После проведения национализации, захвата рабочими предприятий единственным полем деятельности для частного капитала оставалась торговля. В 1978-1979 годах ливийское руководство преобразовало „эксплуататорский рынок“ в рынок без частных купцов и торговцев.
Затем, до 1981 года ливийское руководство перераспределило трудовые ресурсы страны между отраслями. Крупные контингента молодежи, мелких торговцев и других категорий населения из непроизводственной сферы были направлены в промышленность, строительство и другие отрасли материального производства. Фактически была ликвидирована мелкая розничная торговля, открыты крупные государственные, магазины. Мелкие предприниматели превратились в рабочих и служащих государственных магазинов и других государственных предприятий.
В декабре 1989 года были сделаны некоторые послабления мелкому частному капиталу под предлогом „повышения роли индивидуальных и кооперативных хозяйств в экономике.17
После многих лет строгого контроля за всеми видами хозяйственной деятельности, не считая мелкие сельскохозяйственные фермы и мастерские ремесленников, было разрешено вновь открыть частные магазины и заниматься мелким бизнесом в сфере обслуживания и обрабатывающей промышленности. Некоторые государственные предприятия были переданы в собственность трудовых коллективов, функционирующих по схеме “партнеры, а не наемные работники».18
М.Каддафи изложил свою трактовку социализма. В это понятие он включил: «достижение социальной справедливости, ликвидацию эксплуатации человека человеком, предоставление одинаковых возможностей для личностей в обществе, социальную безопасность и мирную ликвидацию социальных различий».19
|
Реализацию социальной справедливости М.Каддафи видит в отмене заработной платы и возвращении к естественным правилам.
Экономическая деятельность в условиях нового социалистического общества, как считает М.Каддафи, — это производительный труд ради удовлетворения материальных потребностей, а не труд, не создающий никаких благ, или труд, имеющий целью прибыль во имя накопления, превышающего потребности.
«Правомерной целью экономической деятельности отдельных лиц должно быть удовлетворение лишь их личных потребностей, потому что мировые ресурсы, по крайней мере в каждый данный период, ограничены, как ограничены богатства каждого общества в отдельности. Поэтому никто не вправе заниматься экономической деятельностью с целью присвоения этих богатств в количествах, превышающих личные потребности человека, ибо излишек, превышающий потребности человека, принадлежит по праву другим».20
Социально-экономическая концепция М.Каддафи подразумевает, что человек вправе делать накопления, умеряя свои потребности за счет произведенного им продукта, а не за счет труда других или потребностей других. «Если допустить экономическую деятельность в масштабах, превышающих удовлетворение личных потребностей человека, то, получив сверх своих потребностей, этот человек тем самым помешает другим удовлетворить их потребности».21
Накопление доли общественного богатства в размере, превышающем потребности одного человека, по мнению М.Каддафи, является уже посягательством на потребности другого человека.
|
Главной целью социалистического общества М.Каддафи видит в достижении счастья человека, которое можно обеспечить, по его мнению, только в условиях материальной и духовной свободы.
Заключение
Третья теория стала инструментом в реализации идеологической и социально-экономической программ общественно-политического развитии Ливии. Эта теория получила развитие в «Зелёной книге» М.Каддафи. С начала 80-х годов эта теория стала заменять Коран.
Третья мировая теория М.Каддафи имеет ряд положений и особенностей. В этой теории отрицаются партии и руководящая роль каких бы то ни было классов или других социальных групп. Кроме того, теория отрицает все формы буржуазного государства и парламентаризма, провозглашает систему народовластия – джамахирии, которая с помощью народных комитетов, должна осуществлять социальные и экономические преобразования. Эта схема была выдвинута как альтернатива королевскому правлению и буржуазному парламентаризму.
Особое место в третьей теории отведено социальным взаимоотношениям в обществе. Третья теория выступает против каких бы то ни было форм эксплуатации под лозунгом: «Партнёры, а не наёмные рабочие». Третий путь развития, предложенный М.Каддафи вызывает в современном обществе множество разнотолков и споров. Однако, следует признать, что убеждения этого политического лидера заслуживают детального изучения, с целью пересмотра и совершенствования системы устройства современного общества.
Представляется, что во всех теориях, будь то коммунистическая или третья следует особо обращать внимание на возможность их практического приложения в современных условиях жизни. То, что отдельные мыслители и лидеры выдвигают теории и продвигают их, совсем не означает, что они будут реализованы и достигнут своей цели. В реализации теории важно, чтобы каждый житель государства не только понимал, принимал, но и следовал предлагаемым концепциям. Без этого любая теория, в том числе и третья, обречены на провал. Это доказывается историческим опытом
человечества. В нашей стране, например, эксперимент по построению коммунистического общества не привёл к поставленным в теории целям.