Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе




СИСТЕМЫОБЕСПЕЧЕНИЯ

РЕГИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ЕВРОПЕ — ОБСЕ

 

Учебные вопросы:

1. История создания ОБСЕ.

2. Основные задачи и структура ОБСЕ

3.Реализация миротворческих задач ОБСЕ

 

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе

 

ОБСЕ (англ. ОSСЕ, Organization for Security and Соoperation in Europe) — Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе — крупнейшая в мире региональная организация по безопасности. В ее состав входят 57 государств Европы, Центральной Азии и Северной Америки в пространстве от Ванкувера до Владивостока.

Первоначально (до 1995 г.) организация имела название Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) (англ. Conference for Security and Cooperation in Europe — CSCE).

Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе было создано по инициативе СССР и социалистических государств Европы как постоянно действующий международный форум представителей 33 европейских государств, а также США и Канады для выработки мер уменьшения военного противостояния и укрепления безопасности в Европе.

Совещание проводилось в три этапа:

I — 3-7 июля 1973 г., Хельсинки — совещание министров иностранных дел;

II - 18 сентября 1973 г. - 21 июля 1975 г., Женева — внесение предложений, поправок и согласование текста заключительного акта;

III — 30 июля - 1 августа 1975 г., Хельсинки — саммит. На этом саммите был подписан заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе.

Он представляет собой совокупность межгосударственных договоренностей, сгруппированных в несколько разделов:

Ø международно-правовой — закрепление политических и территориальных итогов Второй мировой войны, изложение принципов взаимоотношений между государствами-участниками, в том числе принципа нерушимости границ;

Ø военно-политический — согласование мер укрепления доверия в военной области (предварительные уведомления о военных учениях и крупных передвижениях войск, присутствие наблюдателей на военных учениях);

Ø экономический — согласование основных сфер сотрудничества в области экономики, науки и техники и защиты окружающей среды;

Ø гуманитарный — согласование обязательств по вопросам прав человека и основных свобод, в том числе свободы передвижения, контактов, информации, культуры и образования.

Вплоть до 1990 г. СБСЕ функционировало как комплекс совещаний и конференций, на которых вырабатывались нормы и обязательства, а также рассматривались вопросы их выполнения. В частности, развитие достигнутых договоренностей закреплялось на конференциях государств-участников:

1977-1978 гг. — Белградской;

1980-1983 гг. — Мадридской;

1984 г. — Стокгольмской.

На них был введен механизм предварительного уведомления о проведении учений, обмена информацией об учениях. Предусмотрен обмен инспекторскими группами на время проведения учений. На Венской конференции в 1986 г. было принято решение о начале переговоров по сокращению обычных вооружений в Европе.

Новый этап в развитии Организации начался в 1990 г. Тогда состоялся Парижский саммит СБСЕ, на котором была подписана Парижская хартия для Новой Европы, провозгласившая окончание «колодной войны». В Париже был также заключен Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), принята совместная декларация 22 государств (членов НАТО и ОВД), создан ныне существующий трехступенчатый механизм политических консультаций СБСЕ: «встречи на высшем уровне — Совет министров иностранных дел (СМИД) — Комитет старших должностных лиц».

В 1991 г. в Москве на третьем заключительном совещании Конференции по человеческому измерению СБСЕ (первое прошло в 1989 г. в Париже, второе — в 1990 г. в Копенгагене) был принят документ, в котором впервые указано, что вопросы, касающиеся прав человека, основных свобод, демократии и верховенства закона, носят международный характер.

На саммите 1992 г. в Хельсинки был принят документ «Вызов времени перемен». Он положил начало превращению СБСЕ из форума в трансрегиональную организацию, ставящую целью поддержание военно-политической стабильности и развитие сотрудничества «от Ванкувера до Владивостока». Тогда СБСЕ получила широкие полномочия и возможности принимать меры практического характера для предотвращения и урегулирования локальных и региональных конфликтов.

В 1992 г. на Стокгольмской встрече Совета МИД был учрежден пост генерального секретаря СБСЕ.

В 1993 г. Римская встреча Совета МИД приняла Декларацию по агрессивному национализму — источнику современных конфликтов. Создан постоянный комитент СБСЕ — институт постоянных представителей государств-участников.

На Будапештском саммите в 1994 г. было принято решение о переименовании СБСЕ c l января 1995 г. в ОБСЕ — Организацию по безопасности и сотрудничеству Европе. Также были приняты политическая декларация «На пути к подлинному партнерству в новую эпоху», «Кодекс поведения по военно-политическим аспектам безопасности», «Принципы, регулирующие нераспространение» и др.).

В 1996 г. на Лиссабонском саммите ОБСЕ была принята Декларация «О модели общей и всеобъемлющей безопасности для Европы XXI века».

Стамбульская встреча глав государств и правительств государств — участников ОБСЕ, состоявшаяся 18—19 ноября 1999 г., приняла Хартию европейской безопасности, соглашение об адаптации ДОВСЕ. Были также приняты итоговая Политическая декларация и модернизированный Венский документ по мерам доверия как основа для дальнейшей работы. Россия взяла на себя обязательства вывести войска из Грузии и Приднестровья.

После Стамбульского саммита ОБСЕ продолжила целый ряд мероприятий в области укрепления региональной безопасности. Основное внимание на них было уделено урегулированию конфликтов в Юго-Восточной Европе, борьбе с терроризмом, контролю над обычными вооружениями.

 

2003 — встреча СМИД в Маастрихте (Нидерланды). Утверждены решения в области военно-политической безопасности (об уничтожении излишков обычных боеприпасов, об усилении контроля за распространением переносных зенитно-ракетных комплексов, Руководство по лучшей практике в области легкого и стрелкового оружия). Начиная с 2003, в связи с конфликтом между Россией и рядом стран-членов ОБСЕ политические декларации не принимались. В Маастрихте государственный секретарь США Колин Пауэлл заявил, что Россия должна выполнять Стамбульские соглашения 1999 (о выводе войск из Грузии и Приднестровья) и на это должно быть указано в декларации. Россия заблокировала документ.

15 января 2004 — заседание Постоянного совета ОБСЕ — Россия предложила изменить существующий взгляд на ОБСЕ как на «инструмент обслуживания интересов отдельных государств и группировок» и приложить усилия для осуществления главной цели ОБСЕ — создания неделимого общеевропейского пространства безопасности с едиными для всех принципами и правилами.

2004 — встреча СМИД в Софии совпала с «Оранжевой революцией» на Украине. Заключительный документ был заблокирован.

3 июля 2004 — в Москве было принято заявление стран СНГ, обвиняющее ОБСЕ в «практике двойных стандартов» и «нежелании учитывать реалии и особенности отдельных государств». Россия призвала реорганизовать ОБСЕ и «вернуть её к изначальным принципам». Россия на три месяца блокировала принятие бюджета ОБСЕ на 2005 год, потребовав сократить свою долю в нём, и заявила о нежелании финансировать проекты, противоречащие российским интересам. В итоге доля РФ сохранилась на уровне 9 %.

2005 — заседание совета глав МИД в Любляне (Словения) завершилось без принятия итоговой декларации. Продолжается противостояние между Россией и некоторыми членами ОБСЕ, требующими от неё вывода войск из Приднестровья и осуждающими её за готовящийся законопроект о некоммерческих организациях, согласно которому будет ужесточён контроль за ними со стороны государства. Россия, со своей стороны, обрушилась с критикой на деятельность ОБСЕ в последние годы, особенно на деятельность наблюдателей ОБСЕ, обеспечивающих мониторинг выборов в СНГ. МИД России Сергей Лавров представил свой план — «Дорожную карту реформы ОБСЕ». Лавров обвинил наблюдателей ОБСЕ в отсутствии единого стандарта в оценке выборов. В последнее время наблюдатели от СНГ и от ОБСЕ дают прямо противоположные оценки выборов, на которых они присутствуют (президентские выборы на Украине, в Молдавии, Киргизии, Казахстане). «Дорожная карта реформы ОБСЕ» была принята. На заседании против России выступили страны ГУАМ — Грузия, Украина, Азербайджан и Молдова. Накануне форума ОБСЕ председательство в ГУАМ перешло к Молдавии, и именно она, более других заинтересованная в том, чтобы Россия выполнила «Стамбульские соглашения» (о выводе российских войск из Грузии и Приднестровья), выступила на заседании ОБСЕ от лица ГУАМ. МИД Украины Борис Тарасюк заявил, что страны ГУАМ и впредь будут действовать сообща.

5 декабря 2006 — на заседании СМИД ОБСЕ Сергей Лавров впервые заявил о возможности выхода РФ из ОБСЕ, если она не перенесёт акцент своей деятельности с мониторинга соблюдения прав человека на военно-политическое сотрудничество и экономику.

26 октября 2007 — Россия, Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан внесли в ОБСЕ проект резолюции, ограничивающей работу Бюро по демократическим институтам и правам человека. 30 ноября на саммите глав МИД стран ОБСЕ резолюция была отвергнута.

16 ноября 2007 — Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ отказалось направлять своих наблюдателей на парламентские выборы в Россию.

7 февраля 2008 — Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ отказалось направлять своих наблюдателей на выборы президента России.

3 июля 2009 — парламентской ассамблеей ОБСЕ была принята резолюция «О воссоединении разделённой Европы: Поощрение прав человека и гражданских свобод в регионе ОБСЕ в XXI веке».

1 декабря 2010 — в городе Астана (Казахстан) после 11 летнего перерыва прошёл саммит ОБСЕ[2].

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: