Понятие и отличительные особенности должностных преступлений




Введение

Происходящие в России изменения политических, социально-экономических, правовых, нравственно-психологических и иных отношений привели не только к позитивным результатам, но и к негативным последствиям, выражающимся, в частности, в росте коррупции. Современное состояние преступности является одним из основных факторов, дестабилизирующих социально-экономическую ситуацию.

Данная работа посвящена изучению злоупотребления и превышение должностных полномочий.

Актуальность темы работы обусловлена тем, что в условиях Российской Федерации на современном этапе злоупотребления и превышение должностных полномочий получили большое распространение. Данные виды преступлений являются составной часть коррупционных преступлений. Преступные сообщества через коррумпированные связи проникают в экономику и финансовую систему, оказывают прямое влияние на политику государства в этой сфере. Возрастающие масштабы коррупционной преступности представляют реальную угрозу безопасности государства и общества. Преступные сообщества через коррумпированные связи проникают в экономику и финансовую систему, оказывают прямое влияние на политику государства в этой сфере. Последствиями коррупции являются: неэффективное и несправедливое распределение и расходование материальных и нематериальных благ, снижение эффективности деятельности государственных и муниципальных органов, замедление темпов экономического роста, снижение уровня доверия к власти и другое. При совершении таких преступлений, представителями власти и должностными лицами, благодаря занимаемому ими служебному положению и вопреки интересам службы, и причиняют существенный вред нормальной деятельности органов государственной власти, интересам государственной службы или службы в органах местного самоуправления либо содержат реальную угрозу причинения такого вреда. Среди данных преступлений высока доля латентных преступлений, которая представляет реальную, но скрытую или незарегистрированную часть фактически совершенных преступлений.

Цель исследования: изучение злоупотреблений и превышение должностных полномочий.

Цель исследования обусловила постановку и решение следующих задач: изучение общей характеристики должностной преступности, особенности борьбы с коррупцией, анализ нормативно–правовой базы в сфере законодательства.

Объектом исследования являются общественные отношения, регулирующие уголовную ответственность за злоупотребление и превышения должностными полномочиями.

Предметом исследования является действующее уголовное законодательство, регламентирующее злоупотребления и превышения должностными полномочиями.

При написании данной работы использовались следующие источники: Конституция Российской Федерации, Уголовный Кодекс РФ, Федеральные законы, нормативные акты, научная литература по уголовному праву и статьи в периодических изданиях.

Методологическую, теоретическую и эмпирическую основу работы составляют сравнительно–правовой, системно–правовой, логико–теоретический и конкретно–исторический методы, а также структурно–функциональный анализ.

Исследование злоупотребления и превышения должностными полномочиями имеет теоретическое и практическое значение для совершенствования действующего уголовного законодательства и практики его применения.

Понятие и отличительные особенности должностных преступлений

В российском и зарубежном законодательстве четко не сформулировано определения должностного преступления. Многие научные деятели пытались унифицировать данное понятие и законодательно его закрепить.

Именно должностная преступность – это общемировая проблема.

На западе ученые разделились на несколько лагерей. Одни именуют должностные преступления «преступления белых воротничков». Данное определение было введено в 1939 году Э.Х. Сатерлендом – известным американским криминологом. Термин подразумевает под собой желание и стремление к получению в процессе исполнения служебных обязанностей выгоды незаконными способами людьми, уважаемых обществом и обладающих высоким положением в обществе, как в социальном, так и в экономическом плане. Другая группа ученых называет должностные преступления «служебными». Это понятие было введено в конце 19 века в Великобритании. Такое наименование должностных преступлений происходит от того, что Западе уголовное право определяет субъектов этих преступлений как государственных служащих. И, наконец, третья группа ученых определяет такие преступления как «преступлениями общественного положения», так как субъект преступления имеет должностные полномочия и занимается государственной службой на благо общества [1].

В советское время проблема определения должного преступления являлась полем для научных дискуссий. С каждым десятилетием трактовка исследуемого понятия эволюционировала и претерпевала изменения.

Работа по определению должностного преступления началась в 20-х годах 20 века. Основоположник советского уголовного права А.Н. Трайнин выработал свою теорию. Под должностными преступлениями он понимал посягательства на правильное течение государственной (общественной) службы, исполнителями которого могу быть только должностные лица [2].

Его точку зрению разделяли многие научные деятели вплоть до середины 20 века.

Определение подверглось дополнением советским юристом, профессором Б.С. Утевским, который предположил, что к должностным преступлениям относятся деяния, посягающие на управление государством и социалистическим хозяйством и субъектами этих преступлений могут быть рабочий на фабрике и рядовой колхозник в колхозе [3].

В те времена его предположение подверглось яростной критике среди юристов, так как немногие разделяли такую точку зрения на определение должностного преступления, к которым могли относиться деяния, совершенные рабочим, колхозником и т.п.

Определение, которое стало использоваться всеми учебными пособиями в 50-70-х годах 20 века выработано такими учеными, как В.Ф. Кириченко, В.Д. Меньшагин, А.Б. Сахаров, В.И. Соловьев, Б.В. Здравомыслов, М.Д. Лысов. Ими сформулировано понимание должностных преступлений как деяний, посягающих на деятельность государственного аппарата (в широком смысле), совершаемых лицами, использующими при этом свое служебное положение [4].

Сегодня определение должностного преступления выработано доктринально.

Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления относятся к должностным преступлениям. Под ними нужно понимать умышленные или неосторожные общественно опасные деяния (действия или бездействие), посягающие на общественные отношения и регулирующие нормальную, регламентированную законом деятельность публичного аппарата управления, совершаемые должностными лицами в связи с исполнением ими своих служебных полномочий, а также в исключительных случаях, предусмотренных уголовным законом, государственными служащими и служащими органов местного самоуправления, не относящимися к числу должностных лиц, либо иными лицами, причиняющие существенный вред государственным и общественным интересам, интересам государственной службы или службы в органах местного самоуправления либо охраняемым законом правам и интересам отдельных граждан, или содержащие реальную угрозу причинения такого вреда [5].

Действующий УК РФ относит рассматриваемую группу преступлений к преступлениям против государственной власти, включив их в раздел X наряду с посягательствами на основы конституционного строя и безопасности государства, а также с посягательствами на нормальное функционирование судебной власти и управленческую деятельность исполнительной власти. Важно сказать, что название раздела X УК РФ не в полной мере соответствует его содержанию, поскольку его нормами защищаются интересы не только государственной власти, но и местного самоуправления, т. е. публичной власти в целом.

У должностных преступлений есть единый родовой объект – нормальная деятельность государственного аппарата и охраняемые законом права и интересы граждан. Они могут быть совершены только специальным субъектом – должностным лицом (за исключением дачи взятки и посредничества во взяточничестве, а также присвоение полномочий должностного лица).

Сущность рассматриваемых преступлений заключается в совершении должностным лицом, вопреки интересам службы, противоправных действий (бездействия) с использованием своего служебного положения, причиняющих существенный вред государственным или общественным интересам либо охраняемым законом правам и интересам граждан.

Выделяются следующие особенности должностных преступлений:

Во-первых, специальный субъект преступления. Предпосылкой должностных преступлений является служебное положение – ответственность за строго очерченный круг дел. Должностное лицо занимает определенное служебное положение и обретает служебную компетенцию, которая передается ему на легальных основаниях государственными органами, государственными и негосударственными предприятиями и организациями, а также общественными организациями[6].

Во-вторых, прямая взаимосвязь со служебным положением. Должностное лицо, которое получило определенную компетенцию, обладает властью. Такое лицо должно в пределах своих полномочий осуществлять власть и обязанности.

Данная взаимосвязь со служебным положением проявляется в том, что:

- преступление совершается именно с использованием преимуществ служебного положения, т.е. лицо использует свое влиятельное служебное положение и выгодные возможности для совершения преступления;

- при совершении преступления лицо использует должностные полномочия вопреки интересам службы, в ущерб интересам нормального и правильного функционирования аппарата публичной власти, государственной или муниципальной службы.

В-третьих, специфика объекта преступления. Объектом должностного преступления является нормальная работа государственных органов, а также их авторитет и неподкупная репутация. Когда лицо совершает должностное преступление, то он наносит урон правильной деятельности государственных органов и умаляет ее авторитет.

В-четвертых, наличие среди форм преступления действия и бездействия. По форме преступления должностное преступление может быть совершено как в форме действия (то есть активное поведение человека), так и бездействия (пассивное поведение человека, при котором он, будучи обязан исполнить определенную обязанность, и имея возможность исполнить ее, не исполняет эту обязанность). Как утверждает Голубев В.В., действие и бездействие должностных преступлений в сравнении с действием и бездействием прочих преступлений имеют непременную связь с должностными обязанностями, а прочие преступления не имеют ее [7].

Некоторые авторы выделяют и иные особенности должностных преступлений. Так, например:

- они влекут за собой существенное нарушение прав или законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, либо создают реальную угрозу такого нарушения.

- у преступника имеется умысел на совершение действий (акта бездействия), объективно причиняющих ущерб охраняемым законом интересам власти или службы.

- наличие у виновного корыстной или иной личной заинтересованности [8].

Таким образом, мы приходим к следующему выводу. Определение должностного преступления с каждым годом претерпевало изменения. Активная работа по трактовке данного понятия началась в советские годы.

Исследуемое понятие должностного преступления до сих пор не приведено к единой форме, как в российском, так и в зарубежном законодательстве.

В учебной литературе под должностным преступлением чаще всего понимают преступления, которые посягают на нормальную и правильную деятельность государственного или муниципального аппарата, если налицо сочетание двух признаков: виновный является должностным лицом, а совершенные им общественно опасные действия (бездействие) связаны с его служебным положением.

В УК РФ исследуемые преступления обладают определенными особенностями и закреплены в главе 30 «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления».

 

Так, родовой объект должностных преступлений – это совокупность общественных отношений, обеспечивающих нормальную и законную деятельность органов власти.

Должностные преступления посягают на функционирование органов государственной власти, на интересы государственной службы и умаляют ее авторитет.

Родовой объект данных преступлений в обобщенном виде можно определить как совокупность общественных отношений, обеспечивающих нормальную и законную деятельность органов власти. По существу об этом же говорилось и в УК 1960 г. Эти преступления посягают на функционирование и престиж органов государственной службы, на интересы государственной службы и ее деятельность. Под интересами государственной службы понимается объем обязанностей лица, вытекающий из соответствующих нормативных актов и трудовых договоров с государственными органами, органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями, деятельность которых не противоречит закону. Службой в системе органов местного самоуправления следует считать выполнение соответствующих должностных и служебных функций. Непосредственным объектом данной группы преступлений логично считать нормальную деятельность органов государственной власти или управления, интересы государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Дополнительным объектом в некоторых преступлениях являются общественные отношения, которые могут не находиться в плоскости родового объекта (собственность, интересы личности). Обязательным признаком отдельных преступлений является их предмет: взятка (ст.290-291 УК), документы (ст.292). Объективная сторона анализируемых преступлений состоит в различных формах преступного нарушения нормальной деятельности органов власти и управления. Половина преступлений, предусмотренных гл.30 УК, по своей законодательной конструкции образуют формальные составы (ст.ст.287, 289, 290, 291, 292 УК), четыре преступления (ст.ст. 285, 286, 288 и 293 УК) имеют материальные составы. Для этой последней группы преступлений в число обязательных признаков объективной стороны входят предусмотренные в указанных статьях общественно опасные последствия и причинная связь между деянием и последствиями. Субъективная сторона всех преступлений, предусмотренных гл.30 УК, характеризуется только умышленной виной (кроме халатности, являющейся неосторожным преступлением). Обязательным признаком отдельных из них являются корыстная или иная личная заинтересованность (злоупотребление должностными полномочиями, незаконное участие в предпринимательской деятельности, служебный подлог) либо корыстный мотив (получение взятки). В первую категорию субъектов рассматриваемой категории преступлений закон включает: А)лиц, осуществляющих функции представителя власти; Б)лиц,выполняющих организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления и других указанных в законе структурах постоянно или временно; в)лиц, выполняющих такие же функции по специальному полномочию. Раскрытие содержания названных функций давалось в постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 г. «О судебной практике по делам о злоупотреблении властью или служебным положением, превышении власти или служебных полномочий, халатности и должностном подлоге» (действующем до настоящего времени).[10] Вторую категорию субъектов составляют лица, занимающие государственные должности РФ. Эти должности согласно Федеральному закону «Об основах государственной службы РФ» от 31 июля 1995 г. устанав-ливаются Конституцией РФ, федеральными конституционными законами для непосредственного использования полномочий государственных органов. Третью категорию субъектов составляют лица, занимающие государственные должности субъектов РФ, установленные конституциями или уставами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов. Четвертую категорию субъектов преступлений, предусмотренных главой 30, составляют государственные служащие и служащие органов местного самоуправления, не относящиеся к числу должностных лиц. Следует отметить, что некоторые составы рассматриваемых преступлений, по сравнению с УК 1960 г., в новом УК конструированы иначе. Так, состав получения взятки включает в себя действие (бездействие), которые входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию). Такая формулировка закона (ст. 290) не исключает ответственность за получение взятки при использовании должностным лицом авторитета занимаемой должности, своих служебных связей, влияния и т.п. Ответственность за взяточничество в УК 1996 г. расширена, усилена и дифференцирована. Также отметим, что в УК 1996 г. введены новые составы преступлений: отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счетной Палате РФ (ст. 287), присвоение полномочий должностного лица (ст.288), незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст.289). Но исключена норма о посредничестве во взяточничестве. Признано, что оно является разновидностью соучастия в получении и даче взятки и потому действия посредников следует оценивать по правилам квалификации действий организатора, подстрекателя или пособника. Статья о нарушении антимонопольного законодательства обоснованно перенесена из главы о должностных преступлениях по УК 1960 г. в гл.22 о преступлениях в сфере экономической деятельности УК 1996 г. Далее мы рассмотрим конкретные виды (составы) преступлений против органов власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.

Источник: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=11014#_Toc136281327
© Библиоф

 

https://www.turboreferat.ru/criminal-law/dolzhnostnye-prestupleniya/232907-1169981-page2.html

https://www.bestreferat.ru/referat-200608.html

https://diplompravo.com/diplomniku/spiski-literatury/ugolovnoe-pravo/zloupotreblenie-dolzhnostnymi-polnomochiyami/

 

 

https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=11014#_Toc136281327 – история

Виды https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatiya-dolzhnostnogo-prestupleniya

Общими «классическими» нормами, предусматривающими ответственность за совершение общественно опасных деяний должностными лицами путем использования своего служебного положения, являются злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ), превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ), получение взятки (ст. 290 УК РФ), служебный подлог (ст. 292 УК РФ) (расположены в УК в виде самостоятельной группой норм). Тем не менее деятельность должностных лиц в некоторых отраслях государственного аппарата может напрямую отражаться на характере совершаемых преступлений и степени их общественной опасности. Учитывая данное обстоятельство, законодатель прибегает к конструированию конкретизированных по объективным признакам составов должностных преступлений, выходящих за пределы обособленной группы (гл. 30 УК РФ) преступлений, и соотносящимися с ними как общие (ст. 285 УК РФ) и специальные (ст. 169 УК РФ), часть (п. «в» ст. 159 УК РФ) и целое (ст. 285 УК РФ). Такое соотношение позволяет выделить три группы составов должностных преступлений: общие, специальные и альтернативно-должностные. При такой классификации учитывается общность основных и дополнительных непосредственных объектов преступлений, особенности объективной стороны, умышленный характер вины, специальный субъект.

Общие составы должностных преступлений предусмотрены статьями 285, 286, 287, 289, 290, 292 УК РФ. Непосредственный объект преступлений лежит в одной плоскости с видовым, содержание последнего составляет, по признанию большинства ученых, нормальная деятельность государственного аппарата, государственная власть, интересы государственной службы и службы в органах местного самоуправления.

Специальные составы должностных преступлений предусмотрены статьями 140, 169, 170, 299, 300, 301, 302, 305 УК РФ и др. Непосредственный объект в виде нарушения нормальной деятельности государственного аппарата не является основным в данных преступлениях. Они посягают на конкретную обозначенную в норме (или группе норм) область функционирования аппарата, могут быть совершены лишь в отдельных звеньях и сферах деятельности государственного аппарата и органов местного самоуправления (например, правосудия, гл. 31 УК РФ). Объективная сторона рассматриваемых составов преступлений представляет конкретизацию признака «использование своего служебного положения». Вина выражается в форме умысла. Преступления совершаются должностными лицами, наделенными дополнительными специфическими признаками, обладающими правом совершения определенных действий, использование которых влечет уголовное преследование (ст. 169, 170, 299, 300, 301, 302, 305 УК РФ).

Рассматриваемые преступления наиболее близки к так называемым общим должностным преступлениям, хотя и размещены в других главах и имеют несколько отличные объекты уголовно-правовой охраны [3].

Составы альтернативно-должностных преступлений предусмотрены следующими статьями Уголовного кодекса: ч. 2 ст. 128, ч. 2 ст. 136, ч. 2 ст. 138, ч. 3 ст. 139, п. «б» ч. 2 ст. 141, 143, ч. 2 ст. 144, 145, 145, 149, п. «г» ч. 2 ст. 152, п. «в» ст. 159, п. «в» ч. 2 ст. 160, п. «в» ч. 2 ст. 174, ч. 3 ст. 175, п. «в» ч. 3 ст. 188, ч. 3 ст. 209, ч. 3 ст. 210, п. «в» ч. 3 ст. 221, п. «в» ч. 3 ст. 226, п. «в» ч. 2 ст. 229, ст. 237, ч. 2 ст. 258, п. «б» ч. 2 ст. 260, ч. 2 ст. 272, п. «б» ч. 2 ст. 282, ч. 3 ст. 294, ч. 2 ст. 354, ч. 2 ст. 359 и др. [4].

Основной вред причиняется (или создается реальная угроза причинения такого вреда) иным общественным отношениям: собственности, общественной безопасности и др. При этом, конечно, вред наносится и нормальной деятельности государственного аппарата, так как должностное лицо использует вопреки интересам службы свое служебное положение. Подобные деяния представляют повышенную опасность, поскольку причиняют ущерб одновременно двум или более объектам уголовно-правовой охраны. Учитывая это, законодатель прибегает к конструированию составных преступлений, содержание которых, наряду с «основным» преступлением, включает в качестве конструктивного их признака и злоупотребление служебным положением. Нормальная деятельность государственного аппарата является здесь дополнительным непосредственным объектом посягательства [5].

Это понятие нельзя признать совершенным, в связи с чем оно вызывает обоснованную критику на страницах юридической печати [6]. Вина выражается в форме умысла. Субъектами данных

преступлений выступают должностные лица. Уголовный кодекс Российской Федерации дал определение должностного лица в примечании 1 к ст. 285 УК РФ. В соответствии с ним должностными лицами признаются лица, постоянно осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации [7].

Должностным лицо может стать как в результате выборов (избрание депутатом законодательного органа), так и по назначению (по указу Президента РФ, по приказу и т.д.). Поэтому в определение, данное в примечании к ст. 285 УК РФ, следует добавить признак: «осуществляющие функции на основании выборов или по назначению» [8].

Общественно опасное деяние может быть признано должностным преступлением и квалифицировано по соответствующей статье УК РФ только в том случае, если оно совершено должностным лицом, которое было наделено правомочиями представителя власти или которое исполняет обязанности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций. Если на определенное лицо в установленном порядке такие обязанности не возлагались, то оно нести уголовную ответственность за должностное преступление не может [4].

Признаки лица, осуществляющего функции представителя власти, законодатель изложил в примечании к ст. 318 УК РФ. По его мнению, представителем власти в этой статье и других статьях Уголовного кодекса признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.

Функции представителей власти осуществляются во всех трех ветвях власти - законодательной, исполнительной и судебной, как на федеральном уровне, так и на уровне местного самоуправления.

Должностные преступления могут быть совершенны лицами, занимающими должности в государственных органах (федеральных и субъектов Федерации), органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях.

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К федеральным государственным органам в соответствии с Указом Президента РФ «Об утверждении Положения о федеральной государственной службе» относятся: Администрация Президента Российской Федерации, Аппарат Правительства Российской Федерации, Аппарат Совета безопасности Российской Федерации, аппарат палат Федерального Собрания Российской Федерации, Конституционного суда Российской Федерации, Верховного суда Российской Федерации, Высшего арбитражного суда Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, а также Правительство России (министерства и ведомства), суды общей юрисдикции, арбитражные суды, прокуратура, федеральные органы государственной охраны, государственный нотариат, Банк России, федеральное казначейство, налоговые и таможенные органы [9].

К государственным органам субъектов Федерации следует относить законодательные (представительные) и исполнительные органы власти.

В частях 2 и 3 примечания к ст. 285 УК РФ законодатель раскрывает содержание квалифицирующих признаков подавляющего большинства преступлений, предусмотренных в главе 30 УК РФ «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления».

В самих статьях законодатель вместе с двумя указанными выше категориями должностных лиц, в качестве квалифицирующего признака указывает «главу органа местного самоуправления».

Понятия этого квалифицирующего признака в Уголовном кодексе нет. Поэтому следует обратиться к нормативным актам других отраслей права. Так, в п. 1 ст. 16 Закона Российской Федерации «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» № 154-ФЗ от 28 августа 1995 года под главой муниципального образования понимается выборное должностное лицо, возглавляющее деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования.

Помимо должностных лиц в качестве субъектов должностных преступлений в п. 4 примечания к ст. 285 УК РФ указаны государственные служащие и служащие органов местного самоуправления, не относящиеся к числу должностных лиц, которые могут нести уголовную ответственность по ст. 288 УК РФ «Присвоение полномочий должностного лица» и статье 292 «Служебный подлог».

Некоторые категории работников (например, педагоги и медицинские работники), не являясь должностными лицами, при осуществлении своих служебных обязанностей совершают юридически значимые действия. В этом случае они также относятся к категории должностных лиц.

По этой причине не могут быть признаны должностными те лица, которые выполняют в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях не организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, а функции производственно-профессиональные или только профессиональные.

Также нельзя причислять к числу должностных лиц референтов, консультантов, секретарей, поскольку они не наделены ни одним из признаков должностных лиц и их действия не могут устанавливать, изменять или прекращать правоотношения. Содеянное ими при наличии необходимых признаков может быть квалифицированно по ст. 288 УК РФ, а именно «Присвоение полномочий должностного лица».

Но если эти лица, кроме исполнения своих обязанностей наделены также функциями организационно-распорядительного или административно-хозяйственного характера, то они несут ответственность как должностные лица.

При этом для квалификации деяния решающие значение имеет не наименование должности или учреждения, а характер обязанностей, выполняемых лицом по службе.

Не могут быть признаны должностными лица, которые выдавали себя за лиц, являющихся представителями власти либо наделенных определенными организационно-распорядительными, административно-хозяйственными функциями в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях.

Поэтому для правильной квалификации должностного преступления всегда необходимо четко определить правовой статус привлекаемого к ответственности лица, круг его правомочий и характер возложенных на него по должности обязанностей.

Характерная особенность должностных преступлений состоит в том, что они всегда проявляются как способ использования предоставленных лицу по службе правомочий или исполнения возложенных на него обязанностей.

Всякое иное общественно опасное деяние, не связанное с исполнением лицом должностных обязанностей или с использованием предоставленных ему по службе правомочий, не может квалифицироваться как должностное преступление.

 


[1] Гамзалов Д. А. История возникновения и развития концепции беловоротничковой преступности // Вестник Московского университета МВД России. 2009. №9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-vozniknoveniya-i-razvitiya-kontseptsii-belovorotnichkovoy-prestupnosti (дата обращения: 17.11.2019).

[2] Трайнин А.Н. О должностных преступлениях // Право и жизнь. 1924. № 9. С 44

[3] Утевский Б.С. Общее учение о должностных преступлениях. М., 1948. С 398

[4] Фаргиев Ибрагим Аюбович, Лонерт Наталья Рудольфовна Эволюция понятия должностных преступлений // Северо-Кавказский юридический вестник. 2010. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-ponyatiya-dolzhnostnyh-prestupleniy (дата обращения: 17.11.2019).

[5] Балеев С.А., Кругликов Л.Л., Кузнецов А.П. Уголовное право России. Особенная часть: Учебник / С.А. Балеев, Л.Л. Кругликов, А.П. Кузнецов. - Казань: Статут, 2012. - 536 с.

[6] Прудников В.В. Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (уголовно-правовые санкции): Монография. - Краснодар, 2011.-157 с.

[7] Голубев В.В. Злоупотребление должностными полномочиями как основа отечественной коррупции //Голубев В.В.// Законодательство.-2012.-№ 6.-с 17-19 с.

[8] Векленко С.В., Вишнякова Н.В. Конспект лекций по особенной части уголовного права России: Учебное пособие / Веленко С.В., Н.В. Вишнякова. - Воронеж: Воронежский институт МВД России, 2011



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: