Коммуникативный характер курса «В мире вежливых наук» обеспечивает формирование коммуникативных действий учащихся.
Система заданий на занятиях нацелена на развитие внимания к чувствам персонажей, сочувствия и эмпатии, способствует воспитанию качеств учащихся, необходимых при общении с другими.
Организация работы в паре и работа в тренинговых нацелены не только на развитие регулятивных и познавательных действий, но и на формирование коммуникативных: умение договариваться с партнером, распределять роли, устанавливать очередность действий, находить общее решение. Формируется у учащихся умения слушать другого, высказывать собственное мнение, дополнять другого, участвовать в обсуждении, приходить к общему мнению, задавать вопросы.
Обучающийся научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
В начальной школе курс «Этика и этикет» рассчитан на 4 года, 1 час в неделю; 33часа — 1 класс, 34 часа — 2 класс, 34 часа — 3 класс, 34 часа — 4 класс.
Тематическое планирование
№ | Раздел темы | Количество часов | |||
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | ||
1. | Введение | ||||
2. | Нравственные категории | ||||
3. | Воспитанность. Составные воспитанности | ||||
4. | Культура общения | ||||
5. | Культура внешности | ||||
6. | Культура организации повседневной жизни | ||||
7. | Самопознание. Самовоспитание. | - | |||
8. | Семья — школа нравственности | ||||
9. | Заключение | ||||
Итого |
|
Приложение 1
Поурочное планирование
№ | Тема урока | Примечание |
1. | Введение «Что такое хорошо и что такое плохо?» (Чтобы всем было хорошо, надо этому учиться. Знакомство с предметом этика. Для чего эти уроки.) | По стихотворению В.В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?» |
2. | Нравственные категории «Легко ли быть человеком?» | Д. Родари «Путешествие Д.П.» |
3. | «Добрым быть совсем-совсем непросто» | В. Осеева «Отомстила» |
4. | «История о добром сердце» | Ш. Перро «Золушка» |
5. | «Я могу быть волшебником и творить добро словом и делом» | А.Чувилин «Как Машенька чудеса искала» |
6. | «Самое главное, что у тебя большое сердце» | Б.Заходер «Серая звездочка» |
7. | «Друзья нашего детства» | Д. Драгунский «Друг детства» |
8. | «Зачем нужно печальное?» | Г. Андерсен «Ромашка» |
9. | «Учусь дружить» («Человек без друга — птица с одним крылом, жить будет, ходить по земле будет, а летать никогда») | Седунов «Дом с трубой и без трубы» |
10. | «Любить — это защищать и заботиться» | Н. Гарин-Михайловский «Тема и Жучка» |
11. | «Учусь быть честным» | (По корейской сказке «Честный мальчик» |
12. | «Какая красота важнее» | Р. Погодин «Жаба» |
13. | «Элементарные правила рыцарства» | Е. Пермяк «Надежный человек» |
14. | «Учусь быть приветливым и вежливым» | По мексиканской сказке «Вежливый кролик» |
15. | С чего начинается Родина?» | |
16. | Воспитанность. Составные воспитанности «Какого человека можно назвать воспитанным?» | |
17. | «Ежели вы вежливы» (О том, как важно и приятно быть вежливым) | |
18. | Культура общения «...Ты да я, да мы с тобой...» (Об умении вести себя в коллективе сверстников) | |
19. | «Я дочь иль сын, сестра иль брат» (О поведении в семье) | |
20. | «Если бы я был волшебником» (О способности радовать других, о поздравлениях, подарках) | |
21. | «У меня зазвонил телефон» (Об этикете телефонного разговора) | |
22. | Культура внешности «В гостях у Мойдодыра» | |
23. | «Если хочешь быть здоров, закаляйся!» | С. Прокофьев и Г. Сапгир «Румяные щеки» |
24. | «Почему привычки бывают вредными? (О том, как вредные привычки портят внешность» | |
25. | «Культура организации повседневной жизни» «Вещи — друзья и помощники. (Вещи — помощники дома, в школе, нужные вещи и не очень. Вещи как память об ушедшем времени) | К. Чуковский «Федорино горе», С. Маршак «Книжка про книжку», В Осеева «Бабка» |
26. | ||
27. | «Дом, в котором я живу» (Мой адрес. Как мне найти свой дом) | |
28. | «Уют и порядок в моем доме» (От кого зависят уют и порядок в доме? Как сделать, чтобы было уютно?) | |
29. | «Семья — школа нравственности» «Семь — я». (Понятие о семье. Обо мне, о моих родителях) | |
30. | «Загляни в семейный альбом» (Кто в нем «живет», кто они мне, а я — им? Родня, кто же это?) | |
31. | «Любимые занятия в моей семье» (Чем занимаемся? Что поем? Что читаем, что любим всей семьей?) | |
32. | «Вместе с папой, вместе с мамой» Игра - соревнование | |
33. | Заключительное занятие |
Литература
|
|
· Колбовская, С. Г. Методическое пособие для учителей начальных классов «Уроки этики» / Под редакцией С.Г. Колбовской. – Ярославль.
· Колбовская, С. Г., Косоурихина, Л. М. Хрестоматия по этике / С.Г. Колбовская, Л.М. Косоурихина. – Ярославль.
· Колбовская, С. Г.Уроки этики. Сборник методических материалов для учителей / Под редакцией С.Г. Колбовской. – Ярославль.