Современные проблемы туристического рынка Адыгеи




 

Сложная конъюнктура на отечественном рынке тури­стических услуг заставляет привлекать все возможные ресурсы для того, чтобы туризм стал эффективной отрас­лью экономики.

Республика Адыгея располагает уникальными, весьма привлекательными для туристов природными условиями и развитие туристской отрасли оценивается как одно из наиболее важных, стратегических направлений развития народного хозяйства республики. Правительством Ады­геи разработан и принят к исполнению целый ряд доку­ментов, определяющих принципы государственного регу­лирования туристической деятельности.

Социологические исследования в области проблем ту­ристского рынка выявили ряд проблем, которые связаны с экономическим кризисом современного переходного периода. Дефицит государственных средств привел к значительному сокращению, а порой и прекращению го­сударственных инвестиций в туризм. Материально-тех­ническое обеспечение туристических баз в настоящее время не отвечает современным требованиям, а их ре­конструкция или строительство новых баз очень пробле­матично из-за отсутствия средств.

На экономические проблемы налагаются структурно-организационные. В современных условиях заметно сни­жена роль профсоюзов, молодежных и иных организаций и ведомств, принимавших ранее активное участие в обеспечении социального туризма.

В своем исследовании социологи выделяют и психо­логические проблемы, которые проявляются в том, что в силу сложившейся в предшествующие годы нерыночной психологии, многие государственные чиновники часто ошибочно полагают, что инвестиции в туризм практи­чески не окупаемы. В такого рода психологии многих чиновников «виновна» вся история России, когда туризм воспринимался как нечто чуждое массовому российскому обывателю, как буржуазная прихоть. С другой стороны, и сам массовый российский обыватель плохо приучен к организации своего досуга. Он всегда или воевал, или восстанавливал разрушенное войной хозяйство, или под­нимал целину, или строил БАМ и т. п.

Еще одной из немаловажных проблем является спе­цифическая для Северного Кавказа проблема, без реше­ния которой трудно рассчитывать на приток туристов. Она явилась следствием вооруженных конфликтов в Чеч­не, Северной Осетии, Абхазии. После них многие люди просто боятся приезжать на Кавказ. И хотя от спокой­ной Адыгеи до Чечни и Осетии примерно 700 км, массо­вый турист все-таки опасается здешних маршрутов. Для многих из них Чечня — это весь Северный Кавказ.

Поэтому одной из актуальных задач для развития ту­ризма в Адыгее является развенчание мифа о мнимых «кавказских опасностях». В Адыгее их нет. Понятно, по мере становления в Российской Федерации политиче­ской и экономической стабильности подобные мифы бу­дут развеиваться. Однако и сейчас необходимо приложить пропагандистские усилия для того, чтобы не запу­гивать отечественного туриста тем, чего нет. Кстати, жи­тели прилегающих к Адыгее регионов в гораздо меньшей степени подвержены страхам, вызываемым ложными слухами, по той простой причине, что лучше осведомле­ны о реальной ситуации в республике.

Базовые показатели для контроля за динамикой мест­ного туризма весьма настораживают. Всего 8% постоян­ных клиентов турорганизаций — это мало для республи­ки, обладающей уникальными туристическими возмож­ностями. Задача состоит в том, чтобы увеличить эту цифру в несколько раз. Разумеется, есть целый ряд при­чин, сдерживающих развитие туризма, но есть и огром­ные резервы. Как показало социологическое исследова­ние, более 70% опрошенных в течение года все же быва­ют «на природе». Эти 70% и есть резерв местного туриз­ма в Адыгее. Пусть не все они проведут отпуск, восполь­зовавшись организованным туристическим отдыхом, но они могут посвятить этому один или несколько выход­ных дней, а это вполне реальная перспектива.

Словом, надо соединить тягу людей побывать на при­роде с туристическими услугами, т. е. проинформировать их о том, куда можно поехать, что их там ожидает, пре­доставить на прокат палатки, тенты и т. д. Потенциаль­ный турист должен быть твердо уверен, что отказа ему не будет ни в чем. Особенное внимание следует уделять транспортным услугам. Необходим транспорт «на все случаи жизни»: микролитражный, микроавтобусы, авто­бусы. Это поможет ориентации потенциального туриста, возможно, подтолкнет его к обращению в туристские организации.

Изучение мнения людей о причинах слабого спроса на услуги организованного социального туризма показа­ло: на первое место респонденты поставили дороговизну предоставляемых путевок и услуг (36%); на второе — от­сутствие той или иной информации о предоставляемых туристическими организациями услугах, широкой рекла­мы (19%); на третье — недостаточный уровень комфорта и социально-бытовых условий (13%). Плохое транспорт­ное сообщение с турбазами (9%) и недостаточный уро­вень профессиональной культуры обслуживающего персонала туристских организаций (9%) заняли четвертое место в ряду перечисленных причин.

Проведенный анализ свидетельствует о том, что по­вышение уровня материального благосостояния не ведет автоматически к пропорциональному росту спроса на ус­луги местных туристических организаций. Это еще раз подтверждает, что заинтересованным в прибылях турис­тическим организациям необходимо заботиться о форми­ровании соответствующей культуры отдыха у населения, о воспитании естественной потребности общения с при­родой, как у детей, так и у взрослых.

Здоровье населения является бесценным капиталом любого государства. Поэтому в государственных масс-ме-диа было бы неплохо поддержать отечественные туристи­ческие организации.

Третья по счету причина нежелания потенциальных потребителей туристических услуг воспользоваться ими — это низкий уровень комфорта (социально-бытовых усло­вий). Вряд ли массовый туризм Адыгеи вдруг возжелает пятизвездочные отели, которых в республике нет, и в ближайшее время не предвидится. Построенные большей частью еще в годы социализма туристические базы были рассчитаны на массовые заезды «представителей трудо­вых коллективов», с общими столовыми и общими меню, примерно одинаковыми номерами, одним и тем же инвентарем и т. д. Сегодня же требования людей из­менились. Кто-то может посчитать «некомфортабельной» общественную столовую и захочет иметь возможность приготовить пищу самостоятельно; кто-то желает боль­шей степени уединения, камерности, а наши базы, как правило, не соответствуют этому желанию. Третьи хотят побродить по туристическим тропам со своими детьми, а им в этом отказывают.

Наконец, четвертая причина, препятствующая массо­вому потреблению туристических услуг,— это прежде всего низкий уровень профессиональной культуры ра­ботников туристической сферы и достаточно плохое на данный момент транспортное обслуживание. Таким об­разом, данные говорят не только о базовых показателях — количество реальных и потенциальных потребителей ту­ристических услуг, но и о тех направлениях становления и развития внутреннего туризма, которые требуют особо­го отношения.

Современные данные показывают: 49% потенциаль­ных потребителей туристических услуг предпочитают от­дохнуть летом, для 30% респондентов «сезон не имеет особого значения», 5—8% желали воспользоваться услуга­ми туристических организаций зимой и в межсезонье.

Такие показатели являются важной основой работы по планированию загрузки турбаз и мест отдыха «внут­ренними» туристами — жителями республики и соседних регионов. Они наглядно свидетельствуют о том, что сфе­ра туризма Республики Адыгея располагает значитель­ным потенциалом, который вполне можно исследовать уже сегодня, не дожидаясь крупных финансовых влива­ний в развитие туристской отрасли.

Очевидно, что хозяйственное использование особо охраняемых природных территорий, могущее повлечь их коренное преобразование или деградацию, будет иметь и весьма неблагоприятные последствия для развития обще­ства. С одной стороны, экстенсивное развитие природо­пользования позволяет товаропроизводителям подменять рост эффективности использования ресурсов и террито­рий, уже вовлеченных в оборот, включением в него но­вых ресурсов и территорий. С другой стороны, сокраще­ние или деградация площадей ООПТ означает разраста­ние зон экологической нестабильности, а затем и эколо­гического неблагополучия. Таким образом, формирова­ние системы ООПТ является необходимым условием ста­новления социально ориентированной экономики. Указ Президента Российской Федерации № 1155 от 2 октября 1992 г. устанавливает, что сохранение и развитие особо охраняемых природных территорий является одним из приоритетных направлений государственной экологиче­ской политики Российской Федерации, формулирует цели ООПТ как обеспечение экологической безопаснос­ти и сохранение национального природного наследия на­родов России.


Заключение

 

Уникальный природный потенциал Республики Ады­гея: плодородные почвы, мягкий климат, большие пло­щади лесных массивов, разнообразие полезных ископае­мых, подземных минеральных и термальных вод — со­здает предпосылки для интенсивного развития турист­ско-рекреационного комплекса.

Туризм — одна из самых перспективных отраслей экономики Адыгеи, т. к. он требует создания разветвлен­ной транспортной инфраструктуры, высококлассных ав­томобильных дорог, эффективных систем связи, произ­водства экологически безопасных продуктов питания, подготовки квалифицированных специалистов сферы об­служивания. В связи с этим происходит переориентация направления социально-экономического развития горной части Республики Адыгея, где в качестве приоритетных экономических ценностей выступают рекреационные ре­сурсы.

В туристской деятельности не должно быть никаких экспериментов с ландшафтами. Расширение туристских мощностей позволительно лишь там, где обязательную силу имеет региональное планирование, и где любые проекты включаются в общие планы экологического раз­вития. Главную привлекательность туризма составляют отнюдь не отели, канатные дороги, подъемники и бас­сейны. В центре внимания находятся эстетические свой­ства ландшафта. Его своеобразие, красота, способность воздействовать на чувства и эмоции людей играют в дан­ной отрасли решающую роль. Инженерные же сооруже­ния лишь средство достижения цели и служат для того, чтобы удобнее и полнее можно было пользоваться ланд­шафтом. Совершенно особое значение для Адыгеи имеет реги­ональная политика стимулирования экономики, предус­матривающая разработку и реализацию комплекса при­родоохранных мероприятий, создания транспортных и коммуникационных систем, сети мелких и средних пред­приятий для производства высококачественных товаров и услуг, которые бы занимали небольшую площадь и были безопасны для окружающей среды. Мировая и оте­чественная практика показывают, что именно такие за­ведения работают успешней других и почти не требуют дотаций государства. При этом особая роль принадлежит народным промыслам, поскольку их значение выходит далеко за рамки экономики и простирается в соци­альную и культурную сферы.

Прогноз развития сферы туризма в Адыгее позволяет предположить в перспективе полное рекреационное ос­воение большей ее части, особенно горной и предгорной территории. Это может быть осуществлено только в том случае, если территориально-производственное планиро­вание будет вестись согласованно на всех уровнях — ме­стном, региональном и общегосударственном.

Приоритетной задачей развития туристской сферы республики является укрепление материальной базы су­ществующих на данный момент туристских предприятий, дальнейшая реклама туристских возможностей Адыгеи, реализация целевых программ по развитию туристской отрасли. Кавказский государственный природный биосферный заповедник обладает значительным потенциалом для раз­вития рекреационной эколого-туристской деятельности на отведенных для этого территориях заповедника. Тер­ритория КГПБЗ имеет предпосылки для развития прак­тически всех видов рекреационной деятельности. Осо­бенно благоприятные условия и возможности для заня­тий горным и пешеходным туризмом, скалолазанием, спелеотуризмом. Огромен потенциал для организации экскурсий, особенно биологических и ботанических.


Литература

 

1. Бочкарева И. В., Шербашина Л. Д. Моя Адыгея. Крае­ведческое пособие.- Майкоп, 1992.- 78 с.

2. Бузаров А. Ш., Варшанина Т. П., Кабаян Н. В. и др. География Республики Адыгея.— Майкоп: Адыг. респ. изд-во, 1995.— 168 с.

3. Веденин Ю. А. Методика определения избирательности си­стем занятий во время отдыха по отношению к природным комплек­сам.— В кн.: Географические проблемы организации туризма и отды­ха. Вып. 1.- М.: Турист, 1975.- С. 16-30.

4. Власов А. А. и др. Туризм. Учеб.-метод, пособие. М.: Выс­шая школа, 1977.

5. Водождоков К. М. и др. Туристическими маршрутами древней Адыгеи.- Майкоп: Адыг. кн. изд-во, 1992.

6. Гезгала Я. Туризм в народном хозяйстве.— М.: Прогресс, 1970.

7. Географические проблемы организации труда и отдыха.-Сборник статей. Вып. 1.— М.: Турист, 1980.

8. Джаримов А. А. Диагностика региональной динамики и рыночной адаптации экономики региона.— Майкоп: Респ. изд-во, 1995.

9. Закон Республики Адыгея о туризме: Принят сессией Законо-дат. Собр. (ХАСЭ) - Парламента Респ. Адыгея 20 июля 1995 г.//Сов. Адыгея.- 1995.- 15 авг.

10. Кабинет Министров Республики Адыгея. Постановление от 26.01. 1998 г. №25. «Об образовании Департамента туризма Мини­стерства печати, информации и общественно-политического прогно­зирования Республики Адыгея».

11. Кабинет Министров Республики Адыгея. Постановление от 25. 01. 1999 г. № 14. «Об упразднении Департамента туризма Мини­стерства печати, информации и общественно-политического прогно­зирования Республики Адыгея».

12. Социально-экологические проблемы юга России. / Отв. ред. А. К. Тхакушинов.- Майкоп: Качество, 1998.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: