б) в период правление Екатерины;
В) в период правления Иоанна Грозного;
Г) подобных служб не существовало вплоть до XIX века.
22 В каком году была открыта «больница Фёдора Ртищева» для приюта неизлечимо больных, слепых стариков?
А) 1656г;
Б) 1784г;
В) 1679г;
Г) 1599г.
23 В каком году, при содействии Анны Адлер, была напечатана и выпущена первая книга для слепых со шрифтом Брайля на русском языке?
А) 1913г;
Б) 1885г;
В) 1916г;
Г) 1897г.
24 Любая утрата или аномалия психологической, физиологической или анатомической структуры или функции это:
А) ограничение жизнедеятельности;
Б) нарушение или недостаток;
В) социальная недостаточность;
Г) инвалидность.
25 Любое ограничение или отсутствие (в результате нарушения) возможности осуществлять деятельность способом или в рамках, которые считают нормальными для человека данного возраста - это…
А) ограничение жизнедеятельности;
Б) нарушение или недостаток;
В) социальная недостаточность;
Г) инвалидность.
26 Социальные последствия нарушения здоровья, недостаток данного индивида, вытекающий из нарушения или ограничения жизнедеятельности, при котором человек может выполнять лишь ограничено или совсем не может выполнять обычную для его положения роль в жизни - это:
А) ограничение жизнедеятельности;
Б) нарушение или недостаток;
В) социальная недостаточность;
Г) инвалидность.
27 Ограничения в возможностях, обусловленные физическими, психологическими, сенсорными, социальными, культурными, законодательными и иными барьерами, которые не позволяют человеку, имеющему инвалидность, быть интегрированным в общество и принимать участие в жизни семьи или общества на таких же основаниях, как и другие члены общества - это…
А) ограничение жизнедеятельности;
Б) нарушение или недостаток;
В) социальная недостаточность;
Г) инвалидность.
28 Какой документ, провозглашённый Европейским союзом в декабре 2000г, запрещал дискриминацию на любых основаниях, включая инвалидность?
А) Конвенция о правах ребенка;
Б) Хартия основных прав;
В) Всеобщая декларация прав человека;
Г) Декларация социального прогресса.
31 Какая страна стала первой, включившей в свою Конституцию положение о равенстве инвалидов?
А) США;
Б) Канада;
В) Россия;
Г) Китай.
32 В каком году впервые было дано определение понятия реабилитация?
А) 1913г;
Б) 1903г;
В) 1928г;
Г) 1901г.
33 «Восстановление прав, способности доброго имени» - это..
А) медицинская помощь;
Б) обследование;
В) мониторинг;
Г) реабилитация.
34 Этап восстановления разрушенных взаимоотношений индивида с макро и микро средой – это…
А) реконвалисценция;
Б) адаптация (реадаптация);
В) ресоциализация;
Г) реабилитация.
35 Процесс включения индивида в различные типы социальных групп и социальных структур, во все сферы жизнедеятельности общества – это…
А) интеграция в общество;
Б) адаптация (реадаптация);
В) ресоциализация;
Г) реабилитация.
36 Компонент реабилитации, направленный на полное или частичное восстановление здоровья, на замедление патологического процесса, предупреждение осложнений, обострения и рецидивов заболевания – это…
А) социальная реабилитация;
Б) индивидуальная реабилитация;
В) психологическая реабилитация;
Г) медицинская реабилитация.
37 Адаптация больных и инвалидов к социальному окружению, повышение самосознания путем формирования адекватного отношения к своему заболеванию или физическому дефекту, повышение способности к решению психологических проблем – это…
А) социально-психологическая реабилитация;
Б) педагогическая реабилитация;
В) психологическая реабилитация;
Г) медицинская реабилитация.
38 Мероприятия обучающего, развивающего и воспитательного характера, направленные на то, чтобы инвалид приобрел социальный опыт, овладел необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию и жизненному самообеспечению, социальными нормами поведения – это…
А) социальная реабилитация;
Б) педагогическая реабилитация;
В) психологическая реабилитация;
Г) медицинская реабилитация.
39 Комплекс мер, направленных на повышение уровня, функциональных способностей в быту и социуме, восстановление разрушенных или утраченных инвалидом общественных связей и отношений вследствие нарушения здоровья или физического дефекта – это…
А) социальная реабилитация;
Б) индивидуальная реабилитация;
В) психологическая реабилитация;
Г) медицинская реабилитация.
40 Система гарантированных государством постоянных и долговременных экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества – это…
А) социальная помощь;
Б) психологическая помощь;
В) социальная защита;
Г) правовая защита.
41 Приобретение новой профессии или восстановление профессиональной трудоспособности лиц, утративших ее в той или иной степени – это…
А) социально-психологическая реабилитация;
Б) педагогическая реабилитация;
В) психологическая реабилитация;
Г) профессиональная реабилитация.
42 Комплекс биологических, психофизиологических характеристик человека, а также социально-средовых факторов, позволяющих в той или иной степени реализовать его потенциальные способности и определить возможный уровень восстановления нарушенных функций и социальных связей – это…
А) реабилитационный потенциал;
Б) психологический потенциал;
В) социальный диагноз;
Г) индивидуальная программа реабилитации.
43 Оценка всех параметров жизнедеятельности, социальных функций и связей – это…
А) реабилитационный потенциал;
Б) психологический потенциал;
В) социальный диагноз;
Г) индивидуальная программа реабилитации.
44 Комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мер, предусматривающий конкретные формы, способы, используемые средства, сроки и длительность проведения мероприятий, направленных на восстановление и компенсацию нарушенных функций организма, интеграцию инвалида в общество – это…
А) реабилитационный потенциал;
Б) психологический потенциал;
В) социальный диагноз;
Г) индивидуальная программа реабилитации.
45 С какого года в России медико-социальная экспертиза стала функционировать как государственная служба?
А) 1963г;
Б) 1942г;
В) 1918г;
Г) 1924г.
46 Способности самостоятельно удовлетворять основные физиологические потребности, осуществлять повседневную бытовую деятельность и соблюдать личную гигиену – это…
А) способность к самообслуживанию;
Б) способность к обучению;
В) способность к общению;
Г) способность к ориентации.
47 Способность к восприятию и воспроизведению знаний, овладению навыками и умениями – это…
А) способность к самообслуживанию;
Б) способность к обучению;
В) способность к общению;
Г) способность к ориентации.
48 Способность определяться во времени и пространстве – это…
А) способность к самообслуживанию;
Б) способность к обучению;
В) способность к общению;
Г) способность к ориентации.
49 Способность к установлению контактов с людьми путем восприятия, переработки и передачи информации – это…
А) способность к самообслуживанию;
Б) способность к обучению;
В) способность к общению;
Г) способность к ориентации.
50 Медицинские меры по определению ограничения жизнедеятельности, применяемые к человеку с уже сложившимися стойкими нарушениями функций органов и систем – это…
А) социальная реабилитация;
Б) индивидульная реабилитация;
В) психологическая реабилитация;
Г) медицинская реабилитация.
51 Система мероприятий по восстановлению или компенсации физических возможностей и интеллектуальных способностей, повышению функционального состояния организма, улучшению физических качеств – это…
А) социальная реабилитация;
Б) физическая реабилитация;
В) психологическая реабилитация;
Г) медицинская реабилитация.
52 Система и процесс определения оптимальных режимов общественной и семейно-бытовой деятельности инвалидов в конкретных социально средовых условиях и приспособлений их к потребностям инвалидов - это
А) социальная реабилитация инвалидов;
Б) психологическая реабилитация инвалидов;
В) трудовая реабилитация инвалидов;
Г) психосоциальная реабилитация.
53 Приобретение больным или восстановление утраченных в результате болезни навыков самообслуживания и деятельности в быту, в приспособлении к новым условиям жизни это…
А) социально-бытовая реабилитация инвалидов;
Б) психологическая реабилитация инвалидов;
В) трудовая реабилитация инвалидов;
Г) психосоциальная реабилитация.
54 Какова конечная цель социально-бытовой адаптации?
А) приспособление человека к бытовым условиям в его новом статусе (инвалид);
Б) приспособление к общению с социумом;
В) смирение со статусом инвалида;
Г) восстановление инвалида в гражданских правах.
55 Закон, определяющий социальную политику в области социальной защиты инвалидов – это…
А) Закон «О государственном пенсионном обеспечении»;
Б) Закон «О социальной защите инвалидов в РФ»;
В) Закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»;
Г) «Реабилитационно - социальный закон».
56 Самостоятельно удовлетворять основные физиологические потребности, выполнять повседневную бытовую деятельность и соблюдать личную гигиену - это способность…
А) к самообслуживанию;
Б) к трудовой деятельности;
В) к самостоятельному передвижению;
Г) правового функционирования инвалида.
57 Какую группу инвалидности можно определить пациенту с частичной нетрудоспособностью?
А) I;
Б) II;
В) III;
Г) III, бессрочно.
58 Какую группу инвалидности можно определить пациенту, который может работать по специальности, но должен быть уменьшен объем работы?
А) I;
Б) II;
В) III;
Г) III, бессрочно.
59 Какую группу инвалидности можно определить пациенту, который не может двигаться, работать?
А) I;
Б) II;
В) III;
Г) III, бессрочно.
60 Организация и осуществление педагогической помощи при различных нарушениях способности человека к получению образования, определённая работа по созданию адекватных условий, форм и методов обучения, а также, соответствующих методик и программ это…
А) медико-социальная реабилитация инвалидов;
Б) психологическая реабилитация инвалидов;
В) социально-медицинская реабилитация инвалидов;
Г) социально-педагогическая реабилитация.
61 Формирование новых или восстановление утраченные человеком трудовых и профессиональных навыков и впоследствии его трудоустройство это…
А) трудовая реабилитация инвалидов;
Б) психологическая реабилитация инвалидов;
В) социально-медицинская реабилитация инвалидов;
Г) социально-педагогическая реабилитация.
62 Создание оптимальной среды жизнедеятельности инвалида за пределами его жилища, восстановление способности инвалида к жизни в обществе это…
А) медико-социальная реабилитация;
Б) психологическая реабилитация;
В) социально-медицинская реабилитация;
Г) социально-средовая реабилитация.
63 Ориентация больного в окружающей среде осуществляется в ходе…
А) социальной ориентации;
Б) бытовой ориентации;
В) социально-средовой ориентации;
Г) трудовой ориентации.
64 Какова основная цель профессиональной реабилитации?
А) обеспечение возможности нормального социального общения;
Б) обеспечение возможности получения или сохранения работы;
В) обеспечение повышения социального статуса;
Г) обеспечение бесплатной психологической помощью.
65 Какие задачи решает профессиональная ориентация инвалидов?
А) информирования и консультирования индивидов с целью выбора профессии, режима и условий труда, возможности обучения;
Б) информирования индивидов о разнообразии имеющихся на рынке занятости профессий;
В) консультирования индивидов о правильности его выбора профессии;
Г) информирования и консультирования индивидов по сложившейся ситуации на рынке занятости и имеющихся вакансиях.
66 Индивид считается профессионально пригодным, если…
А) он имеет желание работать в той или иной профессиональной среде;
Б) его психофизиологические способности соответствуют определенной профессии;
В) он способен выполнять какую-либо работу, не принося себе вред;
Г) у него не нарушена способность к передвижению.
67 Заключительный этап реабилитации – это…
А) трудоустройство инвалидов;
Б) десоциализация инвалидов;
В) профессиональная реабилитация;
Г) социальная адаптация.
68 Какие цеха в промышленности и сельском хозяйстве создаются преимущественно для инвалидов?
А) с преимущественно сидячими местами;
Б) специализированные цеха;
В) таких цехов не создают;
Г) цеха по переобучению инвалидов.
69 Рациональное трудовое устройство означает…
А) что место труда потенциально адекватно для инвалида по его состоянию здоровья и проф.подготовке;
Б) что место труда подобрано индивидуально;
В) что подобран корректный вид работы по его профессиональным навыкам, которые были до возникновения ограничений жизнедеятельности;
Г) нет верного ответа.
70 Что стали понимать под инвалидностью со второй половины XIX столетия?
А) нарушение трудоспособности;
Б) слабость и немощность;
В) ограничение жизнедеятельности;
Г) хроническое заболевание.
71 Восстановление человека как личности, включая физиологические, физические, психологические и социальные его функции - это основная цель…
А) реадаптации;
Б) реконвалесценции;
В) реабилитации;
Г) адаптации.
72 От чего зависит эффективность любого вида реабилитации?
А) от степени личной заинтересованности пациента в реабилитационный процесс;
Б) от самолечения пациента;
В) от степени личной вовлеченности пациента в реабилитационный процесс;
Г) от воздействия народной медицины.
73 Процесс включения инвалида в общество, результат усвоения и активного воспроизводства личностью социального опыта, норм и ценностей, осуществляемый в общении и деятельности это…
А) интеграция;
Б) абилитация;
В) социализация;
Г) ресоциализация.
74 Этап восстановления разрушенных взаимоотношений индивида с макро и микросредой это…
А) интеграция;
Б) абилитация;
В) социализация;
Г) ресоциализация.
75 В каком году впервые права инвалида на реабилитацию и интеграцию в общество нашло свое отражение во Всеобщей декларации прав человека, принятой генеральной ассамблеей ООН?
а) 1940;
б) 1962;
в) 1948;
г) 1968.
76 Современное понятие реабилитации сформировалось
А) в Древнем Риме;
Б) в годы II мировой войны;
В) во второй половине XIX века;
Г) в годы I мировой войны.
77 Основные принципы реабилитации это …
А) индивидуальный подход;
Б) комплексности;
В) последовательности;
Г) все перечисленное верно.
Задание 2.
Инструкция: в столбце 1 таблицы В.4 перечислены системы обучения детей с разными типами дизонтогнннеза. В столбце 2 необходимо дать краткую характеристику данной системы, в столбце 3 – кратко сформулировать основные достоинства данной системы, в столбце 4 – недостатки и/или ограничения её применения.
Таблица В.4 Преимущества и недостатки систем обучения детей с разными типами дизонтогенеза
Система обучения | Краткая характеристика | Достоинства системы | Недостатки системы |
Верботональная система обучения | |||
Система обучения М. Монтессори | |||
Вальфдорская школа | |||
Билингвистический метод обучения | |||
Система АВА | |||
Система Брайля | |||
Перкинс - школа | |||
Система дактильной речи | |||
Кондуктиивная педагогика Пето |
Критерии оценивания:
1. В столбце 2 приведены категории детей, для которых данная система разработана, обозначены особые, отличительные методы и приёмы обучения.
2. Описаны как достоинства, так и недостатки методики.
3. Заполнены все ячейки таблицы.
Рекомендуемая литература:
1. В.М. Сорокин. Специальная психология. – СПБ, «Речь», 2003.
2. Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. – СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс», 2002
3. Трофимова Н.М., Дуванова С.П., Трофимова Н.Б., Пушкина Т.Ф. Основы специальной педагогики и психологии. – СПб.: Питер, 2006.
4. Психологические аспекты реабилитационного потенциала инвалида. Методические рекомендации для психологов учреждений медико-социальной экспертизы и реабилитации. – М., 2000.
5. Элланский Ю.Г., Беликов С.П. Концепция социальной независимости инвалидов. // Социологические исследования. – 1995. - № 12. – с. 123-125.
6. Вайзман Н. Реабилитационная педагогика. М., 1996
7. Вейс Й. Томас. Как помочь особому ребенку? Опыт лечебной педагогики в Кэмпхилл – общинах. М., 1992.
8. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. Пособие для учителей и студентов дефектолог. Ф-тов пед институтов/ Под ред. В.В. Воронковой. М.: Школа – Пресс, 1994.
9. Выготский Л.С. Дефект и сверкомпенсация // Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. М., 1995.