Особенности обучения плаванию детей дошкольного возраста
Выпускная квалификационная работа
По направлению подготовки «44.03.01 Педагогическое образование»
профиль: «Физическая культура»
Допущена к защите Исполнитель: студентка заочного отделения «____»__________2016 г. группы 7-33
Зав. Кафедрой СДиФВ Якушева Елена Владимировна
Теплоухов А.П. ________ Научный руководитель:
Жавкин Эдуард Батыргалеевич
Рецензент:
Норморконтролер:
Жавкин Эдуард Батыргалеевич
Шадринск, 2016
Оглавление
Введение …………………………………………………………………………….3
Глава I. Х арактеристика физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста на современном этапе …………………………………6
1.1. Цель задачи средства физического воспитания в ДОУ……………………6
1.2. Формы организации физического воспитания в ДОУ……………………11
Глава II. Основные закономерности обучению плаванию детей дошкольного возраста …………………………………………………………...18
2.1. Значение занятий по плаванию для укрепления организма ребенка дошкольного возраста …………………………………………………………….18
2.2. Особенности организации и методика обучения плаванию детей дошкольного возраста……………………………………………………………..23
Заключение ………………………………………………………………………..40
Список использованной литературы …………………………………………..44
Приложение №1……………………………………………………………………49
Введение
Государственная политика в области образования убеждает нас обратить пристальное внимание на здоровье детей дошкольного возраста. Одной из задач дошкольного образования в соответствии с федеральным образовательным государственным стандартом является сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
Результатом реализации данной задачи в соответствии с ФГОС и должно стать создание комфортной развивающей образовательной среды. В настоящее время в России детские сады строятся с плавательными бассейнами. Плавание является превосходным средством для развития и совершенствования физических качеств детей дошкольного возраста и оказывает существенное влияние на состояние его здоровья.
Плавание одно из важнейших средств физического воспитания, благодаря чему имеется достаточное количество программ по обучению плавания в дошкольных учреждениях. Одно из главных значений массового обучения плаванию детей дошкольного возраста – это залог безопасности на воде, осознанного безопасного поведения, а значит сокращение несчастных случаев, потому что именно большой процент погибших на воде это дети. Вместе с тем, данные свидетельствуют о низком проценте детей, умеющих плавать.
Обеспечение начального обучения плаванию представляет одну из самых важных и благородных целей в области физического воспитания, особенно среди детей дошкольного возраста. Учебный процесс занимает длительные сроки, значительно высок процент детей, не освоивших навык плавания. Это особенно актуально для детей дошкольного возраста, поскольку в данном периоде происходит наиболее интенсивное формирование знаний, умений, навыков. Несмотря на усилия ряда исследователей по поиску наиболее эффективных средств обучения плаванию, однозначных теоретических и методических рекомендаций по данному вопросу пока не предложено. В связи, с чем проблема эффективности обучения плаванию дошкольников остается активно обсуждаемой и актуальной.
На основе выше изложенного была выбрана тема для теоретического исследования: «Особенности обучения плаванию детей дошкольного возраста»
Объект исследования - процесс физического воспитания в ДОУ.
Предмет исследования – методика обучения плаванию в процессе физического воспитания дошкольников.
Цель нашего исследования - рассмотреть различные методики занятий по плаванию с детьми дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Определить цель задачи средства физического воспитания в ДОУ на современном этапе.
2. Раскрыть формы организации физического воспитания в ДОУ.
3. Определить значение занятий по плаванию для укрепления организма ребенка дошкольного возраста.
4. Изучить особенности организации и методики обучения плаванию детей дошкольного возраста
Теоретико-методологической основой исследования являлись:
- теоретические аспекты физического воспитания (В.С. Кузнецов, Л.И. А.П. Матвеев, Ж.К. Холодов);
теория и методика физического воспитания дошкольников (А.В. Кенеман, Э.Я. Степаненкова, Д.В. Хухлаева, В.Н. Шебеко, С.Б. Шарманова, А.И.Федоров, и др.);
- физиологические основы двигательной активности детей (Ю.Н. Вавилов, Н.А. Фомин, Г.П. Юрко и др.).
-подходы и точки зрения ученых, методистов и практиков физического воспитания по поводу обучения плаванию в дошкольных учреждениях (И.А. Большакова, Н.Ж. Булгакова, В.С. Васильев, Л.Ф. Еремеева, Б.Н. Никитский, Т.И. Осокина, Т.А. Протченко, Ю.А. Семенов и др.);
- образовательные программы и методические материалы по обучению плаванию детей.
Работа выполнена на основе метода анализа нормативных документов, психолого-педагогической литературы путем обобщения, анализа и систематизации теоретико-методического материала.
Практическая значимость исследования: на основе анализа научной литературы разработаны и представлены практические рекомендации по обучению плаванию детей дошкольного возраста, которые могут быть использованы в своей работе инструкторами по физической культуре в дошкольных образовательных учреждениях.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 39 источников, 1 приложения. Текст работы изложен на 43 страницах.
Глава I. Х арактеристика физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста на современном этапе
Цель задачи средства физического воспитания в ДОУ
Вступление в третье тысячелетие не принесло россиянам избавления от множества проблем прошлого. Более того, некоторые из них усугубились, вызывая тревогу и озабоченность государственных структур и общественности. Одной из таких проблем является состояние здоровья взрослой, в особенности детской части населения [30].
Здоровье – один из важнейших компонентов благополучия, счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. Приоритет здоровья человека как основополагающий принцип государственной политики России в области образования провозглашен в системе нормативных документов. За последние годы физкультура и спорт становятся популярными в нашей стране. Сегодня в детских садах большое внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение главной задачи дошкольного образования – сохранить здоровье детей [26].
Дошкольный возраст является основным в формировании физического здоровья и культурных навыков, обеспечивающих его совершенствование, укрепление и сохранение в будущем. В настоящее время для дошкольного образования установлены федеральные государственные образовательные стандарты.
Полноценная организация оздоровительной деятельности – главное направление работы детского дошкольного учреждения. В условиях развития национальной системы образования цель дошкольного воспитания – обеспечить надлежащее физическое и психическое здоровье детей, их полноценное развитие, готовность к обучению в школе. Достижение этой цели возможно при условии полноценного физического воспитания, показатель эффективности которого – уровень двигательной активности [37].
Результатом реализации данной задачи в соответствии с ФГОС это - создание развивающей образовательной среды. Данное понятие в концепции ФГОС определяется как образовательное пространство: наряду с другими задачами оно должно обеспечивать двигательную активность [36].
Анализ физического развития воспитанников детского сада, выявил тенденцию снижения гармонично развитых детей. Значительно меньше детей дошкольного возраста развивается в соответствии со своим календарным возрастом. Их число за последнее время снизилось с 85 до 65%. Кроме этого, анализ практики работы дошкольных учреждений показывает, что в последние годы отмечается уменьшение удельного веса движений в общем режиме дня, это отрицательно сказывается на формировании всех систем и, несомненно, ухудшает защитные силы детского организма [29].
Данные исследований легли в основу определения приоритетных направлений государственной политики в образовании. Поэтому важной задачей образовательных учреждений в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является оптимизация оздоровительной деятельности.
По мнению Трубайчук Л.В. работа по оздоровлению и физическому воспитанию детей должна строиться на основе ведущей деятельности детей дошкольного возраста – игровой, а двигательно-игровая деятельность – это основа воспитания, оздоровления, развития и обучения детей дошкольного возраст. Только благодаря применению игровой деятельности и правильно сформированной системе физкультурно-оздоровительной работы, можно добиться снижения уровня заболеваемости у детей [35].
Система физического воспитания в дошкольных учреждениях представляет собой единство цели, задач, средств, форм и методов работы, направленных на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей.
В разработке системы физического воспитания и методики развития физического воспитания дошкольников принимали участие - П.Ф. Лесгафт, А.В. Кенеман, Е.Н. Вавилова, Э.Я. Степаненкова, Д.В. Хухлаева, Е.А. Сагайдачная, М.А. Рунова, В.Н, Шебеко, В.А. Шишкина и др.
Среди специалистов в области физического воспитания детей дошкольного возраста, особое место занимает выдающийся педагог А. В. Кенеман, которая разработала научную основу по физическому воспитанию. Особое место в трудах А. В. Кенеман отводиться обучению двигательным действиям.
Кроме А.В. Кинеман, огромный вклад в теорию и практику физического воспитания внесла Д. В. Хухлаева это - создание программ и методических пособий.
Цель физического воспитания детей дошкольного возраста это - воспитание здорового, жизнерадостного, жизнестойкого, физически совершенного, гармонически и творчески развитого ребенка [33].
В соответствии с возрастными, анатомо-физиологическими и психологическими особенностями, физическое воспитание решает оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Они направлены на развитие у ребенка рациональных, экономных, осознанных движений, накопление им двигательного опыта и переноса его в повседневную жизнь.
Оздоровительные задачи направлены на охрану жизни и укрепление здоровья детей. Они способствуют гармоничному психосоматическому развитию, совершенствованию защитных функций организма за счет закаливания, повышения устойчивости к различным заболеваниям, неблагоприятным воздействиям внешней среды, увеличению работоспособности детей в дошкольном учреждении [2,8].
Оздоровление ребенка ведет к совершенствованию деятельности сердечно - сосудистой и дыхательной систем, заставляет организм приспосабливаться к меняющейся нагрузке и внешним условиям. Для этого необходимо в процессе физического воспитания детей развивать у него подвижность грудной клетки, увеличивать жизненную емкость легких, способствовать тренировке механизмов терморегуляции, обеспечить тренированность нервных процессов, совершенствовать деятельность опорно двигательного аппарата, органов чувств [12].
Для развития двигательной деятельности воспитанников детского сада очень важен творческий подход. Он способствует раскрытию потенциальных возможностей организма ребенка, создает условия для реализации свободы действий, обеспечивает гармонию ребенка с самим собой, окружающей природой и социальной средой.
Образовательные задачи предполагают формирование двигательных умений и навыков; развитие двигательных качеств (быстроты, силы, гибкости, выносливости, глазомера, ловкости); развитие двигательных способностей (равновесия, координации движений)[33].
Занимаясь физическими упражнениями, воспитанник детского сада получает знания об окружающей природе - деревьях, цветах, траве, животных и птицах. У него значительно повышается словарный запас, совершенствуется память, мышление, воображение.
Кроме того, у ребенка появляются гигиенические навыки, привычка к самообслуживанию, помощи воспитателю в проведении и организации различных мероприятий, праздников.
Благодаря физическому воспитанию:
- создаются благоприятные условия для формирования положительных черт характера (организованности, скромности, отзывчивости и т.п.);
- развиваются нравственные основы личности (чувства собственного достоинства, справедливости, дружбы, взаимопомощи);
- раскрываются в деятельности волевые качества (смелость, решительность, уверенность в своих силах, выдержка, настойчивость в преодолении трудностей, самообладание);
- прививается культура чувств, эстетическое отношение к физическим упражнениям [33].
Таким образом, физическая культура подготавливает детей в детском дошкольном учреждении к жизни.
Все вышеперечисленные задачи физического воспитания решаются в единстве. Они способствуют всестороннему воспитанию ребенка, направленному на физическое, интеллектуальное, духовное, эмоциональное развитие; психофизическую готовность к труду и учебе в школе.
Для решения задач физического воспитания дошкольников используются различные средства: гигиенические факторы, естественные факторы внешней среды, физические упражнения, плавание и др. Только в совокупности эти факторы влияют на реальный эффект физического воспитания.
Некоторые гигиенические средства, являются средствами повышения работоспособности и оптимизации восстановительных процессов организма детей. Сюда входит выполнение режима дня, занятий, сна, бодрствования, питания; соблюдение гигиены одежды, обуви, выполнение уборки в физкультурных залах снарядов и пособий [33].
Выполнение режима дня и двигательная активность приучают воспитанников к организованности, дисциплинированности, готовности и в дальнейшем, в школе, соблюдать режим работы и отдыха.
Естественные факторы внешней среды (солнце, воздух, вода) повышают функциональные возможности и работоспособность организма. Они играют значительную роль в закаливании организма, тренировке механизмов терморегуляции. Использование естественных факторов внешней среды в сочетании с физическими упражнениями повышает обменные процессы, приспособительные и защитные функции организма ребенка [12].
Все выше перечисленные цели и задачи физического воспитания в ДОУ внедряются в жизнь через государственные программы («Детство», «Истоки», «Радуга»).
Принятый в Российской Федерации Закон «Об образовании» предоставил дошкольным учреждениям право выбора программ, через которые они осуществляют физическую подготовку ребенка. Любой детский сад вправе самостоятельно разрабатывать стратегию и тактику построения работы по физическому воспитанию, ориентированные модели воспитания и физической культуры; обеспечивать условия для развития движений, активности, самостоятельности и творчества детей.
Создание многочисленных программ физического воспитания создает условия инструктору по физической культуре право выбора программного содержания своей работы. Педагог получает право выбора, чему учить детей, но очень важным и нужным является вопрос методики, т.е. как формировать умения и навыки, развивать двигательные способности ребенка [37].
Физическая культура – не только средство развития собственно физических качеств ребенка и укрепления его здоровья, но и важный компонент и средство духовного, нравственного, эстетического воспитания дошкольника. Главная роль в физическом воспитании детей, по-прежнему принадлежит воспитателям и инструкторам. Именно их умение методически правильно организовать и провести занятия, выбрать инновационные подходы к выбору форм и средств их проведения – важнейшие компоненты привития интереса к занятиям, формирования у ребенка необходимых привычек, двигательных умений и навыков [30].