Социальная политика и социально ответственное поведение бизнеса




Социальная политика как фактор социальной ответственно­сти бизнеса. Социальная политика сегодня - это не только реализация правительствами разных стран концепции государства всеобщего благосостояния, но это также вовлечение бизнеса и гражданского общества н решение наиболее важных социальных проблем. Нужно заметить, что гама идеология корпоративной социальной ответственности возникла как ответ транснациональных компаний на давление институтов граж­данского общества. Процесс исторической «битвы труда и капитала» с начала XIX в., рост социалистических настроений в мире и порожден­ные ими профсоюзные движения, вынудили многих предпринимателей создавать систему социальных гарантий и охраны труда, а уже в 1970-е гг., когда началось мировое движение в защиту экологии, получил развитие процесс увеличения корпоративных инвестиций в защиту окру­жающей среды. В настоящее время эта концепция получила широкое распространение как новая технология коммерческой и производствен­ной деятельности компаний, нацеленных, в конечном счете, по-прежнему на максимизацию прибыли.

Объективной причиной появления социальной ответственности бизнеса стала глубинная трансформация отношений корпоративного сектора и общества: в постиндустриальной экономике обществу не про­сто захотелось получать «больше хороших товаров», но и потребова­лось знать какая экологическая и социальная цена стоит за всем этим. Появление термина «социальная политика» и соответствующих кон­цептуальных основ во второй половине XX в. привели в связи с этим к возникновению дополнительно фактора стимулирования КСО в пред­принимательском сообществе. Появился мощный дополнительный фактор, стимулирующий социальную ответственность бизнеса. Соци­альная политика и корпоративная социальная ответственность - это два взаимосвязанных и взаимозависимых фактора, которые сегодня оказы­вают доминирующее влияние на формирование предпринимательской прибыли. Общество и государство, очевидно, не должны в принуди­тельном порядке призывать предпринимателей и других граждан к со­циально ответственному поведению. При этом необходимы меры эко­номического характера, которые могут побудить предпринимателя и граждан к социальному диалогу, что будет способствовать их взаимной социальной ответственности перед обществом.

Солидарная социальная ответственность предпринимателей и на­емных работников особенно актуальна в малом бизнесе, где экономическая состоятельность предпринимателя максимально детерминирована эффективностью трудовой деятельности персонала организации.

Появление на рубеже 1950-1960-х гг. теории человеческого кап и тала обозначило новый вектор в социально-экономическом развитии мирового общества. Этот вектор привел к тому, что и появился новый термин в экономической науке под названием: «социальная полити­ка». Есть разные определения социальной политики, но в экономической науке обычно понимают под ней комплекс мер общества по обес­печению социальной защиты человека, поддержанию определенного статуса различных социальных групп и созданию условий для всестороннего развития человека в обществе. Безусловно, бизнес, как состав­ная часть общества, не может быть в стороне от социальной политики.

По мнению Т.И.Заславской: «...социальная политика призвана стимулировать всестороннее развитие человеческого потенциала обще­ства, распространение эффективных способов и образцов экономиче­ского поведения, развитие социальных отраслей хозяйства, рост каче­ства жизни населения и защищенности социально уязвимых слоев»

Анализ имеющихся данных показывает, что социальная политики является важнейшей составляющей цивилизованных обществ и госу­дарств. При этом сложились принципы социальной политики:

Принцип социальной справедливости.

Социальная справедливость является общепризнанной ценно­стью современного демократического сознания, закрепленного в осно­вополагающих документах мирового сообщества наряду с миром и свободой. Дж.Роулз сформулировал два принципа, которые позволяют, по его мнению, примирить противоречия социальной справедливо­сти: 1)принцип свободы, согласно которому любой человек должен иметь равный со всеми другими доступ ко всем свободам; 2) принцип различия, который допускает социально-экономическое неравенство, если оно идет на пользу наиболее обездоленным.

Кроме того, справедливость необходимо рассматривать как тради­ционное историческое ощущение в обществе при распределении эконо­мических благ. В ст.7 Конституции РФ определено, что «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Признание социального типа государства влечет за собой признание равенства социальных прав всех его граждан, независимо от их индивидуальных или социальных особенностей. Таким образом, государство гарантирует всем гражданам обеспечение некоего социаль­ного минимума, который выражается в минимальной оплате труда, ми­нимальной (в том числе социальной) пенсии, адресной социальной по­мощи тем, чей душевой доход ниже прожиточного минимума.

Принцип индивидуальной социальной ответственности.
Этот принцип требует от индивида, семьи, малой группы прило­жения максимальных усилий для самопомощи и самообеспечения.

Принцип социальной солидарности.

Современное общество призвано встречать социальные затрудне­ния как единая система, внутри которой происходит перераспределение социальной состоятельности от трудоспособных к нетрудоспособным, от одного поколения к другому.

Принцип социального партнерства.

Этот принцип включает в себя такие принципы:

- равноправие сторон на переговорах и при принятии решений;

- равная дня всех сторон обязательность исполнения договоренностей;

- обязательная и равная ответственность сторон за выполнение принятых обязательств;

- принцип трипартизма, то есть в переговорах трех сторон: госу­дарственной власти, работников и работодателей.

Принцип социальной компенсации.

Он призван обеспечить правовую и социальную защищенность граждан, необходимую для восполнения ограничений, обусловленных их социальным статусом. В настоящее время пенсионный возраст в России один из самых низких в стра­нах, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), и его следовало бы поднять. Однако, учитывая низкую продолжительность жизни мужчин (63 года против 75 в среднем в странах ОЭСР), рассматривается распро­странить это только на женщин. Кроме того, рассматривается вопрос об уравнива­нии, для мужчин и женщин, времени выхода на пенсию — в 60 лет. По мнению экс­пертов ОЭСР, если этого не сделать, то в России будет сложно достигнуть размера пенсии в 40 % от заработка, особенно если учесть, что страна много вкладывает денег в здравоохранение, и количество пенсионеров будет увеличиваться. Экспер­ты ОЭСР также настоятельно рекомендуют России постепенно отказаться от дос­рочных пенсий. Или переложить выплаты по ним на работодателей.

Принцип социальных гарантий.

Этот принцип предусматривает предоставление гражданам гаран­тированного государством минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, профессиональной подготовке и рациональному трудоустройству, объем, виды и качество которых должны обеспечить необходимое развитие личности и подготовку к самостоятельной жизни.

Принцип субсидиарности (поддержки).

Принцип предусматривает оказание предпочтения общественным инициативам, по сравнению с соответствующей деятельностью госу­дарственных органов и учреждений при финансировании мероприятии в области социальной политики. Этот принцип предполагает законодательное регулирование взаимодействия государственных и негосударственных структур в социальной сфере и поддержку последних.

Бизнес, осуществляя социальную ответственность, должен при­нимать во внимание этот принцип социальной политики. Кроме того, все принципы социальной политики необходимо учитывать предпри­нимательскому сообществу. Наиболее приоритетными принципами при этом являются:

- принцип солидарности;

- принцип субсидиарности.

Кроме того, корпоративная социальная ответственная деятельность компаний должна учитывать и основные функции социальной политики в обществе:

Социальная безопасность, рассматривающая, прежде всего, вес имеющиеся возможности для удовлетворения человеком своих потреб­ностей, сочетать индивидуальные и общественные интересы; это дости­гается в том случае, если в обществе достигается баланс между спросом и предложением, что позволяет решать проблемы по обеспеченности жильем, проводить образовательную деятельность, выполнять про­граммы социального развития;

Политическая устойчивость власти, которая достигается при учете компромисса мнений различных социальных групп в обществе, определения принципиальных подходов к структуре власти (президент­ская или парламентская), выборности властных органов;

Устойчивость экономических институтов. Сложность совре­менной отечественной общественной жизни заключается в реструктури­зации всех экономических институтов. Происходит переход от социали­стических экономических институтов к рыночным. Устойчивость созда­ваемых рыночных институтов зависит также от умелой политики по проведению социальной ответственности бизнеса, т.к. таких институтов не было в бывшем СССР и их формирование проходит на фоне значи­тельных эмоциональных напряжений в обществе современной России.

• Экологическая устойчивость жизнедеятельности. В 1970-е гг. в мире развернулись различные общественные движения за улучше­ние экологической среды в странах. В этой связи, корпоративная соци­альная ответственность начала вносить свой весомый вклад в улучше­ние экологической устойчивости.

Итак, социальная политика - это взаимоотношения социальных групп по поводу сохранения и изменения социального положения насе­ления в целом и составляющих его классов, слоев, социальных, соци­ально-демографических, социально-профессиональных групп, социаль­ных общностей (семьи, народы, население города, поселка, региона и т.п.). Безусловно, как мы уже выше отметили: появление концепции человеческого капитала и социальной политики - это результат (про­дукт) длительной трансформации экономических отношений, изнури­тельной борьбы труда и капитала, поиск многочисленных компромис­сов и подходов. Взаимоотношения между трудом и капиталом являют­ся сложно разрешаемой проблемой в экономическом взаимодействии у людей всегда, но особенно они обострились с начала XVII в., т.е. с по­явления капитализма как общественной формации. Как результат таких отношений - возникновение социалистических идей на рубеже XVIII-XIX вв., а затем и создание марксистской экономической теории в 1840-е гг., где К.Маркс сделал единственный вывод: только социальная революция и сосредоточение власти в руках работников, которые вла­деют рабочей силой - это лекарство от этой проблемы. В.И.Ленин, на основе выводов К.Маркса, разработал собственную теорию социали­стической революции, которую применил в 1917 г. в России. Владель­цы основных капиталов в мире после событий в России начали интен­сивно искать выход из создавшегося противоречия, и значимым ре­зультатом поиска стало создание в 1919 г. Международной организации труда (МОТ). Современная Международная организация труда - это мировой центр социально-трудового законодательства и социального партнерства, базирующегося на основе участия в работе всех ее органов представителей трех сторон - правительств, работодателей и работни­ков. В настоящее время МОТ разработано и принято 185 конвенций и 195 рекомендаций, составляющих нормативную базу международно-правового регулирования труда, наиболее полный комплекс междуна­родных стандартов в области труда. Все страны, входящие в МОТ, сами решают какие из документов ратифицировать и применять в своей практике социально-трудовых отношений.

Основная причина перманентной конфликтной ситуации между владельцами физических средств производства и владельцами труда (наемными работниками) заключается в отстранении последних от участия в создании стоимости производимых товаров и услуг. Да, потребительная стоимость и меновая стоимость товаров - это разные экономические явления. Потребительная, характеристика блага - это его свойства, нужные человеку для его нормальной жизни. Меновая стоимость - это цен­ность товара уже для продажи потребителю. И эта стоимость приносит доход производителю товара. Различные исследования показывают, что работник психологически также считает себя соавтором создания стоимости и желает быть участником ее распределения в обществе. Выход был найден в создании МОТ и проведении специальной социальной по­литики по отношению к работникам, которая и предусматривает неяв­ное, трансцендентное приобщение их к созданию стоимости. На рубеже 1950-60-х гг. появилась экономическая теория человеческого капитала, которая онтологически связана с социальной политикой.

Хотя пионером государственной социальной политики можно считать канцлера Германии О.Бисмарка, которую он осуществлял и 1870-1880-е гг., вел стабильную борьбу против социалистических идей в обществе и добился принятия «Исключительного закона против со­циалистов», направленный против различных рабочих организаций. Можно отметить, что за время действия этого закона с 1878 по 1990 гг. было распущено 350 рабочих организаций, арестовано 1500 и выслано из страны более 900 человек. Тем не менее, понимая, что необходимы перемены по отношению к работникам как участникам создания стои­мости, проводя свою социальную политику, О.Бисмарк ввел пенсион­ный возраст и пенсии работникам, ужесточил требования к работодате­лям по улучшению санитарно-гигиенических условий труда работников и др. Но научное обоснование этой политики появилось позднее, в на­чале XX в. Нужно отметить, что и О.Бисмарк не был первым, кто уже размышлял над этой проблемой.

В XVII в. английский философ, создатель доктрины либерализ­ма Джон Локк, разработал эмпирическую теорию познания. Он отверг существование врожденных идей у человека и аргументировано обос­новал свой тезис, который построен на том, что все человеческое знание проистекает из социального опыта жизни получаемого трудом. В соот­ветствии с утверждениями Дж. Локка цель труда - это удовлетворение желаний человека. Нельзя сказать, что эти желания стабильно и навсе­гда определены, они постоянно меняются, но у этих желаний есть одно неизменное свойство - они всегда требуют удовлетворения. Сам груд для человека, по Дж.Локку, является не всегда приятным для пего ви­дом деятельности, но труд создает ему важнейшие ценности,ради кото­рых он им и занимается. Безусловно, мы должны отметить, что свобод­но выбранный труд в либеральном обществе, точнее - сам процесс тру­да, как правило, приносит удовлетворение человеку. Конкретные про­фессиональные цели труда невозможно определить исходя из природ­ных принципов: например, нельзя заранее определить должен ли человек работать водителем, токарем, продавцом в магазине или менедже­ром. Профессия каждым человеком выбирается (например, А.П.Чехов отмечал, что не человек выбирает профессию, а профессия выбирает человека) в зависимости от внутренних психологических желаний при по­лучении индивидуальных ценностей. Нам важно понять другое: Дж.Локк установил, что существует естественная основа труда. Эта основа заключается в том, что человек, занимаясь трудом, подавляет свое ощущение эсхатологичности, т.е. страх смерти, своей конечности как социального существа. При этом ценности, образуемые трудом, за­щищают человека от нищеты и голода. В частности, богач продолжает накапливать свое богатство с тем, чтобы застраховаться на будущее от голодной смерти. Кроме того, человеческий капитал создает в обществе атмосферу инновационности за счет усиления естественных способно­стей человека к труду. Кстати, на базе теории эсхатологии в начале XX в. создана философия экзистенциализма, т.е. философия смысла бытия. Одним из основоположников этой философии является Н.Бердяев.

Экзистенциальный подход предполагает, что рассудок слеп, в со­ответствии со своей природой, по отношению к ценностям человека, он так сложился исторически, а ценности и являются именно тем, что де­лает вещи познаваемыми данностями и тем самым сама жизнь приво­дится в движение. Таким образом, ценности человека отделены от его рассудка. Экономика, экономические отношения, создают моральные ценности для людей в виде получения значимости и статуса каждого человека в обществе, а уже разум использует эти ценности для добрых или недобрых дел. Стабильная социальная политика в обществе и про­воцирует людей, их разум, на преимущественное выполнение добрых дел. Вот здесь и соединяются два фактора: социальная политика и со­циальная ответственность бизнеса. При этом для человека важны его субъективные принципы справедливости, которые он определяет для себя. Дж.Локк отмечает: «Справедливость и соблюдение договоров есть принцип, с которым, кажется, соглашается большинство людей... считают, что он распространяется и на воровские притоны, и на сооб­щества величайших мошенников...и те, кто пал так низко, что потерял сам человеческий облик, соблюдают во взаимных отношениях верность и правила справедливости».

Развитие социальной политики и корпоративной социальной от­ветственности в рыночных экономических отношениях заключается как раз в опоре на экзистенциальное мировоззрение. В общей методологии экзистенциализма можно выделить три основных его подхода, которые онтологически связанны между собой:

- во-первых, - это индивиды; экзистенциалисты считают, что так называемые общие теории человеческой природы упускают из виду самое основное - уникальность каждого человека и его жизненной ситуации;

- во-вторых, экзистенциализм интересует смысл или цель челове­ческой жизни и при этом «субъективный» или внутренний опыт здесь более важен, чем «объективная» истина;

- в третьих, человеческая свобода, способность каждого индивида выбирать ценности, взгляды, эксклюзивные пути решения жизненных проблем.

Человеческий капитал способен развиваться исключительно на сложившемся экзистенциалистском мировоззрении, которое предпола­гает, что единственной формой жизни, достойной человека и его высо­кого предназначения, является только жизнь им свободно выбранная. Это возможно только в условиях либеральных экономических отноше­ний. Социальная ответственность бизнеса должна также способство­вать именной свободе человека, а не его закрепощению. Можно пред­положить, что только философия экзистенциализма позволила амери­канцам Т.Шульцу, Г.Беккеру, К.Туроу в 1950-1970-е гг. обосновать теоретико-методологические основы человеческого капитала как каче­ственной экономической категории, которая является ведущей в совре­менных экономических отношениях. В первой половине XX в. экзи­стенциализм был существенно дополнен теорией персонализма в сово­купности с психологической методологией неофрейдизма, что позволи­ло обосновать глубокое понимание конкретно-исторического принципа индивидуализма. Персонализм - направление в философии, где человек рассматривается не как мыслящий, а как действующий, занимающий определенную позицию, как личность. В этике под персонализмом по­нимается утверждение преимущества индивидуальных ценностей перед другими нравственными ценностями. В начале XX в. экономической наукой, на основе маржинализма (экономической теории, которая в ос­нову рыночных отношений приняла интересы потребителей товаров и услуг), была создана основа методологического индивидуализма, по­зволившая позднее подойти к теории человеческого капитала. Только человеческий капитал способен создавать те нужные человеку ценно­сти жизни, которые по Дж.Локку образуются за счет естественной ос­новы труда. Человеческий капитал служит своеобразным «мостиком» между трудом и ценностями человека, создаваемых трудом. А совокуп­ность ценностей - это и есть богатство нации, т.е. цель экономики.

Качественные характеристики человеческого капитала - знания, мотивации, навыки, здоровье - являются своеобразным «социальным трансформатором», способным генерировать энергию труда в ценности для конкретного человека. Тем самым человеческий капитал выполняет функции социальной политики по приобщению человека (работника) к распределительной системе получаемых результатов труда. Эта функция и позволяет существенно ослаблять традиционное противоречие между трудом и капиталом. Нужно заметить, что это обстоятельство, очевидно, явилось основной причиной, которая не позволила бывшему СССР, в условиях социалистических отношений, создать высокий уровень чело­веческого капитала. Дело в том, что качественный человеческий капитал можно создать только в условиях личного свободного труда, а при со­циализме это затруднено коллективистской идеологией жизни.

Поэтому социальная политика государства или работодателя (вла­дельца физических средств производства), по сути, заключается в при­дании гражданину (работнику) уверенности в том, что он не отстранен от полученных результатов труда и его социальный статус поддержива­ется различными институтами:

- стабильной либеральной политико-экономической системой;

- развитыми формами правовой и гражданской защиты;

- эффективной системой налогов, социальных отчислений;

- надежно действующей кредитно-банковской системой;

- рыночной системой образования и профессионального обучения, позволяющей получить свой статус и значимость каждому человеку в обществе;

- качественной в обществе спросом и предложением на необхо­димые товары и услуги, т.е. уверенностью в получении требуемых для него ценностей для жизни.

Особенность социальной политики в либеральном обществе за­ключается в том, что человек в процессе труда сам, индивидуально, создает себе основу своей личной социальной политики, которая за­ключается в эксклюзивном выборе социальных средств для создания своего человеческого капитала. При этом для него важна психологиче­ская основа свободы и независимости в создании такой социальной по­литики. Осуществляя трудовую деятельность в экономически активном возрасте он может накапливать «излишки своего труда», но ему нужна стабильная политико-правовая ситуация в стране для их сохранения. Роль государства, во взаимодействии с бизнес-структурами, как раз и заключается в создании человеку ощущения такой социальной ста­бильности в предсказуемом будущем. Например, невозможность созда­ния такой стабильности в бывшем СССР на рубеже 1980 - 1990-х гг., утрата накопленных «излишков труда» из-за развала банковской систе­мы государства, привели к распаду страны в 1991 году.

Итак, социальная политика - это процесс создания в обществе ощущения стабильности и предсказуемо­сти политико-экономических действий государства и бизнес-структур при распределении результатов экономической деятельности общест­ва или конкретной корпорации(фирмы) в обозримой перспективе. Такая перспектива для отдельного человека - это время его жизни в пред­стоящие примерно 15-20 лет. Ему необходим стабильный социальный статус, т.е. социальное положение для накопления человеческого капи­тала, его развития и совершенствования. Человек - это существо с по­стоянным увеличением своих потребностей. И в этом смысле труд че­ловека является творческим, потому что включает в себя бесконечную постановку новых, все более амбициозных задач. В этой связи творче­ство человеческого капитала направлено и на самого человека, т.к. он постоянно изобретает для себя новые и новые потребности. Более того, Дж. Локк и Г. Гегель высказали определенное «противоприродное настроение», существующее в социуме, именно в той степени, в кото­рой они считают, что люди находят удовлетворение в умении руково­дить природными явлениями и использовать их для собственных целей. В этом контексте можно отметить, что и Дж. Локк и Г.Гегель оправды­вают появление капитализма, вообще создание искусственного эконо­мического мира, который обоснован наукой.

В современной России перспективы стабильной социальной по­литики определены законодательно стратегическими планами до 2020 года. Взаимодействие социальной политики и человеческого капитала содействует укреплению методологии модернизации, которую осуще­ствляет Россия. Модернизация - это переход от коллективистских со­циалистических идей к индивидуалистическим, либерально - демокра­тическим. Человеческий капитал - это основа, фундамент, «дома» со­временной рыночной экономики, а социальная политика его надстроечная часть и они связаны друг с другом прочной отологической систе­мой взаимоотношений. Такая система взаимоотношений между соци­альной политикой и человеческим капиталом усиливается в современ­ный постиндустриальный период, когда ведущим сектором экономиче­ских отношений стала информация. Человеку для постоянного поддер­жания «естественной основы труда», т.е. подавления эсхатологии, в ус­ловиях всеобщей урбанизированности окружающего мира, появления различных видов и форм удобств жизнеобеспечения, увеличения все­общей продолжительности жизни в мире, необходима постоянная ин­формация о новых и новых гуманитарных ценностях, которую и обес­печивает эффективная социальная политика, подпитывая при этом че­ловеческий капитал.

Человеческий капитал - это процесс использования различных социальных технологий для генезиса и развития способностей в какой-либо профессиональной деятельности. Дело в том, что качественный человеческий капитал способствует накоплению высокого уровня про­фессионализма в обществе, а это обстоятельство, в свою очередь, соз­дает условия для увеличения продолжительности активной экономиче­ской жизни всех членов общества. Все это совершенствует предпосыл­ки для повышения пенсионного возраста в стране и общему увеличе­нию продолжительности жизни человека. Эта проблема является весь­ма актуальной для современной России, где сохраняется тенденция по сокращению общей численности населения страны. Увеличение сово­купного экономически активного возраста в стране априори приведет к повышению эффективности всех экономических отношений, которые складываются в обществе. А это и есть одна из основных целей соци­альной политики.

Качественный человеческий капитал создает благоприятные ус­ловия для активной социальной политики и тем самым стимулирует экономический рост. Таким образом, социальная политика в совокуп­ности с человеческим капиталом может рассматриваться, с одной сто­роны, как условие, а с другой - как результат реализации экономиче­ской политики государства или конкретной фирмы.

В современной отечественной социальной политике осуществля­ется процесс перехода от патерналистической к либеральной модели. Это означает реструктуризацию предметно-практического аспекта со­циальной политики от монопольного государственного к корпоративно-субъективному. Сложность этого процесса заключается в том, что рос­сийское общество пока не готово в полной мере к такой реструктуризации. Необходима длительная психологическая подготовка отдельных социальных групп общества к индивидуализации экономической жизни, развитию институтов самореализации каждой личности. Без этой работы, в свою очередь, невозможно создание качественного человеческого капитала. Выявленная нами онтологическая взаимосвязь социальной политики и человеческого капитала позволяет понять, что только либерализм способствует проявлению естественной основы труда и полной мере, которая формирует профессиональное мастерство человека. Дж. С. Милль отмечал: «Самого человека... я не рассматриваю как богатство...но его приобретенные способности, которые существуют лишь как средство и порождены трудом, с полным основанием, я считаю, попадают в эту категорию...мастерство, энергия и настойчивость рабочих страны в такой же мере считаются его богатством, как и их инструменты и машины».

Таким образом, эффективное взаимодействие социальной полити­ки и человеческого капитала создает условия для экономического роста в стране, накоплению богатства общества и его процветанию, а соци­альная ответственность бизнеса - это дополнительный инструментарий экономического роста.

Посткриминальный бизнес на поле социальной политики. Не­обходимо отметить, что в России существует такое явление как соци­альная ответственность посткриминального бизнеса. Социальная политика посткриминального бизнеса в первую очередь определяется социальным происхождением ее лидеров, традиционными этическими, иногда сентиментальными представлениями о необходимости под­держки слабых.

Специалисты рассматривают активность криминального и по­сткриминального бизнеса на поле социальной политики как попытку заменить функции государства, но делается она исключительно в соб­ственных интересах. С одной стороны, криминал выполняет опреде­ленную социальную работу для общества, с другой, криминал подменя­ет собой функцию государства в своих интересах. Как только интерес пропадает, он все бросает, поэтому криминал может выполнять соци­альную функцию только временно.

Исследования показали, что криминальные структуры выделяют в качестве приоритетов во внешней социальной политике вклады в спор­тивные проекты, организацию спортивных мероприятий, контроль за детскими спортивными школами. Спортивный блок дополняется поддержкой церкви, различными имиджевыми проектами. И здесь в первую очередь они включают в себя поддержку слабых: пенсионеров и даже бомжей. Объяснение такой направленности может в следующем:

- спорт- это воспроизведение себе подобных;

- помощь слабым укладывается в менталитет лиц с криминальным прошлым, поскольку для этих людей собирательный образ матери и от­ца, их повсеместной поддержки «сильными сыновьями» выполняет важную регулятивную функцию в структуре личности.

По мнению экспертов, разные оценки могут быть по поводу соци­альной ответственности криминального бизнеса на собственных пред­приятиях. На одних предприятиях внутренняя социальная политика та­кая же, как и на «белых предприятиях», а на других - внутренняя соци­альная политика предельно свернута, или, наоборот, носит предельно патерналистский характер «советского образца».

Отмечается в исследованиях также, что доминирующим мотивом в посткриминальном бизнесе, при осуществлении мероприятий социаль­ной ответственности, является «желание легализоваться в обществе». Эти бизнесмены уже давно не бандиты, а респектабельные бизнесмены, но существует необходимость замазать прошлые грехи. Стремление к социализации сопровождается желанием забыть о своем происхождении и преступно нажитым первоначальным капиталом, продемонстрировать окружению, семье, детям свой легальный социальный статус.

Нужно заметить, что иногда социальная ответственность по­сткриминального (и криминального) осуществляется с одной целью - установить контроль над территорией и людьми, которые на ней про­живают. При этом сфера социальной политики превращается для этого бизнеса в удобный инструмент собственной декларации в обществе и одновременного решения своих прагматических задач. Поэтому откры­тые и скрытые цели при реализации социальных проектов у посткриминала вполне могут не совпадать.

Отмечается в различных исследованиях, что важной составляю­щей в мотивации при осуществлении мероприятий социальной полити­ки является также чувство социальной вины, которое побуждает этих людей к активной деятельности. Многие эксперты предполагают, что посткриминальный бизнес не доверяет обществу, но одновременно именно от этого общества он хочет получить социальную защиту сво­его бизнеса, восстановить социальные потери, связанные с криминаль­ным происхождением. Кроме того, не отрицается у этих групп и нали­чие материальной мотивации, но это именно то, что сближает их с представителями некриминального бизнеса.

Посткриминальный бизнес постоянно находиться на распутье: он способен жить одновременно по законам цивилизованного рынка и по законам криминального. Наличие этих двух полярных систем ценно­стей усложняет прогноз будущего поведения, и такая неопределенность обуславливает высокий уровень недоверия к подобному бизнесу на по­ле социальной политики. Хотя, нужно отметить, что иногда он действу­ет социально активно, проявляя, может быть, даже большую социаль­ную активность, чем все остальные.

Исследователи задают себе вопрос: является ли участие посткри­минального бизнеса в политике (социальной политике) приемлемым для российского общества? Как вообще следует относиться к тому, что посткриминальный бизнес занимается социальной ответственностью? Однозначного ответа никто не дает. Во всяком случае, поскольку такой бизнес существует в обществе, и если проведение мероприятий соци­альной ответственности осуществляется легально, то возможность для него занять легальную социальную нишу никто запретить не может.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: