ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И ТОЛКОВАНИЕ КАРТИНЫ




Будучи монахом, Лютер пережил эмоции отторжения. Ему казалось, будто Бог играет с ним в жестокую игру. Возможно, он думал про себя: «Как этот Бог называет себя Богом любви? Цена, которую Он требует за эту любовь, настолько высока, что никто никогда не сможет выплатить ее: я не могу соблюдать Божьи заповеди. Я стараюсь, но я снова и снова падаю, поэтому я обречен на грех. Мне страшно».

В средневековой Церкви многие люди боялись Бога, боялись смерти, и боялись, что Бог оставит их. А Церковь использовала эти страхи, чтобы заполнять свои сокровищницы. Существовали платные индульгенции для отпущения грехов. В ведении Церкви, якобы, находилась сокровищница добрых дел и заслуг святых людей, тех, кто вел особенно благочестивый образ жизни. И из этой сокровищницы человек мог приобрести индульгенции. Поэтому люди, движимые страхом, были готовы платить немалые деньги за эти индульгенции. Большинство из 95 тезисов, которые доктор Мартин Лютер прибил к дверям Виттенбергского замка 31 октября 1517 года, критиковали практику продажи индульгенций.

Чем Лютер заменил индульгенции? Новым пониманием Вечери Господней, которая, согласно библейскому примеру, исключает необходимость каких-либо привилегий. На протяжении многих веков Вечеря Господня была инструментом церковной власти. Только священнослужители имели право принимать хлеб и вино, символы страданий и смерти Иисуса. Рядовым членам церкви, мирянам, не разрешалось принимать вино на Вечере Господней. Это оправдывалось опасностью пролить драгоценную кровь Иисуса. Как будто это не могло случиться со священником! Но в случае с прихожанами решили не рисковать. В Церкви была перегородка, называемая алтарной преградой. Когда духовенство праздновало Вечерю Господню, эта перегородка отделяла их от церковного собрания.

Но в центре картины мы видим противоположный порядок: Иисус одет так же просто, как и ученики, Он не изображен в дорогостоящей богослужебной одежде, которую носили священнослужители. Пасхальный агнец находится на середине стола. Он изображает момент, описанный в Евангелии от Иоанна 13:21. «Иисус возмутился духом, и засвидетельствовал, и сказал: истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня». Иисус ясно сказал, что это будет тот, кому Он подаст кусок хлеба. Затем Он подал его Иуде, но остальные ученики по-прежнему ничего не поняли. Посреди всей этой неопределенности, мы видим молодого человека, стоящего вне круга сидящих, он протягивает чашу с вином (это Лукас Кранах младший). Он дает ее Мартину Лютеру. Таким образом художник изобразил самые глубочайшие эмоциональные переживания Реформации. Унижение прихожан Церкви на Вечере Господней должно было подойти к концу. Большинство из них вообще не понимали, что происходит на Вечере Господней. Празднование проходило на латинском языке. Чтобы освятить хлеб, священник произносил на латинском: «Hoc est corpus meum», что означает «Сие есть тело Мое», но поскольку никто из присутствующих не понимал значение этих слов, они укоренились во многих языках и стали крылатой фразой «фокус-покус». Мы употребляем эти слова, когда слышим чтото непонятное, таинственное или вводящее в заблуждение.

Реформаторы положили конец этой путанице. Еще за сто лет до этого чешский реформатор Ян Гус ввел в практику празднования Вечери Господней оба символа: и хлеб, и вино, в соответствии с библейским примером. Теперь к этому присоединилось проведение общего служения на немецком языке, понятном всему народу. Таким образом, собравшиеся были не просто созерцателями, но стали активными участниками в праздновании Вечери Господней. Сегодня мы даже представить не можем, какое значение это имело для рядовых членов Церкви. Они приходили в церковь и чувствовали себя полностью вовлеченными в богослужение, сидя за столом с Иисусом во время Вечери Господней, как показано на картине «Алтарь Реформации». Может ли быть что-то чудеснее?

Таким образом, для Лютера Вечеря Господня – это не просто памятная дата, это событие, которое происходит здесь и сейчас. Если вы обратите внимание, то увидите, что художник специально не стал изображать Вечерю Господню на фоне, напоминающем древнюю Палестину. В контексте исторических предпосылок автор изобразил типичный пейзаж Саксонии в Германии с замком, горной сосной и дубом. Вот какое сильное впечатление произвело на Лукаса Кранаха реформистское понимание Вечери! Таким образом, каждому зрителю становится понятно, что Вечеря Господня – это событие личное. Насколько я близок к Иисусу?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: