Психическую готовность к спортивным играм следует рассматривать как одно из многообразных психических состояний человека. Вопросами психических состояний человека занимаются в нашей стране Н.Д. Левитов, В.Н. Мясницкий, А.Г. Ковалев и другие. Каждое психическое состояние выступает для человека как переживание и в тоже время как проявление активности во внешних действиях и поведении. Все психические состояния имеют временный характер. Длительность их может колебаться в значительных пределах (от секунд до многих дней). Физиологической основой психических состояний является «определенный функциональный уровень коры больших полушарий головного мозга» зависящий от деятельного или покойного состояния коры, от различных фазовых ее состояний, особенно связанных с решением трудных задач и т.д.
Функциональный уровень коры, а следовательно и психические состояния всегда детерминированы влиянием внешней среды, в которой живет и действует человек, и взаимодействующей с ней внутренней средой организма человека. Психическое состояние при многократном их возникновении могут приобретать устойчивый характер и возобновляются при повторении тех же или сходных условий жизни и деятельности, а также изменениях внутренней среды организма, которыми они первично были вызваны. Однако изменение этих условий, особенно резкое или внезапное, может привести к столь же резкой смене психических состояний.
Опираясь на данные общей психологии и используя результаты многочисленных исследований предстартовых состояний, волевой подготовки к спортивным играм профессор А.Ц. Пуни так сформулировал понимание состояния психической готовности к спортивным играм. Оно представляет собой сложные, целостные, проявления личности, характеризующиеся трезвой уверенностью спортсмена в своих силах, стремлением активно бороться до конца за достижение намеченной цели, оптимальным уровнем эмоционального возбуждения, высокой степенью помехоустойчивости по отношению к различным неблагоприятным действующим внешним и внутренним влияниям, способность произвольно управлять своими действиями, мыслям, чувствами, всем поведением, адекватно возникающим и бесконечно изменчивым ситуациям спортивной борьбы, и все это в условиях высшей степени напряженной, аффектирующей атмосфере спортивных игр. Если проанализировать эту лаконичную характеристику, то можно обнаружить, что целостное проявление личности отличаются прежде всего разнообразием выражения, которое зависит от типологических характерностей спортсмена. Если несколько детализировать комплекс признаков составляющих описанный выше синдром состояния психической готовности к спортивным играм, то можно сказать что в него входят: - все волевые качества при ведущей роли: а) целеустремленности б) выдержки в) самообладания г) самостоятельности: - критичности и гибкости ума - наблюдательности - стенические эмоции при оптимальном уровне их выраженности - полная сосредоточенность, и устойчивость внимания на процессе деятельности - способность целесообразно регулировать свои чувства, мысли, действия и все поведение на протяжении периода спортивных игр. Как и всякое психическое состояние, состояние готовности к спортивным играм имеет сложную внутреннюю картинку. Это целая гамма переживаний. Спортсмен находится в состоянии ожидания предстоящих спортивных игр, перипетий спортивной борьбы, встречи со своими партнерами и противниками, готовиться к вступлению в борьбу, предугадывает ее течение и возможные результаты (этапные и конечные). В то же время эти переживания характеризуются внешними проявлениями (поведение, действие) по которым, кстати говоря, можно объективно судить о психическом состоянии и ее динамике у спортсмена.
|
|
Состояние психической готовности к спортивным играм имеет, конечно, весьма сложную физиологическую основу, и как всякое психическое состояние является временным, т.е. характеризуется той или иной длительностью. Состояние психической готовности возникает не спонтанно. Есть общее стремление к улучшению спортивных достижений в условиях спортивных игр. Оно вызывается и закрепляется всем ходом воспитания и обучения спортсменов в процессе тренировки. Это стремление еще специально формируется в процессе направленной психологической подготовки к каждому конкретным спортивным играм, т.к. известно, что участие в любых спортивных играх для любого спортсмена, есть столкновение двух неповторимых составляющих: неповторимости условий спортивных игр с неповторимой индивидуальностью спортсмена.
Диагностику состояния психической готовности к спортивным играм следует рассматривать как одну из важнейших современных проблем психологии спорта. Эта проблема находится в самой начальной стадии разработки. При диагностике состояния психической готовности к спортивным играм следует ориентироваться на признаки, входящие в синдром этого состояния, и следовательно использовать определенный комплекс диагностических методов. В такой комплекс следует включить: 1) пробы которые могут быть использованы без учета специфики каждого вида спорта. 2) пробы специальные, т.е. отражающие специфику спорта. Диагностика этого состояния связанна с соблюдением ряда условий, во-первых, необходимо чтобы диагностические пробы стали привычными для спортсмена, чтобы был устранен элемент новизны и влияния факторов упражняемости; во-вторых, показатели, характеризующие каждый признак, должны быть типизированы, и в тоже время персонализированы. В существующей практике диагностики состояния психической готовности к спортивным играм используются следующие методы. Для определения трезвой уверенности в своих силах: ассоциативный эксперимент (Городецкая Л.А.), тесты для установления уровня притязаний и самооценки (Генов Ф.П.), теппинг тест с установкой на максимальный темп (Киселев Ю.Я.). Для исследования уровня эмоционального возбуждения: треморометрия (Ю.Я. Киселев); реакция на время (В.Н. Петрович); теппинг-тест в модификации «спокойно», «быстро», «максимально быстро» (Киселев Ю.Я.). Для определения помехоустойчивости: тесты Бурдени-Анфимовича в различных модификациях с усложнениями, с введением эмоционально возбуждающих или неожиданных внешних помех (Е. Герон, Г.Д. Горбунов). Для выяснения возможности произвольной регуляции двигательных действий: теппинг-тест с установками «максимально быстро – вдвое медленнее», «спокойно – вдвое быстрее», или «медленно» (Киселев Ю.Я.), этот же тест в следующей модификации «в удобном темпе – замедленно», «в удобном темпе – максимально быстро», «в удобном темпе». Целесообразно уточнить, что если в определении и анализе психической готовности к спортивным играм, в диагностике пробелов в этом состоянии, в выяснении их этиологии, основная роль в совместных усилиях тренера и психолога принадлежит психологу, то когда речь идет о путях и средствах психологической подготовки к спортивным играм, о путях и средствах преодоления пробелов в психической подготовленности спортсменов, ведущее положение занимает тренер.
|
Результаты исследований
Сборная команда по баскетболу ПГУ является сильнейшей студенческой командой г. Пензы. В сезонах 2014-2015 и 2015-2016 гг. баскетболисты становились бронзовыми призерами чемпионатов Пензенской Любительской Баскетболной Лиги (ПЛБЛ). На более высокий уровень, на мой взгляд, не позволяла подняться недооценка уровня психологической подготовки: неверие в свои силы и возможности для достижения самых высоких результатов, боязнь в какой-то степени команд более высокого класса, хотя по составу сборная команда ПГУ незначительно отличалась от лидеров – команд “Биокор” и ”AllStar”, и также имела в своём составе квалифицированных баскетболистов: игроков 1-2-х разрядов, из которых большинство играло за различные команды в чемпионате Детско Юношеской Баскетбольной Лиги, а так же бывшие игроки БК”СОЮЗ”.В сезоне 2016-2017 гг. перед сборной командой ПГУ была поставлена задача - выиграть чемпионат ПЛБЛ. Для решения поставленной задачи в учебно-тренировочном процессе основной акцент был направлен в сторону следующих моментов:
Тренерский состав постоянно убеждал игроков, что они должны быть сильнее всех остальных и придавал им уверенность в своих силах, без которых ничего серьёзного добиться невозможно. Сила убеждения - великое дело. Мысль о достижении самых высоких целей внушалась постоянно, и постепенно ею прониклись все. В данном аспекте опирались на большой опыт и рекомендации тренера команды Евстратова А.А.
Перед началом сезона игрокам предложили пройти ряд тестов для оценки волевых качеств по методике,разработанной Н. Е. Стамбуловой.
По данной методике оценивается уровень развития волевых качеств: целеустремленности, настойчивости и упорства, смелости и решительности, инициативности и самостоятельности, самообладания и выдержки.
Игрокам необходимо было ответить на ряд вопросов,после чего их ответы заносились в протокол. Заключение об уровне развития каждого волевого качества делается по параметрам выраженности и генерализованности с учетом следующих нормативных показателей: 0–19 баллов – низкий уровень; 20–30 баллов – средний уровень; 31–40 баллов – высокий уровень.(Табл.1)
Каждый опросник позволяет диагностировать два параметра волевого качества: выраженность и генерализованность. Под выраженностью качества понимается наличие и устойчивость проявления основных его признаков, под генерализованностью – универсальность качества, т. е. широта его проявления в различных жизненных ситуациях и видах деятельности.
Существенно были увеличены нагрузки в учебно-тренировочных занятиях. Без использования больших нагрузок и высокой интенсивности занятий невозможно добиться высоких результатов в современном спорте. В результате применения больших нагрузок значительно повысилась специальная работоспособность и выносливость игроков. Контроль физической подготовленности проводился в целях объективной количественной оценки силы, гибкости, быстроты, координационных способностей, выносливости. Педагогическое тестирование позволяет контролировать уровень развития двигательных качеств и дает возможность иметь сравнительную характеристику на разных этапах подготовки. Кроме этого можно проследить динамику изменений показателей команды и отдельных игроков. В аматорских командах педагогическое тестирование может включать различные контрольные упражнения. Наиболее приемлемыми являются тесты: бег 30 м; прыжок в длину с места толчком двух ног; пятикратный прыжок; бег 70х50 м; тест Купера.
Тестирование физической подготовленности сборной команды ПГУ – неоднократного победителя чемпионатов ВУЗов г.Пензы позволило определить ведущие и слабые звенья физической подготовленности баскетболистов и внести коррективы в учебно-тренировочный процесс с учетом их индивидуального состояния. Тестирование скоростных, скоростно-силовых качеств и общей выносливости подтвердило удовлетворительное состояние игроков по данным разделам подготовки. В то же время следует отметить низкие показатели в тестах по скоростной специальной выносливости, на повышение которой следует обратить внимание в тренировке баскетболистов. Следует отметить, что в недельном цикле соревновательного периода 2 раза проводились так называемые «ударные» тренировки, стоящие на грани возможностей организма и сопровождающиеся значительными сдвигами в организме. Наибольший эффект сверхвосстановления наблюдается через 32-36 часов. Игроки должны быть готовы к таким нагрузкам, где проявляется характер и сила воли спортсмена.
По окончании сезона игрокам вновь предложили пройти те же самые тесты,чтобы отследить изменения.(Табл.1)Результаты показали, что Целеустремленность и решительность развиваются в процессе освоения новых упражнений. Стойкость и настойчивость - результат регулярного преодоления утомления при выполнении тренировочных заданий и в соревнованиях, особенно в неблагоприятных условиях.
Более совершенное планирование физической, технико-тактической в сочетании с психологической подготовкой позволило команде ПГУ выполнить поставленную задачу и стать чемпионами ПЛБЛ в сезоне 2016-2017 гг.
Качества Игрок | Целеустремленность | Упорство | Выдержка | |||
до | после | до | после | до | после | |
Ч.В. | ||||||
М.Д. | ||||||
М.А. | ||||||
К.А. | ||||||
Кит.А. | ||||||
Л.И | ||||||
Ф.А | ||||||
А.Д. | ||||||
И.З. | ||||||
С.Е. | ||||||
Средний балл | 25.6 | 30.7 | 29.1 | 33.9 | 27.4 | 32.3 |
Заключениие
Правильная постановка реально достижимых целей - решающий момент психологической подготовки. Перед командой нужно ставить самые высокие задачи и постоянно убеждать игроков в возможности их выполнения.
В подготовительном периоде при выполнении физических упражнений необходимо применять время от времени метод «до отказа».
Один раз в одну-две недели необходимо включать упражнения, требующие некоторого риска. Стоит не забывать хвалить учеников за проявленную силу воли, смелость и другие качества. Не нужно упрекать нерешительных учеников, ещё не обладающих волевыми качествами в нужной степени.
Рекомендуется проводить тренировочные занятия в любую погоду (тренер сборной команды СССР В.М. Бобров любил проводить тренировки хоккеистов в плохую погоду и наблюдал за реакцией игроков).
От правильного, психологически грамотного построения взаимоотношений тренера с игроками во многом зависит успех команды. Основной линией успешного тренера является чуткое, доброжелательное отношение к каждому игроку, как к личности.
Самообладание воспитывается в обстановке жестокого соперничества. Спортсмену необходимо регулировать свои эмоции, так как от этого зависит результат на соревнованиях.