Домашнее задание сфотографировать и выслать сообщением в ВКонтакте Фомичеваой Алене Игоревне
адрес: https://vk.com/id365808862
(вопросы консультационного характера по выполнению и ведению домашнего задания пишите, пожалуйста, в личку!)
ИЗУЧЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ
Раздел2. Тон в природе и искусстве.
Урок 7: «Контраст и нюанс тона – как важнейшие понятия в рисунке.
Цель: Закрепление навыков работы, различным тоном используя простые карандаши разной твердости.Беседа по теме.
Обучающая: знакомство с понятиями «контраста » и «нюанса», обучение умению выражать в композиции свои настроения и переживания с помощью контрастных и нюансных сочетаний, углубление представления учащихся о цвете в живописи, богатстве его выразительных возможностей..
Развивающая: развитие творческого воображения.
Воспитывающая: воспитание художественного вкуса, эстетического цветового ощущения и изысканности цветовых оттенков.
Задание: Упражнение на заполнение листа прямоугольными формами (подразумевая домики, крыши, окна)
- без фона
- градации создать сгущением штрихотона.
Материалы: формат А4, карандаш
Сдача работы: 07.11.2020
ХОД РАБОТЫ
1. Беседа по теме. Изучение новой темы
2. Подготовительная работа с набросками и зарисовками, отштриховки. (максимально отобразить разнообразие штриха на формате А4)
Выполнение формате А3 задания, простой карандаш.
Беседа по теме.
Урок 7: «Контраст и нюанс тона – как важнейшие понятия в рисунке.
Цель: Закрепление навыков работы, различным тоном используя простые карандаши разной твердости.Беседа по теме.
Задание: Упражнение на заполнение листа прямоугольными формами (подразумевая домики, крыши, окна)
|
- без фона
- градации создать сгущением штрихотона., на формате А3
Повторение изученного материала по теме.
Тон – светосила, которая зависит от освещения и собственной окраски предметов. Есть ещё такое понятие как тональный масштаб или тональная шкала - это передача света, тени, полутени того предмета, который мы рисуем. Очень важно понимать, что тема тона не зависит от материалов художника, то есть, свет и тень можно передать как карандашами, маркерами, ручкой, так и маслом, акварелью, акрилом и тд.
У каждого предмета есть свой цвет. Многие начинающие художники не понимают, как цвет можно перевести в тон. Чтобы увидеть все тональные отношения в предмете, нужно рассмотреть - где самое светлое место, где самое тёмное, а где - плавный переход между ними, называющийся полутенью. Для этого можно либо сильно прищуриться, либо сфотографировать предмет и перевести фото в чб вариант. Тогда вы увидите, что по тону, например, жёлтый будет светлее, чем красный. А листик на дереве темнее, чем голубое небо.
Тональная шкала - это плавный (подчёркиваю) переход от света к тени. Когда мы делаем резкий переход, то предмет делится по линии на две половины - светлую и темную, тогда он становится неестественным и плоским. Когда переход правильный, то и предмет выглядит более объёмно и реалистично.
Когда мы говорим об объёме, то тон и тональные отношения очень важны. Чтобы добиться объёма, нужно выделить основные составляющие: блик, свет, полутень, тень (собственная), рефлекс, падающая тень (тень от предмета). Очень хорошо этот момент иллюстрирует фото.
|
Художник может менять тональность своей работы в целом. Например, вы рисуете яблоко под искусственным освещением (лампой), когда под яблоком очень тёмная тень. Вы можете сделать её светлее, чтобы "чёрное" пятно тени не отвлекало зрителя от самого яблока.
Нюанс – контраст
Эта пара средств гармонизации характеризует степень сходства и различия элементов композиции. Она может быть выявлена только при сравнении элементов по одному композиционному свойству, например размеру или геометрическому виду. Элементы могут находиться в нюансном отношении по одному признаку и контрастном – по-другому. Крайними полюсами отношения «нюанс – контраст» являются полное сходство или тождество элементов с одной стороны, и их полная полярность или противоположность, с другой.
Нюанс характеризуется слабым различием элементов композиции по основным композиционным признакам. Например, в фактурных поверхностях он представляет крупную или мелкую зернистость, в цвете – оранжево-красные и красные оттенки и т.д. Нюансное отношение может быть сближенным и отдалённым.
Сближенное отношение предполагает построение композиции с использованием элементов, которые характеризуются так называемым обратным изменением свойств, например, увеличением размеров и уплощением рельефа.
Отдаленное отношение выражается прямым или параллельным изменением свойств элементов, например возрастанием яркости цвета и увеличением размеров. Соответственно при той или иной нюансировке меняется и характер композиции при сглаживании различий она становится более спокойной, а при их увеличении – острой. В целом нюанс способствует установлению зрительного равновесия между частями композиции, достижению её цельности.
|
Контраст представляет собой резкое отличие элементов композиции. При его использовании сильнее выявляются художественные качества каждого элемента. Оно может быть, так же как и нюансное различие, сдержанным и обострённым. Сдержанный контраст проявляется при резком различии второстепенных элементов. Скажем, тогда, когда эти элементы выполнены в контррельефе и горельефе или имеют дополнительные цвета. Обострённый контраст имеет место при резком отличии главного элемента от второстепенных элементов. Он может быть выражен в размерах, расположении, цвете, пластике формы. При нём композиция приобретает динамизм и самую большую активность в плане воздействия на зрителя.
- «Контрастные цвета » – это цвета, которые взаимно дополняют друг друга и в цветовом круге противолежат друг другу. Например: красный-зеленый, жёлтый-фиолетовый, синий-оранжевый.
- Явление “ цветового контраст а” заключается в том, что цвет изменяется под влиянием других, окружающих его цветов. Например: красный помидор будет выглядеть краснее на фоне зеленой петрушки.
Цвет является одним из самых мощных имеющихся у нас инструментов для создания художественного образа в живописи.
Самое простое правило, которое нужно помнить – это использование силы дополнительных или контрастных цветов.
Теперь рассмотрим понятие «цветовые нюансы».
Нюансная гармония строится на сочетаниях оттенков одного цветового тона, а также на сочетаниях цветов соседних или близко расположенных на цветовом круге.
Контраст и нюанс всегда изучаются во взаимодействии друг с другом. Мы идём к контрасту, уходя от нюанса, и наоборот, идём к нюансу, уходя от контраста.
Давайте посмотрим, как выглядит цветовой нюанс в живописи на примере натюрмортов, выполненных в сближенной цветовой гамме или иначе, выстроенных на нюансных цветовых сочетаниях.
Понятие о контрасте и нюансе, цвет композиции.
Флорист будет при составлении работы должен обращать внимание на цветовую гамму и контраст, чтобы достичь следующего:
- богатого напряжения,
- мягкого, тонко согласованного акцентирования,
- экспрессивного воздействия работы, например радостный повод или печальный и т.д.
В зависимости от положения в спекральном кругу различают основные и смешанные цвета. Выбор цвета, его световой интенсивност влияет на эмоциональный мир человека, обогащая или обедняя его.
Иттен выделил основные цвета или цвета 1-го порядка – красный, синий, желтый.
Эти цвета нельзя получить путем смешения других цветов.
Смешивая цвета между собой мы получаем цвета 2-го порядка (оранжевый, зеленый и фиолетовый).
При соединении одного цвета основного и одного цвета первого порядка мы получаем цвета 3-го порядка (желто-оранжевый, сине-фиолетовый, желто-зеленый и т.д.)
В эмоциональном отношении цвета различаются сточки зрения возбуждения и покоя, активноти и покоя.
Активные цвета (красный и желтый) больше привлекают внимания и дольше остаются в памяти, чем пассивные (синий и зеленый).
К теплым цветам относятся цвета, имеющие красные или желтые оттенки. Среда, в которой используются только холодные оттенки, выглядит безликой, вызывает ощущение холода и пустоты. Теплые тона приближают предметы, холодные отдаляют их. Но злоупотреблять теплыми цветами не стоит.
Сильная яркость возбуждает, воодушевляет человека, ослабленная – успокаивает. Ясная, яркая и гармоничная цветовая композиция пробуждает чувство радости и веселья.
Изменяя световой тон одного и того же цвета, можно изменять восприятие пространства и предметов, увеличивая или умненьшая их. Светлые цвета расширяют простанство, работы выглядят большими. При темных цветах работы- меньше. Это свойсто часто используется для умышленной илюзорной коррекции общего впечатления.
Контрасты используются приоформлении магазинов, витрин, ресторанов, интерьеров, но в тоже время цвета должны быть гармоничными. Учитывается светлота, теплота и насыщенность цвета.
Выделяют:
• дополнительный
• качественный
• теплых/холодных цветов
• сильный
• количественный
Контрасты и гармония цветов:
Сильный контраст образуют между собой цвета первого порядка (красный, желтый и синий). Используются в детских букетах или на выставках, чтобы добиться максимального эффекта. При длительном и интенсивном действии они утомляют глаза, поэтому использовать в больших масштабах и в больших количествах не рекомендуется
.
Дополнительный контраст – цвета, лежащие напротив друг друга (желтый и фиолетовый). Нужно использовать в пропорциях (красный и зеленый 1:1, желтый и фиолетовый- ¼: ¾, синий и оранжевый – 2/3: 1/3).
Сильный и дополнительный котраст лучше смотрятся в виде акцетнов в небольших помещениях.
Гармоничное 3-цветное сочетание цветов может быть представлено цветами, которые определяются при вприсывании треугольника в цветовой круг (равносторониий – желтый, красный и синий; равнобедренный – желтый, красно-фиолетовый и сине-фиолетовый).
Гармоничное 4-цветное сочетание – при вписывании в цветовой круг квадрата (желто-зеленый, оранжевый, скрасно-фиолетовый, синий) или прямоугольника (желто-зеленый, желто-оранжевый, красно-фиолетовый и сине-фиолетовый).
5-цветное сочетание получается при добавлении к 3-цветному сочетанию черногои белого
6-цветное сочетание – при вприсывании 6-угольника (желтый, оранжевый, красный, фиолетовый, синий, зеленый).
Гармония родственных цветов – сочетание цветов, которые в цветовомкруге лежат между цветами двумя основными цветами, может учавствовать и один основной цвет (желтый, желто-оранжевый, оранжевый, красно-оранжевый).
Контраст- это различие.
Цвета различаются по их свойствам. При малейшем их различии появляются незначительные отклонения и возникает напряжение в восприятии. Большие различия очень сильно напряжены, и в этом случае мы говорим о полярном контрасте или противоположности. Светлость желтого, например, смотрится рядом с тусклым черным очень выделяющимся. А если желтый стоит рядом со светло-зеленым, его светлость едва ли будет заметной, в глаза бросится только изменение цвета.
Нюанс - это ослабленный контраст, который играет роль оттенка в различиях основного контраста. Главный контраст требует развития, которое реализуется в нюансе. Если основной контраст строится, например, на крупном (заголовок) и мелком (основной текст) шрифтах, то уместно использовать еще один размер шрифта, который слегка отличается от основного, для выделения важных абзацев. Он и будет служить нюансировкой, которая подчеркнет основной контраст и сохранит единство стиля.
При составлении гармонической (нюансной) композиции используют различные оттенки какого-либо одного цвета. Цветовая гамма окраски листьев растений очень многообразна: от серебристо-зеленого до темно-коричневого. Поэтому обычно не составляет труда подобрать несколько видов или сортов растений с листьями различных оттенков одного цвета или близких цветов.
Возможности контрастных цветочной композиции значительно шире. При их составлении можно широко применять пестролистные растения (бегония королевская, диффенбахия, колеус, маранта и др.), используя их для создания цветовых пятен на фоне растений с однородной окраской листьев. Если пестролистные растения составляют основу композиции, подбор контрастных растений требует особого внимания. На беспокойном фоне пестролистных растений отлично выделяются растения с крупными темно-зелеными листьями, но в то же время могут совершенно «потеряться» виды с мелкими листьями.
Выразительные цветочные композиции можно составить, вводя в них цветущие растения, которые будут контрастировать со сдержанным нейтральным фоном декоративно-лиственных растений.
Эффект контрастности можно усилить, сочетая в цветочной композиции растения с разной фактурой листьев и стеблей. Разнообразие фактуры листьев и стеблей растений создает неограниченные возможности для достижения художественного эффекта. Так, листья могут быть гладкими глянцевитыми (фикус, монстера, аспидистра), бархатисто-опушенными (глоксинии, сенполии), складчато-гофрированными (куркулиго).
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА