Термины, определения, понятия, разные века




Бояре – высший слой феодального общества в Русском государстве X–XVII вв. Бояре занимали ведущее место после великого князя в государственном управлении. В X–XII вв. бояре разделялись на 2 слоя: княжеских – княжих «мужей» («огнищане») и так называемых земских («старцы градские»), потомков родоплеменной знати.
 В период раздробленности (XII–XV вв.) с ослаблением княжеской власти усилилась экономическая мощь бояр, возросло их политическое влияние, стремление к самостоятельности. Усиление великокняжеской власти со второй половины XIV в. привело к появлению бояр «путных», которые управляли отдельными территориями в княжеском хозяйстве, отдававшимися им в кормление. Постепенно имущественные и политические права бояр ограничивались, происходили изменения в социальном составе боярства (расслоение на «старых» и «молодых», проникновение в ряды боярства представителей других слоёв населения, например купеческой верхушки). Особенно сильный удар боярской аристократии нанесла опричнина Ивана IV.
 В XVII в. состав боярства сильно изменился. Происходило стирание различий между боярами и дворянами, чему способствовала тенденция к слиянию поместного и вотчинного землевладений, юридически оформленная в 1714 г.
Боярская дума – высший совет при князе (с 1547 г. – при царе) в Русском государстве X – начала XVIII в., аналогичный государственному совету при королях в странах Западной Европы. Состояла из представителей феодальной аристократии; её деятельность носила законосовещательный характер.
 В IX–XI вв. боярская дума была совещанием князей с дружинниками (княжими «мужами», «думцами») и «старцами градскими» (земскими боярами, потомками местной родоплеменной знати); иногда на них присутствовали представители духовенства (митрополит и др.). Она не имела постоянного состава, созывалась по мере надобности. Боярская дума участвовала в обсуждении вопросов законодательства, внешней политики, внутреннего государственного устройства, религии и т. д.
 В период феодальной раздробленности боярская дума являлась феодальной курией (советом феодалов) сеньора – великого князя с его вассалами, обладающими определённой политической силой. С образованием в конце XV в. централизованного государства боярская дума превратилась в постоянный совещательный орган при московском великом князе (царе). В неё входили «думные» чины – бояре и окольничие, с начала XVI в. – «дети боярские, которые в Думе живут» («думные дворяне»), несколько позже – «думные дьяки». Позиции удельной княжеско-боярской аристократии были значительно ослаблены при Иване IV Грозном реформами 1550-х гг. и опричниной.
 Боярская дума обсуждала все вопросы обычно вместе с великим князем (царём). Решение в таких случаях начиналось формулой: «царь указал и бояре приговорили».
 Ликвидирована при Петре I в 1711 г.
Вервь – название общины в Древней Руси.
Вече (от «вещать» – говорить) – народное собрание в Древней и Средневековой Руси для обсуждения и решения важных общих дел. Возникло из племенных собраний славян.
 В летописи впервые упоминается о Белгороде в 997 г. ВZедению веча подлежали вопросы войны и мира, призвания и изгнания князей, выборы и смещение представителей власти (посадников, тысяцких и др., а в Новгороде также архиепископа), заключение договоров с другими землями и княжествами, наделение землёй и привилегиями, принятие законов (напр., Новгородская и Псковская судные грамоты). Судебные и административные вопросы, как правило, не входили в компетенцию веча.
 В Северо-Восточной Руси вечевые учреждения были ликвидированы к концу XIV в. Дольше всего вечевой строй сохранялся в Новгородской и Псковской феодальных республиках. С присоединением к Москве Новгорода (1478 г.) и Пскова (1510 г.) вече в этих городах было упразднено.
Вира – в Древней Руси денежный штраф в пользу князя за убийство свободного человека. По «Русской Правде», за убийство простого свободного человека платилось 40 гривен, за убийство представителей княжеской администрации (огнищанина, тиуна) – 80. Полувирье (20 гривен) взималось за тяжёлые увечья. Когда убийца не был известен, община-вервь, на территории которой находили убитого, платила «дикую» виру.
Воевода – славянский термин, обозначавший военачальника, правителя. В качестве начальника княжеской дружины или предводителя народного ополчения воеводы упоминаются в русских летописях с X в.
Военная демократия – форма общественных отношений, сложившаяся у восточных славян в VII–VIII вв., для которой характерны: а) особая роль народного собрания (племенного схода) как высшего органа власти; б) участие всех мужчин племенного союза в решении важнейших вопросов жизни племени; в) всеобщее вооружение населения.
Волхвы – древне-русское название жрецов, служителей языческого религиозного культа. Волхвам приписывалось влияние на силы природы, лечение болезней, предсказание будущего. Впервые упоминаются в летописи в 912 г. в связи с сообщением о предсказании ими смерти кн. Олегу. В XI в. происходили восстания крестьян и горожан в Суздале (1024 г.), Киеве (1068 г.), Белоозере и др., во главе которых стояли волхвы, использовавшие их для борьбы с христианской религией. С распространением христианства на Руси язычество и волхвы подверглись гонениям со стороны государства. Так, в 1227 г. в Новгороде были публично сожжены 4 волхва.
Вотчина – вид феодальной земельной собственности в России. Наследственное семейное или корпоративное землевладение. Владелец вотчины мог передавать её по наследству, продавать, закладывать и т.п. Термин «вотчина» происходит от слова «отчина», т. е. отцовская собственность. В Киевской Руси в IX–X вв. уже существовали феодальные вотчины князей и бояр.
 В XI–XV вв. вотчина стала преобладающей формой феодального землевладения. Вотчинами владели в основном бояре, «вольные слуги», а также монастыри, церкви, высшее духовенство. Указ Петра I от 23 марта 1714 г. «О единонаследии» юридически оформил окончательное слияние вотчины и поместья в недвижимое имущество.
Дворянство – юридически оформленная в качестве господствующего сословия часть феодального общества, обладающая определёнными, передаваемыми по наследству привилегиями.
 В Древней Руси XII–XIII вв. дворянство возникло как низшая прослойка военно-служилого сословия, составлявшая двор князя или крупного боярина. В отличие от зависимых слуг, занятых в хозяйстве князя или вотчинника, дворяне назывались «вольными слугами». С XIV в. князь и вотчинники «жалуют» дворянам за службу землю (так появляются поместья). В период объединения русских земель дворянство становится важнейшей социальной опорой великокняжеской власти. С середины XVI в. роль дворянства усиливается. Оформлялись его политические права.
 Дворянское сословие в России было ликвидировано декретом ЦИК и СНК РСФСР «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» от 11(24) ноября 1917 г.
Дружина – отряд воинов, объединявшихся вокруг племенного вождя, а затем князя; военная организация, характерная для строя военной демократии, для периода разложения родового строя и зарождения феодальных отношений. Вождь (князь) и дружина были связаны взаимными обязательствами. Дружина должна была защищать вождя (князя), последний – содержать дружину. Дружинники, обогащаясь за счёт военной добычи, постепенно превращались в военно-аристократическую верхушку племени. Свои дружины в Древней Руси имел не только киевский князь, но и его наместники.
Закупы – категория зависимого населения Древней Руси. По «Русской Правде», закупы получали от феодала орудия производства и обязаны были работать на его полях, но имели и своё хозяйство. Расплатившись с господином за ссуду («купу»), закуп мог стать свободным. В отличие от полного холопа, закупа нельзя было убить. Закупы могли уходить от феодала для поисков денег, а также обращаться в суд с жалобами на господина. В случае побега закуп мог быть превращён в раба.
Изгои (от «гоить» – жить) – на Руси XI–XII вв. люди, вышедшие («выжитые») в силу каких-либо обстоятельств из своего обычного общественного положения. Изгои упоминаются в «Русской Правде». Большинство изгоев происходило, видимо, из крестьян, порвавших связь с общиной, и из выкупившихся или отпущенных на свободу холопов.
Лествичное право – от слова «лествица» (лестница). Обычай княжеского наследования в Киевской Руси. Все князья Рюриковичи считались братьями (родичами) и совладельцами всей страны. Старший в роду сидел в Киеве, следующие по значению в менее крупных городах. Порядок княжения был следующим: старший брат, затем младшие по порядку, затем дети старшего брата, за ними дети следующих братьев, за ними, в той же последовательности, внуки, затем правнуки и т.д. Те из потомков, чьи отцы не успели побывать на великом княжении, лишались права на очередь и получали уделы на прокорм. По мере смены главного князя все прочие переезжали по старшинству из города в город.
Митрополит – второй по значению чин в православной церковной иерархии (после патриарха). Появились на Руси после принятия христианства в XI в. и были до конца XVI в. Первоначально митрополиты назначались на Русь Константинопольским патриархом. В 1051 г. Ярославом Мудрым без согласия патриарха киевским митрополитом был поставлен Иларион, по-видимому смещённый сразу после смерти Ярослава Мудрого. После 1299 г. местом постоянного пребывания Киевского митрополита и его двора стал г. Владимирна-Клязьме, в конце 1326 г. – Москва.
Наместник – должностное лицо в Древней Руси, возглавлявшее вместе с волостелями местное управление. Наместники назначались в города великими и удельными князьями. Ведали вопросами местного управления, судом, сбором пошлин. Имели административный персонал и военные отряды для местной обороны и подавления народных выступлений. Вознаграждались за службу путём кормлений. В 1555–1556 гг. система наместничества была заменена выборными земскими учреждениями.
Огнищанин (от слова «огнище» – очаг, двор) – первоначально младший дружинник древнерусского князя, стоявший во главе княжеского хозяйства. В XI–XIII вв. – старший дружинник, «княжой муж», боярин. По «Краткой Русской Правде», за убийство огнищанина полагалась двойная вира (80 гривен вместо 40; за смерда – 5 гривен).
Повоз – система сбора дани, введённая киевской княгиней Ольгой в 945 г., при которой князь с дружиной не объезжал все подвластные селения, а приезжал за данью в специально определённые места – погосты.
Погост – места сбора дани, введённые киевской княгиней Ольгой в 945 г.
Полюдье – объезд князем и дружиной подвластных племён для сбора дани. Просуществовало до 945 г., заменено повозом.
Посадник – первоначально наместник князя в землях, входивших в состав Древнерусского государства. Впервые термин «посадник» встречается в «Повести временных лет» под 997 г. Позднее термин «посадник» стал означать название высшей государственной должности в Новгороде (до 1478 г.) и Пскове (до 1510 г.). Посадники избирались на вече из представителей наиболее богатых и знатных боярских семей. В Новгороде реформа Онцифора Лукинича (1354 г.) вместо одного посадника ввела шестерых, правивших пожизненно («старые» посадники), из среды которых ежегодно избирался новый – «степенный» посадник. Реформой 1416–1417 гг. число посадников было увеличено втрое, а «степенные» посадники стали избираться на полгода. С присоединением Новгорода и Пскова к Москве институт посадничества в них был ликвидирован.
Раннефеодальная монархия – государство переходного периода от первобытно-общинного строя к феодализму у восточных славян, миновавших в своём развитии рабовладельческую стадию. Во главе государства стоял старший киевский князь, опиравшийся в своей деятельности на дружину и совет старейшин. Важную государственную и политическую роль продолжало играть вече. Управление на местах осуществлялось первоначально местными князьями, затем посадниками киевского князя. Общественные отношения строились на договорных (сюзеренно-вассальных) принципах.
«Русская Правда» – древнейший дошедший до нас сборник норм древнерусского права, основной источник, свидетельствующий о правовых и социальных отношениях в Древней Руси. Первая редакция – «Правда Ярослава» – создана до 1054 г. В последующем изменялась и дополнялась («Правда Ярославичей», «Покон вирный», «Урок мостникам», Устав Владимира Мономаха, Устав о холопах).
Рядовичи – в Киевской Руси это люди, находившиеся в зависимости от господина по «ряду» (договору). По своему положению рядовичи были близки к закупам. По «Русской Правде», штраф за убийство рядовича равнялся штрафу за убийство холопа или смерда.
Смерды – социальный слой славянского общества раннего средневековья. В Древней Руси смерды отмечены в источниках XI–XII вв. («Русская Правда» и др.). Понятие «смерды» в литературе трактуется различно:
 1) смерды – обозначение всей массы сельского населения. Первоначально смерды – свободные общинники, затем они постепенно утрачивают свою свободу, и в течение длительного времени сосуществуют свободные и зависимые смерды;
 2) смерды – крестьяне, сидевшие на государственной земле и обложенные данью. Смерд имел свою семью и имущество, платил штраф за совершённые проступки. Вместе с тем юридически он был неполноправен; убийство смерда наказывалось таким же штрафом, как и убийство холопа.
 В некоторых случаях термином «смерд» в XII в. обозначалось всё сельское население той или иной местности.
Староста – представитель низшей княжеской администрации, обычно из холопов. В «Русской Правде» упоминаются сельский и ратайный старосты. Сельский староста, по-видимому, ведал сельским населением вотчины, ратайный староста – вотчинной пашней. За убийство старосты взыскивался штраф в 12 гривен: больше, чем за смерда, рядовича или обычного холопа, но меньше, чем за тиуна.
Схизма (греч. sxisma, букв. «расщепление») – разделение христианской церкви на католическую и православную в 1054 г. Несмотря на официальный характер раскола в 1054 г., окончательное разделение церквей произошло после завоевания Константинополя крестоносцами в 1204 г.
Тиун – в «Краткой Русской Правде» (XI в.) группа привилегированных княжеских слуг, жизнь которых ограждалась двойной вирой. В «Пространной Правде» (начало XIII в.) и «Слове Даниила Заточника» – более широкий круг лиц, участвовавших в управлении княжеским хозяйством. Часть из них была несвободной. К XII в. тиуны появляются и у бояр.
Тысяцкий – военачальник, возглавлявший древнерусское городское ополчение («тысячу»). В Новгородской феодальной республике тысяцкий выбирался на вече из бояр на определённый срок (чаще всего на год) и являлся помощником посадника. Он предводительствовал новгородскими горожанами и наблюдал за состоянием укреплений; был также судьёй по торговым делам. В городах, не имевших вечевого управления, тысяцкие назначались князьями. К середине XV в. должность тысяцкого постепенно исчезает.
Урок – размер дани с подвластных восточнославянских племён, установленный киевской княгиней Ольгой в 945 г.
Усобицы – борьба представителей княжеского дома за власть. Первая усобица началась в 972 г. после гибели кн. Святослава.
Холопы – категория феодально-зависимых людей в X – начале XVIII в. По правовому положению приближались к рабам. По закону холоп являлся вещью, которой господин мог распоряжаться неограниченно. В то же время господин нёс ответственность за действия холопа. Xолопами становились в результате пленения, самопродажи, продажи за долги или преступления, женитьбы на холопке.
Челядь – наименование зависимого населения в Древней Руси. В VI–IX вв. употреблялось для обозначения патриархального рабства. В IX–X вв. челядь – рабы, ставшие объектом купли-продажи. Постепенно это наименование стало применяться к более широкому кругу феодально-зависимого населения. В XVIII–XIX вв. челядью называли дворовых слуг помещика.
Аскольд и Дир – киевские князья (вторая половина IX в.). Согласно «Повести временных лет», дружинники Рюрика, отпросившиеся у него в Царьград (Константинополь). По дороге они остановились в Киеве и стали там княжить. В 866 г. совершили поход на Византию. В 882 г. убиты новгородским кн. Олегом Вещим, объединившим Киев и Новгород.
Борис и Глеб – младшие сыновья киевского кн. Владимира I Святославича. Около 987–989 г. Борис получил от отца Ростов, Глеб – Муром. В междоусобной борьбе, вспыхнувшей в 1015 г. после смерти Владимира, были убиты старшим братом Святополком. Русской православной церковью причислены к лику святых.
Добрыня – дядя и воевода Владимира Святославича, брат его матери Малуши. После гибели в 980 г. Ярополка и вокняжения Владимира в Киеве Добрыня стал наместником в Новгороде. Участвовал в походе на волжских болгар в 985 г. По преданию в 989 г. крестил Новгород «огнём и мечом», при этом сбросил в Волхов статую Перуна, им же в 980 г. воздвигнутую. Исторический прототип былинного Добрыни Никитича.
Иларион (середина XI в) – первый киевский митрополит из русских (с 1051 г.). Его поставление было связано с попыткой Ярослава Мудрого освободиться от опеки Византии в церковных делах. Сведений о его судьбе после 1055 г. в летописях нет. Иларион – автор «Слова о законе и благодати» (1037–1050), в котором он утверждает мысль о равенстве всех народов, высоко оценивает деяния князей, прославивших русскую землю в других странах. Своё «Слово» Иларион закончил молитвой за русскую землю, выразив уверенность, что русский народ никогда не будет порабощён чужеземцами.
Кирилл (ок. 827–869) и Мефодий (820–885) – славянские просветители, проповедники христианства, создатели славянской азбуки (глаголицы), первые переводчики богослужебных книг на славянский язык.
 Kонстантин VII Багрянородный (Порфирородный) (905–959) – византийский император с 913 г. Во внешней политике сохранял дружественные отношения с Западом, Халифатом, Болгарией и Русью. Государственному правлению Константин VII предпочитал литературные занятия. Автор ряда трудов. Среди них – «Об управлении империей», в котором приводится ряд ценных сведений о народах, окружавших Византию, в том числе и о русских.
Kонстантин IX Мономах (ум. в 1055) – византийский император в 1042–1055 гг. В 1043 г. вёл войну с Русью. В 1046–1047 гг. заключил с ней союз, скреплённый браком родственницы Константина IX Марии с Всеволодом Ярославичем.
Мал – князь древлян, при котором в 945 г. произошло восстание против киевского князя Игоря. Убит при подавлении восстания.
Нестор – монах Киево-Печерского монастыря (с 70-х гг. XI в.), древнерусский историк и публицист. В 1080-х гг. написал «Чтение о житие и погублении... Бориса и Глеба», около 1094 г. – «Житие» Феодосия Печерского. Нестор был составителем крупнейшего произведения древнерусской исторической мысли – «Повести временных лет». Похоронен в пещерах Киево-Печерской лавры.
Путята (ум. не ранее 1113) – воевода и киевский тысяцкий великого кн. Святополка II Изяславича, сын Вышаты и брат Яна Вышатича. Участвовал в Витичевском съезде князей. В 1097 г. возглавил войско Святополка, посланное против кн. Давида Игоревича. В 1104 г. возглавил поход против минского князя Глеба, участвовал в успешном походе 1106 г. на половцев. Путята занимался, видимо, ростовщичеством, чем вызвал ненависть со стороны киевлян. В ходе киевского восстания (1113 г.) двор Путяты был разграблен.
Феодосий Печерский (ок. 1036–1074) – игумен Киево-Печерского монастыря. Родился в Василёве, получил хорошее образование. В 1055–1056 гг. постригся в монахи. Отличался исключительным аскетизмом, с юности носил вериги. С 1060-х гг. – игумен Печерского монастыря, который он значительно расширил. Ввёл монастырский устав по греческому образцу, отличавшийся строгостью и внедрявший полное общежитие монахов, одинаковую одежду, общность имущества и т.п. Феодосию Печерскому приписывается ряд поучений и посланий. В 1091 г. канонизирован.
Автокефалия (греч. «самовозглавление») – административная независимость национальной (поместной) церкви. Православная церковь существует в виде самостоятельных поместных церквей, что не нарушает единства веры, священнодействий, духовного опыта. Начало автокефалии Русской Православной Церкви было положено в 1448 г. избранием митрополита Московского и всея Руси Ионы независимо от Константинопольской патриархии. Учреждение в России патриаршества в 1589 г. утвердило самостоятельность Русской Православной Церкви. Во главе управления автокефальной церковью может стоять единоличная (патриарх, митрополит) или коллегиальная (синод) власть.
 Русская Православная Церковь статус автокефалии имеет дефакто с 1448 года, когда Московский поместный собор осудил Флорентийскую унию и поставил на Русскую митрополию Рязанского епископа Иону без предварительных согласований с Константинополем. В 1589 году патриарх Константинопольский Иеремия II своей Уложенной грамотой формально подтвердил статус автокефалии и поставил первого патриарха Московского и всея Руси Иова.
Баскак (тюрк.) – чиновник монгольского хана, ведавший сбором дани и учётом населения в завоёванных землях. На Руси баскаки появились в середине XIII в. В начале XIV в. в связи с усилением антиордынской борьбы ханы Золотой Орды были вынуждены прекратить посылку на Русь баскаков и передали сбор дани русским князьям.
Дань – в XIII–XV вв. ежегодные выплаты, взимавшиеся с русских земель в пользу Золотой Орды (так называемый царёв, или ордынский, выход).
Вотчина – комплекс феодальной земельной собственности (земля, постройки, инвентарь) и связанных с нею прав на зависимых крестьян.
 В России вотчина стала формироваться в X–XI вв. Владельцами вотчин были как частные лица (вотчинники), так и монастыри. Вотчинник мог передать по наследству, обменять, продать вотчину. В XIII–XV вв. вотчина стала господствующей формой феодального землевладения на Руси. По способу приобретения различались вотчины родовые, или старинные, выслуженные (пожалованные прави- тельством) и купленные. Указом Петра I от 23 марта 1714 г. определено впредь «как то поместья, так и вотчины именовать равно одно недвижимое имение вотчина».
Золотая Орда (Улус Джучи, Джучиев Улус) – государство, основанное в начале 40-х гг. XIII в. ханом Батыем, сыном хана Джучи, в улус которого входили Хорезм, Северный Кавказ. В итоге походов Батыя 1236–1240 гг. в Золотую Орду вошли области волжских болгар, половецкие степи (Дешт-и-Кипчак), Крым, Западная Сибирь. Русские земли не входили в Золотую Орду, а находились в вассальной зависимости от неё, платили дань и подчинялись приказам ханов в ряде важных политических вопросов. Центром Золотой Орды было Нижнее Поволжье. Столицы – г. Сарай-Бату (близ современной Астрахани), затем г. Сарай-Берке (близ современного Волгограда). Первоначально Золотая Орда находилась в подчинении у великого монгольского хана, но с 1266 г. стала полностью независимой. Во главе государства стояли ханы из дома Батыя. В особо важных случаях политической жизни созывались курултаи – съезды военно-феодальной знати во главе с членами правящей династии. В 1312 г. государственной религией в Золотой Орде стал ислам. С 1357 г. в Орде начинаются междоусобицы. В середине XV в. Золотая Орда распадается на несколько самостоятельных ханств: Сибирское, Ногайская Орда, Казанское, Крымское, Астраханское и др. Правопреемницей Золотой Орды считалась Большая Орда, разгромленная в 1502 г. крымскими и тюменскими татарами.
Летопись – исторические произведения XI–XVII вв., в которых повествование велось по годам. Рассказ о событиях определённого года обычно начинался словами: «в лето». Слова «летопись» и «летописец» равнозначны. Летописцем также называют составителя такого произведения. Обычно в летописи излагалась русская история от её начала, иногда летописи открывались библейской историей и продолжались античной, византийской и русской. В состав летописей включались произведения древнерусской литературы: «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона, «Поучение» Владимира Мономаха, «Сказание о Мамаевом побоище» и др. Древние летописи XI–XII вв. сохранились только в позднейших списках. Наиболее древние из них – монаха Лаврентия (Лаврентьевская летопись, около 1377 г.) и Ипатьевская XIV в. (по названию Ипатьевского монастыря под Костромой, где она хранилась). В их основе более древний свод начала XII в., известный как «Повесть временных лет», созданный монахом Печерского монастыря в Киеве Нестором.
Любечский съезд – съезд русских князей, состоявшийся в 1097 г. в г. Любече (на Днепре). На съезде присутствовало 6 князей: Святополк Изяславич, Владимир Мономах, Олег и Давид Святославичи, Давид Игоревич, Василька Ростиславич. Князья договорились: а) о сохранении мира между братьями; б) о единстве в обороне русских земель; в) о разделе земель на принципе наследования князьями земель своих отцов («каждый да держит отчину свою»). Решения съезда юридически закрепили распад единого Древнерусского государства, но не смогли обеспечить прекращение княжеских усобиц. Сразу же после съезда Давид Игоревич с согласия Святополка ослепил Василька Ростиславича, что привело к новой междоусобной войне.
Монголо-татарское иго на Руси – система властвования монголо-татарских завоевателей в XIII–XV вв., включавшая в себя организацию управления завоёванными территориями Руси и определённую политику в отношении различных классов и социальных групп населения. Русские княжества ежегодно выплачивали дань, для определения размеров которой в 1257–1259 гг. была осуществлена перепись населения. От выплаты дани были освобождены монахи и священнослужители. Население Руси было обязано нести подводную и воинскую повинности, содержать ханских послов и т. п. В русские земли (исключая Новгород) были назначены наместники – баскаки, наделённые большими военно-административными полномочиями. Права русских князей на княжение подтверждались специальными ханскими грамотами – ярлыками. Передавая ярлык на великое владимирское княжение от одного князя другому, золотоордынские ханы постоянно провоцировали междоусобную борьбу между ними, что затрудняло объединение сил для борьбы против самой Золотой Орды. После поражения войск Мамая в Куликовской битве 1380 г. русские земли продолжали платить дань, но монголо-татарское иго на протяжении XV в. принимало всё более номинальный характер. В 1476 г. московский князь Иван III отказался от уплаты дани Орде. С провалом в 1480 г. военного похода хана Ахмеда (Ахмата) произошло окончательное освобождение Руси от монголо-татарского ига.
Натуральное хозяйствo – тип хозяйства, при котором, в противоположность товарному, продукты производятся для собственного потребления. При этом в натуральном хозяйстве производятся все виды хозяйственных работ, обеспечивающих население набором необходимых продуктов. По мере углубления общественного разделения труда натуральное хозяйство вытеснялось товарным производством. Дольше всего натуральный характер хозяйства сохранялся в обществах, где существовали патриархальные сельские общины.
Подданство –
 1) система общественных отношений, характеризующаяся, в отличие от договорных (сюзеренно-вассальных) отношений, полным подчинении слуги господину. В русской общественно-политической практике нашла выражение во фразе «Аз есм холоп твой» («Я раб твой»), с которой начинали своё обращение к великому князю (царю) Московскому представители всех сословий.
 2) термин, применяемый в государствах с монархической формой правления для обозначения принадлежности лица к данному государству.
Поместье – условная форма феодальной собственности на землю. Земля, данная князем или вотчинником своему слуге за службы и на время службы.
Посадник –
 1) первоначально наместник князя в землях, входящих в состав Древнерусского государства. Впервые термин «посадник» встречается в «Повести временных лет» под 997 г.
 2) Позднее термин «посадник» стал означать название высшей государственной должности в Новгороде (до 1478 г.) и Пскове (до 1510 г.). Посадники избирались на вече из представителей наиболее богатых и знатных боярских семей. В Новгороде реформа Онцифора Лукинича (1354 г.) вместо одного посадника ввела шесть, правивших пожизненно («старые» посадники), из среды которых ежегодно избирался новый – «степенный» – посадник. Реформой 1416—1417 гг. число посадников было увеличено втрое, а «степенные» посадники стали избираться на полгода. В Пскове с 1308 по 1510 гг. известны 78 посадников. С присоединением Новгорода и Пскова к Москве посадники были ликвидированы.
Съезды князей – с целью договориться о прекращении распрей из-за уделов и сплотиться против разорявших Русь набегов половцев в конце XI–начале XII в. наиболее влиятельные представители рода Рюриковичей собирались на съезды. Особое значение имели Любечский, Витичевский и Долобский съезды.
Удел (от старослав. «дел» – часть) – доля члена княжеского рода в княжестве. На Руси XII–XVI вв. государственное образование, земельная собственность князя как политического владетеля. Разделение на уделы было впервые узаконено на съезде князей в Любече в 1097 г. Удельные князья находились в вассальной зависимости от великого князя, но имели собственный аппарат управления, войска, а с XIV в. – выпускали собственную монету. Удельная система была ликвидирована с образованием Московского централизованного государства. Последним удельным князем был сын Ивана IV царевич Дмитрий, погибший в 1591 г.
Число – государственная налоговая система, введённая в 50-х гг. XIII в. на территориях, подвластных монгольским ханам, в том числе в русских землях. Налог взимался поголовно, пропорционально имуществу плательщиков. Для этого монгольскими чиновниками из Каракорума были проведены переписи населения, которое делилось на десятки, сотни, тысячи и «тьмы» (10 тыс.). Служители церкви из переписи исключались. Лица, проводившие перепись, назывались на Руси численниками или писцами.
Ярлыки ханские (от тюркского «ярл-эк» – повеление, приказ) – письменные документы, обычно исходившие от монголо-татарских ханов. Наиболее часто ярлыки являлись иммунитетными (защитными) льготными грамотами, дававшимися ханами Золотой Орды подвластным им светским и духовным феодалам. Ярлыки утверждали русских князей на столах их княжеств. По ярлыкам, выданным русским митрополитам, русская церковь освобождалась от подчинения ордынской администрации, от уплаты налогов со своих владений, от несения других повинностей.
Батый (Бату, Саин-хан) (умер 1255) – монгольский хан, второй сын Джучи, внук Чингисхана. После смерти отца (1227 г.) стал главой улуса Джучи, участвовал во всех главных военных походах татаро-монголов. В 1236–1243 гг. возглавлял поход в Восточную Европу, сопровождавшийся массовым истреблением населения и уничтожением городов. После покорения в 1236 г. Дешт-и-Кыпчака (Половецкая степь) и завоевания Руси (1237–1240 гг.) совершил поход на Польшу, Венгрию и Далмацию, но не смог удержать этих стран. По возвращении в 1243 г. из похода в Европу Батый обосновался на Нижней Волге, где возникло монгольское государство Золотая Орда.
Биргер ярл (нач. XIII в. — 1266) – государственный деятель Швеции. Правитель (ярл) государства с 1247 г. при короле Эрике Эрик- соне, а с 1250 г. – при короле Вальдемаре I, своём сыне. Проводил политику усиления королевской власти. Возглавил поход против Новгорода, но был разгромлен новгородским князем Александром Ярославичем в Невской битве 15 июля 1240 г. В шведских источниках, однако, это событие никак не отражено. После этого шведская агрессия была направлена против Финляндии.
Иона (1390-е — 1461) – митрополит Киевский и всея Руси с 1448 по 1461 гг., святой Русской церкви (канонизирован в 1547 г.). В 12 лет принял монашеский постриг в одном из галичских монастырей. На Соборе 15 декабря 1448 г. был избран митрополитом Киевским и всея Руси, но постоянно проживал в Москве. Последний московский святитель, носивший титул митрополита Киевского. Имел большое влияние на великого князя Василия II, активно участвовал в его деятельности по объединению разрозненных русских княжеств. Ввёл новый порядок избрания первосвятителей-митрополитов – Собором русских епископов с согласия московского князя.
Чингисхан (Тэмуджин, Темучин) (ок. 1155 – 1227) – основатель первого в истории единого монгольского государства, полководец. В 1183–1204 гг. разгромил основных соперников в борьбе за власть. В 1206 г. на курултае (съезде степной аристократии) был провозглашён великим ханом над всеми монголами с титулом Чингисхан (от тюрк. тенгиз — «океан, море»). В 1206 г. он обнародовал постановления, представляющие собой кодификацию обычного права (яса). В 1211 г.
Выход крестьянский – право крестьянина в России XI–XVII вв. покидать феодала. Судебник 1497 г. установил единый срок в году, в Юрьев день, для выхода крестьянского с обязательной выплатой феодалу-землевладельцу пожилого. В 1581 г. правительство Ивана IV в обстановке тяжёлого хозяйственного разорения, вызванного Ливонской войной и опричниной, запретило в ряде районов (главным образом северных и центральных) выход крестьянский, введя заповедные лета, а около 1592–1593 гг. был издан указ, запретивший вы- ход крестьянский на всей территории государства. Частичное разрешение выхода крестьянского было произведено Борисом Годуновым в 1601–1602 гг. во время голода. Указ о запрещении выхода крестьянского был подтверждён 9 марта 1607 г. в Соборном уложении царя Василия Шуйского, принятом в разгар восстания И.И. Болотникова и призванном укрепить систему крепостнических отношений. Соборное уложение 1649 г. полностью отменило выход крестьянский.
Ереси (от греческого hairеsis – особое вероучение) – течения в христианстве, отклонявшиеся от официальной церковной доктрины. В Древней Руси бытовали с XI в. В XIV–XV вв. известна ересь стригольников в Новгороде и Пскове, в конце XV – начале XVI в. ересь жидовствующих в Новгороде и Москве. Наибольшего развития в России ереси получили в середине XVI в. в Москве, Новгороде, Пскове, Твери, Заволжье, на Северной Двине (Матвей Семёнович Башкин, Феодосий Косой и др.).
Иосифляне – последователи Иосифа Волоцкого, представители церковно-политического течения в Русском государстве в конце XV – середине XVI в., отстаивавшие крайне консервативную позицию по отношению к группам и течениям, требовавшим реформирования официальной церкви. Выражали интересы крупного монастырского землевладения. Иосиф Волоцкий возглавлял церковно-политическое течение иосифлян, противостоящих течению нестяжателей. Главный вопрос, вызвавший непримиримые разногласия между ними, – о праве церкви на владение капиталом, землями, населёнными зависимыми крестьянами, и т.д. Иосиф Волоцкий и его сторонники считали, что монастыри имеют право владеть недвижимым имуществом, вести собственное хозяйство, – это необходимо им для выполнения своей высокой миссии в государстве. Постепенно из взглядов иосифлян выросло учение о самодержавной власти московских государей, стремившихся усилению централизованного Московского государства и преодолению феодальной раздробленности. Иосиф Волоцкий и его преемники были сторонниками тесного союза государства с церковью ко взаимной выгоде обоих. При Василии III иосифляне одержали верх над нестяжателями, их взгляды стали господствующими в церкви и в государстве.
Нестяжатели – религиозно-политическое течение в России конца XV – начала XVI века. Противники церковного землевладения в России. Широкое недовольство церковью, в частности стяжанием ею земель и других богатств, выступления против церкви еретиков вынудили некото



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: