МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное бюджетное
Образовательное учреждение высшего образования
«ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт Физической Культуры и Спорта | Кафедра «Педагогика и психология» |
Направлениеподготовки: | Педагогическое образование |
Профиль подготовки: | Физкультурное образование |
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине: психология
на тему:
«Психологическая подготовка в игровых видах спорта»
Выполнил: студент группы 15СПО2
Моисеев Дмитрий
Преподаватель: М.В. Мартынов
Пенза, 2017г.
Содержание
Введение…………………………………………………..……....…………..…...3
1.Теоретические аспекты психологической подготовки в игровых видах спорта
1.1 Сущность психологической подготовки……..……....………….……….....6
1.2 Виды психологической подготовки спортсменов…………..………….….7
1.3 Содержание и структура психологической готовности спортсмена к спортивным играм …………………………...………………………………….10
1.4 Воспитание воли ……………………………………....…………...………..15
2.Исследование практичности метода тренировок “до отказа”
2.1 Диагностика состояния психической готовности спортсмена.………....20
2.2 Результаты исследования………………………...……………………...….24
Заключение …………………………………………………...…..….……….....28
Список использованных источников………………….....………………….....29
Введение
Высокие требования к соревновательной деятельности спортсменов, долговременный и творческий процесс их подготовки с привлечением различных специалистов, все нарастающий накал спортивной борьбы и экстремальность ее условий порождают новые задачи и связанные с ними трудности психологической подготовки. Завоевание спортивных рекордов требует от спортсмена наивысшего напряжения физических и психических сил. Но, само это требование предполагает развитие определенных индивидуальных способностей, которые, в свою очередь, зависят от определенных структур личности, в том числе от идейных и нравственных ее основ. Именно от содержательных характеристик личности спортсмена зависит успешность его выступлений на соревнованиях и уровень подготовки к ним. Но отсутствие представления о роли личности в общей профессиональной «картине видения» у специалистов приводит к тому, что упор при подготовке спортсменов делается на эффективность функционирования соматических проявлений, а не на формирование необходимых личностных качеств. Этим, по моему мнению, и определяются порой срывы в выступлениях на соревнованиях. К настоящему времени сложилось упрощенное мнение, согласно которому «техника в сочетании с тактикой являются основой спортивного мастерства, а остальные стороны подготовки призваны обслуживать эту результирующую деятельность». В то же время привычными стали претензии тренеров и организаторов спорта к психологической подготовке. Вместе с тем в тренировке как таковой нет объективно выраженного «места» для психологической подготовки и тем более «психологической тренировки».
|
Возникает необходимость активизировать процесс воспитания личности, используя при этом не только педагогические средства индивидуального и коллективного воспитания, но и все средства и методы современной психологии. Необходимо обобщить полученный экспериментальный и теоретический материал и уже на этой основе строить методологически обоснованную предметную область психологической подготовки. Теоретические обоснования психологической подготовки должны охватывать область таких проблем, как психология спорта и общая психология вообще, которые должны быть ограничены практической значимостью и эвристической ценностью для экспериментального исследования.
|
Центральной проблемой психологии спорта является разработка основ психологической подготовки и формирования личности, при этом они тесно взаимосвязаны между собой. Первая составляет цель всех исследований, а вторая является собственным содержанием первой. В этом не только диалектичность их взаимосвязи, но и важнейшее условие системного исследования.
Психологическая подготовка «охватывает» три уровня: команды, личности и индивидуальных особенностей. Эти уровни связаны с особенностями организма. Но в центре всей проблематики остается человек, независимо от того, кто он: тренер, организатор, спортсмен и пр. Поэтому акцент современных исследований смещается в сторону личности человека-спортсмена как высшей инстанции управления не только психическими процессами, но и психофизиологическими функциями. Понятно, что процессы обучения, управления, организации и формирования в рамках подготовки и тренировочного цикла протекают эффективнее, если они опосредуются личностью спортсмена. Следовательно, раскрытие структуры личности, ее конкретное экспериментальное наполнение и практическое ограничение (направленность) должны составить основное содержание работ.
|
Спортсмены, особенно экстра-класса обладают непростым характером. Так А. Я. Гомельский говорит о том, что выдающимся игрокам присуще самолюбие, тщеславие и амбиции, часто приводящие к конфликтам. Высокая конфликтогенность спортивных лидеров отмечается также В.В. Тихоновым.В.К. Иванов - в прошлом тренер московского «Торпедо» отмечает, что классный футболист должен отличаться большим честолюбием.
В командных видах спорта первыми стали проводить психологические исследования бразильцы. В обзоре А.Р. да Сильва (1965) подчёркивается, что именно после того, как сборная Бразилии по футболу стала чемпионом мира в 1958 г. в Швеции, все игроки были подвергнуты тестированию. Психологи решали три основные задачи.
1. Изучение личностных особенностей каждого футболиста.
2. Исследование социально-психологического климата в команде.
3. Оказание непосредственной психологической помощи игрокам и тренерам.
Аннотация: Рассматриваются и анализируются психологические аспекты в достижении высоких результатов в спорте. Определена взаимосвязь психологических факторов с физической и технико-тактической подготовкой в игровых видах спорта. Уточнены основные аспекты психологической подготовки спортсменов. Установлено, что в подготовительном периоде при выполнении физических упражнений необходимо применять время от времени метод «до отказа». Также рекомендуется проводить тренировочные занятия в любую погоду. Уточнено, что от психологически грамотного построения взаимоотношений тренера с игроками во многом зависит успех команды.
Цель, объект, предмет, задачи работы, материал и методы:
Цель работы - определить взаимосвязь психологических факторов с физической и технико-тактической подготовкой в игровых видах спорта.
Объект исследования – тренировочный процесс сборной ПГУ по баскетболу.
Предмет исследования – тренировки “до отказа”, как метод психологической подготовки спортсменов к соревнованиям
Задачи исследования:
1.Изучить и проанализировать специальную литературу по интересующей проблеме.
2.Определить основные аспекты психологической подготовки и рекомендовать их в учебно-тренировочный процесс спортсменов.
Методы исследования: анализ литературных источников, педагогические наблюдения, математическая и статистическая обработка полученных данных.
Теоретические аспекты психологической