В результате взаимодействия нитрата серебра и соляной кислоты и образуются вещества, относящиеся к классам/группам
1.Простое вещество 2. Кислота 3. Основание 4.Оксид 5. Соль
С1.
При выполнении задания подробно запишите ход его решения и полученный результат.
10.Какая масса нитрата алюминия образуется при взаимодействии 40,8г оксида алюминия с достаточным количеством азотной кислоты?
С2. Напишите уравнение гидролиза хлорида цинка
Ответы:
Вариант 1.
Ответы к заданиям с выбором ответа:
задания
ответ
А1
А2
А3
А4
А5
А6
А7
А8
А9
А10
А11
Ответы к заданиям с кратким ответом:
задания
ответ
В1
В2
В3
Вариант 2.
Ответы к заданиям с выбором ответа:
задания
Ответ
А1
А2
А3
А4
А5
А6
А7
А8
А9
А10
А11
Ответы к заданиям с кратким ответом:
задания
ответ
В1
В2
В3
Элементы ответа задания С1:
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
5. Контрольно-оценочные материалы для итоговой аттестации по учебной дисциплине.
Критерии оценки:
Для обучающихся II курса экзамен проводиться в устной форме. Вопросы составлены на основе знаний, умений и навыков, пройденных на I и II курсе: о неорганических веществах, соединений и их физико-химических свойствах; классификации, химических явлениях и соответствующих реакциях, формулах, системе химических элементов и периодической системе, электронной конфигураций элементов, органических веществ, предельных, непредельных, ароматических углеводородах, спиртах, фенолах, углеводах, эфирах, альдегидах, аминосоединениях, гетероциклических соединениях и их свойствах, получении, применений, изомерии, номенклатуре.
|
Общее количество состоит из 75 вопросов: из раздела неорганической химии 25, органической - 25 и 25 задач и практических работ.
Обучающийся берет билет и отвечает. Вопросы охватывают полную учебную программу и требуется ответить четко и ясно. Каждый вопрос оценивается по 5 бальной системе, оценки обобщаются и выводиться средний балл. Если ученик отвечает на вопросы правильно и охватывающие ставиться 5 баллов, ответив на вопрос правильно, но пропускает некоторые ошибки 4 балла, отвечает не систематично и с ошибками ставиться 3 балла, отвечает с ошибками, не систематично 2 балла, отвечает ошибочно 1 балл, нет ответа 0 балл.
Если ученик умеет правильно подбирать необходимое оборудование и реактивы, соблюдает правила техники безопасности, умеет точно взвешивать реактив, знает порядок смешивания воды и реактивов, сделает научно-обоснованный итоговый вывод ставится 5 баллов, соблюдает порядок последовательности выполнения лабораторной работы, умеет правильно подбирать необходимое оборудование и реактивы, соблюдает правила техники безопасности, умеет точно взвешивать реактив, но не знает порядок смешивания воды и реактивов, итоговыевыводы научно не обоснованы –4 балла, соблюдает порядок последовательности выполнения работы, умеет правильно подбирать необходимые реактивы, соблюдает правила техники безопасности, но не умеет производить точное взвешивания реактив, не знает порядок смешивания воды и реактивов, нет научно-обоснованного итогового вывода –3 балла, умеет правильно подбирать необходимое оборудование и реактивы, соблюдает правило техники безопасности, но умеет точно взвешивать необходимые реактивы, не соблюдает порядок последовательности выполнения работы, не знает порядок смешивания воды и реактивов, итоговый вывод научно необоснованный – 2 балла, соблюдается правило техники безопасности но не умеет правильно подбирать необходимое оборудования и реактивы, не умеет точно взвешивать реактив, не соблюдает порядок последовательности выполнения работы, не знает порядок смешивания воды и реактивов, итоговый вывод научно не обоснованы -1 балл, если лабораторная работа не выполнена 0 балла.
|
Для выполнения практических работ и лабораторных занятий преподаватель заранее готовит все необходимые лабораторные оборудования, реактивы и другие оснащения.
Экзаменационные билеты для профессии 19.01.17
"Повар, кондитер"
Министерство образования и науки Республики Татарстан
ГАПОУ «Чистопольский многопрофильный колледж»
РАССМОТРЕНО
предметной (цикловой) комиссией преподавателей ОО и ОГСЭ
Председатель ПЦК: _________
(Миронова Т.Ж.)
«____» __________ 20___г.
Профессия 19.01.17
Повар, кондитер
(2 семестр 2015-2016 уч.г.)
Экзаменационный билет
№ 1
УТВЕРЖДАЮ
заместитель директора по учебной работе
__________ (Нечаева С.Л.)
«____» __________ 20___г.
1. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева на основе представлений о строении атомов. Значение периодического закона для развития науки.
Критерии оценки:
-формулировка периодического закона, объяснение структуры периодической системы Согласно периодическому закону выполнено, верно.
|
- составление характеристик элементов по их положению в ПСХЭ, осуществлено, верно, согласно периодическому закону Д.И Менделеева
-составление уравнений реакций показывающих строения общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений, выполнено, верно, согласно основным правилам;
2. Алканы ряда метана, их общая формула. Метан, электронное и пространственное строение, химические свойства (горение, реакция замещения).
Критерии оценки:
- ответ о строения предельных углеводородов и их гомологов, свойствах, применении дан верно согласно теориям А.М.Бутлерова
- определение названий веществ по тривиальной или международной номенклатуре осуществлен, верно, в соответствии требованиям ИЮПАК
- составление уравнений реакций показывающие химические свойства, способы получения составлены, верно в соответствии требованиям
3. Получите и соберите оксид углерода (IV). Проведите реакции, подтверждающие его характерные свойства.
ВЫПОЛНЕНИЕ:
Для получения оксида углерода (IV) используют мел и соляную кислоту.
Химическая реакция происходит по уравнению:
СаСО3 + 2НСl = СаСl2 + НОН + СО2
Оксид углерода собирается в нижней части стакана т.к тяжелее воздуха. Проверяют его наличие по затуханию горящей лучинки.
При пропускании оксида углерода через известковую воду наблюдается ее помутнение:
Са(ОН)2 + СО2 = СаСО3 + НОН
Преподаватель: А.Л.Ионычева
БИЛЕТ № 2.
1. Строение атомов химических элементов на примере элементов второго периода и IVA группы (IV группы главной подгруппы) периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева. Закономерности в изменении свойств этих химических элементов и образованных ими простых и сложных веществ (оксидов, гидроксидов) в зависимости от строения их атомов.
Критерии оценки
- ответ о строении атомов химических элементов на примере элементов второго периода и IVA группы (IV группы главной подгруппы) периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева дан правильно.
- составление уравнений реакций показывающие химические свойства, способы получения составлены, верно, в соответствии требованиям.
2. Алкены ряда этена (этилена), их общая формула. Этен, электронное и пространственное строение молекулы, химические свойства (горение, реакции присоединения и полимеризации).
Критерии оценки
- ответ о строения непредельных углеводородов и их гомологов, свойствах, применении дан верно согласно теориям А.М.Бутлерова
- определение названий веществ по тривиальной или международной номенклатуре осуществлен, верно, в соответствии требованиям ИЮПАК
- составление уравнений реакций показывающие химические свойства, способы получения составлены, верно, в соответствии требованиям
3. Какое количество вещества азота израсходуется при взаимодействии с водородом объемом 672л?
ДАНО: V (H2) = 672л
НАЙТИ: n (N2)
РЕШЕНИЕ: N2 +3 H2 = 2NH3
На Х л N2 необходимо 672 л Н2
На 22,4 л N2 необходимо 22,4* 3 л Н2
Х = 224л
V/Vm = n, n = 10 моль
ОТВЕТ: 10 моль азота
Преподаватель: А.Л.Ионычева
БИЛЕТ №3.
1. Классификация химических реакций в неорганической и органической химии.
Критерии оценки:
- ответ о принадлежности веществ к разным классам неорганических и органических соединений, характер взаимного влияния атомов в молекулах дан, верно
-определение типов химических реакций дано, верно, согласно законам химии
- уравнения реакций написаны, верно, с учетом закона сохранения массы вещества.
2. Алкины, их общая формула. Этин (ацетилен), электронное и пространственное строение молекулы, химические свойства (горение, реакции присоединения), применение.
Критерии оценки:
- ответ о строения непредельных углеводородов и их гомологов, свойствах, применении дан верно согласно теориям А.М.Бутлерова
- определение названий веществ по тривиальной или международной номенклатуре осуществлен, верно, в соответствии требованиям ИЮПАК
- составление уравнений реакций показывающие химические свойства, способы получения составлены, верно, в соответствии требованиям
3. Проведите реакции, характерные для хлороводородной кислоты.
Н+ + Cl- = HCl
1. взаимодействие с индикаторами: лакмус – красный, метиловый оранжевый – розовый
2. взаимодействие с металлами: 2НСl + Zn = ZnCl2 + H2
2Н+ + Zn = Zn2+ + H2
3. взаимодействие с основными оксидами: 2HCl + CuO = CuCl2 + HOH
2Н+ + CuO = Cu2+ + HOH
4. взаимодействие со щелочами: HCl + NaOH = NaCl + HOH к раствору щелочи добавить фенолфталеин – окраска – малиновая затем прилить раствор кислоты – окраска исчезает
5. взаимодействие с солями: HCl + AgNO3 = AgCl + HNO3, выпадение белого осадка.
Аg+ + Cl- = AgCl
Преподаватель: А.Л.Ионычева
БИЛЕТ № 4.
1. Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация неорганических и органических кислот, щелочей, солей. Степень диссоциации.
Критерии оценки:
- определения электролитов и неэлектролитов дани правильно;
- примеры электролитическая диссоциация неорганических и органических кислот, щелочей, солейсоставлены, верно, в соответствии требованиям.
_ степень диссоциации определена правильно.
2. Арены (ароматические углеводороды), их общая формула. Бензол, его электронное строение, структурная формула, свойства, применение.
Критерии оценки:
- ответ о строения ароматических углеводородов и их гомологов, свойствах, применении дан, верно, согласно теориям А.М.Бутлерова
- определение названий веществ по тривиальной или международной номенклатуре составлено, верно, в соответствии требованиям ИЮПАК
- составление уравнений реакций показывающие химические свойства, способы получения составлены, верно, в соответствии требованиям
3. Получите кислород. Докажите наличие этого газа в сосуде.
ВЫПОЛНЕНИЕ:
Для получения кислорода можно использовать реакцию разложения перманганата калия: 2КМnO4 ===K2MnO4 + MnO2 + O2
Собирать кислород лучше вытеснением воздуха.
Доказать наличие кислорода можно, постепенно опуская тлеющую лучинку, которая при контакте с кислородом вспыхивает (кислород поддерживает горение).
Преподаватель: А.Л.Ионычева
БИЛЕТ № 5.
1. Основные положения теории химического строения органических веществ А.М. Бутлерова. Химическое строение как порядок соединения и взаимного влияния атомов в молекулах. Основные направления развития этой теории.
Критерии оценки:
- ответ об основные положения теории химического строения органических веществ А.М. Бутлерова дан правильно. Все положения перечислены и обоснованы.
2. Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие и условия его смещения (изменение концентрации реагентов, температуры, давления).
Критерии оценки:
- определение условий протекания химических реакций, дано, верно, согласно законам кинетики.
-объяснение зависимости скорости химической реакции, дано, верно, согласно законам кинетики.
- ответ о влиянии положения химического равновесия от различных факторов, дан, верно, согласно законам кинетики.
3. Вычислите массу карбида алюминия, который может получиться при взаимодействии 4,8г углерода с достаточным количеством алюминия.
ДАНО: m (C) = 4,8г
НАЙТИ: m (Al4C3)
РЕШЕНИЕ:
4Al + 3C = Al4C3
из 4,8г углерода получается Хг карбида адюминия
из 36г ---------------------------144г
Х = 19,2г
ОТВЕТ: 19,2 г карбида алюминия
Преподаватель: А.Л.Ионычева
БИЛЕТ№ 6.
1. Изомерия органических соединений и её виды.
Критерии оценки
-определение изомерии и изомеров даны, верно, согласно теории химического строения А.М.Бутлерова
- составление формул изомеров, определение названий веществ по тривиальной или международной номенклатуре
- определение видов изомерии, составление их формул и определение названий по международной номенклатуре
произведен правильно, в соответствии требованиям ИЮПАК.
2. Реакции ионного обмена. Условия их необратимости.
Критерии оценки:
- определение реакций ионного обмена, дано, верно, согласно законам кинетики.
-объяснение условий необратимости дано, верно, согласно законам кинетики.
- ответ о влиянии положения химического равновесия от различных факторов, дан, верно, согласно законам кинетики.
3. Проведите реакции, характеризующие свойства гидроксида меди (II).
ВЫПОЛНЕНИЕ:
Получить нерастворимое основание можно реакцией обмена между щелочью и растворимой солью: 2NaOH + CuCl2 = Cu(OH)2 + 2NaCl
2 OH + Cu2+ = Cu(OH)2
(голубой осадок)
1. взаимодействие с кислотами: Cu(OH)2 + 2HNO3 = Cu(NO3)2 + 2HOH (растворение осадка)
Cu(OH)2 + H+ = Cu2+ + HOH
2. разложение при нагревании: Cu(OH)2 == CuO + HOH
(черный осадок)
Преподаватель: А.Л.Ионычева
БИЛЕТ № 7.
1. Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость химической реакции (зависимость скорости от природы, концентрации веществ, площади поверхности соприкосновения реагирующих веществ, температуры, катализатора).
Критерии оценки:
- определение условий протекания химических реакций, дано, верно, согласно законам кинетики.
-объяснение зависимости скорости химической реакции, дано, верно, согласно законам кинетики.
- ответ о влиянии положения химического равновесия от различных факторов, дан, верно, согласно законам кинетики.
2. Природные источники углеводородов. Использование их в качестве топлива и в химическом синтезе.
Критерии оценки:
- классификация природных источников углеводородов и их способов переработки, в соответствии с правилами осуществлено, верно.
- оценка применения природных источников дана верно в соответствии потребностью человека
- - оценка влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы дана, верно, согласно экологическим нормам;
3. Проведите реакции, подтверждающие качественный состав хлорида меди (II).
ВЫПОЛНЕНИЕ:
В водном растворе: CuCl2 = Cu2+ + 2Cl-
1. реактив на хлрид ион – соль –нитрат серебра: CuCl2 + 2AgNO3 = 2AgCl + Cu(NO3)2 выпадение белого осадка
Ag+ + Cl- = AgCl
2. реактив на ион меди – гидроксид-ион: CuCl2 + 2NaOH = 2NaCl + Cu(OH)2 выпадение голубого осадкаCu2+ + 2OH- = Cu(OH)2
Преподаватель: А.Л.Ионычева
БИЛЕТ № 8.
1. Общая характеристика металлов главных подгрупп I - III групп (IA - IIIA групп) в связи с их положением в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева и особенностями строения их атомов. Металлическая химическая связь, химические свойства металлов как восстановителей.
Критерии оценки:
- определение принадлежности металлов главных подгрупп I - III групп (IA - IIIA групп) в связи с их положением в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева и особенностями строения их атомов продемонстрировано в полном объёме, согласно Периодическому закону
- уравнения, показывающие химические свойства металлов выполнено, верно, согласно законам химии
- определениевалентности и степени окисления химических металлов главных подгрупп I - III групп выполнено, верно.
2. Предельные одноатомные спирты, их общая формула. Этанол, электронное строение, физические, химические свойства, применение.
Критерии оценки:
- ответ о строения предельных одноатомных спиртов и их гомологов, свойствах, применении дан, верно, согласно теориям А.М.Бутлерова
- определение названий веществ по тривиальной или международной номенклатуре составлен, верно, в соответствии требованиям ИЮПАК
- составление уравнений реакций показывающие химические свойства, способы получения составлены, верно, в соответствии требованиями
3. Какая масса оксида углерода (IV) образуется при взаимодействии карбоната кальция с раствором соляной кислоты с массовой долей 8,3% и массой 100г?
ДАНО: W% HCl = 8,3%, m (HCl) = 100г
НАЙТИ: m (CO2)
РЕШЕНИЕ:
CaCO3 + 2HCl = CaCl2 + CO2 + HOH
m (HCl) = W% * m (р-ра) / 100%
m = 8,3 * 100 / 100 = 8,3г
из 8,3 г кислоты образуется Х г углекислого газа
73 г --------------------------44 г
Х = 0,5 г
ОТВЕТ: выделяется 0,5 г оксида углерода (IV)
Преподаватель: А.Л.Ионычева
БИЛЕТ № 9.
1. Общая характеристика неметаллов главных подгрупп IV - VII групп (IVA - VIIA групп) в связи с их положением в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева и особенностями строения их атомов. Изменение окислительно-восстановительных свойств неметаллов на примере элементов VIA группы.
Критерии оценки:
- определение принадлежности металлов главных подгрупп IV - VII групп (IVA - VIIA групп) в связи с их положением в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева и особенностями строения их атомов продемонстрировано в полном объёме, согласно Периодическому закону;
- уравнения, показывающие химические свойства металлов выполнено, верно, согласно законам химии;
- определениевалентности и степени окисления химических металлов главных подгрупп I - III групп выполнено, верно.
2. Глицерин - представитель многоатомных спиртов. Строение, физические и химические свойства (реакция этерификации), применение.
Критерии оценки
- ответ о строении многоатомных спиртов об их видах, свойствах дан, верно, согласно теории А.М.Бутлерова
- составление уравнений реакций показывающие химические свойства и качественные реакции составлены, верно, в соответствии с требованиями
- правильно определена роль многоатомных спиртов
3. Получите и соберите водород. Докажите его наличие в пробирке.
ВЫПОЛНЕНИЕ:
В лаборатории водород можно получить действием раствора соляной кислоты на металлы.
Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2
После наполнения пробирки водородом ее аккуратно снимают, поворачивают вверх отверстием, одновременно поднося к нему горящую лучинку. Сгорание чистого водорода сопровождается хлопком.
Преподаватель: А.Л.Ионычева
БИЛЕТ № 10.
1. Аллотропия веществ, состав, строение, свойства аллотропных модификаций.
Критерии оценки:
- определение аллотропии простых веществ и особенностями состава, строения их атомов и кристаллической решетки продемонстрировано в полном объёме, согласно Периодическому закону;
- примеры аллотропных модификаций приведены в соответствии с требованиями.
2. Фенол, его строение, свойства, применение.
Критерии оценки:
- ответ о сторении фенола и его гомологов, свойствах, применении дан верно согласно теориям А.М.Бутлерова
- определение названий веществ по тривиальной или международной номенклатуре осуществлен, верно, в соответствии требованиям ИЮПАК
- составление уравнений реакций показывающие химические свойства, способы получения составлены, верно в соответствии требованиям
3. Вычислите, где больше массовая доля в (%) серы: в сероводороде или сернистом газе.
ДАНО: H2S, SO2
НАЙТИ: W% (S)
РЕШЕНИЕ:
W% = n * Ar / Mr
Mr (H2S) = 34 Mr (SO3) = 64
W% = 1*32 / 34 = 94%
W% = 1*32 / 80 = 50%
Преподаватель: А.Л.Ионычева
БИЛЕТ № 11.
1. Электролиз растворов и расплавов солей (на примере хлорида натрия). Практическое значение электролиза.
Критерии оценки:
- описание способов электролиза, дано, верно
- уравнения реакций электролиза составлены правильно в соответствии законами химии
--знание Теории электролитической диссоциации продемонстрировано в полном объёме
2. Альдегиды, их общая формула, химические свойства, получение и применение (на примере муравьиного и уксусного альдегидов).
Критерии оценки:
- ответ о строения альдегидов и их гомологов, свойствах, применении дан, верно, согласно теориям А.М.Бутлерова
- определение названий веществ по тривиальной или международной номенклатуре составлено, верно, в соответствии требованиям ИЮПАК
- составление уравнений реакций показывающие химические свойства, способы получения составлены, верно, в соответствии требованиями
3. Какое количество вещества оксида углерода (IV) образуется при разложении 50г карбоната кальция?
ДАНО: m (CaCO3) = 50г
НАЙТИ: n (CO2)
РЕШЕНИЕ:
CaCO3 ==== CaO + CO2
Из 50г СаСО3 образуется Х моль СО2
100г ---------------------1моль
Х = 0,5 моль
ОТВЕТ: 0,5 моль углекислого газа.
Преподаватель: А.Л.Ионычева
БИЛЕТ № 12.
1. Водородные соединения неметаллов. Закономерности в изменении их свойств в связи с положением химических элементов в периодической системе Д. И. Менделеева.
Критерии оценки:
- определение и классификация водородных соединений и принцип составления формул продемонстрировано в полном объёме, согласно структуре соединений;
- ответ о строении и свойствах водородных соединений дан, верно;
- молекулярные и ионные уравнения реакций, закономерности в изменении свойств оксидов в связи с положением химических элементов в периодической системе написаны, верно, согласно Периодическому закону.
2. Предельные одноосновные карбоновые кислоты, их общая формула. Уксусная кислота, структурная формула, свойства, применение.
Критерии оценки:
- ответ о строения предельных одноатомных спиртов и их гомологов, свойствах, применении дан, верно, согласно теориям А.М.Бутлерова
- определение названий веществ по тривиальной или международной номенклатуре составлено, верно, в соответствии требованиям ИЮПАК
- составление уравнений реакций показывающие химические свойства, способы получения составлены, верно, в соответствии требованиями
3. Выделите чистую поваренную соль из ее смеси с речным песком.
ВЫПОЛНЕНИЕ:
1. Растворить загрязненную соль в небольшом объеме воды.
2. Дать раствору отстояться
3. Очистить полученный раствор с помощью фильтрования, затем осторожно слить жидкость с отстоявшегося осадка
4. Полученный фильтрат вылить в фарфоровую чашечку и нагреть в пламени спиртовки до полного испарения воды.
Преподаватель: А.Л.Ионычева
БИЛЕТ № 13.
1. Высшие оксиды химических элементов третьего периода. Закономерности в изменении их свойств в связи с положением химических элементов в периодической системе Д.И. Менделеева. Характерные химические свойства оксидов: основных, амфотерных, кислотных.
Критерии оценки:
- определение и классификация высших оксидов и принцип составления формул продемонстрировано в полном объёме, согласно структуре соединений
- ответ о строении и свойствах оксидов дан, верно
- молекулярные и ионные уравнения реакций, закономерности в изменении свойств оксидов в связи с положением химических элементов в периодической системе написаны, верно, согласно Периодическому закону.
2. Жиры, их состав и свойства. Жиры в природе, превращение жиров в организме. Продукты технической переработки жиров, понятие о мылах.
Критерии оценки
- описание способов получения жиров из предельных и непредельных спиртов, дано, верно,
- уравнения реакций получения жиров составлены правильно в соответствии законами химии
--знание о применении жиров., их биологических функциях в организме человека продемонстрировано в полном объёме
3. Проведите реакции, позволяющие осуществить следующие превращения:
Cu(NO3)2 --- Cu(OH)2 --- CuO
ВЫПОЛНЕНИЕ:
Cu(NO3)2 + 2NaOH = Cu(OH)2 + 2 NaNO3 осадок голубого цвета
Cu2+ + 2OH- = Cu(OH)2
t
Cu(OH)2 == CuO + HOH (черный осадок)
Преподаватель: А.Л.Ионычева
БИЛЕТ № 14.
1. Кислоты, их классификация и химические свойства на основе представлений об электролитической диссоциации. Особенности свойств концентрированной серной кислоты на примере взаимодействия её с медью.
Критерии оценки:
- определение и классификация кислот продемонстрировано в полном объёме, согласно структуре соединений
- ответ о строении кислот дан, верно
- молекулярные и ионные уравнения реакций написаны, верно, согласно теории ЭД
2. Целлюлоза, состав, физические и химические свойства, применение. Понятие об искусственных волокнах на примере ацетатного волокна.
Критерии оценки
- ответ о строения полисахаридов и их гомологов, свойствах, применении дан, верно, согласно теориям А.М.Бутлерова
- определение названий веществ по международной номенклатуре осуществлено, верно, в соответствии требованиям ИЮПАК
- роль полисахаридов в жизни живых организмов определен, верно, в соответствии со свойствами
3. Какое количество вещества алюминия образуется при восстановлении 20.4г оксида алюминия водородом?
ДАНО: m (Al2O3) = 20,40
НАЙТИ: n (Al)
РЕШЕНИЕ:
Al2O3 + 3H2 =2 Al +3HOH
n (Al2O3) = m/M = 20,40 / 102 = 0,2 моль
1 моль Al2O3------- 2моль Al
0,2 моль ------------Х моль
Х = 0,4 моль
ОТВЕТ: 0,4 моль алюминия
Преподаватель: А.Л.Ионычева
БИЛЕТ № 15.
1. Основания, их классификация и химические свойства на основе представлений об электролитической диссоциации.
Критерии оценки:
- определение и классификация оснований продемонстрировано в полном объёме, согласно структуре соединений
- ответ о строении оснований дан, верно
- молекулярные и ионные уравнения реакций написаны, верно, согласно теории ЭД.
2. Глюкоза - представитель моносахаридов, строение, физические и химические свойства, применение, биологическая роль.
Критерии оценки
- ответ о строения моносахаридов и их гомологов, свойствах, применении дан, верно, согласно теориям А.М.Бутлерова
- определение названий веществ по международной номенклатуре осуществлено, верно, в соответствии требованиям ИЮПАК
- роль моносахаридов в жизни живых организмов определен, верно, в соответствии со свойствами
3. Как распознать с помощью характерной реакции соль серной кислоты среди трех выданных растворов солей?
ВЫПОЛНЕНИЕ:
1. Взять пробы из трех пробирок
2. Добавить в каждую пробу раствор хлорид бария, т.к. он является реактивом на сульфат ион
3. В пробирке с солью серной кислоты выпадает белый осадок сульфата бария
Ba2+ + SO42- = BaSO4
(белый осадок)
Преподаватель: А.Л.Ионычева
БИЛЕТ № 16.
1. Средние соли, их состав, названия, химические свойства (взаимодействие с металлами, кислотами, щелочами, друг с другом с учётом особенностей реакций окисления-восстановления и ионного обмена).
Критерии оценки:
- определение и классификация и свойства продемонстрированы в полном объёме, согласно структуре соединений
- ответ о составе и свойствах солей, особенность окисления- восстановления дан, верно, согласно теории ОВР
- молекулярные и ионные уравнения реакций написаны, верно, согласно теории ЭД
2. Крахмал, нахождение в природе, гидролиз крахмала, применение.
Критерии оценки
- ответ о строения полисахаридов и их гомологов, свойствах, применении дан, верно, согласно теориям А.М.Бутлерова
- определение названий веществ по международной номенклатуре осуществлено, верно, в соответствии требованиям ИЮПАК
- роль полисахаридов в жизни живых организмов определен, верно, в соответствии со свойствами
3. Проведите реакции, подтверждающие качественный состав серной кислоты.
ВЫПОЛНЕНИЕ:
В растворе: H2SO4 == 2H+ + SO42-
Реактивом на ион водорода служит лакмус (красная окраска), метиловый оранжевый (розовая окраска)
Реактивом на сульфат-ион является ион бария: Вa2+ + SO42- = BaSO4
(белый осадок)
Преподаватель: А.Л.Ионычева
БИЛЕТ № 17.
1. Гидролиз солей (разобрать первую стадию гидролиза солей, образованных сильным основанием и слабой кислотой, слабым основанием и сильной кислотой).
Критерии оценки:
- описание способов гидролиза, дано, верно
- уравнения реакций гидролиза составлены правильно в соответствии законами химии
--знание Теории электролитической диссоциации продемонстрировано в полном объёме
2. Аминокислоты - амфотерные органические соединения, их строение, химические свойства (взаимодействие с соляной кислотой, щелочами, друг с другом), применение, биологическая роль.
Критерии оценки:
- ответ о строения аминокислот и их видах, свойства дан, верно, согласно теории А.М.Бутлерова
- определение названий веществ по тривиальной или международной номенклатуре дан, верно, в соответствии требованиям ИЮПАК
- составление уравнений реакций показывающие амфотерность составлены, верно, в соответствии требованиями
- правильно определена биологическая роль аминокислот.
3. Реакция разложения перманганата калия идет по уравнению:
2KMnO4 --- K2MnO4 + MnO2 + O2. Какую массу перманганата калия необходимо разложить для получения 3 моль кислорода.
ДАНО: n (O2) = 3 моль
НАЙТИ: m (KМnO4)
РЕШЕНИЕ:
2КмnO4 === K2MnO4 + MnO2 + O2
при разложении 316 г КmnO4 образуется 1 моль О2
Х----------------------------3 моль
Х = 948 г
ОТВЕТ: 948 г перманганата калия
Преподаватель: А.Л.Ионычева
БИЛЕТ № 18.
1. Коррозия металлов (химическая и электрохимическая). Способы предупреждения коррозии.
Критерии оценки:
- определение металлов и сплавов, широко используемых человеком выполнено, верно, согласно ПСХЭ
- ответ о процессе коррозии и о мерах защиты от коррозиидан, верно
-уравнения реакций, показывающие процесс и условия коррозии написаны в соответствии мимическому процессу
2. Анилин - представитель ароматических аминов, строение, свойства, получение, значение в развитии органической химии.
Критерии оценки:
- ответ о строения аминов и их видах дан, верно, согласно теории А.М.Бутлерова
- определение названий веществ по тривиальной или международной номенклатуре дан, верно, в соответствии требованиями ИЮПАК
- составление уравнений реакций показывающие свойства составлены, верно, в соответствии требованиями
3. Какая масса осадка карбоната кальция выделится при сливании избытка раствора карбоната натрия и раствора, содержащего 0.1 моль гидроксида кальция.
ДАНО: n (Ca(OH)2) = 0,1 моль
НАЙТИ: m (СаСО3)
РЕШЕНИЕ: Са(ОН)2 + Na2CO3 = CaCO3 + 2NaOH
Из0,1 моль Са(ОН)2 образуется Хг СаСО3
1 моль ---------------------------100г
Х = 10г
ОТВЕТ: 10г
Преподаватель: А.Л.Ионычева
БИЛЕТ № 19.
1. Окислительно-восстановительные реакции (разобрать на примерах взаимодействия алюминия с оксидом железа(III), азотной кислоты с медью).
Критерии оценки:
-определение окислителя и восстановителя в окислительно-восстановительных реакциях выполнено, верно, согласно классификации химических реакций
- уравнения окислительно-восстановительных реакций написаны, верно, согласно теории ОВР
-правильно определены степени окисления, окислители и восстановители, согласно теории ОВР
2. Взаимосвязь между углеводородами и кислородосодержащими органическими соединениями (раскрыть на примере превращений: предельный углеводород → непредельный углеводород → альдегид → предельная одноосновная карбоновая кислота → сложный эфир).
Критерии оценки
- Взаимосвязь между углеводородами и кислородосодержащими органическими соединениям определена верно, согласно теории А.М.Бутлерова
- составление уравнений реакций показывающие взаимосвязь между углеводородами и кислородосодержащими органическими соединениями составлены, верно, в соответствии требованиями
3. Как распознать с помощью характерной реакции соль хлороводородной кислоты среди трех выданных растворов солей?
ВЫПОЛНЕНИЕ:
1. Взять пробы из трех пробирок
2. Добавить в каждую пробу нитрат серебра
3. В пробирке с солью соляной кислоты выпадает белый осадок
Cl- + Ag+ = AgCl
Преподаватель: А.Л.Ионычева
БИЛЕТ № 20.
1. Железо, положение в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, строение атома, возможные степени окисления, физические свойства, взаимодействие с кислородом, галогенами, растворами кислот и солей. Сплавы железа. Роль железа в современной технике.
Критерии оценки
- ответ о положении железа в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, строение атома, возможные степени окисления, физические свойства, взаимодействие с кислородом, галогенами, растворами кислот и солей дан правильно.