Виды психологической подготовки спортсменов




 

В планировании подготовки, в оценке готовности спортсменов и команд, в определении специфики нагрузок тренеры и спортсмены постоянно встречаются с необходимостью определения структуры подготовки, т.е. знания видов подготовки и взаимосвязей этих видов.

В соответствии с указанными только что целями принято различать общую и специальную психологическую подготовку.

Общая психологическая подготовка характеризуется направленностью на формирование и развитие универсальных (всеобъемлющих, разносторонних, пригодных для многих целей) свойств личности и психических качеств, которые являясь ключевыми в спорте, ценятся и во многих других видах деятельности человека. К общей психологической подготовке относятся:

Подготовка к длительному тренировочному процессу предполагает решение множества проблем, связанных с адаптацией спортсмена к постоянным, систематическим многолетним тренировочным нагрузкам. Тренировочная работа связана не только с перенесением нагрузок, но также и с целым рядом ограничений, обусловленных режимом питания, сна, отдыха, проведения досуга, преодолением некоторых привычек. Повышению переносимости постоянных физических и психических нагрузок в длительном тренировочном процессе в значительной мере способствуют групповые тренировки, работа вместе с командой.

Волевая подготовка теснейшим образом связана в общефизической и специальной подготовкой спортсмена и команды. Главным фактором формирования воли является сознательный выбор субъективно более сложного и трудного, но эффективного, пути к решению задач подготовки и участия в соревнованиях. Подчинение всех своих дел, каждого своего шага цели наилучшей подготовки к соревнованиям, умение рационально использовать каждую минуту времени, планирование и соблюдение режима дня, специальные задания для развития воли по типу отставленного финиша, попытки «для характера», демонстрация соперникам готовности переносить тяготы вида спорта, различные пари с партнерами, тренером и т.п. позволяют сформировать волевую готовность спортсмена, создают ореол «легкой победы», позволяют порой выиграть соревнование до соревнования.

Социально-психологическая подготовка во многом предопределяет «благополучие» спортсмена, существенно влияет на социальный статус спортсмена и команды, способствует созданию наилучших условий для самореализации личности, позволяет снизить объем многочисленных хлопот, которых могло бы и не быть при условии эффективной социальной поддержки, обеспечивает успешную адаптацию новому игроку в команде и т.п..

Многие талантливые спортсмены, к сожалению, оставляют занятия спортом, не достигнув соответствующей социально-психологической кондиции, часто даже не поняв, что именно в этом причина неудавшейся спортивной карьеры. Следует обратить внимание на то, что простой факт неопределенности дальнейшего жизненного пути после прекращения спортивной деятельности весьма существенно влияет на динамику результативности даже в период активных занятий спортом. В этом смысле спортсмен-офицер или спортсмен-студент более социально психологически подготовлены чем спортсмен, не имеющий профессии и реальной перспективы ее получения.

Развитие координации движений - одна из существенных сторон подготовки спортсмена. Техника любого вида спорта отличается филигранной сложностью. Во многих т.н. «сложно-координационных» видах спорта преобладающая часть подготовки сопряжена с работой над техническим совершенством, над освоением весьма необычных движений. В видах спорта, где техника специально не оценивается, успех спортивной деятельности также весьма существенно зависит от постоянного совершенствования координации движений, от появления и освоения новых стилей в технике вида, от успешности поиска индивидуальных средств технического совершенства. В разные возрастные периоды, на разных ступенях спортивного совершенствования спортсмен и тренер используют огромный арсенал тренажеров, средств страховки, аудио и видеотехнику, показ и демонстрацию техники более подготовленными спортсменами. Все это накладывает заметный отпечаток на характер взаимоотношений спортсмена и тренера, на эргономическую сторону их педагогического взаимодействия.

Подготовка к соревнованиям вообще. Не секрет, что умение соревноваться составляет весьма важную, а порой и решающую сторону спортивных способностей. Это связано с тем, что число претендентов на победу значительно больше числа победителей. Поэтому многие спортсмены гораздо чаще оказываются в числе побежденных, привыкают к роли аутсайдеров или «вечных призеров», теряют грань различий обычной тренировки и спортивного поединка. Мастерство тренера состоит в том, что исходя из подготовленности спортсмена (или команды) и ранга соревнований предложить им стартовать там, где они окажутся в числе фаворитов, при этом сами соревнования должны быть престижными для этих спортсменов (или команды). Если же соревнования не являются престижными, то следует найти время для подготовки к стартам более высокого ранга. В игровых видах спорта эта задача осложняется заметным влиянием сезонности подготовки и турнирной дисциплины, а также возможным различием подготовленности игроков.

Самовоспитание. Формирование личности юных и взрослых спортсменов теснейшим образом связано с самовоспитанием. Анализируя свои поступки, ставя перед собой общественно значимые цели спортсмен сознательно воспитывает у себя желаемые качества личности. Чаще всего это волевые качества и черты характера: решительность, смелость, упорство, настойчивость, дисциплинированность и др. При этом воспитание положительных качеств личности сопровождается испытанием своих качеств, подражанием спортивному кумиру. Со временем у спортсмена складывается индивидуальная система постановки общей и частной задач, отбора наиболее пригодных средств и путей их осуществления в типичных и конкретных условиях спортивной деятельности отбора. Как правило, высоких спортивных результатов, особенно в профессиональном спорте, достигают спортсмены, которые самостоятельно и помногу работают над собой.

Специальная психологическая подготовкахарактеризуется направленностью на формирование и развитие психических качеств и свойств личности спортсменов, способствующих успеху в особых, конкретных условиях спортивной деятельности.

Подготовка к данному соревнованию. Каждое соревнование обладает определенной спецификой, выражающейся в месте и времени проведения, в климатических условиях, в составе участников, в условиях зачета и допуска, в достоинстве наград победителям, в традициях межличностных отношений участников и т.п. При этом одно и то же соревнование может быть по разному престижным для отдельных его участников, быть решающим или этапным. Задачей тренера и спортсмена в любом случае является получение объективной информации об этих особенностях соревнования, оценка данных специфических факторов с позиций их полезности для подготовки спортсмена на данном этапе, а также планирование выступления на данном соревновании.

Подготовка к конкретному сопернику. Стратегия и тактика соревновательной подготовки спортсмена во многом зависит от поединков команд или соперников. Известны феномены традиционно трудного или неудобного соперника, соперника с коронным приемом или стилем игры, хитрого соперника, соперника грамотного, не прощающего ошибок и т.п.

Кроме этого достаточно часто спортивная судьба складывается так, что победа над определенным соперником является ключевой во всем соревновании, или даже важнее выигрыша данного соревнования. В этой психологической подготовке, как правило, наиболее решающей является самая последняя, «свежая» информация о сопернике, новейшие «домашние заготовки», «разведка боем», а также учет типичных достоинств и ошибок (как противника, так и собственных).

Подготовка к этапу тренировки. Каждый спортсмен и тренер знает о том, что существуют наиболее трудные или любимые нагрузки. В подготовительном периоде чаще всего приходится встречаться с необходимостью выполнения больших объемов физических нагрузок, а, следовательно, и с высокими требованиями к волевым качествам, с переносимостью монотонии.

Этап разучивания новых элементов и комбинаций требует высокой собранности, внимательности, оптимального межличностного контакта тренера и спортсменов. Тренировки, проводимые на этапе соревнований, проходят на фоне повышенных требований к мобилизационной готовности спортсмена, к эмоциональной устойчивости, к высокой психической надежности. Эти факторы накладывают весьма заметный отпечаток на характер взаимных требований спортсменов и тренеров, отношений между спортсменами, уровень психической активности, настроения и тревожности. Основной задачей психологической подготовки к этапу тренировки является своевременная перестройка стиля отношений, требовательности, системы анализа достигнутых результатов.

Ситуативное управление состоянием. Чаще всего эффект специальной психологической подготовки связывают именно с управлением психическим состоянием спортсмена в различных соревновательных и тренировочных ситуациях. Так происходит не потому, что этот вид психологической подготовки является решающим, а потому, что действия спортсмена наиболее очевидны: что-либо было предпринято и тут же получен результат.

На самом деле подлинно широкими возможностями ситуативного управления состоянием располагают те спортсмены и их наставники, которые регулярно используют обширный арсенал приемов регуляции психических состояний, да к тому же умеют быстро оценить ситуацию и принять единственно верное решение.

Каждый из перечисленных видов общей и специальной психологической подготовки в практике работы тренеров и спортсменов постепенно наполняется совершенно конкретными средствами и приемами. Выделение видов общей и специальной психологической подготовки целесообразно только с условием возможности взаимного обогащения и дополнения, взаимной коррекции. Так, например, удачной прием управления предстартовым состоянием, найденный на одном из соревнований, может быть принят на вооружение и в других стартах, становясь, таким образом, достоянием общей психологической подготовки. Напротив, успехи волевой подготовки могут стать ключевым моментом именно в поединке с конкретным соперником, и впоследствии будут использоваться как специальное средство против него.

Содержание и структура психологической готовности спортсмена к спортивным играм

 

Готовность - широкое понятие, ее можно рассматривать как многокомпонентную структуру, характеризующуюся для каждой деятельности определенной совокупностью признаков.

Готовность к соревнованию - состояние спортсмена в данный момент времени, способствующее полному проявлению его подготовленности (реализации всех его возможностей в конкретном соревновании). Образует единство: специальной (физической, тактической, теоретической, функциональной), моральной, психической готовности.

Неотъемлемой частью высокой тренированности (хорошей спортивной формы) является психическая готовность, которая играет решающее значение для успешности соревновательной деятельности. Изменение готовности приводит к изменению спортивной формы.

Компоненты психической готовности (по А.Ц. Пуни):

1. Твердая уверенность спортсмена в своих силах формируется на основе реальной оценки своих сил, возможностей противника и будущих условий соревнований. Складывается из возможности спортсмена показать результат, потребности показать этот результат, уровня притязаний.

2. Стремление спортсмена до конца бороться за достижение поставленной цели базируется на высокой мотивации деятельности, проявляется в целеустремленности спортсмена, направленной на ведение борьбы до самого последнего мгновения, за достижение намеченного и даже еще лучшего результата не только с равным, но и более сильным противником.

3. Оптимальный уровень эмоционального возбуждения должен соответствовать особенностям вида спорта, масштабу соревнований, особенностям личности спортсмена. Эмоциональное возбуждение может быть слишком высоким (стартовая лихорадка) или недостаточным (стартовая апатия).

4. Высокая помехоустойчивость против сбивающих внешних и внутренних факторов - помех (например, неизвестный соперник). Основа помехоустойчивости: умение сосредоточиться на процессе соревновательной борьбы (устойчивость и концентрация внимания, волевые качества, сенсорная и эмоциональная устойчивость, сила нервной системы...).

5. Способность к сознательной регуляции и управлению своими действиями, мыслями, чувствами, поведением. Базируется на владении приемами саморегуляции.

Воспитание воли

 

Под волей понимается способность человека целенаправленно управлять своими действиями, которыми психическими процессами (мыслями, чувствами, вниманием) и эмоциональными состояниями, связанными с преодолением трудностей. Оно проявляется в преднамеренных действиях, направленных на достижение сознательно поставленной цели. Воспитание воли спортсмена – одна из центральных, узловых проблем современной тренировки. Важнейшие задачи волевой подготовки спортсмена – научить его максимально мобилизовать волю для достижения поставленной цели, управлять своим эмоциональным состоянием, воспитывать у спортсмена волевые качества, необходимые для успеха в тренировках и спортивных играх. Развитие воли спортсмена неотделимо от его общего интеллекта и воспитания.

Практически для решения задач волевой подготовки, тренер должен, во-первых, вырабатывать у занимающихся активные, положительные мотивы во время занятий и выступлений в спортивных играх, стремление к самовоспитанию воли, активному преодолению трудностей в тренировке и состязаниях, к максимальной мобилизации волевых усилий и, во-вторых, правильно подбирать задачи по преодолению трудностей и следить за самостоятельным задач подготовки. Следует убеждать спортсменов, что даже самый средний спортсмен, не обладающий богатыми физическими данными и еще недостаточно владеющий техникой и тактикой, сможет добиться больших успехов, если будет упорно тренироваться и систематически выступать в спортивных играх. Примеров тому в истории спорта очень много. Выработав серьезное отношение и интерес к спорту, следует развивать у спортсмена стремление к самовоспитанию воли. Спортсмена необходимо убедить в том, что для достижения мастерства и успеха на ринге нужно научиться управлять своим настроением и чувствами, самокритично относится к поражениям, в недостатках в технике и тактике не обвинять тренера, судей и окружающих. Стремление к самовоспитанию воли должно быть существенным мотивом деятельности спортсмена, и стимулом для совершенствования качеств воли.

Методика воспитания у спортсменов волевых качеств, предусматривает постепенное увеличение степени трудностей, которые должны преодолеваться спортсменами во время тренировки и выступлений. Для того чтобы стимулировать волевые усилия спортсмена на преодоление все возрастающих трудностей, в тренировке применяется ряд методов психологического воздействия. При помощи этих методов тренер не только стимулирует волевые качества спортсменов, но и вырабатывает у спортсменов соответствующие установки, создает такие оптимальные состояния, которые способствуют достижению оптимальной работоспособности или отдыху. Их можно разделить на 2 группы: методы словесного и методы смешанного воздействия.

К методам словесного воздействия относятся: разъяснения, убеждения, одобрения, похвала, требования, приказ, примеры из спортивной жизни тренера и других спортсменов, критика и др.

К методам смешанного воздействия относятся: поощрения, награждения, одобрения, наказание, срочная информация о результатах действия, специальные упражнения для самонастройки, упражнения для отвлечения от неприятных мыслей. Эффективность методов словесного воздействия, зависит во многом от авторитета тренера, его умения подобрать нужные слова и примеры, оказывающие на них, эмоциональное влияние, логичности и образности речи, правильности замечаний. Применяя методы смешанного воздействия, тренер, помимо слов использует наглядный показ, отзывы других людей, различные упражнения и прочее. Он может поощрить спортсменов, похвалить их от имени коллектива, прочитать отзывы о спортивных играх в печати. Воспитывая волевые качества, необходимо стремиться к тому, чтобы все они формировались не только в спортивных играх, и тренировках, а проявлялись в жизни, в быту, труде и поведении, т. е. стали чертами характера спортсмена.

Умение тренера заставлять, побуждать спортсмена постоянно преодолевать трудности тренировки, быть дисциплинированным, твердо выполнять режим и распорядок дня, играет огромную роль в волевой подготовке. Надо всегда иметь ввиду, что формирование волевых качеств у спортсменов – то не эпизодическая работа тренера, которую он проводит перед спортивными играми, а постоянный кропотливый труд, требующий от него большой затраты сил, времени, упорства и энтузиазма в течение всей многолетней подготовки спортсменов.

 

2.Исследование практичности метода тренировок “до отказа”



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: