Социально-экономические и правовые предпосылки развития туризма в Адыгее




Содержание

 

Введение 2

1. Социально-экономические и правовые предпосылки развития туризма в Адыгее. 3

2. Современное состояние и перспективы развития туризма в Адыгее 9

3. Современные проблемы туристического рынка Адыгеи_ 16

Заключение 19

Литература 20


Введение

 

Северо-Западный Кавказ, в пределах которого распо­ложена Республика Адыгея,— один из самых уникальных природных районов России. Мягкий умеренный климат, близость незамерзающих Черного и Азовского морей, исключительное многообразие рельефа и почвенного по­крова, — все это обусловило формирование сложного комплекса самых разнообразных экосистем растительно­го и животного мора.

Исполинские горы, покрытые ледниками и вечными снегами, альпийские луга, густые леса, бескрайние сте­пи, бурные реки, голубые озера, крупнейшее на Север­ном Кавказе Краснодарское водохранилище, нетронутый цивилизацией Кавказский государственный природный биосферный заповедник,— все это наша родная Адыгея, неисчерпаемый источник рекреационных ресурсов, как бы предназначенный для туризма, отдыха и оздоровления тысяч людей.

Именно природные предпосылки являются одним из ведущих факторов, определяющих рекреационное ис­пользование той или иной территории. Социально-эко­номические, этнические и даже политические условия в регионе, наличие индустрии отдыха, развитие туристской инфраструктуры (сеть гостиниц, турбаз, пунктов пита­ния, дорог, средств передвижения, экскурсионный сер­вис и т. д.),— все это является, по сути, уже вторичными факторами. В первую очередь отдыхающие учитывают особенности ландшафта и климата, богатство и разнооб­разие растительного и животного мира, естественные предпосылки для отдыха и занятий спортом, охотой, ло­вом рыбы, спелеотуризмом, скалолазанием и путеше­ствиями по рекам на байдарках. Совокупность всех этих условий как раз и определяет «привлекательность» дан­ного региона для целей туризма и отдыха.


Социально-экономические и правовые предпосылки развития туризма в Адыгее

 

Возвращение России после долгого периода изоляции в международные политическую, экономическую и при­родоохранную системы превращает проблему сохранения биоразнообразия страны в составную часть мирового процесса. Ратификация Российской Федерацией в 1995 г. Конвенции о сохранении биологического разнообразия, а также законотворческая деятельность в этой области, стали важным этапом в разработке национальной приро­доохранной политики. Одной из первостепенных мер со­хранения биологического разнообразия признано увели­чение доли площади заповедников и национальных пар­ков до 3% площади России и формирование региональ­ных экологических сетей охраняемых природных терри­торий.

Распоряжением Правительства Российской Федера­ции от 23. 04. 1994 г. № 572-р одобрен Перечень госу­дарственных природных заповедников и национальных парков, рекомендуемых для организации на территории РФ в 1994—2005 гг. Государственным комитетом России по охране окружающей среды 18. 12. 1996 г. утвержден Перечень государственных природных заказников феде­рального значения, рекомендуемых для организации на территории РФ на период до 2005 г. Внедрение нацио­нальной стратегии развития ООПТ возможно только при активном участии региональных органов, участвующих в создании экологических сетей. Местные законодательные основы для этого созданы в ряде регионов России, в том числе и в Республике Адыгея.

В 1980 г. Международный союз охраны природы и природных ресурсов опубликовал «Всемирную стратегию охраны природы», являющуюся новой философией охра­ны природы, пытающейся разрешить конфликт между необходимостью сохранения оставшейся дикой природы и социально-экономическим развитием общества. В этой стратегии сформулированы 3 основные задачи: поддер­жание экологических процессов и систем, важных для жизни; сохранение генетического разнообразия организ­мов; обеспечение разумного использования видов и эко­систем. Развитием этой стратегии стали рекомендации и принципы, изложенные в документах конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992).

В соответствии с Соглашением, принятым в Рио, и конвенцией по биоразнообразию государствам настоя­тельно рекомендуется в качестве приорит^тов принятие мер по сохранению биоразнообразия на местах, т. е. со­хранение его на охраняемых территориях.

В феврале 1992 г. на 4 Конгрессе Национальных пар­ков и Охраняемых территорий в Каракасе (Венесуэла) была предложена новая международная система класси­фикации ООПТ МСОП. В ее основу положены следую­щие основные цели управления: научные исследования; охрана участков с нетронутой природой; сохранение видов и биоразнообразия; оказание экологических услуг; сохранение особых природных и культурных объек­тов; туризм и рекреация; образование и просвещение; устойчивое использование природных экосистем; поддержание культурных и традиционных проявле­ний.

Сочетание главных целей и приоритетов позволило выделить 6 основных категорий охраняемых площадей:

1. Строгий природный резерват — строгая охрана.

2. Национальный парк— охрана экосистем и рекреа­ция.

3. Памятник природы ~ охрана отдельных природных феноменов.

4. Заказник — участок управления видами — сохране­ние местообитаний и видов через активное управление.

5. Охраняемые наземные и морские ландшафты — ох­рана и отдых — самая распространенная форма в Европе.

6. Территории с управляемыми ресурсами — устойчи­вое использование природных экосистем.

Строгим природным резерватам, или заповедникам, а также национальным паркам, предъявляются определен­ные территориальные требования, а именно: их площадь должна быть достаточно большой, чтобы гарантировать сбережение максимального числа экосистем и сдержи­вать прямое антропогенное воздействие; биоразнообра­зие должно сохраняться исключительно за счет охраны, а не за счет искусственных мер.

Другие охраняемые природные территории, кроме «особых», независимо от их происхождения (естествен­ного или искусственного), имеют иное назначение: ре-сурсоохранное (водоохранные зоны), оздоровительное (курортные зоны), ресурсовосстановительные и т. д. Они не исключаются из хозяйственной деятельности, и конт­роль за их относительной сохранностью чаще всего но­сит формальный характер. Однако эти территории могут играть значительную роль, дополняя ООПТ, и в сово­купности с последними образовывать обширное про­странство разного природоохранного режима.

С содержанием основных международных природоох­ранных конвенций можно ознакомиться в приложении 4.

Согласно Федеральному закону «Об особо охраняе­мых природных территориях», все ООПТ в России отно­сятся к объектам общенационального достояния. Под ними понимаются именно природные территории — объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздорови­тельное значение, изъятые решением органов государ­ственной власти Российской Федерации и/или субъекта федерации полностью или частично из хозяйственного использования, и для которых установлен режим особой охраны.

В законе дифференцированы ООПТ федерального и регионального значения. Отнесение территории к тому или иному уровню охраны и природопользования опре­деляется общим состоянием природы в регионе и ее уни­кальностью. В законе впервые записано положение, со­гласно которому могут резервироваться земельные участ­ки для последующей организации той или иной катего­рии ООПТ.

Государственные природные заповедники, согласно принятому закону, — это природоохранные, научно-ис­следовательские и эколого-просветительские учрежде­ния, целью которых служит сохранение типичных и уни­кальных экосистем и изучение естественного хода при­родных процессов и явлений, генофонда типичных и уникальных экосистем. Законом предусмотрено создание охранных зон с ограниченным режимом природопользо­вания. Охранная зона — территория, прилегающая к ох­раняемому объекту или окружающая его, как правило, не изъятая из хозяйственного использования, но в пределах которой решением органов государственной власти зап­рещены любые действия, наносящие ущерб охраняемому объекту. Следует различать охранную и буферную зоны. Буферная зона — территория, расположенная в непос­редственной близости к ООПТ и в силу своих природ­ных условий, режима охраны или особенностей природо­пользования смягчающая давление на нее внешних фак­торов. Другими словами, буферная зона может не иметь объявленного охранного статуса, но тем не менее снижа­ет давление на заповедник извне, тогда как охранная зона всегда объявляется для охраны конкретного запо­ведника решением государственных органов.

Функции национальных парков и природных парков четко разграничены. Национальные парки отнесены к федеральному уровню, они представляют собой природо­охранные, эколого-просветительские и научно-исследо­вательские учреждения, допускающие регулируемый ту­ризм. Природные парки — это природоохранные и рек­реационные учреждения регионального уровня. Как видно из этих определений, по своим задачам национальные парки приближаются к заповедникам, а природные пар­ки — к национальным паркам классического (западного) типа. Эти учреждения организуются с правом землеполь­зования, что укрепляет их положение как природоохран­ных учреждений.

Статус государственных природных заказников пре­терпел наибольшие изменения: при их организации до­пускается изъятие территории у землепользователей; го­сударственные природные заказники могут иметь разный профиль (комплексный, зоологический, ботанический, геологический и др.); они становятся своеобразным ре­зервом, из которого в случае необходимости и целесооб­разности могут переводиться в заповедную сеть.

В последнее время Республика Адыгея, получившая свой новый статус в 1992 г., проводит активную полити­ку по претворению в жизнь основных положений все­мирной концепции устойчивого развития.

Наличие уникального и в значительной мере невост­ребованного природного потенциала Адыгеи и опреде­ленного интереса к деловому сотрудничеству с ней инос­транных предпринимателей, а также ограниченность соб­ственных финансовых ресурсов для проведения социаль­но-экономических преобразований предопределили вы­бор левой стратегии развития республики. Эта стратегия ориентирована на интенсивное внешнеэкономическое сотрудничество Республики Адыгея, ее активное участие в международном разделении труда. Важной составной частью новой экономической стратегии развития Адыгеи является увеличение масштабов участия республики в ре­шении общероссийских проблем и, в частности, проблем отдыха российских граждан на основе максимального ис­пользования ее благоприятных природно-климатических условий.

Живописные горные ландшафты, чистый горный воз­дух, условия для организации горнолыжного спорта, спе-леотуризма, горно-пешеходного туризма, дельтапланер-ного спорта, благоприятствуют развитию иностранного туризма, созданию международных баз отдыха. Туризм — одна из самых перспективных отраслей экономики Адыгеи еще и потому, что он требует создания разветвлен­ной транспортной инфраструктуры, высококлассных ав­томобильных дорог, эффективных систем связи, произ­водства экологически безопасных продуктов питания, подготовки квалифицированных специалистов сферы об­служивания. Иными словами, развитие туризма предпо­лагает развитие целого ряда отраслей народнохозяй­ственного комплекса, создание большого количества но­вых рабочих мест, подготовки специалистов самых раз­нообразных профессий.

Много лет в Адыгее ведется поиск возможностей за­действования благоприятных факторов развития турист­ско-оздоровительной отрасли. Ее развитие предполагает создание соответствующей материальной базы отвечаю­щей требованиям международных стандартов. Со време­нем туризм может стать «донором» всей экономики рес­публики. Но для этого необходимы значительные капи­тальные вложения. Вместе с тем, Правительство респуб­лики четко определило свою принципиальную позицию, заключающуюся в том, что принятие решений, проекти­рование и функционирование туристской инфраструкту­ры Адыгеи должно опираться на имеющуюся законода­тельно-правовую базу в области экологии, охраны при­роду и туризма.

Следуя данному направлению Президент Республики Адыгея в 1992 г. издал Указ о преобразовании Мини­стерства культуры в Министерство культуры и туризма. Эт означало, что впервые в структурах исполнительной власти появился орган, призванный осуществлять госу­дарственную политику в области туризма. В январе 1993 г. было принято постановление Президиума Верхов­ного Совета Республики Адыгея, в котором говорится: «Правопреемником собственности туристско-экскурси­онных учреждений, входивших в состав упраздненного ТЭПО «Адыгеятурист», решено считать Республику Ады­гея в лице Комитета по управлению государственным имуществом».

Верховный Совет Республики Адыгея в апреле 1993 г. принял Постановление «О состоянии и проблемах туриз­ма в Республики Адыгея», в котором говорится:

1. Считать туризм приоритетным направлением раз­вития инфраструктуры Республики Адыгея.

2. Утвердить Постановление ВС РА №221 от 22. 01. 93 г. «О собственности туристско-экскурсионных предприя­тий РА».

3. Правительству Республики Адыгея в целях развития туризма и во исполнение Указа Президента РФ от 10. 02. 93 г. «О мерах по государственной поддержке экономи­ческого и социального развития Республики Адыгея» обеспечить необходимыми средствами для становления отрасли... Правительству Республики Адыгея выделить средства для ремонта и реконструкции туристических баз республики».

В целях упорядочения деятельности туристско-экс­курсионных предприятий и организаций и защиты инте­ресов потребителей, повышения качества обслуживания населения, обеспечения их безопасности, соблюдения экологических санитарных норм и в соответствии с Ука­зом Президента РА №105 от 30 сентября 1993 г. «О ли­цензировании отдельных видов деятельности на террито­рии Республики Адыгея», Кабинет министров — Прави­тельство Республики Адыгея постановляет:

1. Утвердить временное положение «О порядке лицен­зирования туристско-экскурсионной деятельности на территории Республики Адыгея».

2. Установить, что физическим и юридическим ли­цам, осуществляющим деятельность в сфере туризма, не­зависимо от форм собственности, необходимо получить лицензию на право осуществления туристско-экскурси­онной деятельности.

3. При осуществлении видов туристско-экскурсион­ной деятельности без лицензии юридические и физиче­ские лица несут ответственность в соответствии с дей­ствующим законодательством РФ и Республики Адыгея.

4. Ввести в действие временное положение «О поряд­ке лицензирования туристско-экскурсионной деятельно­сти на территории Республики Адыгея» с 15 марта 1994 г. Понимание Правительством Республики Адыгея бес­перспективности дальнейшего ресурсопотребляющего пользования природой явилось предпосылкой к переориентации социально-экономического развития горной ча­сти республики, где в качестве приоритетных экономи­ческих ценностей выступают рекреационные ресурсы.

В целях сохранения историко-культурного наследия, уникальных экологических свойств, обеспечения рацио­нального использования природно-рекреационного мате­риала, улучшения социально-экологического положения предгорных районов Адыгеи; а также совершенствования организации лечения и отдыха граждан, развития внут­реннего и международного туризма и спорта, Президент Республики Адыгея своим Указом от 30 мая 1994 г. объя­вил о создании особо охраняемой эколого-туристской территории «Фишт» республиканского значения в Май­копском районе с центром в пос. Каменномостском.

Эта территория включает в себя 120 тыс. га. На ней проживает почти 15 тыс. человек. В соответствии с ре­шением Правительства реконструируется, получившая статус федеральной, автодорога Майкоп — Гузерипль, строятся новые и реконструируются существующие мос­ты. Начаты работы по строительству ЛЭП, что позволяет обеспечить устойчивое энергоснабжение отдаленных по­селков, в частности, Хамышки и Гузерипль.

Президент поручил Кабинету Министров, Правитель­ству РА разработать проект государственной долговре­менной программы комплексного развития ЭТТ «Фишт». При разработке программы будут предусмотрены вопро­сы решения следующих задач:

- значительное улучшение использования рекреаци­онных возможностей территории, с учетом предельных видов нагрузок на природную среду;

- принятие радикальных мер по сохранению истори­ко-культурного наследия предгорного района Адыгеи;

- улучшение социально-экономического положения населения предгорного района, в том числе первоочеред­ные мероприятия по строительству природоохранных объектов, созданию инженерной и социальной инфра­структуры территории;

- круглогодичное комплексное функционирование территории, как основного центра лечения и отдыха граждан;

- использование акционерных и кредитных форм привлечения финансовых ресурсов для развития рекреа­ционного комплекса;

- превращение территории в отечественный и между­народный туристский центр за счет активизации внеш­неэкономической деятельности и создания соответствую­щего правового режима для привлечения иностранных инвестиций;

- обеспечение рационального использования и возоб­новления природно-рекреационных ресурсов;

- установление плат за использование уникальных природно-рекреационных ресурсов;

- усиление в перспективе зависимости бюджета тер­ритории от результатов финансово-хозяйственной дея­тельности находящихся там предприятий и учреждений, ориентированных на рациональное использование при­родно-рекреационного потенциала территории.

Другим принципиально важным шагом становления туризма в Адыгее стало принятие Законодательным Со­бранием (ХАСЭ) — Парламентом Республики Адыгея 20 июля 1995 г. Закона Республики Адыгея «О туризме». Закон регулирует отношения в области организации и развития туризма в Республике Адыгея, регламентирует права и ответственность субъектов предпринимательской деятельности всех форм собственности, осуществляющих свою деятельность в сфере туризма, устанавливает меры их защиты и поддержки, определяет основные принципы государственного регулирования туристской деятельно­сти. Необходимость принятия Закона «О туризме» обу­словлена, в первую очередь, необходимостью создать правовую базу для развития этой наиболее перспектив­ной отрасли республики. Важность и необходимость его принятия подчеркнул и Президент Республики Адыгея А. А. Джаримов: «Развивая туризм, мы поднимем Ады­гею». Следует отметить, что в Российской Федерации за­кона о туризме еще нет, но длительная и кропотливая работа по подготовке проекта позволила изучить и ис­пользовать опыт субъектов Российской Федерации и за­рубежный опыт законотворчества в этой сфере.

Определяя права, обязанности и ответственность ту­ристов, Закон в 3 и 4 главах регламентирует и деятельность субъектов туристской деятельности. Так, определяя право на туристскую деятельность субъектами туризма, Закон регулирует вопросы лицензирования туристской деятельности, налогообложения, квотирования посеще­ния историко-культурных и природных объектов, туриз­ма на особо охраняемых природных территориях, вклю­чая заповедники, национальные парки, заказники, денд­рологические парки и ботанические сады. Гарантируя охрану прав предпринимателей в сфере туризма, Закон декларирует и определяет как сферу компетенции орга­нов государственной власти и управления в области ту­ризма, так и очерчивает границы государственного регу­лирования в области туризма.

Так, компетенция Российской Федерации в сфере ту­ризма определяется Законом и иными нормативами и правовыми актами, принятыми в соответствии с Консти­туцией РФ и Федеративным договором.

Компетенция Государственного Совета — ХАСЭ Рес­публики Адыгея в сфере туризма распространяется на ут­верждение программ развития туризма, участие в законо-творческой деятельности Российской Федерации о туриз­ме, на контроль за выполнением законов и иных норма­тивных актов, направленных на развитие туристской дея­тельности в Республике Адыгея, на разработку и утверж­дение принципов и порядка лицензирования туристской деятельности в республике.

К важнейшим направлениям деятельности Кабинета Министров Республики Адыгея в сфере туризма относят­ся: обеспечение условий для приоритетного развития ту­ризма; управление государственной собственностью, ис­пользуемой в туризме; организация и осуществление контроля за деятельностью специальных служб по обес­печению безопасности туристов.

Особое внимание в Законе уделяется государственно­му регулированию в сфере туризма. Актуальность и целе­сообразность его подтверждена как зарубежным опытом, так и отечественной практикой последних лет.

Важным документом для развития и становления ту­ристской индустрии в республике стала целевая програм­ма «Развитие туризма в Республике Адыгея» на 1997— 2005 гг., которая была утверждена постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 30. 12. 96 г. № 485. Целью программы является создание социально-экономических и организационных предпосылок для пе­рерастания туризма в ведущую отрасль республики. Сре­ди важнейших направлений программы следует отметить:

- создание условий для развития и обновления мате­риально-технической базы туризма;

- определение приоритетных направлений развития туристского потенциала региона;

- проведение льготной налоговой инвестиционной и целевой политики;

- расширение связей в сфере туристской деятельнос­ти с регионами России и зарубежными странами; — научное и информационное обеспечение туризма;

- поддержка малого бизнеса и предпринимательства в сфере туризма.

Совершенно очевидно, что полнота и эффективность государственной поддержки и государственного регули­рования, достижение целей и выполнение задач, опреде­ленных Государственной программой, в значительной степени будут зависеть от умелой работы государствен­ного органа управления туризмом Адыгеи.

Основными задачами государственного органа управ­ления туризмом в республике Закон определяет:

- участие в разработке и реализации государственной помощи в области иностранного и внутреннего туризма;

- организация разработки и реализация республикан­ских программ развития туризма;

- подготовка проектов законодательных актов и иных нормативных документов по вопросам туризма;

- координация и организация деятельности государ­ственных учреждений, предприятий, организаций, дей­ствующих в области туризма с целью повышения их кон­курентоспособности и улучшения качества туристских услуг;

- поддержка малого и среднего бизнеса в сфере туриз­ма и создание благоприятных условий для его развития;

- разработка и организация мероприятий по обеспе­чению безопасности туристов и оказания необходимой помощи лицам, терпящим бедствие.

В июле 1995 г. Государственный комитет по управле­нию госимуществом, рассмотрев ходатайство АООТ «Адыгеятурист», решил присоединить к данному пред­приятию государственные предприятия: турбазу «Лагона-ки», государственное предприятие «Большая Азишская пещера» и Майкопское бюро путешествий и экскурсий.

Для дальнейшего повышения роли туризма в Респуб­лике Адыгея Кабинет Министров Республики Адыгея в январе 1998 г. постановил образовать Департамент туриз­ма Министерства печати, информации и общественно-политического прогнозирования Республики Адыгея и назначил начальником Департамента 3. Ц. Хота. Через год, 25. 01. 1999 г., Постановлением Кабинета Мини­стров Республики Адыгея Департамент туризма Мини­стерства печати, информации и общественно-политиче­ского прогнозирования Республики Адыгея был упразд­нен, а его функции были переданы Комитету Республи­ки Адыгея по туризму, физической культуре и спорту. В настоящее время данный комитет занимается всеми воп­росами туристской отрасли в нашей республике.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: