МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра высшей математики
и программного обеспечения ЭВМ
МАТЕМАТИКА
Часть 5.
Задания на контрольную работу по теме
«Последовательности и ряды. Гармонический анализ»
И методические указания к ее выполнению
Для студентов-заочников всех специальностей
Мурманск
2007 г.
Составитель – Котов Алексей Алексеевич, канд. техн. наук, доцент каф. Высшей математики и программного обеспечения ЭВМ МГТУ.
Методические указания рассмотрены и одобрены кафедрой
«30» мая 2007 г., протокол № 7.
Рецензент: Кацуба Валентина Сергеевна, канд. физ.-мат наук, доцент каф. Высшей математики и программного обеспечения ЭВМ
ÓМурманский государственный технический университет, 2007
Оглавление
Введение ………………………………………………………………… 4
Задания на контрольную работу по теме «Последовательности и
ряды. Гармонический анализ» ……………………………………………….. 5
Состав теоретического материала, необходимого для выполнения
работы, и ссылки на литературу ……………………………………………… 9
Справочный материал к выполнению контрольной работы ………… 11
1. Основные понятия о числовых рядах и определения. ………………………….. 11
2. Свойства числовых рядов. Необходимый признак сходимости. ……………… 12
3. Достаточные признаки сходимости знакоположительных рядов. ……………. 13
4. Знакопеременные ряды. Абсолютная и условная сходимости. ……………….. 15
5. Знакочередующиеся ряды. Признак Лейбница. ………………………………… 15
6. Функциональные ряды. …………………………………………………………... 15
7. Степенные ряды. Область и радиус сходимости степенного ряда. …………… 16
8. Ряды Тейлора и Маклорена. ……………………………………………………… 17
9. Применение степенных рядов для вычисления функций и определенных
интегралов. ………………………………………………………………………… 19
10. Ряды Фурье. ………………………………………………………………………. 19
Решение примерного варианта ………………………………………… 22
Литература ……………………………………………………………… 29
Введение
Курс математики, изучаемый студентами Мурманского государственного технического университета, включает в себя разделы, необходимые для успешного освоения общеобразовательных, общетехнических и специальных дисциплин, для будущей работы по выбранной специальности, а также для формирования целостного мировоззрения.
Основной формой изучения этого курса студентами-заочниками является самостоятельная работа с учебными материалами: чтение учебников, решение типовых задач в соответствии с образцами, приведенными в руководствах по решению задач, выполнение и защита плановых контрольных работ.
В настоящем пособии содержатся задания на контрольную работу по теме «Последовательности и ряды. Гармонический анализ», перечень соответствующих этой теме вопросов теоретического материала со ссылкой на параграфы рекомендуемых учебников, необходимый для решения задач справочный материал и решение примерного варианта контрольной работы. В конце приведен список рекомендуемой литературы.
К выполнению контрольной работы следует приступать только после освоения теоретического материала, иначе самостоятельное решение задач окажется либо просто невозможным, либо весьма трудоемким и неэффективным. Выполнение контрольной работы по теме «Последовательности и ряды. Гармонический анализ» должно привести студента к овладению методами анализа сходимости числовых рядов, способами нахождения областей сходимости степенных рядов, приобретению навыков приближенных вычислений с помощью рядов, а также к получению понятия об аппроксимации функций гармониками ряда Фурье.
Задания на контрольную работу по теме
«Последовательности и ряды. Гармонический анализ»
Контрольная работа состоит из шести задач. Задание на каждую задачу состоит из формулировки задачи и десяти вариантов исходных данных. Студент выбирает свой вариант по последней цифре номера своей зачетной книжки.
Работа должна быть выполнена в школьной тетради или на листах формата А4 с односторонним заполнением. На титульном листе должны быть указаны тема контрольной работы, фамилия, имя, отчество студента, номер группы, номер зачетной книжки.
Решение каждой задачи должно начинаться с ее номера, формулировки задачи, записи исходных данных. Далее решение должно сопровождаться ссылками на применяемые свойства, теоремы, формулы и другими необходимыми пояснениями. Закончить решение каждой задачи следует записью ответа.
Задача 1. Исследовать сходимость числового ряда.
Номер варианта | Исследуемые ряды | Номер варианта | Исследуемые ряды |
а) ![]() ![]() | а) ![]() ![]() | ||
а) ![]() ![]() | а) ![]() ![]() | ||
а) ![]() ![]() | а) ![]() ![]() | ||
а) ![]() ![]() | а) ![]() ![]() | ||
а) ![]() ![]() | а) ![]() ![]() |
Задача 2. Найти область сходимости степенного ряда.
Номер варианта | Исследуемые ряды | Номер варианта | Исследуемые ряды |
![]() | ![]() | ||
![]() | ![]() | ||
![]() | ![]() | ||
![]() | ![]() | ||
![]() | ![]() |
Задача 3. Данную функцию представить в виде степенного
ряда по степеням (x – a), где а – данное число.
№ варианта | Функция и точка | № варианта | Функция и точка |
![]() | ![]() | ||
![]() | ![]() | ||
![]() | ![]() | ||
![]() | ![]() | ||
![]() | ![]() |
Задача 4. Вычислить приближенно с заданной точностью
значение функции при данном значении аргумента
с помощью разложения функции в степенной ряд.
№ варианта | Функция, значение аргумента, точность вычисления | № варианта | Функция, значение аргумента, точность вычисления |
![]() ![]() ![]() | ![]() ![]() ![]() | ||
![]() ![]() ![]() | ![]() ![]() ![]() | ||
![]() ![]() ![]() | ![]() ![]() ![]() | ||
![]() ![]() ![]() | ![]() ![]() ![]() | ||
![]() ![]() ![]() | ![]() ![]() ![]() |
Задача 5. Вычислить приближенно с заданной точностью
определенный интеграл с помощью разложения
подынтегральной функции в степенной ряд.
№ варианта | Интеграл, точность вычисления | № варианта | Интеграл, точность вычисления |
![]() | ![]() | ||
![]() | ![]() | ||
![]() | ![]() | ||
![]() | ![]() | ||
![]() | ![]() |
Задача 6. Данную функцию разложить в ряд Фурьев
заданном интервале.
№ варианта | Функция, интервал | № варианта | Функция, интервал |
![]() ![]() ![]() | ![]() ![]() | ||
![]() ![]() | ![]() ![]() | ||
![]() ![]() | ![]() ![]() ![]() | ||
![]() ![]() | ![]() ![]() | ||
![]() ![]() | ![]() ![]() |
Состав
теоретического материала и ссылки на литературу
№ задачи | Тема | Литература |
Определение числового ряда. Основные понятия: общий член, частичная сумма, сумма ряда, сходимость и расходимость. Свойства числовых рядов. Необходимый признак сходимости. Достаточные признаки сходимости знакоположительных рядов: признаки сравнения, признак Даламбера, радикальный признак Коши, интегральный признак Коши. Знакопеременные числовые ряды, их абсолютная и условная сходимости. Знакочередующиеся числовые ряды. Признак Лейбница сходимости знакочередующегося ряда | [1]: гл.XIII, §59; [2]: гл.XVI, §1,2. [1]: гл.XIII, §60; [2]: гл.XVI, §3-6. [1]: гл.XIII, §61; [2]: гл.XVI, §7,8. | |
Функциональный ряд: определения и основные понятия. Область сходимости функционального ряда. Определение степенного ряда. Теорема Абеля. Радиус сходимости. Способы определения радиуса сходимости степенного ряда. | [1]: гл.XIV, §62; [2]: гл.XVI, §9. [1]: гл.XIV, §63; [2]: гл.XVI, §13,14. | |
Дифференцирование и интегрирование степенных рядов.
Ряды Тейлора и Маклорена. Разложение в ряд Маклорена функции ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | [1]: гл.XIV, §63; [2]: гл.XVI, §14. [1]: гл.XIV, §64; [2]: гл.XVI, §15-17. [1]: гл.XIV, §64; [2]: гл.XVI, §19,20. | |
Применение степенных рядов для приближенного вычисления функций. Оценка погрешности. | [1]: гл.XIV, §65; [2]: гл.XVI, §20,21. | |
Применение степенных рядов для приближенного вычисления определенных интегралов. Оценка погрешности. | [1]: гл.XIV, §65; [2]: гл.XVI, §21. | |
Тригонометрический функциональный ряд. Тригонометрический ряд для функции, заданной на отрезке ![]() ![]() ![]() ![]() | [1]: гл.XV, §66,67; [2]: гл.XVII, §1,2. [2]: гл.XV, §67; [1]: гл.XVII, §3-5. [2]: гл.XV, §67; [1]: гл.XVII, §6. |
Примечание. Ссылки на литературу в таблице даны в соответствии с номерами
изданий в списке рекомендуемой литературы.
Справочный материал