Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны
В Великую Отечественную войну православная церковь сыграла немалую роль в достижении победы. Хотя эту роль позже пытались сделать незначительной, но факты упрямая вещь.
В первый же день начала войны Предстоятель Церкви митрополит Сергий (Страгородский) выступил со следующим воззванием к народу: «Не первый раз русскому народу приходится выдерживать такие испытания. С Божией помощью он и на сей раз развеет в прах фашистскую вражескую силу… Вспомним святых вождей русского народа, например, Александра Невского, Димитрия Донского, полагавших свои души за народ и Родину. Да и не только вожди это делали. Вспомним неисчислимые тысячи простых православных воинов… Православная наша Церковь всегда разделяла судьбу народа. Вместе с ним она и испытания несла, и утешалась его успехами. Не оставит она народа своего и теперь. Благословляет она небесным благословением и предстоящий всенародный подвиг ».
Митрополит Сергий за работой.
В скором времени оно было передано и зачитано по всем приходам страны. Он же обратился к верующим с призывом собрать средства на создание танковой колонны. Верующие откликнулись на призыв и собрали 8 млн. руб. и в 1944 танковая колонна им. Дмитрия Донского была передана советской армии. Люди отдавали последнее, многие священники отдавали свои наперсные кресты, украшенные драгоценными камнями, снимали с икон серебряные ризы. Как потом оказалось, за годы войны на нужды фронта церковью было собрано более 200 млн. рублей. Для тех лет сумма просто колоссальная.
Танковая колонна «Димитрий Донской»
Т
|
Во многих монастырях были устроены госпиталя, в которых монахи и монахини ухаживали за ранеными бойцами.
Госпиталь в Покровском монастыре.
Многие священники принимали непосредственное участие в боевых действиях (об этом еще будет статья) и награждены медалями и орденами.
Нередко прямо перед боем в окопах священники накладывали благословение на воинов. При этом разницы между вероисповеданием воинов не делали, благословляя всех, считая солдат «войском Христовым, идущим на бой с черным врагом».
Отец Дмитрий (Орловский) благословляет воинов перед боем.
Батюшка выступает перед партизанами.
Немало будущих священнослужителей во время Великой Отечественной были в самом пекле войны. Так, архимандрит Алипий (Воронов) в 1942–1945 годах участвовал во многих боевых операциях в качестве стрелка в составе 4-й танковой армии и закончил свой ратный путь в Берлине. Митрополит Калининский и Кашинский Алексей (Коноплев), был награжден медалью «За боевые заслуги» – за то, что, несмотря на тяжелое ранение, не бросил во время боя свой пулемет.
Воевали священники и по ту сторону фронта, в тылу врага. Как, например, протоиерей Александр Романушко, настоятель церкви села Мало-Плотницкое Логишинского района Пинской области, который вместе с двумя сыновьями в составе партизанского отряда не раз участвовал в боевых операциях, ходил в разведку и был по праву награжден медалью «Партизану Отечественной войны» I степени.
Также в храмах шли бесконечные молебны о даровании победы в борьбе с гитлеровскими полчищами. А после победы были проведены крестные ходы практически по всей стране.
|
Станица Ново-Александровская. Ставрополье. Крестный ход по случаю Победы.
И напоследок хочу привести одно происшествие из биографии патриарха Пимена. Во время войны он был в сане иеромонаха, встретил войну в ссылке в Средней Азии. А августе 41 был призван в армию и попал служить в 702 стрелковый полк «простым пехотным Ванькой». Полк, в котором он нес службу, попал в окружение, и людям грозила гибель. Всем было известно, кем является Пимен и солдаты массово встали на колени перед священником: «Батюшка, молись. Куда нам идти?». Пимен не расставался с иконой Богоматери и, достав ее, начал усердно молиться перед ней. Молитва достигла своей цели – все присутствующие вдруг увидели, как Божья Матерь протянула вдаль руку, указав путь к прорыву. Часть была спасена.
Старший лейтенант Извеков С. М., Зам. командира стрелковой роты (будущий патриарх Пимен), 1940-е гг.
Иеромонах Пимен (Извеков), будущий Патриарх, был заместителем командира стрелковой роты. Диакон Костромского кафедрального собора Борис Васильев, после войны ставший протоиереем, воевал командиром взвода разведки и дослужился до заместителя командира полковой разведки.
Святой епископ-хирург
Незабвенна героическая отдача всего себя на благо общества и спасение умирающих епископа Русской Православной Церкви Луки (Валентина Войно-Ясенецкого). После университета, еще не имея церковного сана, он успешно работал земским врачом. Войну встретил в третьей по счету ссылке в Красноярске. В то время тысячи эшелонов с ранеными
|
Отправлялись в глубокий тыл. Святитель Лука делал сложнейшие операции и спас множество советских бойцов. Его назначили главным хирургом эвакуационного госпиталя, и он консультировал всех медицинских работников Красноярского края.
По окончанию срока ссылки святитель Лука получил сан архиепископа и стал возглавлять Красноярскую кафедру. Высокое положение не помешало ему продолжать благое дело. Он, как и прежде, оперировал больных, после операции делал обход раненых и консультировал врачей. Наряду с этим успевал писать медицинские трактаты, проводить лекции и выступать на конференциях. Где бы он ни находился, на нем всегда была неизменная ряса и клобук священника.
После переработки и дополнения «Очерков гнойной хирургии», в 1943 году было опубликовано второе издание знаменитого труда. В 1944 году архиепископа перевели на Тамбовскую кафедру, где он продолжил лечить раненых в госпитале. После окончания войны святитель Лука был удостоен медали «За доблестный труд».