Значение занятий плаванием для укрепления организма ребенка дошкольного возраста




 

Дошкольное учреждение это - место, где закладываются основы здорового образа жизни, потому что здесь, созданы условия, необходимые для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития детей.

Современная система отечественного дошкольного образования строится на принципах динамизма, вариативности организационных форм, характеризуется возникновением новых видов воспитательно-образовательных учреждений для детей, разнообразием педагогических услуг. Формирование здоровья ребенка, полноценное развитие его организма одна из основных проблем современного общества. Дошкольное воспитание должно быть пронизано заботой о физическом здоровье ребенка и его психологическом благополучии такова концепция дошкольного образования [39].

В ведении мы уже говорили, что в настоящее время, детские сады строятся вместе с плавательными бассейнами.

Плавание является уникальным видом физических упражнений, прекрасным средством для развития и совершенствования физических качеств ребенка дошкольного возраста и оказывает огромное влияние на состояние его здоровья.

По мнению Иоакимиди Ю.А. «занятия плаванием в дошкольном учреждении доставляют детям прекрасное удовольствие, ведь малыши с самого рождения искренне радуются воде и хотят плескаться в ней с утра до ночи, а еще плавание – это хороший отдых и развлечение» [12].

В медико-физиологическом аспекте это совершенствование различных функциональных систем детского организма (сердечно - сосудистой, дыхательной, опорно-двигательной и пр.), в психологическом аспекте - формирование произвольной регуляции движений и действий. Плавание - это физическое действие, основу которого составляет удержание и перемещение человека в воде в необходимом направлении. Во время плавания, которое является средством массажа кожи и мышц, ребенок преодолевает значительные сопротивления воды, постоянно тренируя опорно-двигательный аппарат.

Во время плавания очищаются потовые железы, что способствует активизации кожного дыхания и обильному притоку крови к периферическим органам.

Горизонтальное положение во время плавания - это своеобразное состояние невесомости, которое повышает кровоток, развивая и укрепляя сердечно - сосудистую систему.

При плавании органы кровообращения ребенка находятся в облегченных условиях деятельности, благодаря положению тела человека; близкому к горизонтальному, работе крупных мышечных групп по большим дугам, механическому воздействию давления воды на поверхность тела, помогающему оттоку крови от периферии и облегчающему передвижение ее к сердцу. Правильный ритм работы мышц и дыхательных органов также оказывает положительное влияние на деятельность сердечно - сосудистой системы.

Так как физическую нагрузку на сердце во время плавания возможно произвольно дозировать, плавание является одним из универсальных видов лечебной физической культуры, способствуя развитию и укреплению здоровья тех, у кого ослаблена сердечная деятельность [9].

У человека систематически занимающегося плаванием, развиты дыхательная мускулатура и органы дыхания, наблюдается хорошая согласованность дыхания с движениями. При вдохе во время плавания дыхательные мышцы несут дополнительную нагрузку в связи с необходимостью преодолевать сопротивление воды, необходимое усилие совершается и при выдохе в воду. Вследствие усиленной деятельности дыхательные мышцы укрепляются и развиваются, улучшается подвижность грудной клетки, увеличивается объем легких. При систематических занятиях плаванием приходит в норму секреторная, моторная, всасывающая функция органов пищеварения [12].

Опорно-двигательный аппарат ребенка находится в стадии формирования. Поэтому позвоночник у детей мягкий, эластичный, естественные кривизны его еще не закреплены и в лежачем положении выпрямляются. Ввиду такой податливости он легко подвергается ненормальным изгибам, которые могут затем проявиться в виде искривления позвоночника. При плавании выталкивающая сила воды, поддерживающая ребенка на поверхности, как бы облегчает тело, поэтому снижается давление на опорный аппарат скелета, особенно на позвоночник. В связи с этим плавание является уникальным средством укрепления скелета, активно используется как корригирующее (исправляющее дефекты) средство [5,6].

Ввиду возрастной слабости связочно-мышечного аппарата и не закончившегося процесса окостенения стопа ребенка легко подвергается изменению, в результате часто развивается плоскостопие. Оно может быть вызвано большой нагрузкой на стопы или неправильным распределением ее на внутренний и наружный своды стоп. Физическая работа ног в без опорном положении при плавании оказывает укрепляющее воздействие на развитие детской стопы, помогает предупредить заболевание плоскостопием.

В лечебной гимнастике плавание находит все более широкое применение в качестве средства для профилактики и лечения различных нарушений в осанке детей, например сколиозов, кифозов (изменения нормальной формы позвоночника), а также туго подвижности суставов и различных последствий детского паралича (полиомиелита) [15].

В процессе плавания воспитывается координация, ритмичность движений, необходимая для любой двигательной деятельности и всех жизненных проявлений детского организма. Однако усвоение определенного ритма движений представляет для дошкольников довольно сложную задачу. Выработка навыков ритмических движений происходит в разнообразной организованной и самостоятельной деятельности детей. Но плавание особенно эффективно способствует развитию ритма движений у дошкольников, а тем самым и совершенствованию деятельности всех систем детского организма.

Купание, плавание, игры и развлечения на воде - один из самых нужных видов физических упражнений, они способствуют оздоровлению детей, укрепляют их нервную систему. Поэтому чем быстрее приучить ребенка к воде, научить его плавать, тем полнее скажется положительное воздействие плавания на развитии всего детского организма.

Плавание это форма закаливания и профилактика многих заболеваний. Занятия плаванием имеют огромное воспитательное значение. При обучении плаванию у детей формируются и закрепляются привычки к водным процедурам, потребность в них, положительное к ним отношение, умение самостоятельно осуществлять необходимые действия, связанные с использованием водных процедур. И в связи с этим становятся более прочными гигиенические навыки - чистоплотность, аккуратность [15].

Одно из важнейших значений массового обучения плаванию дошкольников – это залог безопасности на воде, осознанного безопасного поведения, а значит уменьшение несчастных случаев, потому что именно большой процент погибших на воде это дети. Статистика несчастных случаев на воде показывает, что первый пик происшествий приходится на возраст 5-9 лет [29].

И для взрослых очень важно и социально необходимо сохранить эти маленькие жизни, сохранить будущих преобразователей нашей страны. Только взрослые в ответе за своевременное обучение плаванию детей. Ведь умение плавать приобретенное в детстве остается на всю жизнь. И от того насколько будет эффективней процесс обучения, зависит сознательное отношение подрастающего поколения к себе, к своему здоровью. Обеспечение начального обучения плаванию представляет одну из самых нужных и благородных целей в области физического воспитания, особенно среди подрастающего поколения. Обучение плаванию в дошкольном учреждении осуществляется на основе программы Т.И. Осокиной «Обучение плаванию в детском саду». Эта одна из базовых программ, в которой представлена методика работы по обучению плаванию детей 2-7 лет, а также разъяснены вопросы, касающиеся организации и методики обучения в различных условиях.

Главная цель программы – создание благоприятных условий для оздоровления, закаливания, и обеспечения всестороннего развития психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями дошкольников. Важными задачами программы является освоение основных навыков плавания, воспитание физических качеств (ловкости, быстроты, выносливости, силы и др.), воспитание привычки и любви к пользованию водой, потребности в дальнейших занятиях плаванием, формирование стойких гигиенических навыков [23].

Оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи физического воспитания решаются на основе приобретения нового социального опыта - освоения водной среды обитания, которая предъявляет особые требования к двигательным способностям ребенка. Предусматриваются основные требования к организации проведения плавания, обеспечению мер безопасности и выполнению необходимых санитарно-гигиенических правил.

В ДОУ проводится целенаправленная работа по обучению воспитанников плаванию, которая включает следующие формы: - непосредственно образовательную деятельность по плаванию; - оздоровительно-профилактический комплекс (бассейн-сауна); - развлечения, праздники на воде. Основное содержание программы составляют физические упражнения и игры, освоение которых помогают детям научиться плавать способами кроль на груди, кроль на спине. Программа ориентирует на поддержание положительного эмоционального отношения детей к занятиям на всех этапах обучения, - стремлению к тому, чтобы упражнения и игры в воде доставляли им удовольствие и радость, побуждали их к самостоятельности, стремлению научиться хорошо, плавать. Детей учат осознавать ценность здорового образа жизни, бережно относиться к своему здоровью, знакомят с элементарными правилами безопасного поведения [24].

Имея бассейн в детском саду создается возможность привлечь к обучению плаванию всех детей, начиная с младшего возраста. Обучение детей плаванию представляет собой ряд взаимосвязанных процессов, достаточно сложных в организационном и методическом плане. Организация обучения детей плаванию в детском саду проводится в комплексе со всеми многообразными формами физкультурно - оздоровительной работы, так как только в сочетание непосредственно образовательной деятельности в бассейне, с рациональным режимом деятельности и отдыха детей, может дать положительный результат в укреплении их здоровья и закаливания организма. Режим дня, включающий плавание, обязывает достаточное пребывание детей на воздухе, полноценное проведение общеобразовательной деятельности, приема пищи, сна, всех других форм, физкультурно-оздоровительной и воспитательной работы [25].



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: