Тест правового и гражданского сознания




Автор: Л.А. Ясюкова.
Сокращенное название: ТПГС.
Назначение. Тест состоит из 13 вопросов, к каждому из которых предложено 3 варианта ответа. Позволяет оценить три относительно самостоятельных сферы функционирования правосознания: бытовую, профессионально-деловую и социально-гражданскую, методикой замеряется также уровень правовых знаний учащихся. Предусмотрено выявление уровней правосознания: правовой нигилизм (слабый уровень), основы правосознания заложены (средний уровень), правосознание в основном сформировано (хороший уро­вень), правосознание сформировано полностью (высокий уровень). Система оценки представлена в бальной шкале. Предъявляется в виде бланка и регистрационного листа.

Цель: исследование правового и гражданского сознания. методика позволяет оценить сформированность правового сознания, а также готовность придерживаться право­вых норм в профессиональной деятельности и межличностных отношениях, гражданскую зрелость.
Инструкция
Тебе предложено 13 вопросов-утверждений. Выбери, пожалуйста, для каждого из них вариант ответа, который наиболее верно отражает твою позицию. Поставь «галочку» в бланке анкеты напротив того ответа, который соответствует твоему мнению. Не трать времени на раздумье. Пропускать какое-либо предложение нельзя. Наиболее естественна первоначальная реакция.
ВОПРОСЫИ БЛАНК ОТВЕТОВ ОПРОСНИКА
1. Несправедливому закону следует подчиняться…
а) согласен с этим;
б) не согласен;
в) затрудняюсь ответить.
2. Важно, чтобы руководитель поступал…
а) по совести;
б) строго в соответствии с трудовым правом и должностями;
в) затрудняюсь ответить.
3. Сколько людей, столько и представлений о том, что справедливо, а что – несправедливо…
а) согласен;
б) не согласен;
в) затрудняюсь ответить.
4. Законы создаются, чтобы…
а) улучшалась жизнь большинства населения;
б) защищать права каждого человека;
в) затрудняюсь ответить.
5. Я считаю, что…
а) правительство обязано обеспечить всем нормальный уровень жизни;
б) каждый должен сам о себе думать;
в) затрудняюсь ответить.
6. Во главе государства должны стоять…
а) морально безупречные, справедливые люди;
б) профессионалы своего дела;
в) затрудняюсь ответить.
7. Рядовой гражданин не обязан знать существенные законы, для этого есть юристы…
а) согласен с этим;
б) не согласен;
в) затрудняюсь ответить.
8. Мой идеал общества…
а) сильная государственная власть;
б) общественное самоуправление;
в) затрудняюсь ответить.
9. В основе законов должны лежать ценностно-нормативные установки доминирующей нации…
а) согласен с этим;
б) не согласен;
в) затрудняюсь ответить.
10. В нашем государстве каждому необходимо, в первую очередь…
а) уметь отстаивать свои права;
б) выполнять свои обязанности;
в) затрудняюсь ответить.
11. Если человек, не зная, случайно нарушил закон, его нельзя привлекать к ответственности…
а) согласен с этим;
б) не согласен;
в) затрудняюсь ответить.
12. В стране будет беспорядок, если граждане будут руководствоваться, в первую очередь…
а) понятиями чести и справедливости;
б) правовыми нормами;
в) затрудняюсь ответить.
13. Основная функция законов…
а) регулирующая;
б) карательная;
в) затрудняюсь ответить.

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ
Обработка происходит с помощью компьютерной программы или посредством сравнения ответов ученика с ключом:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
б б а б б б б б б б б б а


Ответы, совпадающие с ключом, оцениваются в 2 балла.
Все ответы «в» оцениваются в 1 балл.
Полученные баллы суммируют­ся.
Сумма характеризует общий уровень развития правового сознания подростка.
Интерпретационные нормы:

· Правовой нигилизм (слабый уровень) - 0-13 баллов.

· Основы правосознания заложены (средний уровень) - 14-18 баллов.

· Правосознание в основном сформировано (хороший уро­вень) - 19-23 балла.

· Правосознание сформировано полностью (высокий уровень) - 24-26 баллов.

Выделяется три относительно самостоятельных сферы функционирования правосознания: бытовая, профессионально-деловая и социально-гражданская.

Правовые установки могут быть сформированы неравномерно и функционировать, напри­мер, в бытовой сфере, в то время как гражданское сознание мо­жет быть еще совсем не развито. Методикой замеряется также уровень правовых знаний учащихся. Учитывается известный факт, что знания еще не обеспечивают соответствующих поведенчес­ких установок. Отдельный анализ правовых знаний и правовых поведенческих установок позволяет оценить влияние учебных программ по правоведению: дают ли они только знания или спо­собны формировать правовое сознание.
Сферы правосознания:

· Бытовая - вопросы: 1, 3, 7, 11

· Деловая - вопросы: 2, 6, 9, 12

· Гражданская - вопросы: 4, 5, 8, 10

· Правовые знания - вопросы: 4, 11, 12, 13

Нормы по сферам:

· 0-3 балла - слабый уровень

· 4-5 баллов - средний уровень

· 6-7 баллов - хороший уровень

· 8 баллов - высокий уровень

Предлагаемая методика позволяет оценить сформированность правового сознания и готовность придерживаться право­вых норм в профессиональной деятельности и межличностных отношениях, гражданскую зрелость. Выделяются четыре уровня развития правосознания:

1. уровень - правовой нигилизм.

Подросток не признает правового регулирования, отрицательно относится к самому принципу формального законодательного регулирования отно­шений, ориентируется только на морально-нравственные норма­тивы и только в том варианте, который сам признает. Отрица­тельно относится к любым другим морально-этическим нормам и жизненным ценностям, которые не совпадают с его собствен­ными. Потенциально конфликтен при взаимодействии с людьми, которые придерживаются других взглядов. Может быть непосле­довательным в поведении, не сдерживать обещаний, не выпол­нять договорных обязательств. Склонен действовать, исходя из собственных соображений, мнения, понимания ситуации, посту­пать так, как он сам считает правильным. Обычно сам безыници­ативен, но требователен к окружающим.

2. уровень - противоречивое и неполноценное правовое со­знание.

Оно сформировано не полностью и регулирует поведе­ние только в одной - двух сферах. Следует смотреть результаты тестирования отдельно по сферам. Существуют определенные возрастные закономерности в развитии правосознания, связан­ные со становлением интеллектуальной и личностной самостоя­тельности подростков. Правосознание раньше начинает форми­роваться в бытовой сфере, т.к. для этого достаточно только доб­рожелательности и расширения круга общения, и у подростков оно бывает в основном сформировано, но в деловой и граждан­ской сферах - часто еще отсутствует. Система обучения и воспитания может оказывать определенное влияние. Так, по нашим данным, гражданское сознание оказывается более сформирован­ным у учащихся гимназий, а правосознание в деловой сфере - у учащихся лицеев и общеобразовательных школ.

При несформированности правосознания в бытовой сфере подросток характеризуется потенциальной конфликтностью в межличностных взаимоотношениях из-за непонимания социаль­ного релятивизма, групповой относительности морально-этичес­ких норм, из-за невозможности понять и принять другую', не свой­ственную ему самому систему жизненных ценностей, признать ее правомерность. Образ мыслей и жизни, принятый в его окруже­нии, кажется ему единственно верным. Подросток может крити­ковать, высмеивать увлечения ребят или манеру одеваться, ко­торые не совпадают с его собственными, в его отношении к ним может чувствоваться пренебрежение. Такой подросток эмоцио­нально, а не рационально оценивает высказывания и поступки людей, в качестве абсолютного эталона выступает привычная для него и принятая в его окружении манера общения. Он не может с уважением относиться к представителям других культур и нацио­нальностей, напротив, склонен огульно приписывать им отрица­тельные характеристики.

При несформированности правосознания в деловой сфере у подростка в представлениях о профессиональной деятельнос­ти абсолютизируется значимость личных контактов, преувеличи­вается важность установления приятельских отношений достижения личной договоренности, недооценивается объективная сторона организации деятельности, может складываться и зак­репляться пренебрежительное отношение к трудовому законо­дательству, инструкциям, документальному оформлению дого­ворных соглашений.

При несформированности гражданского сознания подрос­тка характеризует инфантилизм, принципиальная пассивность, нежелание проявлять инициативу, прикладывать личные усилия, самостоятельно искать выход из сложных жизненных ситуаций. Такой подросток ожидает, а нередко и требует, чтобы кто-то (го­сударство, учителя, родители, друзья) заботился о нем и обеспечивал его всем необходимым для нормальной жизни. Не раз­вивается чувство долга, а закрепляется инфантильная требова­тельность: «они обязаны». У подростка может отсутствовать чув­ство вины за невыполненные обязательства, некачественную ра­боту, если он не получил буквальных указаний, распоряжений и объяснений.

3. уровень - правосознание в основном сформировано, хотя у подростка может сохраняться отрицательное отношение к пра­вовому регулированию в целом и к существующим законам в ча­стности. Он в учебе и любой деятельности старается не нарушать установленные правила, точно соблюдать инструкции, достаточ­но надежен в деловой сфере, корректен в деловом общении и взаимодействии.


4/.уровень - правосознание сформировано полностью. Осоз­нается необходимость формально правового регулирования. Характерны абсолютная надежность в деловых отношениях, бук­вальное выполнение правил, инструкций и договорных обяза­тельств даже вопреки собственному отношению и пониманию ситуации. Осознает социальный релятивизм моральных норм,, признает равноправное существование различных систем жиз­ненных ценностей. Способен корректно взаимодействовать с широким кругом людей вне зависимости от социальной, нацио­нальной, религиозной и пр. принадлежности.


Низкий уровень правовых знаний свидетельствует о том, что информированность, осведомленность подростка о законода­тельном регулировании не достигает минимума, необходимого для самостоятельной жизни в современном обществе. Иногда это связано с общей личностной инфантильностью или узостью интересов, которые не охватывают социально-политическую сферу. В настоящее время, поскольку правоведение является одним из обязательных предметов, то низкий уровень правовых знаний среди старшеклассников встречается редко; чаще - среди уча­щихся 7-8 классов.

Необходимость развития правового сознания подрастаю­щих поколений вызвана тем, что наличие законов само по себе автоматически не ведет к осуществлению ими регулирующих и защитных функций, даже если разработаны санкции по отноше­нию к нарушителям. Законы действуют только в том-случае, когда подавляющее большинство членов общества добровольно им подчиняется, даже если какие-то положения их не устраивают. Только при обязательном подчинении всех членов общества су­ществующим законам могут быть гарантированы права и безо­пасность каждого человека, а также сохранение гражданского мира в целом. Таким образом, развитие правового сознания граждан исключительно важно для стабилизации ситуации в демократи­ческом обществе, а также для обеспечения его дальнейшего мир­ного развития.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: