Дела неверующих можно условно разделить на два вида. Первый из них — дурные дела, причинение вреда и зла. Совершая подобное, люди не ожидают снискать какое-либо благо и не ждут награды. Такие дела Всевышний уподобил в Коране мракам, наслаивающимся друг на друга: «Или же они подобны мраку в глубине морской пучины. Его покрывает волна, над которой — другая волна, над которой — облако. Один мрак поверх другого! Если он вытянет свою руку, то не увидит её. Кому Аллах не даровал света, тому не будет света» (сура 24 «Свет», аят 40).
Второй вид дел — дела, которые, по мнению тех, кто их совершает, должны защитить их от наказания Аллаха. Это милостыня, освобождение рабов, поддержание родственных связей, расходование на благие цели. Всевышний привёл в Своей Книге примеры таких дел.
В одном аяте Он уподобил эти дела миражу, который кажется жаждущему водой, но, когда он идёт к ней, чтобы напиться и утолить наконец измучившую его жажду, он ничего не находит: «А деяния неверующих подобны мареву в пустыне, которое жаждущий принимает за воду. Когда он подходит к нему, то ничего не находит. Он находит возле себя Аллаха, Который воздаёт ему сполна. Аллах скор врасчёте» (сура 24 «Свет», аят 39).
В другом аяте Он уподобил эти дела холодным ураганным ветрам, которые губят посевы и плоды: «То, что они расходуют в этой земной жизни, подобно ледяному ветру, который поразил ниву людей, поступивших несправедливо по отношению к себе, а затем погубил её. Аллах не был несправедлив к ним — они сами поступали несправедливо по отношению к себе» (сура 3 «Семейство 'Имрана», аят 117).
Эти холодные ветры — неверие (куфр)и придавание Аллаху сотоварищей (ширк),которые губят благие дела этих людей.
|
В третьем аяте такие дела Всевышний уподобляет пеплу, который развеивается сильным порывом ветра, — как может человек собрать его воедино после этого?
Всевышний Аллах сказал: «Деяния тех, кто не уверовал в своего Господа, подобны пеплу, над которым пронёсся сильный ветер в ветреный день. Они не смогут распоряжаться ничем из того, что приобрели. Это и есть глубокое заблуждение» (сура 14 «Ибрахим», аят 18).
Итак, Всевышний обратит деяния неверующих в развеянный прах: «Мы займёмся деяниями, которые они совершили, и обратим их в развеянный прах» (сура 25 «Различение», аят 23).
Эти люди, которые думают, что у них все хорошо и ничто, кроме благого, их не ожидает, в Судный день сталкиваются со страшной реальностью: их дела напрасны, они не приняты Всевышним и ничего не стоят. Среди этих людей — усердно поклонявшиеся Всевышнему Аллаху иудеи и христиане, жившие после начала пророческой миссии Пророка Мухаммеда (Да благословит его Аллах и приветствует). Некоторые из них отдают всё своё время и силы поклонению и совершению благих дел. При этом они считают, что таким способом приносят пользу себе и приближаются к Всевышнему. То же самое можно сказать и о тех, кто считает себя мусульманами, но при этом придаёт Аллаху сотоварищей, относительно которых Сам Аллах не ниспосылал никакого веления, и поклоняются наряду с Аллахом кому-то ещё. Всем этим людям не принесут никакой пользы их дела, и в День Воскрешения все их усилия и старания окажутся напрасными: «Скажи: «Не сообщить ли вам о тех, чьи деяния принесут наибольший убыток? О тех, чьи усилия в земной жизни оказались тщетными, хотя они думали, что поступают хорошо? Это — те, которые не уверовали в знамения своего Господа и во встречу с Ним. Тщетны будут их деяния, и в День Воскрешения Мы не придадим им никакого веса». Геенна будет им воздаянием за то, что они не уверовали и насмехались над Моими знамениями и Моими посланниками. Сура 18 «Пещера», аяты 103-106.
|
Мус'аб ибн Са'д спросил своего отца, Са'да ибн Абу Ваккаса о понёсших наибольший убыток, и тот ответил: «Это иудеи и христиане.
Иудеи сочли ложью то, что принёс Мухаммад (Да благословит его Аллах и приветствует), а христиане проявили неверие в том, что касается Рая: они сказали, что в Раю не будет ни еды, ни питья» [Фатх Аль-Бари, т. 8, с. 425].
Иудеи и христиане относятся к потерпевшим наибольший убыток потому, что многие из них считают, что они на верном пути и усердствуют в поклонении, однако на самом деле они терпят убыток, потому что они не веруют в последнего из посланников Всевышнего — Мухаммеда (Да благословит его Аллах и приветствует) — и Книгу, ниспосланную Всевышним. И это в добавление к тому, что они не верят во многое из того, что ниспослал им их Господь, и при этом верят в то, что было привнесено в их религию, и в то, что было искажено.
Итак, все эти дела, которые самим неверующим представляются чрезвычайно полезными, в Судный день не будут иметь никакого значения и никакой ценности, ибо они как дом, построенный на гнилом фундаменте: «От того, кто ищет иную религию помимо ислама, это никогда не будет принято, и в Последней жизни он окажется среди потерпевших урон» (сура 3 «Семейство 'Имрана», аят 85).
Фундамент для всех дел — ислам. Это означает, что, если человек не является мусульманином, все его дела напрасны и не принимаются Всевышним. 'Аиша как-то сказала: «О Посланник Аллаха! Ибн Джад'ан во времена невежества поддерживал родственные связи и кормил бедняков. Принесёт ли ему всё это пользу?» Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Нет, это не принесёт ему пользы, ибо он никогда не говорил: "Господи, прости мне грех мой в Судный день"» [Муслим, № 214].