Социальная ответственность предприятий малого бизнеса




Получение прибыли любой ценой в современной России утрачи­вает безусловную значимость. Начинает происходить процесс построе­ния новой философии ведения бизнеса, где «фирма - ответственный член общества», а бизнес — это не только экономический институт, но скорее - социальный.

В отечественном обществе интенсивно развивается малый и сред­ний бизнес.

Повышается значение моральной компоненты бизнеса, растет вни­мание к социальным проблемам как внутри, так и вне корпорации. Нужно отметить, что эти процессы становятся факторами делового успеха.

Миссией корпорации должно быть не только получение прибыли, но и создание социальных ценностей, точнее - получение прибыли на ос­нове социальных ценностей. Отмечается, что смена господствующей па­радигмы ведения бизнеса обусловлена следующими обстоятельствами:

1) повышение значимости нематериальных факторов экономиче­ского роста, связанных с развитием человеческого потенциала; конку­рентноспособность многих компаний определяется факторами, нахо­дящихся на стороне качества, а не цены. Наиболее существенными из них является способность к инновациям и восприятию новейших технологических достижений, в основе которых лежит человеческий, ин­теллектуальный, социальный капитал, т.е. качество рабочей силы и мо­тивация работников. Именно это обстоятельство формирует экономи­ческие подходы по социализации бизнеса;

2) открытый характер мировой экономики, определяющий необ­ходимость усиления роли бизнеса в решении социальных задач. При этом глобализация информации повышает осведомленность инвесторов и финансовых институтов о деятельности компании и особенностях ве­дения бизнеса, включая взаимоотношения с сотрудниками, местными сообществами, властными структурами. Как результат: предпочтение отдается более устойчивому бизнесу с точки зрения как финансовых, гак социальных и экологических показателей. Итак, информационная глобализация сделала существование безответственного бизнеса невоз­можным без ущерба для него самого;

3) принадлежность большей части национальной экономики (бо­лее 80 %) частному сектору и акционерному капиталу. При этом логич­но выглядит ситуация, когда бизнес разделяет с государством всю пол­ноту ответственности за социально-экономическое состояние общества и удовлетворение жизненно важных потребностей населения. Тем бо­лее, если бизнес не возьмет на себя часть ответственности за решение нарастающих проблем в социально-трудовой сфере, он сам станет пер­вой их жертвой.

Так случилось, что идеи социально ответственного предпринима­тельства в России оказались востребованными в основном крупными отечественными компаниями добывающего сектора: «Лукойл», «Газ­пром», «Норильский никель», «Татнефть» и др. Вместе с тем, малый и средний бизнес пока не включился в этот процесс. Об этом свидетель­ствует сфера социально-трудовых отношений, которая является инди­катором социальной ответственности бизнеса перед обществом.

К сожалению, более 80 % всех выявленных нарушений трудового законодательства в сегодняшней России находится в сфере малого и среднего бизнеса. В этой же сфере наметилась устойчивая тенденция к гибели работников в результате несчастных случаев. Низкий уровень деловой культуры в малом и среднем бизнесе является причиной разви­тия неформальных отношений в этой сфере. Исследования показывают, что до 30 % владельцев малых предприятий используют труд работ­ников без заключения соответствующего контракта. Почти 70 % малых предприятий выплачивают «зарплату в конвертах». И в целом теневой сектор, который распространен в стране, девальвирует само понятие «социальная ответственность бизнеса».

Отмечается в различных исследованиях, что теневая заработная плата - это весьма опасное социальное явление. Оно лишает работни­ков полноценного социального страхования, различных компенсацион­ных выплат, связанных с увольнением, режимом работы, условиями труда, охраной и безопасностью труда, оплатой больничных листом, отпуска. Такие неучтенные выплаты заработной платы в малых прел приятиях ставят работника в полную зависимость от работодателя, т. к их размер не регламентируется никакими официальными документами.

Нужно отметить, что такое пренебрежительное отношение к работникам на малых предприятиях зачастую дорого обходится самому бизнесу. Такое невнимание к работнику, его неформальная эксплуата­ция, снижает уровень удовлетворенности работников своим трудом, оп­латой, условиями, социальным положением, что непосредственно влияет на производительность труда и, соответственно, на прибыль бизнеса.

Социально ответственное поведение - это не только забота о соб­ственных сотрудниках, но и определенные обязательства в отношении потребителей, что, естественно, подразумевает, прежде всего, произ­водство качественной продукции по разумной цене. Но как показывают исследования, многие малые предприятия, желающие иметь контакты с зарубежными партнерами, являются неконкурентноспособными для этого. И эта неконкурентноспособность проявляется уже в собственной стране. Более того, участились случаи сознательного введения в заблу­ждение потребителя, имеет место бесконтрольное и массовое использо­вание продуктов, содержащих генномодифицированные организмы. Однако, некачественная продукция является весьма опасной для жизни и здоровья людей.

Достаточно низким является уровень социальной ответственности малого бизнеса в сфере экологической безопасности. По имеющимся данным только 15 % отечественных предприятий малого и среднего бизнеса включили в свои уставные документы экологические меро­приятия (например, в Германии 85 % предприятий малого и среднего бизнеса в своей деятельности учитывают экологические аспекты). При этом нужно отметить, что в развитых странах экологические ини­циативы являются приоритетными в деятельности малого и среднего бизнеса. Вложения в экологию - это источник конкурентных преиму­ществ. Например, в странах Евросоюза производство экологически чистой продукции повышает степень лояльности потребителей. Для та­ких предприятий предусмотрена специальная система налоговых льгот.

Отмечается, что невысокий уровень социальных обязательств оте­чественного малого бизнеса объясняется, безусловно, низким уровнем морально-нравственных обязательств руководителей малых предпри­ятий. Но эти предприятия действуют в обществе, а поэтому причина кроется глубже. Исследователи отмечают, что такое поведение обу­словлено по меньшей мере двух основных причин:

- первая - низкий уровень прибыльности малого бизнеса, а это весьма важно, т.к. для социально ответственного поведения предпри­ятие, в первую очередь, должно быть прибыльным; по имеющимся дан­ным, средний уровень рентабельности малого бизнеса в России состав­ляет 2,2 %;

- вторая - социальная безответственность многих малых предпри­ятий - это и результат социальной безответственности государства. Де­ло в том, что только в России существует такой феномен как «рабо­тающие бедные». Даже в странах третьего мира работающий человек не является бедным. Государством в России установлена законодатель­но величина минимального размера оплаты труда (МРОТ), который ниже прожиточного уровня для трудоспособного населения. МРОТ - это граница физического выживания, нищеты. Получается так, что го­сударство само установило официально границу бедности, т.к. МРОТ не включает ни оплату образования детей, ни платные медицинские услуги «бесплатного здравоохранения», ни жизненно важные расходы людей на устройство жилья и т.д. Вместе с тем, именно эти показатели, фиксирующие уровень бедности в стране, ориентируют предпринима­тельство при определении величины оплаты труда своих работников. Тем самым работодатели нарушают права граждан на достойное возна­граждение за труд, а государство невольно провоцирует бизнес к такой линии поведения. Необходимо отметить, что еще в 1999 г. Междуна­родная Организация Труда (МОТ) приняла концепцию под названием «достойный труд».

Как мы уже выше отметили, у отечественного малого бизнеса первоочередная задача - это выживание, что, как правило, осуществля­ется за счет сворачивания всех социальных проектов.

Вопросы для обсуждения на семинарах и выступлений

1. Особенности теории человеческого капитала.

2.Информация, знания и профессионализм - основа человеческого капитала как экономической категории.

3. Человеческий капитал корпорации: понятие, объяснение, подходы

4.Социальная политика как фактор социальной ответственности бизнеса.

5. Принципы социальной политики в обществе.

6. Социальная политика как компромисс между трудом и капиталом.
7.Роль Международной Организации Труда в осуществлении со­циальной политики.

8. Значение теории либерализма в развитии естественных основ труда.

9. Социальная политика и корпоративная социальная ответственность как фактор развития экзистенциального мировоззрения в обществе.

10.Социальная политика и корпоративная социальная ответствен­ность как процесс создания определенной стабильности в обществе.

11. Посткриминальный бизнес на поле социальной политики и корпоративной социальной ответственности в современной России.

12. Социальная ответственность малого бизнеса в современной России.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: