Пермский государственный торгово-технологический колледж
Курсовая работа по дисциплине «Экономика отрасли»
«Финансовое планирование в предприятии общественного питания»
Выполнила:
Студентка группы
Проверила:
Пермь 2009
Содержание
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Финансовое планирование в предприятии общественного питания
1.1. Сущность финансового плана предприятия питания, основные предпосылки для его составления, цели и задачи………………………….5
1.2. Состав и структура имущества, источники его образования………....9
1.3. Составление финансового плана……………………………………….11
Глава 2. Финансовое планирование в ООО «Калигула»…………………14
Заключение…………………………………………………………………...22
Приложения…………………………………………………………………..23
Список использованных источников……………………………………….24
Введение
В рыночной экономике бизнес – план является рабочим инструментом, используемым во всех сферах предпринимательства. Бизнес – план описывает процесс функционирования фирмы, показывает каким образом её руководители собираются достичь свои цели и задачи, в первую очередь повышения прибыльности работы.
Важной частью бизнес – плана является финансовый план.
Актуальность это темы вызвана тем, что нормальное функционирование предприятия невозможно без финансовых ресурсов, которые необходимо расходовать для приобретения сырья, товаров, расчетов с поставщиками, для удовлетворения экономических и социальных интересов членов трудового коллектива. Требуется прогнозировать движение этих средств, планировать поступление финансовых ресурсов, их целевое распределение.
Объектом финансового планирования является финансовая деятельность предприятия, которая состоит в формировании различных фондов денежных средств, их распределении и использовании. Финансовое планирование охватывает процесс определения доходов и поступлений, расходов и отчислений.
Цель финансового планирования заключается, прежде всего, в том, чтобы определить источники получения и размеры доходов от хозяйственной деятельности и других денежных поступлений и обосновать конкретные направления эффективного их расходования в соответствии со стратегическими задачами предприятия.
Финансовое планирование дает возможность рассмотреть и сравнить возможные альтернативные варианты финансовой стратегии предприятия общественного питания и обеспечить на этой основе достижение предприятием устойчивого финансового состояния.
С помощью финансового планирования достигается взаимная координация разных направлений деятельности предприятия общественного питания с точки зрения потребности в финансовых ресурсах и их наличия. Это обеспечивает выбор приоритетных направлений развития предприятия на основе согласования разных целей и возможных путей их достижения.
Финансовое планирование позволяет сопоставить разные варианты управления финансами предприятия для того, чтобы выбрать наилучший вариант развития предприятия и его финансового обеспечения.
В процессе финансового планирования оценивается реальность запланированных перспектив развития предприятия и эффективность управленческих решений каких-либо вопросов его деятельности, которые предлагается осуществить в будущем. Поэтому разработка финансового плана является логичным завершением процесса планирования деятельности организации (предприятия) в целом и дает возможность оценить конечные результаты хозяйствования в плановом периоде.
Результаты разработки финансового плана необходимы руководству для обобщения информации об источниках денежных средств, объемах и направлениях их использования, финансовом состоянии предприятия в течение или в конце планового периода.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что изучение данной темы является актуальным в современных условиях.
Основной целью данного курсового проекта является изучение роли финансового планирования в повышении доходности бизнеса.
Следовательно, задачами данной работы являются:
o изучить понятие финансового плана и его сущности;
o изучить цели и задачи финансового планирования на предприятии;
o изучить состав и структуру имущества, источники его образования;
o изучить методику разработки финансового планирования на предприятии;
Глава 1. Финансовое планирование в предприятии общественного питания.
1.1. Сущность финансового плана предприятия питания, основные предпосылки для его составления, цели и задачи.
Финансовое планирование является заключительным этапом всего процесса планирования хозяйственной деятельности предприятия питания — это процесс научного обоснования движения финансовых ресурсов и соответствующих финансовых отношений. Его необходимость вызвана тем, что нормальное функционирование предприятия питания невозможно без финансовых ресурсов, которые необходимо расходовать для приобретения сырья, товаров, расчетов с поставщиками, для удовлетворения экономических и социальных интересов членов трудового коллектива. Требуется прогнозировать движение этих средств, планировать поступление финансовых ресурсов, их целевое распределение.
Объектом финансового планирования является финансовая деятельность предприятия, которая состоит в формировании различных фондов денежных средств, их распределении и использовании. Финансовое планирование охватывает процесс определения доходов и поступлений, расходов и отчислений.
Цель финансового планирования заключается прежде всего в том, чтобы определить источники получения и размеры доходов от хозяйственной деятельности и других денежных поступлений и обосновать конкретные направления эффективного их расходования в соответствии со стратегическими задачами предприятия.
Финансовое планирование дает возможность рассмотреть и сравнить возможные альтернативные варианты финансовой стратегии предприятия общественного питания и обеспечить на этой основе достижение предприятием устойчивого финансового состояния.
С помощью финансового планирования достигается взаимная координация разных направлений деятельности предприятия общественного питания с точки зрения потребности в финансовых ресурсах и их наличия. Это обеспечивает выбор приоритетных направлений развития предприятия на основе согласования разных целей и возможных путей их достижения.
Финансовое планирование позволяет сопоставить разные варианты управления финансами предприятия для того, чтобы выбрать наилучший вариант развития предприятия и его финансового обеспечения.
В процессе финансового планирования оценивается реальность запланированных перспектив развития предприятия и эффективность управленческих решений каких-либо вопросов его деятельности, которые предлагается осуществить в будущем. Поэтому разработка финансового плана является логичным завершением процесса планирования деятельности организации (предприятия) в целом и дает возможность оценить конечные результаты хозяйствования в плановом периоде.
Результаты разработки финансового плана необходимы руководству для обобщения информации об источниках денежных средств, объемах и направлениях их использования, финансовом состоянии предприятия в течение или в конце планового периода.
Инвестор предприятия на основе информации, содержащейся в финансовом плане, также может оценить уровень платежеспособности субъекта хозяйствования, возможность своевременного и полного исполнения взятых им на себя обязательств, сделать необходимые выводы об эффективности использования заемных средств, риске и эффективности инвестиционных проектов.
Информация финансового плана интересует и собственника предприятия. С ее помощью он сможет оценить уровень и размер дивидендов, которые можно получить от данного предприятия, темпы прироста его реальных активов, размеры увеличения рыночной стоимости предприятия и его акций.
Основной информацией для разработки финансового плана являются:
1) показатели хозяйственной деятельности на планируемый период (товарооборот, выпуск продукции собственного производства, нормативы товарных запасов, издержки производства и обращения, валовой доход, прибыль и др.);
2) планы развития материально-технической базы предприятия (реконструкция, техническое перевооружение, новое строительство);
3) нормативы отчислений в бюджетные фонды, ставки налогов на прибыль, недвижимость, доходы;
4) материалы анализа финансового состояния предприятия и оценка выполнения финансового плана за отчетный период.
Информация, которая используется при составлении финансового плана может быть внутренней и внешней.
Внутренняя информация может быть получена из следующих источников:
· генеральная стратегия развития предприятия на плановый период;
· план товарооборота по объему и составу, его товарное обеспечение;
· норматив запасов сырья и товаров;
· план развития материально-технической базы;
· план по труду и социальным вопросам;
· план валовых доходов;
· план издержек производства и обращения;
· плановый расчет отчислений в бюджет и во внебюджетные фонды;
· баланс предприятия на начало планируемого периода;
· материалы анализа эффективности хозяйственной деятельности предприятия;
· материалы оценки финансового состояния;
· выявление сильных и слабых сторон предприятия общественного питания.
Внешнее окружение оказывает непосредственное влияние на стратегию и тактику управления финансами предприятия общественного питания. Поэтому возникает необходимость использования в процессе финансового планирования внешних источников информации.
Среди таких источников можно выделить:
· прогноз инфляционной ситуации;
· прогноз изменений в государственной политике денежного обращения;
· прогноз изменений налоговой политики;
· прогноз конъюнктуры кредитного рынка (условия выдачи кредита, ставка процентов за кредит, объемы кредитования, субъекты кредитования);
· прогноз конъюнктуры фондового рынка (объем фондовых операций, цена купли и продажи ценных бумаг, их ликвидность);
· прогноз развития страхового рынка (виды страховых услуг, цены на эти услуги, финансовые возможности страховых компаний);
· информация о направлениях развития валютного рынка и его государственного регулирования;
· оценка инвестиционного климата в данной сфере экономики.
Финансовое планирование включает составление финансового плана (в форме баланса доходов и расходов предприятия); кредитного плана; кассового плана и других расчетов. Финансовый план предусматривает определение потребности предприятия общественного питания в финансовых ресурсах, источников их образования (собственные и заемные) и направлений использования, а также взаимоотношений предприятия с финансовой системой по платежам в бюджет.
Финансовый план предприятия должен способствовать решению следующих задач:
· получение прибыли для удовлетворения экономических интересов собственника и членов трудового коллектива;
· повышение эффективности использования собственных средств;
· установление источников поступления средств;
· повышение финансовой устойчивости, платежеспособности предприятия.
Состав и структура имущества, источники его образования
Финансовая устойчивость предприятия во многом зависит от состава и структуры его имущества. Имуществом предприятия называется совокупность экономических ресурсов, представленная активами.
Имущество предприятия неоднородно, в его составе выделяются такие группы, как основные средства, другие виды внеоборотных активов, запасы товарно-материальных ценностей, денежные средства и средства в расчетах (Приложение 1).
Основной капитал предприятия общественного питания представлен следующими видами внеоборотных активов:
1) основными фондами;
2) нематериальными активами;
3) незавершенными капитальными вложениями;
4) долгосрочными финансовыми вложениями;
5) прочими внеоборотными активами.
В состав внеоборотного капитала входят следующие виды оборотных активов:
1) товарно-материальные ценности;
2) дебиторская задолженность;
3) денежные средства во всех видах и формах.
На процесс формирования имущества оказывают влияние внутренние и внешние факторы.
К внутренним факторам относятся: тип, категория предприятия общественного питания, объем деятельности, стратегические и тактические цели, стадия жизненного цикла предприятия и др.
К внешним факторам относятся: состояние экономики государства, конъюнктура рынка имущества, наличие конкурентов в данной сфере предпринимательской деятельности и др.
Формирование имущества, которое находится в распоряжении предприятия, происходит за счет использования различных источников, которые можно подразделить на две группы: внутренние (собственные) и внешние (заемные и привлеченные).
Внутренние и внешние источники финансирования капитала отражаются в пассиве бухгалтерского баланса. При этом должно соблюдаться равенство активов и пассивов (Приложение 2).
Собственный капитал предприятия по своему объему должен превышать потребность в формировании внеоборотных активов.
Это создает условия для формирования собственного оборотного капитала и является фактором стабильного развития предприятия, его финансового обеспечения, снижения хозяйственного риска.
Необходимый размер формирования собственного капитала отвечает следующему условию:
СК = ВА + СОбА,
где СК— собственный капитал; ВА — потребность в формировании внеоборотных активов; СОбА — необходимый размер формирования оборотных активов за счет собственных финансовых ресурсов.
1.3. Составление финансового плана
Финансовый план для вновь создаваемых и существующих предприятий является самым сложным и ответственным разделом бизнес-плана.
Финансовый план предприятия — это документ, отражающий объемы поступления и расходования денежных средств, представленный в виде баланса доходов и направлений расходов предприятия на планируемый год. Финансовый план необходим предприятию для того, чтобы прогнозировать финансовые результаты своей деятельности и рационально использовать финансовые ресурсы в соответствии с выбранной финансовой стратегией.
Главная цель составления финансового плана заключается в согласовании намечаемых расходов с финансовыми возможностями предприятия.
При разработке финансового плана следует придерживаться следующих требований к его составлению:
· достоверность используемых данных;
· наличие нескольких альтернативных решений;
· гибкость и оперативность в планировании;
· согласованность и взаимосвязь со всеми другими разделами плана хозяйственной деятельности предприятия (бизнес-плана).
Для составления финансового плана используется следующая информация:
· бухгалтерский баланс за 2—3 года, предшествующие планируемому;
· данные анализа финансового состояния предприятия;
· прогнозные данные об основных показателях деятельности предприятия (товарообороте, валовых доходах, издержках производства и обращения, прибыли и др.);
· данные об объемах капитальных вложений;
· сведения о движении основных фондов и оборотных средств;
· нормативы отчислений налогов в бюджет, бюджетные фонды;
· нормы амортизационных отчислений;
· другие сведения.
В процессе составления финансового плана:
· определяются источники и объем собственных финансовых ресурсов предприятия (прибыль, амортизация, устойчивые пассивы и др.);
· изучается возможность и целесообразность привлечения финансовых ресурсов за счет получения кредитов, выпуска ценных бумаг и др.;
· выбираются рациональные формы образования и использования фондов денежных средств, взаимоотношения с бюджетом, банковскими учреждениями, вышестоящей организацией, своими работниками;
· устанавливаются рациональные пропорции распределения финансовых ресурсов для развития предприятия, материального стимулирования работников, удовлетворения социальных потребностей членов трудового коллектива или вложения их в деятельность других предприятий (долевое участие в формировании уставных фондов, операции на финансовом рынке);
· определяются целесообразность и экономическая эффективность планируемых капитальных вложений;
· выявляются резервы роста рентабельности предприятия.
Прежде чем составить финансовый план, необходимо провести экономические расчеты следующих показателей:
· потребности в собственных оборотных средствах;
· прибыли и ее распределения;
· фонда потребления и фонда накопления и сметы их расходования;
· прироста устойчивых пассивов;
· источников финансирования капитальных вложений.
Формой финансового плана на предприятии питания служит баланс доходов и расходов.
Форма финансового плана варьируется в зависимости от формы собственности. В частности, предприятия негосударственной формы собственности не планируют ассигнования из бюджета, так как все расходы финансируются за счет собственных ресурсов.
Глава 2. Финансовое планирование в ООО «Калигула»