Цель игры: познакомить детей с различными видами животного и растительного мира, свойственных какой-то определенной территории или сохранившиеся в определенной области или стране как представители минувших эпох.
Справка (энциклопедический словарь): Реликты - виды растений и животных, сохранившиеся, как пережитки флор и фаун минувших эпох. Эндемики - виды растений и животных, свойственные относительно небольшой территории.
В начале игры, конечно, надо объяснить детям, что такое эндемики и реликты. Игра командная, в ней принимает участие 2 команды по 5- 10 человек. Может проводиться на уроке экологии, занятии экологического кружка и т.п. Команды представляют собой представителей эндемиков и реликтов, одна команда - растения, вторая - животные. Каждый участник команды имеет определенный вид - черника, выхухоль и т.п. Ведущий зачитывает описание видов поочередно, в первую очередь для растений, затем для животных и т.д. А участники команд, к которым обращается ведущий должны узнать “себя”. Если команда, к которой обращается ведущий, не отгадала, кто из участников был назван, может ответить команда противников. За правильный ответ дается 1 балл, за отсутствие ответа - 0. Игра идет до тех пор, пока не прозвучат описания каждого участника команд. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.
ИГРА «ЗООГЕОГРАФИЯ»
Цель игры: узнать, как дети знают животный мир стран и материков, познакомить их более подробно с животными, населяющими различные зоогеографические области.
Описание игры: В игре участвуют до 10 человек. По кругу ставятся стулья по количеству участников. Ведущий закрепляет под стульями или на стульях карточки с рисунком или названием животного и объявляет, что участники отправляются в путешествие по странам и континентам. Участники бегут вокруг стульев под музыку, как только заканчивается музыка, они садятся и таким образом выбирают себе животное. Каждый участник, узнав свое животное, должен как можно больше о нем рассказать. Когда все участники расскажут о своих животных, они либо сами, либо зрители определяют материк или страну, по которой они шли. Тот участник, который меньше других рассказал о своем животном, либо неправильно угадал страну, выбывает из игры вместе со своим стулом. Ведущий продолжает игру, сменив карточки. Каждый этап игры посвящен одной стране, либо материку. Побеждает один или несколько участников, которые пройдут все этапы игры. Музыку для участников также можно подобрать по географическому признаку.
|
ИГРА «СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС»
Человечество, увлекшись научно-техническим прогрессом, напрочь забыло, что каждое его достижение больно ударит по природе. Загрязнение окружающей среды, уничтожение птиц, растений, животных влечёт за собой опасные последствия и для человека. К сожалению, человек не задумывается о последствиях своей деятельности. Предлагаемый вариант экологического занятия с детьми поможет заострить их внимание на актуальных природных проблемах. Занятие проводится в виде суда над человеком. Конечно, требуется предварительная подготовка. Необходимо выбрать обвинителя, защитника, обвиняемого, свидетелей с обеих сторон, судью и присяжных заседателей.
" Имеет ли человек право на жизнь? "
|
Цель занятия: показать детям влияние прогресса и цивилизации на природную среду и показать, как человек может уменьшить вред, наносимый им природе.
Участники занятий: учащиеся 8-11 классов. Из их числа назначаются: судья (им может быть и взрослый) обвиняемый, обвинитель, защитник, свидетели присяжные заседатели. Каждый участник готовит свою роль, подбирает факты для обвинения или защиты.
Обязанности участников:
Судья - ведет судебный процесс, предоставляет слово по очереди защите и обвинению.
Обвиняемый - это собирательный образ человека, уничтожающего природу. Он может не только оправдываться и выслушивать обвинения, но и вносить предложения по устранению причин обвинения.
Обвинител ь - природа, заранее готовит и предъявляет факты нанесения вреда природе человеком. От того, какие факты предъявляет обвинитель, защитник готовит свидетелей обвинения.
Защитник - это может быть просто человек, это может быть собирательный образ - цивилизация, прогресс и т.п. Он готовит свидетелей защиты, в зависимости от фактов, которые предъявляет природа. Конечно, обвинение и свидетелей защиты надо готовить заранее.
Свидетели обвинения - сообщают суду конкретные факты нанесения вреда природе.
Свидетели защиты - отвергают или оправдывают обвинения.
Присяжные заседатели - выносят вердикт в конце суда, обязательно аргументируя свое решение.
Возможные варианты процесса.
Обвинитель - природа говорит о том, что человек не имеет право на жизнь, т.к. он отравил реки сточными водами с (например) бумажных комбинатов, загрязняет воздух выхлопными газами автомобилей, дымом от сжигания мазута, убивает животных из-за меха и т.п.
|
Выступают свидетели обвинения:
- Рыбы рассказывают о том, как они погибают.
- Растения, птицы о невозможности дышать воздухом, загрязнённым ядовитыми веществами.
- Животные рассказывают о том, как их убивают из-за меха.
Свидетели защиты защищаются:
Например:
- писатель, журналист газеты говорят о невозможности жить без бумаги.
- директор ТЭЦ - о необходимости тепла для людей.
- автовладелец - о необходимости транспорта, как средства передвижения человека.
- охотник - о необходимости теплой одежды зимой.
После выступления свидетелей слово предоставляется человеку. Он может просто согласиться и признать вину, может подтвердить необходимость совершаемых действий, но может сказать, что он уже предпринимает и что готов предпринять для охраны природы. Сразу же в зале суда он может, например,
- охотника сделать директором зверофермы и не убивать диких животных в лесу, а разводить их для своих нужд;
- директору ТЭЦ предложит перейти на другую энергию - солнца, ветра и т.п.
- автовладельцу перейти на газ и т.д.
Природа принимает или не принимает предложения, обосновывая свой отказ. Может спрашивать у обвиняемого, почему это не было сделано раньше и т.п.
Затем присяжные выносят приговор. Судья может согласиться с ними или нет, обязательно указав причину своего решения.
Конечно, данное занятие будет результативным при серьёзной подготовке к нему, при достаточном количестве экологических знаний у участников "судебного процесса". Выступления свидетелей обвинения можно дополнять видеоматериалом, который можно заказать в Российском отделении Гринпис по адресу: 101428 Москва, ГСП-4, Гринпис России.
ИГРОВАЯ ПРОГРАММА
" РАЗ ГНОМ, ДВА ГНОМ …"
Данная игровая программа предназначена для организации досуга детей. Кроме того игровая программа знакомит с фольклором различных народов, с древними поверьями, верованиями, преданиями. Также игра дает представление о камнях и минералах, которые с древних времен наделялись людьми различными свойствами. Место проведения игры оформляется так, чтобы ввести детей в сюжет игры, в царство камней и гномов.
Описание игры:
В игре участвуют до 5 человек. В самом начале игры участник получает камень - амулет, но ему не сообщается цвет камня. Участник выбирает себе колпачок гнома, в котором он будет участвовать в игре. Выбирает он его себе по цвету данного ему камня - амулета. В конце игры ведущий проверяет правильно ли участник выбрал себе колпачок, и добавляет за правильный выбор один балл, за неправильный - лишает одного балла. Задания игры необязательно должны повторятся. Из предложенных заданий на каждую игру могут выбираться 4 -6. За каждое выполненное задание участник получает одного "гнома" - медаль с изображением гнома. В конце игры два участника, набравшие наибольшее число медалей, выходят в ФИНАЛ.
Варианты заданий:
1. Самые первые гномы высекали своих потомков из камня. Участникам предлагается за определенное время вырезать из бумаги силуэт гнома. Медаль получают те, кто быстро и наиболее, похоже, сделают это. (Данное задание можно повторять в каждой игре)
2. Больше всего гномы боятся солнечных лучей, т.к. живут под землей. От солнечного света гном сразу окаменеет. Предложите участникам сделать из бумаги за определенное время шапку для защиты от солнца.
3. Каждый участник получил камень - амулет. Предложите ему выбрать те качества из предложенных вами, которые действительно (по легендам и преданиям конечно) усиливают этот камень. Например, если участник получил ИЗУМРУД, его можно попросить выбрать следующее:
· Усиливает память, обостряет зрение
· Удаляет печаль, дает радость
· Приносит богатство
В данном случае правильным будет 1- вариант
4. Гномы, прячась от людских глаз, ходят по земле невидимыми. Покажите, что надо сделать гному, чтобы стать видимым. (Участник должен снять колпачок)
5. За гномами водится один грех, они воруют детей, особенно младенцев. А вместо них в колыбель ложился старый, дряхлый гном. Что должна сделать мать похищенного ребенка, чтобы вернуть дитя и избавиться от гнома.
· Выгнать гнома за дверь
· Заставит его говорить *
· Накормить его
· Перекрестить
6. Гномы были прекрасными ремесленниками, особенно кузнецами. И каждый предмет, ими изготовленный был наделен волшебными чарами, сверхъестественной силой. Предложите участникам игры наделить какой-то предмет (ручку, ножницы) волшебными свойствами. А за самые интересные свойства участники игры получают "гнома".
7. Как, известно, гномы обладали большими сокровищами, но часто люди или боги силой отбирали у них богатство. Что в этом случае происходило с обладателем сокровищ гнома? (Он умирал сам или погибал в битве)
8. Гномы обитали на Руси. Они помогали людям: ухаживали за скотом, выполняли дела по хозяйству, будили во время пожара, но иногда покидали жилища людей и устраивали беспорядок в доме. Можно задать следующие вопросы:
· Кто устраивал погром в доме, если ему не оставляли хлеба? (домовой)
· Что должен был оставить для банника хозяин дома в бане? (мыло и мочалку)
ИГРОВАЯ ПРОГРАММА
" КНИГА ЖАЛОБ ПРИРОДЫ"
Цель игры: Расширение экологических знаний детей, развитие фантазии, решение экологических проблем нестандартными методами, научить ребят понимать взаимосвязанность всего живого в окружающем мире.
Экологическое воспитание становиться одним из важнейших направлений в воспитании детей. Необходимость понимания, что экологические проблемы одного региона могут перерасти в глобальные, заставляет все больше уделять внимание работе с подрастающим поколением в плане экологического просвещения. Игровая форма даёт больше возможностей для вовлечения детей в экологическую деятельность. Данная игра дает возможность самим детям найти формы и методы природоохранной работы по тому или иному направлению, расширять знания в области биологии и экологии.
Игра командная, состав команд 4 - 6 человек, играть могут одновременно 2- 4 команды. Жюри может состоять из сказочных героев, зверей, конечно, это переодетые взрослые или старшеклассники, а могут быть и серьезные люди - биологи, лесничие и т.п.
В ходе игры команды перевоплощаются: становятся то птицами, то растениями, то вновь людьми. Оценивается фантазия детей, обоснованность ответа, нестандартность подхода.
ЗАДАНИЕ
Командам предлагается защищаться. Ведущий объявляет, что в адрес команд поступили жалобы, предварительно объявив, кем становится каждая из команд.
Например:
первая команда - совы,
вторая команда - лисы,
третья команда - мыши,
четвертая команда - медведи.
Следующие жалобы:
На сов жалуются мыши, что пернатые хищники ночью нападают на них.
На лис жалуются мыши, что их откапывают из снега и уничтожают.
На мышей жалуются люди, что мыши портят продукты.
На медведей жалуются дикие пчелы, что те поедают их мед.
Команды должны за 2-3 минуты оправдать свое поведение.
ЗАДАНИЕ
Команды сами жалуются. Можно оставить командам их роли, а можно и сменить. Например: первая команда в качестве сов должна доказать, что мыши вредны и они поступают правильно. Конечно, повторения ответа из 1 задания нежелательны.
Могут быть следующие задания:
1 команда - люди, жалуются на комаров, мышей и т.д.
2 команда - овцы, жалуются на людей, волков, собак.
3 команда - медведи, жалуются на пчел, которые не дают им меда, на людей и т.д.
ЗАДАНИЕ
Команды жалуются друг на друга заранее придуманными жалобами.
Например:
1 команда жалуется на 2,3,4. Каждая команда, получившая жалобу, защищается, затем команды меняются местами.
ЗАДАНИЕ
Командам дается представитель животного или растительного мира, а участники команд перечисляют, на кого и на что он может жаловаться.
Например: комары - на людей, рыб, лягушек, птиц (за уничтожение), на различных животных за то, что не дают пить кровь; полевые цветы - на людей, травоядных животных, пчел (за сбор нектара) и т.д.
ЗАДАНИЕ
Жалоба на людей. Все команды становятся людьми и получают от природы жалобы на те или иные действия. Команды должны придумать как сделать так, чтобы таких жалоб не было, как они могут исправить ситуацию.
Например:
Жалуются леса на то, что их вырубают. Люди могу предложить следующие действия: посадка леса, сбор макулатуры, использование пластмасс вместо древесины и т.д.
Жалуются рыбы на загрязнение рек и рыбную ловлю. Команды могут предложить борьбу с браконьерами, строительство очистных сооружений, спасение рыбьей молоди из пересыхающих водоемов.
ЗАДАНИЕ
Командам предлагается представить, что жалоба, поданная каким либо видом животного или растительного мира, не была услышана, и он исчез. Необходимо подумать, кто от этого пострадает и как. Предварительно можно рассказать о том, как в Китае уничтожили всех воробьёв и т.п.
Ведущий в процессе игры дополняет ответы участников и подводит их к выводу, что всё в природе взаимосвязано и исчезновение одного вида повлияет на весь животный мир.
И конечно, надо подумать, чем будут заняты паузы, пока команды готовятся. Это может быть показ слайдов о природе родного края, видеофильмов об охране природы, чтение стихов о природе и т.п.
Игра «ЛЕСНАЯ ФАНТАЗИЯ ИЛИ Я ХОЧУ БЫТЬ БЕРЕНДЕЕМ!»
Цель игры: привить детям любовь к природе, показать какую помощь они могут ей оказать, воспитывать детей в игровой форме экологически грамотными людьми.
В начале игры необходимо рассказать детям о том, кто такие берендеи. О том, что только человек любящий и охраняющий природу может носить это звание, о необходимости жить в гармонии с природой, не нарушать природного равновесия.
В игре принимают участие команды по 5 - 6 человек, команд может быть 2 - 3.
Для игры необходим волчок со стрелкой - указателем, вокруг которого располагаются карточки в виде листьев деревьев с категориями заданий и вопросов, их может быть 6- 8.
Возможные варианты этих категорий:
1. Птицы
2. Лекарственные травы
3. Насекомые
4. Лес
5. Браконьеры
6. Не навреди
7. Звери
8. Грибы
Представители команд по очереди вращают волчок и таким образом выбирают себе категорию заданий, а ведущий задает вопросы или дает задание. Команда через минуту должна ответить на вопрос или выполнить задание. За правильный ответ или правильно выполненное задание дается один балл. Игра идет до 6 баллов. В конце игры победителям вручаются призы. Это могут быть удостоверения "берендеев", дипломы в виде листьев и многое другое, что вы нафантазируете.
Примерные задания и вопросы:
ПТИЦЫ
1. Что можно заготовить в лесу для подкормки птиц зимой? (Семена репейника, веники из лебеды, ягоды рябины, боярышника, семена ясеня, конского щавеля.)
2. Ребятам предлагаются различные предметы, а они должны показать, как из них сделать кормушки.
3. Можно предложить ребятам рисунки птиц и птичьих гнезд, а они должны расположить их друг за другом правильно.
ЛЕС
1. Дается несколько вырезанных из бумаги листьев деревьев, разрезанных на несколько частей, а дети должны собрать их и назвать деревья.
2. От чего защищает лес поля? (От оврагов и суховеев)
3. Почему для посадки леса нельзя использовать семена с больных деревьев? (Только из здоровых семян вырастут здоровые деревья)
ЗВЕРИ
1. Почему нельзя брать домой из леса зайчат, ежат, и других зверей? (Потому что их дом - лес, а звери привыкают к человеку, отучаются самостоятельно добывать пищу, прятаться от врагов и если их потом выпустить на волю - погибнут)
2. Как можно помочь зверям зимой? (Можно подкармливать лосей, оленей, косуль, сеном и вениками, запасенными летом)
3. Можно предложить по рисункам следов определить животных.
ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ТРАВЫ
1. Какие растения можно использовать при простуде? (Липовый цвет, душицу, шиповник, мать - и - мачеху, малину)
2. Из каких ядовитых растений готовят лекарства? (Белена, дурман, белладонна, вороний глаз)
3. Какое растение используют для лечения небольших ран? (Подорожник)
БРАКОНЬЕР
1. Почему нельзя ловить рыбу весной? (Она нерестится)
2. Где нельзя охотиться? (В заповедниках и других особо охраняемых местах)
3. Какой вред наносят браконьеры с топором? (Делают самовольные вырубки леса)
ГРИБЫ
1. Какой гриб разрушает древесину (Опенок)
2. Почему нельзя топтать мухоморы? (Ими лечатся звери)
3. Какой зверь запасает грибы на зиму? (Белка)
4. Почему в сухую погоду грибов в лесу нет, а после дождей их много? (Грибы питаются гниющими органическими остатками, а эти вещества гниют только когда в лесу много влаги)
НАСЕКОМЫЕ
1. Какую пользу приносят муравьи? (Уничтожают насекомых - вредителей)
2. Как по поведению муравьев узнать о приближении дождя? (Муравьи прячутся в муравейник и закрывают входы в него)
3. Почему надо беречь шмелей? (Они самые полезные дикие опылители растений)
4. Почему нельзя ловить жуков - оленей? (Они стали редкими насекомыми)
НЕ НАВРЕДИ
1. Почему нельзя брать яйца из гнезда птиц? (Птица может оставить гнездо)
2. Почему нельзя рвать первоцветы - подснежники, ландыши и др.? (Многие из них стали редкими и занесены в Красную книгу)
3. Почему нельзя собирать лекарственные травы на одном месте несколько лет подряд? (Чтобы они не исчезали, а успевали восстанавливаться)
Конечно, если команды не могут ответить на вопрос, им помогает ведущий!
Цель игры: показать красоту и разнообразие природы, ее цветовое богатство. Возраст участников: 7-12 лет.
Материалы: куски картона в виде палитры художника, клейкая лента, полиэтилен или целлофан.
Время: 30 мин.
Во время прогулки в лесу или в парке выбирается живописная поляна. Детям раздаются картонки, на которых закреплены полоски клейкой ленты липкой стороной вверх. Чтобы липкая поверхность ленты не портилась, можно предварительно прикрыть ее легко снимаемой полоской полиэтилена. Ребятам предлагается наклеить на палитру кусочки листьев и коры деревьев, травинки, кожицу ягод - все, что они смогут найти.
Задача детей - составить как можно более полную палитру поляны. Затем на той же поляне устраивается выставка работ.
Задача педагога - обратить внимание детей на многообразие красок в природе, на то, что нет одинаковых палитр, хотя все они составлялись в одном месте.